Просмотр содержимого документа
«Обзор методик логопедической работы, направленных на коррекцию специфических нарушений письма у обучающихся с ОНР и ЗПР»
Обзор методик логопедической работы, направленных на коррекцию специфических нарушений письма у обучающихся с ОНР и ЗПР
процессе логопедической работы по коррекции определенного вида дисграфических ошибок основной задачей является: коррекция нарушенного механизма, формирование тех психических функций, которые обеспечивают нормальное функционирование операций процесса письма.
Исходя из механизмов каждого вида дисграфии, авторы, посвятившие свои исследования данной области логопедии предлагают различные методы и приёмы работы.
Р.И. Лалаева предлагает выстроить коррекционную логопедическую работу по направлениям:
Развитие фонематического восприятия при устранении артикуляторно - акустической дисграфии и дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания.
Развитие языкового анализа и синтеза при дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
Развитие слогового анализа и синтеза.
Развитие фонематического анализа и синтеза.
Устранение аграмматической дисграфии.
Устранение оптической дисграфии.
каждом направлении предлагаются задания с опорой на различные анализаторы (речеслуховой, речедвигательный, зрительный и другие), которые строятся по плану от частного к общему, от простого к сложному. В предложенной коррекционной работе Р.И. Лалаева отмечает большое значение опор на внешние схемы, идеограммы, флажки, дополняя их значками и стрелками, имитируя предметы и отношения между ними. Так, например, строится работа по выделению гласного звука из слога и слова в развитии слогового анализа и синтеза, где учащиеся определяют гласный звук и место его в слове (начало, середина, конец), постепенно переходя на двух – и трёхсложные слова (рисунок 1).
о
,
о
,
о .
Рисунок 1 – Схемы слов с
расположением гласного звука в начале,
середине и конце слова
Е.В. Мазанова разработала комплект пособий, предназначенных для работы с детьми при аграмматической, акустической, оптической и дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. По коррекции каждого вида дисграфии автор ставит определённые коррекционные задачи.
Вся коррекционная работа проводится в три этапа: подготовительный (уточнение и подготовка к коррекции), основной (развитие западающего элемента, работа с ним) и заключительный (закрепление полученных знаний; перенос полученных умений и знаний на другие виды деятельности).
К каждому пособию подобран альбом для учащегося: «Учусь работать со словом», «Учусь не путать звуки», «Учусь не путать буквы», «Учусь работать с текстом». Предлагаемая методика обучения строится с учетом речевого онтогенеза, индивидуальных и возрастных особенностей детей, системности и последовательности в подаче лингвистического материала, комплексности при преодолении выявленных нарушений письменной речи. В предложенной коррекционной работе Е.В. Мазанова большое внимание уделяет моделированию букв, слов, предложений, правил. Так, например, при коррекции акустической дисграфии, предлагается работа со схемой гласной буквы Ю, где объясняют обозначение буквой одного или два звука (рисунок 2)
Рисунок 2 – Схема обозначения буквы Ю одного и двух звуков
Или, например, при коррекции оптической дисграфии предлагается найти, прочитать и записать пословицу с указанием рабочих букв урока (рисунок 3).
Рисунок 3 – Таблица зашифровки пословицы «Хорошая книга лучший друг»
При коррекции дисграфии Л.Н. Ефименкова выделяет следующие разделы:
Работа над словом:
Состав слова. Образование слов.
Фонетическая и смыслоразличительная роль ударения.
Формообразовательная роль ударения.
Дифференциация гласных.
Дифференциация согласных.
предложенной методике автор акцентирует внимание на том, что у учащихся - дисграфиков много ошибок на безударные гласные и поэтому даёт расширенный методический материал, направленный на выработку умения находить в слове безударные гласные и подбирать к ним проверочные слова. Также Л.Н. Ефименкова после работы над каждым разделом предлагает заканчивать его диктантом с заданием или изложением с другими видами заданий. Так, например, после работы над дифференциацией гласных учащимся предлагается зрительный диктант. Логопед пишет на доске предложение, учащиеся запоминают его, запись стирается и учащиеся записывают его по памяти. Такого рода задание можно начинать с запоминания словосочетания, переходя на предложения, затем и текст.
