Педагогический проект «Использование нейроупражнений в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР».
Педагогический проект «Использование нейроупражнений в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР».
В последнее время особое внимание в логопедической практике уделяется такому направлению, как нейропсихология. Нейропсихологические методы обследования успешно применяются как для диагностики, так и для коррекции высших психических функций у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, включая детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи).
Дошкольный возраст - это период становления и развития всех сторон речи, активного усвоения ребенком разговорного языка. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. При этом ребенок не только приобретает знания, но и учится мыслить, поскольку думать - это значит говорить про себя вслух, а говорить - значит думать. Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Язык и речь являются важнейшим средством познания действительности, человеческого общения и служат основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе. Ребенок пользуется речью для того, чтобы выразить свои мысли, чувства, то есть воздействовать на окружающих людей. Это предъявляет требования к выразительности, эмоциональности и связности речи.
Нейроигры — это немедикаментозный вид помощи детям, имеющим различные неврологические заболевания и синдромы, такие как: ЗПР, СДВГ, РАС, алалия, дизартрия и другие. Это различные телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Педагогический проект «Использование нейроупражнений в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР».»
В последнее время особое внимание в логопедической практике уделяется такому направлению, как нейропсихология. Нейропсихологические методы обследования успешно применяются как для диагностики, так и для коррекции высших психических функций у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, включая детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи).
Дошкольный возраст - это период становления и развития всех сторон речи, активного усвоения ребенком разговорного языка. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. При этом ребенок не только приобретает знания, но и учится мыслить, поскольку думать - это значит говорить про себя вслух, а говорить - значит думать. Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Язык и речь являются важнейшим средством познания действительности, человеческого общения и служат основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе. Ребенок пользуется речью для того, чтобы выразить свои мысли, чувства, то есть воздействовать на окружающих людей. Это предъявляет требования к выразительности, эмоциональности и связности речи.
Нейроигры — это немедикаментозный вид помощи детям, имеющим различные неврологические заболевания и синдромы, такие как: ЗПР, СДВГ, РАС, алалия, дизартрия и другие. Это различные телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры.
Актуально применение кинезиологических упражнений у детей с проблемами в развитии. По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построений программ.
Каждое из упражнений нейрогимнастики способствует возбуждению определенного участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения, также способствуют развитию координации движений и психофизических функций. Под влиянием нейроигр в организме происходят положительные структурные изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Гимнастика мозга позволяет выявить скрытые способности человека и расширить границы возможности деятельности его мозга. Нейрогимнастика — это универсальная система упражнений, она эффективна и для детей, и для взрослых в любом возрасте.
Нейроигры и упражнения синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, улучшению восприятия речи собеседника (родителей, педагога и других детей), вызывают стойкий интерес у ребенка, активно концентрируют его внимание, позволяют быстро переключиться с одной деятельности на другую, что способствует быстрому включению ребенка в занятие, оказывают благотворное влияния на развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, процессов восприятия, пространственных представлений и процессов саморегуляции. Во время регулярных занятий происходит стабилизация эмоционального фона, раскрытие внутреннего потенциала ребёнка, повышение уровня самооценки.
Новизна проекта обусловлена недостаточной освещенностью данного вопроса в методической литературе.
Практическая значимость проекта состоит в том, что с помощью специально подобранных упражнений организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта. Данный метод коррекции улучшает у ребенка память, внимание, речь, процессы письма и чтения, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Нейроигры и упражнения используются на всех этапах логопедического занятия:
- при выполнении подготовительных артикуляционных упражнений
-развитию речевого дыхания
-формирование слоговой структуры слова
- постановка, автоматизация и дифференциация поставленного звука
План коррекционной работы по формированию фонетической стороны речи у дошкольников с ТНР
Этап работы
Направление работы
Используемые нейроигры
Организационный этап
Подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению
звука
- На развитие фонематическогослуха: «Услышишь -хлопни»,«Повторикакя»,«Внимательныйслушатель»,«Нужное слово».
