| № | Методика | Цель | 
  | I. Диагностика устной речи | 
  | 1 | Прослушивание устных высказываний | Определение общих параметров звучащей речи: - темп, - ритм, - тембр, - интонационная выразительность, - громкость звучания, - внятность. | 
  | 2 | 1. Повторение слов со звуком в начале, середине, конце слова, в стечениях согласных. 2. Называние картинок с изображениями предметов. | Определение наличия нарушенного звукопроизношения в отраженной и самостоятельной речи. | 
  | 3 | 1. Повторение пар слов со схожими по артикуляторным признакам звуками. 2. Называние предметов на парных картинках, в названии которых содержатся звуки, различные по одному из критериев (глухость-звонкость, твердость-мягкость и пр.) | Определение уровня развития фонематического восприятия в отраженной и самостоятельной речи. | 
  | 4 | Повторение слов различного слогового состава | Определение наличия нарушения слоговой структуры слова. | 
  | 5 | 1. Выделение первого, последнего и заданного (например, четвертого) звука в слове. 2. Определение заданного звука (звук, который находится после/до четвертого звука, звука [м] и пр.) 3. Составление слов из заданных звуков (следующих, как по порядку, так и вразброс) | Определение уровня развития языкового анализа и синтеза. | 
  | 6 | 1. Проверка навыков словоизменения: - образование существительных множественного числа; - употребление существительных в родительном и творительном падежах (в единственном и во множественном числе); - согласование числительных и прилагательных с существительными. 2. Проверка навыков словообразования: - Образование уменьшительно-ласкательных слов суффиксальным способом; - Образование названий детенышей; - Образование относительных прилагательных от существительных; - Образование притяжательных прилагательных; - Образование глаголов префиксальным способом. | Исследование уровня сформированности лексико-грамматических категорий | 
  | 7 | 1. Составление фраз (предложений) по предъявляемым рисункам. 2. Составление фраз на основе слухового восприятия. 3. Составление предложений из слов в начальной форме. 4. Умение услышать и исправить ошибку в синтаксической конструкции. | Определение уровня сформированности синтаксического строя   | 
  | 8 | 1. Прослушивание и пересказ рассказа. 2. Составление рассказа по серии картин. | Выявление уровня развития связной речи | 
  | II. Диагностика письменной речи | 
  | 9 | Чтение текста с оцениванием: - техническую сторону (побуквенное, послоговое, синтетическое); - смысловую сторону (понимание прочитанного: высокое, среднее, низкое). | Определение сформированности навыка чтения | 
  | 10 | Проведение письменных работ: 1. диктанта,   2. списывание. | Оценивание состояния письма с определением количества и характера ошибок | 
  | III. Диагностика функционального базиса речи | 
  | 11 | Корректурная проба Бурдона | Оценка состояния внимания (свойства, концентрация, переключаемость) | 
  | 12 | 1. Методика проверки слухоречевой памяти: прослушать и повторить 10 слов в той же последовательности. 2. Методика проверки зрительной памяти: запомнить и воспроизвести один из четырех рядов с шестью фигурами. | Оценка состояния памяти: - вид; - объем; - состояние кратковременной и долговременной памяти. | 
  | 13 | 1. Распознавание целого предмета и его частей. 2. Распознавание наложенных друг на друга предметов. 3. Демонстрация правой/левой части тела, лица, а также задание на определение той же части тела в отраженном виде, как на собеседнике, так и на картинке. | Оценка особенностей восприятия и представления с целью определения: • вида восприятия, • состояния ощущения схемы своего тела, • состояния зрительно-пространственные представлений, • состояния латеральных представлений. | 
  | 14 | 1. Методика «Простые аналогии». 2. Методика «Четвертый лишний». | Определение уровня развития мышления ребенка: развитие логического, словесно-логического мышления, способности к обобщению и классификации, пониманию аналогий | 
  | IV. Диагностика регулятивной сферы | 
  | 15 | Навыки самоконтроля оцениваются в рамках исследования познавательной деятельности | Выявление механизмов регуляции поведения | 
 
 Автор: учитель-логопед ОГБОУ «Мосоловская школа-интернат» Рязанской области,Булганина Н.Н.