Одним из важных показателей успешного обучения ребенка в школе является его речевое развитие, которое не всегда соответствует возрастному уровню развития школьника. Появляется необходимость в специальных занятиях по развитию речи.
  В настоящее время у некоторых первоклассников общеобразовательных школ к началу учебного года не сформированы фонетико-фонематическая сторона речи. Несформированность данного компонента речи является препятствием для усвоения обучающимися программного материала, т.к. нескорректированные стороны устной речи чаще всего находят отражение на чтении и письме.
  Помимо специфических, существует ряд общих задач, решение которых осуществляется на всех этапах коррекционной работы:
  Полный курс коррекционно-развивающего обучения предполагает 60 занятий (часов) (30 недель).
  Программа адресована учителям-логопедам общеобразовательных школ; может быть использована учителями начальных классов для профилактики речевых нарушений.
        |  № п/п |  Тема занятий 
 |  Кол-во часов |  Сроки | 
  |  Подготовительный этап (15 часов) | 
  |  1 |  Выработка направленного речевого выдоха. Упражнение «Загнать мяч в ворота». |  1 |  
 | 
  |  2 |  Выработка направленного речевого выдоха. Упражнение «Сдуть снежинку». |  1 |  
 | 
  |  3 |  Выработка направленного речевого выдоха. Упражнение «Бабочки». |  1 |  
 | 
  |  4 |  Выработка форсированного (сильного) речевого выдоха. Упражнение «Шторм в стакане». |  1 |  
 | 
  |  5 | Выработка форсированного (сильного) речевого выдоха. Упражнение «Надуть шарик». |  1 |  
 | 
  |  6 | Выработка форсированного (сильного) речевого выдоха. Упражнение «Фокус». |  1 |  
 | 
  |  7 |  Развитие мышц артикуляционного аппарата. Упражнение «Блинчик». |  1 |  
 | 
  |  8 | Развитие мышц артикуляционного аппарата. Упражнение «Иголочка». |  1 |  
 | 
  |  9 | Развитие мышц артикуляционного аппарата. Упражнение «Конфетка». |  1 |  
 | 
  |  10 | Развитие мышц артикуляционного аппарата. Упражнение «Почистим зубки». |  1 |  
 | 
  |  11 | Развитие мышц артикуляционного аппарата. Упражнение «Вкусное варенье». |  1 |  
 | 
  |  12 | Развитие мышц артикуляционного аппарата. Упражнение «Чашечка». |  1 |  
 | 
  |  13 | Развитие мышц артикуляционного аппарата. Упражнение «Лошадка». |  1 |  
 | 
  |  14 | Развитие мышц артикуляционного аппарата. Упражнение «Грибок». |  1 |  
 | 
  |  15 | Развитие мышц артикуляционного аппарата. Упражнение «Барабанщики». |  1 |  
 | 
  |  Основной этап (45 часов) | 
  |  16 | Постановка звука «л» по подражанию. |  1 |  
 | 
  |  17 |  Автоматизации изолированного произношения звука «л». |  1 |  
 | 
  |  18 |  Автоматизация звука «л» в открытых слогах. |  1 |  
 | 
  |  19 |  Автоматизация звука «л» в закрытых слогах. |  1 |  
 | 
  |  20 |  Автоматизация звука «л» в слогах типа «ала», «оло» и т.д. |  1 |  
 | 
  |  21 |  Автоматизация звука «л» в начале слова. |  1 |  
 | 
  |  22 |  Автоматизация звука «л» в середине слова. |  1 |  
 | 
  |  23 |  Автоматизация звука «л» в конце слова. |  1 |  
 | 
  |  24 |  Автоматизация звука «л» в словах со стечением согласных. |  1 |  
 | 
  |  25 |  Автоматизация звук «л» в словах с несколькими звуками «л». |  1 |  
 | 
  |  26 |  Автоматизация звука «л» в чистоговорках. Постановка звука «р». |  1 |  
 | 
  |  27 |  Автоматизация звука «л» в словосочетаниях, звука «р» в изолированном произношении. |  1 |  
 | 
  |  28 |  Автоматизация звука «л» в предложениях, звука «р» в открытых слогах. |  1 |  
 | 
  |  29 |  Автоматизация звука «л» в предложениях, звука «р» в закрытых слогах. |  1 |  
 | 
  |  30 |  Автоматизация звука «л» в стихотворениях, звука «р» в слогах типа «ара», «оро» и т.д. |  1 |  
 | 
  |  31 |  Автоматизация звука «л» в стихотворениях, звука «р» в начале слова. |  1 |  
 | 
  |  32 |  Автоматизация звука «л» в скороговорках, звука «р» в середине слова. |  1 |  
 | 
  |  33 |  Автоматизация звука «л» в скороговорках, звука «р» в конце слова. |  1 |  
 | 