- На формированиеточныхдвижений органов артикуляционногоаппарата:«Сказкаовеселомязычке»,«Артикуляционныесчиталочки»
- Речевые игры для отработки опорных звуков «Ловишки», «Подарки», «Кто поет?», «Поймай комара».
Основной этап
Произношение звука изолированно, в слогах, словах- автоматизация звука
Картотека нейроигр, используемые на разных этапах работы:
Подготовительный этап
«Артикуляционные считалочки»
Для звука Р и шипящих
На один мы губы сжали («Улыбка»),
Два-и зубы показали («Забор»),
Три-считаем«раз» и «два» («Улыбка»-«Забор»),
На четыре-вот труба («Трубочка»),
Пять-язык всем показать («Лопатка»),
Шесть-варенье облизать («Вкусное варенье»),
Семь-мы красим толстой кистью («Маляр»),
Восемь-будет чай душистым («Чашечка»),
Девять-фокус показать («Фокус»),
Десять- в рот язык убрать («Блинчик»).
С выкладыванием предметов до 10 (счетные палочки, геометрические фигуры, куклы, мишки и т. д.)
Артикуляционная гимнастика для шипящих и аффрикат
На один - в окно смотрели («Окно»),
Два -варенье вместе ели («Варенье»),
Три - помыли потолок («Маляр»),
На четыре - «чмок-чмок-чмок» («Поцелуйчик»),
Пять - ириску отцепляли («Ириска»),
Шесть - на лошади скакали («Лошадка»),
Семь - в лесу грибы искали («Грибок»),
Девять - чай со мной лакай («Котёнок лакает молоко»),
Десять - просто отдыхай(«Блинчик»).
Для свистящих
Раз- забор мы показали («Забор»),
Два - и жвачку пожевали («Наказать непослушный язычок»),
Три - пошли с тобой к врачу А-А-А («Блинчик с голосоподачей»),
Четыре - дули на свечу («Свеча»-дутье на подбородок холодным воздухом),
Пять - в полицию играли Ы-У-Ы-У («Полиция»),
Шесть- без умолку болтали («Болтушка»),
Семь - почистили мы зубы («Чистим нижние зубки»),
Восемь - сильно дули в губы (губы в «Улыбке», сильно сжаты; воздух с трудом проходит через них),
Девять - ждали маляра («Маляр»),
Десять - нам домой пора («Блинчик»)
Для звука Л
На один - язык лопаткой («Лопатка»),
Два - варенье - сладко-сладко! («Вкусное варенье»),
Три - качели раскачать («Качели»),
На четыре - вверх поднять! («Парус»),
Пять - мне шьет сейчас иголка («Иголочка»),
Шесть- футбол, на мне футболка («Футбол»),
Семь- на чай сильней подую (как «Фокус»),
Восемь-чашечку найду я («Чашечка»),
Девять-долго поболтать(«Болтушка»),
Десять-буду отдыхать («Блинчик»)
Этапавтоматизациизвука
«Звуковая тропинка».
Ход игры: нужно идти точно последам и повторять автоматизированный звук.
«Перекрёстные шаги».
Ход игры: нужно пройти по болоту, поэтому идти нужно высоко поднимая ноги. Дети проходят по тропинке делая разнонаправленныедвижения:локтемлевойрукикасаяськоленаправойногиинаоборот, произносяавтоматизированныйзвук.
«Хлопни, топни».
Ход игры: нужно прохлопать(протопать) столько раз, сколькоавтоматизированныхзвуков услышитребёнок.
«Путаница». Ход игры: нужно положить правую ладонь на голову, левую– на живот. Затем поглаживать по голове от макушки к лицу, а живот поглаживать круговыми движениями, сопровождая проговариванием речевого материала.
«Кольцо».
Ход игры: по очереди и как можно более быстро перебирать пальцами обеих рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем. Правая рука - отуказательного пальца к мизинцу, а левая - от мизинца к указательному, приэтомпроговариваязвуки,слогиилисловадляавтоматизациизвуков. (Упражнениеповторятьвпрямомпорядкеи вобратном).