С.В. Коноваленко разработала направления по коррекции дисграфии у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Автор предлагает проводить работу по направлениям:
-различение гласных и согласных,
-различение звонких и глухих,
-различение твёрдых и мягких групп звуков,
-звуковой анализ и кодирование слогов и слов,
- развитие тонкой моторики, моторной памяти и увеличение скорости письма,
- развитие зрительного и слухового внимания и памяти,
-развитие способности к концентрации и произвольному переключению внимания.
Так, например, в направлении различения групп звуков при дифференциации твёрдых и мягких согласных звуков автор предлагает интересный приём. Когда учащийся слышит мягкий звук, он его повторяет, выбрасывая при этом руки со сжатыми кулаками вперёд, кулаки при этом разжимаются. Если учащийся слышит твёрдый звук, то произносит его с резким опусканием рук со сжатыми кулаками вниз вдоль тела, кулаки при этом резко разжимаются. Задание постепенно усложняется, если сначала ученик произносил по одному звуку, то затем произносит слоговой ряд с различными гласными звуками. Или, например, для развития зрительного внимания и зрительной памяти ребенку предлагается доступный текст, который нужно переписать с заменой указанной буквы на условный знак. Усложнение задания в замене трёх букв, восстановлении текста через два часа.
А.В. Щукин и О.В. Елецкая разработали психокоррекционную работу по устранению дисграфии, основанную на системном, комплексном подходе, направленную на развитие зрительно - моторной и слухомоторной координации, коррекции форм психомоторного поведения и интеллектуально - личностного развития детей. Выделяют направления работы:
1. Способствование статической и динамической координации движений кисти и пальцев рук, ритмической организации движений, овладению навыками переключаемости и ориентировки в пространстве.
Использование графических работ для развития тонкой моторики рук и речи, наглядно - образной памяти, мышления.
Применение заданий и упражнений на наглядно - действенном, наглядно - образном и словесно - логическом уровне мышления.
4. Психотехнические приёмы для повышения умственной работоспособности, развития памяти, внимания, скорости реакции.
Сюжетно - ролевые игры, направленные на коррекцию самооценки, саморегуляции, произвольности поведения.
6. Акцентировать внимание на коррекцию дифференциации пространственных отношений на предметном уровне, либо на развитие зрительно - моторной координации, либо на коррекцию самооценки.
Так, например, при дифференциации пространственных отношений автор предлагает начать с анализа частей тела перед зеркалом по заданным параметрам: выше всего, ниже всего, выше, чем, ниже чем и так далее. Постепенно задание усложняется относительно других частей тела, их взаимосвязь и далее отработка и анализ расположения объектов во внешнем пространстве (уровень расположения объектов по отношению к собственному телу), но также непосредственно по вертикальной оси, используя также представления, предлоги, взаиморасположение объектов, различие между ними.
В своей работе по преодолению дисграфии А.В. Ястребова, Л.Ф. Спирова, Т.П. Бессонова предполагают профилактическую направленность. Коррекционно-развивающая работа посвящена совершенствованию устной речи детей, развитию речемыслительной деятельности и формированию психологических предпосылок к осуществлению полноценной учебной деятельности. При этом в работе выделяются несколько направлений:
Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи (развитие фонематического восприятия и фонематических представлений; устранение дефектов звукопроизношения; формирование навыков анализа и синтеза звукослогового состава слов; закрепление звукобуквенных связей.).
