kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«В.Г.Короленко «В дурном обществе».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Читая художественное произведение, мы стараемся понять, что хотел донести до нас писатель. Вот и В.Г.Короленко проник в тайники человеческой души и показал нам с вами, что самый великий дар – это чуткое сердце человека, которое может понять других людей, посочувствовать им, разделить с ними радость и горе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««В.Г.Короленко «В дурном обществе».»

Шарова Е.В. МАОУ Прудовская СОШ

Тема: «В.Г.Короленко «В дурном обществе».



Цели:

-создать условия для осмысления повести «В дурном обществе», помочь выявить нравственное кредо писателя;

-развивать навыки анализа текста;

-способствовать овладению коммуникативной компетентностью путём групповой работы;

-помочь в формировании важнейших ценностных установок.


Форма урока: урок-исследование с элементами анализа


Оборудование:

1.Учебник под редакцией В.Я.Коровиной;

2.Иллюстрации картин русских художников 19 века: ( П.П.Чистяков »Нищие дети», В.Г.Перов »Нищие на проезжей дороге», «Нищий», «Спящие дети», «Тройка», К.Г.Лемох «Нищенка», «Девочка с куклой», П.П.Чистяков «Нищие дети»;

3.Иллюстрации к повести «В дурном обществе»: В.Глуздов «Старый замок», В.Костицын «Величавое дряхлое здание», В.Глуздов «Тыбурций с детьми», В.Глуздов «Вася с Валеком и Марусей»;

4.Фонограмма песни В.Оливейро на слова Ю.Цейтлина из кинофильма «Генералы песчаных карьеров» в исполнении ансамбля «Несчастный случай»;

5. Фрагмент фильма Киры Муратовой «Среди серых камней».


Предварительные задания к уроку:

1 группа делает обзор-презентацию материала предыдущего урока и обзор картин русских художников 19 века «Тёмные личности из «дурного общества»

2 группа готовит «Рассказ старого замка» и «Рассказ старых стен часовни»

3 группа готовит словесные иллюстрации эпизодов описания старого замка и эпизода, где дети едят украденную Тыбурцием еду и сравнивают их с иллюстрациями В.Глуздова.


Ход урока


1.Сообщение темы и цели урока.


Читая художественное произведение, мы стараемся понять, что хотел донести до нас писатель. Вот и В.Г.Короленко проник в тайники человеческой души и показал нам с вами, что самый великий дар – это чуткое сердце человека, которое может понять других людей, посочувствовать им, разделить с ними радость и горе.

Сегодня мы с вами полистаем страницы повести «В дурном обществе», выявим нравственные убеждения писателя и поделимся своими впечатлениями от произведения и его героев.

Просмотр фрагментов фильма Киры Муратовой «Среди серых камней»

2. Обзор – презентация материала предыдущего урока

План:

1) Писатель Короленко.

2) Словарная работа.

3) «В дурном обществе».

4) Жанр произведения.


  1. Выявление читательских восприятий учеников:

- Понравилось ли вам произведение?

-Что необычного в сюжете?

-Какие эпизоды поразили вас, показались яркими и захватывающими?

- Что в ней для вас было горше и печальнее всего?

Отзыв по повести читает подготовленный ученик.

4.Просмотр слайд-шоу «Тёмные личности из дурного общества» (демонстрируется на фоне органной музыки А.Вивальди «Адажио»)

-В чём созвучие полотен русских художников и повести Короленко?

Зрительное восприятие учащихся: босые избитые ноги «Спящих детей» ,несчастные лица маленьких нищих , узелки в руках нищих, печальные глаза, они одеты в лохмотья.)

В повести Короленко таких людей называют «дурным обществом».

5. Анализ названия повести и эпиграфа.

-Как вы думаете, почему повесть названа «В дурном обществе»?

-Прочтите эпиграф к уроку. Кому принадлежат эти слова?

-Соотнесите эпиграф с темой нашего урока, объясните его.

(Прочитав повесть, мы поняли, что человек должен быть чутким к чужому горю, помогать, сочувствовать и любить близких)

-Где происходят события, описанные в повести?

-Прочитайте описание города

-Каков этот город? (Это пыльный, маленький город)

- Где обитают «тёмные личности», живущие в этом городе?

- Прочитайте описание замка

- А каким вы представляете замок?

-Учащиеся 3 группы анализируют иллюстрацию В.Глуздова «Старый замок»

- Представьте, что стены замка могли заговорить. Что бы они могли нам рассказать о событиях, которые там происходили и о людях, которые там ютились? Послушаем, какой рассказ от лица старого замка составили ученики 1 группы

- А где живут Валек и Маруся?

- Прочитайте описание часовни

- И вот 1 группа представила, что и стены старой часовни могли заговорить. Послушаем рассказ стен часовни.

-Ребята, а какие иллюстрации нарисовали вы? Почему именно эти ?

А какое чувство вызывают замок и часовня у Васи?(Вася всегда со страхом смотрел на замок, но когда оттуда выгоняли бедных бездомных, замок стал ему противен)

-Под часовней находилось подземелье. Что вы представляете, когда слышите это слово? Могут ли люди по своей воле поселиться под землёй?

Описание подземелья близко к тексту (индивидуальное домашнее задание)

-Какие чувства испытал Вася, попав в подземелье?

-Повесть названа «В дурном обществе». Есть ли в повести что-то действительно дурное?

Дурное, что бедняки воровали, потому что они не могли заработать честным трудом. Они оказались отверженными обществом. Чтение эпизода разговора Валека и Васи о булках.