«Червячок в яблочке». Ход игры: дети показывают два кулачка (яблочки), на правомкулачке выставляют большой палец вверх (это червячок), затем по хлопкуменяют,теперьналевомкулачкебольшойпалецвыставляютвверх,ана правомубирают. Нельзя, чтобыдвачервячкавстретились. Действия можносопровождатьстихотвореньем:
Червяк дорогу сверху вниз в огромном яблоке прогрыз.
Или проговариванием речевого материала для автоматизации какого-либо звука.
«Кулачок-ладошка».
Ход игры:детипоказываютрукамипечку:праваярукасогнутавлоктепередсобой,науровнегруди,ладоньрасправлена.Леваярука согнута в локте и поднята вверх, перпендикулярно правой руке, ладоньсжимаем в кулак. По хлопку меняем руки. Наверху всегда должен бытькулачок,авнизу-ладошка.
На поляне большой стоитпечкаструбой.
Или проговариванием речевого материала для автоматизации какого-либозвука.
«Зеркальное рисование».Ход игры:способствует синхронизации работы полушарий,восприятиюинформации,улучшаетзапоминаниеинформации.Исходноеположение:надоскеилиначистомлисткебумаги, взяв оберукипокарандашуилифломастеру,одновременнорисоватьзеркально-симметричные рисунки, буквы, при этом проговаривая звуки, слоги или словадляавтоматизациизвуков.
«Молоток-пила». Ход игры:(игра выполняется либо на столе, либо на коленях).Левойрукой как бы пилим пилой, правой в это же время «забиваем молоткомгвозди»при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков.)
«Вертолёт». Ход игры:правая рука движется от себя, левая- к себе. По хлопкуменяем направления движения рук, при этом проговаривая звуки, слоги или словадляавтоматизациизвуков.
Этап дифференциации звуков
«Звуковая тропинка». Ход игры: нужно идти точно по следам. Например: если наследе нарисован звук [С], наступать на него нужно правой ногой.Если на следе нарисован звук [Ш], наступать нужно левой ногой.
«Хлопни, топни».Ход игры:нужнопрохлопать и протопать столько раз, сколько звуков услышит ребёнок.
«Сортировка». Ход игры:например: если услышишь звук [С] - клади желтый мяч вправую корзинку, если услышишь звук [Ш] - клади зеленый мяч в левую
корзинку.
«Межполушарное рисование»
Е сли полушария работают не слажено, то дети часто испытывают трудности в обучении, так как не происходит полноценного обмена информацией между мозговитыми «соседями». Межполушарное рисование позволяет улучшить эти связи. Предложите ребёнку нарисовать одновременно двумя руками какую-либо фигуру. А помогут в этом пособия Т. П. Трясоруковой.
Игра «Пальчики»
Ц ель: Развитие мелкой моторики, активизация левого и правого полушария головного мозга и межполушарных связей, мыслительной деятельности, памяти, внимания, чувство ритма, автоматизация поставленных звуков в прямых слогах
Материал: карточки с изображением пунктирных линий от центра к краю листа к кругам с изображением гласных букв и точек.
Ход игры:
Вариант 1: Провести пальчиками обоих рук по пунктирным линиям от середины к краю, длительно проговаривать автоматизируемый звук, довести пальчики до круга с гласной буквой и точками произнести гласный звук одновременно показать столько пальцев сколько точек под буквой.
Вариант 2: Провести пальчиками обоих рук по пунктирным линиям от середины к краю, длительно проговаривать автоматизируемый звук, довести пальчики до круга с гласной буквой и цифрами произнести гласный звук одновременно показать столько пальцев сколько точек под буквой.
Усложнение
Вначале обе руки показывают одинаковое количество пальцев, затем усложняется одновременно нужно показать разное количество пальцев.
Игра «Кляксы»
Цель: Развитие мелкой моторики, активизация левого и правого полушария головного мозга и межполушарных связей, мыслительной деятельности, памяти, внимания, чувство ритма, дифференциация звуков [С] – [Ш], [З] – [Ж], [Л] – [Р].
Материал: набор карточек с изображением шести картинок на автоматизируемый звук, под каждой картинкой две кляксы разного цвета и формы. Игровая карточка с шестью кляксами разного цвета и формы
Ход игры: Перед ребенком лежит игровая карточка с кляксами и карточка с картинками. Ребенок называет картинку и одновременно двумя руками показывает кляксы, которые расположены под изображением.
Усложнение: можно предложить ребенку опускать на кляксы одновременно разные пальцы, правая рука – указательный палец, левая – средний, затем на следующей карточке пальцы поменять.
«Нейротаблицы на внимание»
Цель: Развитие мелкой моторики, активизация левого и правого полушария головного мозга и межполушарных связей, мыслительной деятельности, памяти, внимания, чувство ритма, автоматизация звуков
Материал: набор нейротаблиц. На листе две таблицы для правой и левой руки с одинаковым набором картинок на автоматизируемый звук, но расположенных произвольно.
Х од игры: Ребенок одновременно двумя руками находит одинаковые объекты слева и справа, называет картинку. При этом необходимо следить за правильным произношением звуков.
Варианты: Левая рука главная – показываем картинки по порядку, а правой ищем их на своем поле. Затем меняем «главную» руку, можно менять направление справа-налево, сверху-вниз и т.д.
Игра «Повторялки»
Цель: Развитие мелкой моторики, активизация левого и правого полушария головного мозга и межполушарных связей, мыслительной деятельности, памяти, внимания, чувство ритма, автоматизация звуков
Материал: основная карточка с 4-5 картинками на автоматизируемый звук, карточка с множественным повторяющимися этих картинок, набор поз пальцев
Ход игры:
Перед ребенком выкладывается основная карточка с изображением: мышки, шишки, мошки, мишки над каждой картинкой определенная поза пальцев и карточка с повторяющимися изображениями. Ребенок называет картинку и одновременно показывает позу пальцев соответствующей этой картинке.
Усложнение: можно убыстрять темп; показывать одной рукой, двумя руками одновременно; один ряд – правой рукой следующий – левой и т.д.
Игра «Цветные звездочки (камешки)»
Цель: Развитие мелкой моторики, активизация левого и правого полушария головного мозга и межполушарных связей, мыслительной деятельности и развитие речи, автоматизация звуков, памяти, внимания, чувство ритма, творчество.
Материал: карточки с автоматизируемым звуком, карточки с изображением упражнения для рук, цветные звездочки (камешки).
Ход игры:
На столе карточки с автоматизируемым звуком над карточками изображения рук, под карточкой разноцветные звездочки (камешки). Перед ребенком выкладываются звездочки в ряд в произвольном порядке. Ребенок соотносит цвет звездочки, картинку и позу руки. Называет и показывает соответственно.
В процессе применения нейроигр и упражнений происходит активизация работы мозга, повышение его функциональности и пластичности, развитие уровня внимания и памяти, высших психических и моторных функций, развитие межполушарного взаимодействия.
Нейропсихологические занятия эффективны и позволяют преодолеть имеющийся дефицит полностью или в максимальной степени, и существенно повышают эффективность коррекционной работы.
Список используемой литературы
Захарова Р.А., Чупаха И.В. Методика «Гимнастика мозга». В сб.: Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. М., Ставрополь, «ИЛЕКСА», «СЕРВИС ШКОЛА», 2001.
Колганова В.С., Пивоварова Е.В. Нейропсихологические занятия с детьми. - М.: Айрис-пресс, 2015.
Пьянова Л.А. Нейрогимнастика в коррекции нарушений речевого развития и оздоровления детей дошкольного возраста // Сборник «Образование и психологическое здоровье» в сетевом издании «Региональный социопсихологический центр». – М., 2018.
Пьянова Л.А., Чаплыгина А.А. Использование балансировочной подушки и нейрогимнастики в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи // Сборник материалов Регионального Фестиваля педагогических идей «Дошкольное образование: опыт и перспективы», ч. 1. 2019.
Трясорукова Т.П. «Развитие межполушарного взаимодействия у детей: нейродинамическая гимнастика». – Ростов н/Д.: Феникс, 2019.
Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. М.: Генезис, 2008.
Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. М.: Генезис, 2010.
Шанина Г. Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие – М., 1999