Восполнение пробелов в области овладения лексикой и грамматикой (уточнение значений слов и дальнейшее обогащение словаря путём накопления новых слов и совершенствования словообразования; уточнение значений используемых синтаксических конструкций; совершенствование грамматического оформления связной речи путём овладения учащимися словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций);
Восполнение пробелов в формировании связной речи (развитие и совершенствование умений и навыков построения связного высказывания:
программирования смысловой структуры высказывания; установления связности и последовательности высказывания; отбора языковых средств, необходимых для построения высказывания).
Так, например, при работе по дифференциации звонких – глухих согласных на развитие внимания авторы предлагают внимательный диктант. Логопед диктует слова, учащиеся вместо заданной буквы ставят особые знаки, если шифровка в начале слова - кружок, в середине – треугольник, конце – прямоугольник. Задание постепенно усложняется, если убрать подсказку шифра с доски, быстро сосчитать количество слов, где заданная буква в начале, середине или конце слова, заменять буквы и со звонкой и с глухой буквой.
Таким образом, устранение специфических ошибок письма осуществляется приёмами, направленными на развитие речи и мышления, процессов восприятия, памяти, воображения и других психических процессов. Большое внимание в коррекции дисграфических ошибок уделяется сравнению смешиваемых букв с максимальным использованием различных анализаторов: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный. Коррекционная работа выстраивается с разных позиций, осуществляя разные методы и приёмы. Для нашей дальнейшей работы будет важен вклад в коррекционную деятельность логопедов, которые выстраивают свою работу с точки зрения профилактики и коррекции определённого вида дисграфии. Это такие авторы как Р.И. Лалаева, Е.В. Мазанова, Л.Н. Ефименкова, И.Н. Садовникова и другие. В ходе специально организованной и систематической логопедической работы учащиеся учатся анализировать, сопоставлять и обобщать различные языковые явления, что в свою очередь, снижает риск возникновения специфических ошибок на письме. Важно помнить, что только комплексный, последовательный и дифференцированный подход позволит грамотно простроить коррекционную работу и достичь наилучшего результата.
Выготский, Л. С. Мышление и речь/ Л. С. Выготский - М., 1956. — С. 267.
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М., 2001 г.
Ефименкова, Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Национальный книжный центр, 2015. – 320 с.
Коноваленко, С.В. Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Эксмо, 2004.
Лалаева, Р.И., Бенедиктова, Л.В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция. — Ростов н/Д: «Феникс», 2004. — 224 с.
Лалаева Р.И. Нарушение письменной речи.//Хрестоматия по логопедии./ Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. - М.: Владос, 1997. - С.512.
Мазанова, Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии, Конспекты занятий для логопеда. – М.: ГНОМ и Д, 2016. – 128 с.
Мазанова, Е.В. Коррекция акустической дисграфии, Конспекты занятий для логопеда. – М.: ГНОМ и Д, 2017. – 184 с.
Мазанова, Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза, Конспекты занятий для логопедов. – М.: ГНОМ и Д, 2016. – 128 с.
Мазанова, Е.В. Учусь работать со словом. Альбом упражнений по коррекции аграмматической дисграфии. – М.: ГНОМ и Д, 2016. – 48 с.
Мазанова. Е.В. Учусь не путать звуки. Альбом 1/2. Упражнения по коррекции акустической дисграфии младших школьников. – М.: ГНОМ и Д, 2016. – 32 с.
Мазанова, Е.В. Учусь работать с текстом Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа. – М.:ГНОМ и Д, 2016. – 48 с.
Мазанова, Е.В. Коррекция оптической дисграфии, Конспекты занятий c младшими школьниками. – М.: ГНОМ и Д, 2016. – 87 с.
Щукин, А.В, Елецкая, О.В. Интеллектуально-личностное развитие детей с различными видами дисграфии А.В. Щукин // Логопед. - Москва: Сфера. – 2013. - № 6.- С.10-17
Ястребова, А.В., Спирова, Л.Ф., Бессонова, Т.П. Учителю о детях с недостатками речи. / Изд. 2-е. - М.: АРКТИ, 1997. - 131 с.