-Почему Вася, твёрдо знающий, что воровать нельзя, не осуждает своих новых друзей? (Он понимает, что Маруся голодна, что им тяжело живётся, и он ничем не может им помочь и плачет.)

- Анализ эпизода о том, как дети с жадностью едят украденную Тыбурцием еду.

Какими увидел их художник- иллюстратор В.Глуздов? (Ответ 3 группы)

- Давайте рассмотрим ещё одну иллюстрацию к повести – иллюстрацию В.Глуздова «Вася с Валеком и Марусей». (Ответ 3 группы)

-Не удивительно, что семилетний ребёнок жалеет своих новых друзей и многого не понимает, ему стыдно за них и обидно. Итак, это страшный, мёртвый заброшенный мир… В описаниях нет ни одной светлой краски. У этих людей нет дома, нет работы..

- Выходит, что у Валека и Маруси нет дома. А у Васи есть дом?

-Скажите, что такое дом для человека?

Выступление психолога

-А почему Вася, у которого есть дом, замечательные игрушки, няньки, сын судьи, уважаемого в городе человека, оказался на улице? А возможно ли такое сегодня?

Выступление психолога

- А как вы думаете, почему Васе нравилось общаться с Валеком и Марусей? (Потому что он там был нужен, там любили детей, с ними занимались, Васе было жалко Валека и Марусю, он полюбил их и решил никогда не бросать)

-А какие еще произведения о трудной судьбе детей вы читали?

Ученики перечисляют произведения Некрасова «Крестьянские дети»,

Рассказ ученика о произведении Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке».

Мальчик шести лет оказался в холодном и сыром подвале. Там было много убогих людей. В этом подвале от болезни и голода умерла его мама. Он вышел из подвала и пошёл по улицам. Ему нечего есть и нечего одеть. На него никто не обращал внимания. И мальчик погиб. Он погиб потому, что никто не захотел ему помочь.

-Послушаем песню П.Оливейро на слова Ю.Цейтлина из кинофильма «Генералы песчаных карьеров» в исполнении ансамбля «Несчастный случай». Как вы думаете, почему при изучении произведения русского писателя Короленко мы слушаем песню о латиноамериканцах? О чём поётся в песне?

(«Когда ласкали вы детей своих, я есть просил, я замерзал…» «Где мой очаг? Где мой ночлег? Не признаёте вы моё родство, а я ваш брат, я человек…» «И увидав меня, не прячьте взгляд, ведь я ни в чём, ни в чём не виноват»Эта песня относится к 20 веку и рассказывает о событиях, происходящих в Латинской Америке, но она очень созвучна повести Короленко: ведь бродяжничество, сиротство, обездоленность, отверженность остаются актуальными и по сей день)

-Что вы поняли, прослушав песню и проанализировав повесть? ( Доброта и сострадание, милосердие и любовь должны стать нормой жизни; Чтобы понять человека, надо уметь ставить себя на его место, понимать людей, нести за них ответственность, надо «хранить чуткость к человеческим страданиям»)

-Кому сочувствует писатель? Какие человеческие качества в людях утверждает? (Короленко ненавидел всякое зло, насилие, он всегда готов был помочь как родным, близким, так и чужим людям. Короленко сочувствует бедным и отвергнутым домом и обществом людям, он утверждает искреннюю, добрую, верную и надёжную дружбу.Он хочет сказать нам о том, что многим людям не хватает душевного тепла и призывает нас помогать людям, ценить дружбу).

-Скажите, а сегодня может случиться такое?

К сожалению, сегодня тоже можно увидеть людей, которые остаются равнодушными к чужому горю. У нас в Услоне есть детский приют. Сколько раз вы ходили в этот детский приют, чтобы узнать, как они живут, возможно, чем-то помочь?

- Как хорошо, что дети в нашей стране сейчас чувствуют заботу государства, они незнакомы с бедственным положением.

-Как вы думаете, сбылись мечты В.Г.Короленко о счастливой и светлой жизни?

Сейчас мы спросим у самого автора.

Ученик выходит и представляется В.Г.Короленко. Одноклассники задают ему вопросы: (Сбылась ли Ваша мечта о сохранении чуткости к человеческим страданиям? А Вы довольны отношением государства к детям? Каковы Ваши нравственные заповеди?)

Ответ ученика – Короленко: 1.Да, моя мечта сбылась, послушав вас, я понял, что в вашем классе учатся добрые ребята, верные и надёжные друзья. 2. Отношением государства к детям я, конечно, доволен. Вы обучаетесь бесплатно в прекрасных школах, посещаете кружки и спортивные секции, вы одеты и обуты, у вас замечательное будущее. 3. Мои нравственные заповеди таковы: 1) «Хранить чуткость к человеческим страданиям»;»2)Главное, чтобы в груди был не камень, а кусок человеческого сердца»; 3)Чтобы понять человека, надо уметь ставить себя на его место, понимать и любить людей, сострадать им. Надо быть добрым, уметь принимать решения и нести за них ответственность.

Рефлексия.

Каждый ученик получает листок, на котором должен записать предложение: «Самое главное, что я понял(а) сегодня на уроке, это…»


Домашнее задание:

1 группа. Разговор Васи с отцом Чтение в лицах.

2 группа. История с Марусей. Пересказ.

3 группа. Рассказ «Соня и Маруся»

4. Настя и Кристина пишут сочинение от имени куклы «Вот такая история»



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«В.Г.Короленко «В дурном обществе».

Автор: Шарова Елена Валерьевна

Дата: 16.08.2021

Номер свидетельства: 585319


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства