|   2.Объявление темы через выделение звука   [ Р].– Назовите одним словом: что летает, едет, плавает? (Транспорт.)  – Как называется транспорт, едущий по земле?    Какой знакомый звук повторяется в слове ТРАНСПОРТ? ( Р.)  Чтобы мотор хорошо завести, надо сделать зарядку для язычка.    -«Чистим зубы» -    чищу зубы, чищу зубы,  И снаружи, и внутри,    не чернели, не желтели,    и не портились они.  «Качели» -  На качелях я качаюсь, вверх – вниз,   вверх – вниз, я до крыши поднимаюсь,   а потом спускаюсь вниз. Вверх – вниз.  «Барабанщик» -    Барабанщик очень занят –д-д-д, д-д-д,  Барабанщик барабанит - д-д-д, д-д-д,  Бей руками помогай - д-д-д, д-д-д,  Ритм ногами отбивай - д-д-д, д-д-д,  Учись играть на барабане - д-д-д, д-д-д,  Твой язык послушным станет -д-д-д, д-д-д,  Язык, кверху поднимайся - д-д-д, д-д-д,  Смотри, с ритма не сбивайся - д-д-д, д-д-д.  «Грибок»  Вырос гриб на тонкой ножке,  Голова среди травы,  Ножка есть, да нет головки,  Шляпка есть-    Нет головы.  «Гармошка»  На гармошке я играю – тра-ля-ля,тра-ля-ля,  Мой мотив совсем простой,    гармонист я неплохой  Давайте произнесем один звук [Р]  3Артикуляционная и акустическая характеристика звука Р:  - Что происходит с губами, зубами и языком, когда произносим звук [Р]? Какой должна быть струя воздуха?                            Какая должна струя воздуха? Поймайте её в ладошку  Гласный это или согласный? Почему? Твёрдый или мягкий? Звонкий или глухой?       |            Дети отвечают: транспорт  Слайд 2  Наземный  Звук Р              Выполняют артикуляционную гимнастику                                                                                                          Дети произносят изолированный звук [Р]          Дети дают характеристику звука –    губы открыты;   - зубы сближены, но не соприкасаются;   - кончик языка поднят к бугорочкам за верхними зубами и вибрирует;   - по середине языка идет теплая воздушная струя;  Дети вытягивают руку вперед и дуют в ладошку  Звонкий, согласный, твердый звук. При произнесении есть преграды   |  
  |   4Развитие фонематического восприятия.  Едут машины по дороге и везут грузы. Назовите первый звук в названии груза. Если соберете все звуки по порядку, сможете сложить новое слово.      Для чего в машине нужен руль?          В названии какого наземного транспорта есть звук [Р]? Назовите место звука Р в словах          Как называется помещение, в которое ставят машины?        Разместить машины по гаражам вам удастся, если угадаете слово по его значению и разделив его на слоги.                       |            Презентация слайд 3  (едут машины, везут грузы- рыба (р), улитка (у), лимоны (л') - руль  Слайд 3  Картинка - шофер держится за руль  Поворачивая руль шофер выбирает дорогу и направление движения  Слайд 4  Автомобиль, автобус, грузовик, трактор, экскаватор, пожарная машина, скорая помощь, бульдозер, трамвай, троллейбус.      Слайд 5 Гараж        Дети делят слова на слоги прохлапыванием и размещают картинки по гаражам      Дети отгадывают значение слов,    -Машина, роющая ямы (экс-ка-ва-тор)  -Машина, везущая врачей и больных (ско-ра-я по-мощь)  -Машина, спешащая на пожар (по-жар-на-яма-ши-на)  -Машина, везущая грузы. (гру-зо-вик)   |  
  |   5Динамическая пауза  «Едем, едем на машине  Нажимаем на педаль  Газ включаем,выключаем  Смотрим пристально мы вдаль  Дворники счищают капли          Вправо,влево,чистота!  Волосы ерошит ветер  Мы-шоферы хоть куда!»       |        Дети выполняют движения:  -имитируют движения рулем  -ногу сгибают, вытягивают  -поворачивают воображаемый рычаг  -приставляют ладонь ко лбу  -руки сгибают в локтях перед собой,ладони раскрывают, наклоняют руки влево и вправо      -над головой шевелят пальцами  -поднимают вверх большие пальцы рук   |  
  |   6.Автоматизация Р  Кто управляет машиной?    Каким он должен быть?        Давайте проверим, насколько вы внимательны, сможете ли в будущем управлять машиной? Я вам буду говорить слоги, а вы за мной повторите их без ошибок.  РА-РА-РО  РЫ-РЫ-РУ  РА-РА-РЫ  А сейчас я вам говорю 3 слова, вы их запоминайте, находите карточки с изображениями услышанных слов. Выкладывайте карточки рядами.  Руль, ручка, рука.  Зеркало, крыша, фары.  Шофер, мотор, пар.  Проверяем.     |    Слайд 7    Шофер    Внимательным, осторожным, грамотным и т.д.      Дети повторяют слоги                          Дети запоминают слова и выкладывают картинки по 3 в каждом ряду.          Проверка  Слайд 8 (после того, как дети выложат картинки)   |