  |  34 |  Автоматизация звука «л» в тексте, звука «р» в словах со стечением согласных. |  1 |  
 | 
  |  35 |  Автоматизация звука «л» в тексте, звука «р» в словах с несколькими звуками «р». |  1 |  
 | 
  |  36 |  Автоматизация звука «р» в чистоговорках. Постановка звука «р’». |  1 |  
 | 
  |  37 |  Автоматизация звука «р» в словосочетаниях, звука «р’» в открытых слогах. |  1 |  
 | 
  |  38 |  Автоматизация звука «р» в предложениях, звука «р’» в закрытых слогах. |  1 |  
 | 
  |  39 |  Автоматизация звука «р» в предложениях, звука «р’» в начале слова. |  1 |  
 | 
  |  40 |  Автоматизация звука «р» в стихотворениях, звука «р’» в середине слова. |  1 |  
 | 
  |  41 |  Автоматизация звука «р» в стихотворениях, звука «р’» в конце слова. |  1 |  
 | 
  |  42 |  Автоматизация звука «р» в скороговорках , звука «р’» в словах со стечением согласных. |  1 |  
 | 
  |  43 |  Автоматизация звука «р» в скороговорках , звука «р’» в чистоговорках. |  1 |  
 | 
  |  44 |  Автоматизация звука «р» в тексте, звука «р’» в предложениях. |  1 |  
 | 
  |  45 |  Автоматизация звука «р» в тексте, звука «р’» в стихотворениях. |  1 |  
 | 
  |  46 |  Автоматизация звука «р’» в тексте. |  1 |  
 | 
  |  47 |  Дифференциация звуков «л», «р», «р’» в слоговых рядах из открытых слогов. |  1 |  
 | 
  |  48 |  Дифференциация звуков «л», «р», «р’» в слоговых рядах из открытых слогов в письменной речи. |  1 |  
 | 
  |  49 |  Дифференциация звуков «л», «р», «р’» в слоговых рядах из закрытых слогов. |  1 |  
 | 
  |  50 |  Дифференциация звуков «л», «р», «р’» в слоговых рядах из закрытых слогов в письменной речи. |  1 |  
 | 
  |  51 |  Дифференциация звуков «л», «р», «р’» в слоговых рядах слогов типа «ала», «ара», «аря» и т.д. |  1 |  
 | 
  |  52 |  Дифференциация звуков «л», «р», «р’» в слоговых рядах слогов типа «ала», «ара», «аря» и т.д. в письменной речи. |  1 |  
 | 
  |  53 |  Дифференциация звуков «л», «р», «р’» в рядах слов в письменной речи. |  1 |  
 | 
  |  54 |  Дифференциация звуков «л», «р», «р’» в словах с несколькими поставленными звуками в одном слове. |  1 |  
 | 
  |  55 |  Дифференциация звуков «л», «р», «р’» в словах с несколькими поставленными звуками в одном слове в письменной речи. |  1 |  
 | 
  |  56 |  Дифференциация звуков «л», «р», «р’» в словосочетаниях в письменной речи. |  1 |  
 | 
  |  57 |  Дифференциация звуков «л», «р», «р’» в предложениях в письменной речи. |  1 |  
 | 
  |  58 |  Дифференциация звуков «л», «р», «р’» в предложениях в письменной речи. |  1 |  
 | 
  |  59 |  Дифференциация звуков «л», «р», «р’» в тексте в письменной речи. |  1 |  
 | 
  |  60 |  Дифференциация звуков «л», «р», «р’» в тексте в письменной речи. |  1 |  
 | 
 
  -  Гаубих Ю. Г. , Липкина Ю. С. . Игры в логопедической работе с детьми. Пос. для логопедов. Под ред. Селиверстова В. И. –2-е изд. – М.; Просвещение. – 1979. 
-  Каше Г. А., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (7 год жизни). – М.: Министерство Просвещения СССР научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР, 1986 г. 
-  Логопедия. // Под ред. Волковой Л. С., Шаховской С. Н. – М.; 1998. 
-  Логопедия: Учебн. Пособие для студентов пед. ин-тов. //Под ред. Волковой. – м.; 1989. 
-  Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. // под ред. Т. В. Волосовец. – М.; 2002. 
-  Основы теории и практики логопедии. // Под ред. Р. Е. Левиной. – М.; 1968. 
-  Парамонова Л. Г. Упражнения для развития речи. – СПб.; Дельта 1998. – 208. 
-  Резниченко Т. С, Ларина О. Д. Говори правильно: звуки, слова, фразы, речь.: Альбом для педагога. – М.; Владос, 2000. – 96с. 
-  Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми. – М.; 1994. 
-  Ткаченко Т. А. Если ребёнок плохо говорит. – СПб.;1997. 
-  Филичёва Т. Б., Туманова Т. В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для педагогов и воспитателей. – М.; 2000. – 80с. 
-  Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М.; 1981. 
-  Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. // под ред. Гербовой В. В., - М.; Просвещение, 1983.