kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы "А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Образ Емельяна Пугачева."

Нажмите, чтобы узнать подробности

определить  образ Пугачева  как  натуру  противоречивую, неоднозначную; создать  условия  для  развития умений работать  в  коллективе, навыков  оценивания себя и одноклассников,     способствовать пониманию учениками таких нравственных категорий, как "честь", "милость", "добро", "благородство"  на  примере  героев  произведения

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы "А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Образ Емельяна Пугачева."»

Краткосрочный план урока литературы в 8 класе

 

Предмет: литература

Четверть  4             

Класс 8

Тема урока

А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Образ Емельяна Пугачева.

Ссылки

Учебник по литературе 8 класс, презентация, дополнительная литература по теме, «Капитанская дочка» А. С. Пушкин

Цели урока

определить образ Пугачева как натуру противоречивую, неоднозначную; создать условия для развития умений работать в коллективе, навыков оценивания себя и одноклассников, способствовать пониманию учениками таких нравственных категорий, как "честь", "милость", "добро", "благородство" на примере героев произведения

Результаты обучения  для учащихся

учащиеся смогут:

реализовать в ходе учебного процесса коммуникативные навыки и умения;

систематизировать имеющиеся знания по теме урока;

активизировать  свою речемыслительную деятельность;

участвовать в диалоге;

уметь формулировать полученную информацию на этапе рефлексии.

уметь оценивать себя и одноклассников

Основные  идеи,  отработанные  по теме урока

Пугачев не только разбойник, захватывающий земли, но и великодушный, справедливый человек, который не забывает добрые дела. 

Задания

Время

Чем будет заниматься учитель

Чем будут заниматься ученики

1.Психологический настрой

3 мин

Тренинг «Комплимент»

Посмотрите на рядом сидящего друга. Глядя в глаза соседу, скажите ему несколько добрых слов, за что-то похвалите.

Принимающий должен кивнуть головой и сказать: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу

 2. Деление на группы

 

3 мин

Сообщаю детям, что сегодня на уроке некоторые задания мы будем выполнять в группе, для организации работы в группах предлагаю взять по одному фрагменту пазла и составить целую картинку.

Берут по одной части пазла, ищут своих напарников и рассаживаются по группам

Выбирают одного спикера, который читает «Правила» вслух (возможно, добавляют еще правила)

3. Проверка домашнего задания 

5 мин

«Ромашка Блюма»

Предлагаю составить каждой команде вопросы по данным категориям и задать их второй группе.

Составляют вопросы.

4. Вызов.

4 мин

«В «Капитанской дочке» Пушкин под чару Пугачева подпал и до последней строки из-под нее не вышел»,- писала Марина Цветаева после прочтения повести. (Портрет Пугачёва)

И теперь, прочтя произведение, скажите, как вы понимаете эти слова? Что имела в виду М. Цветаева?

Высказывают предположения

5. Осмысление

 

 

10 мин








































































































8 мин







3 мин

Емельян Пугачёв – лицо историческое. С этим именем вы уже встречались на уроках истории, знаком он вам и по первому уроку по повести, когда мы говорили об исторической основе повести.

Вспомните, какую оценку Пугачёву давали дворяне и люди из народа. (

(Два противоположных взгляда на этого героя).

- Сегодня мы вместе с вами глубже узнаем этого героя и составим своё мнение о нём.

- Ребята, перед вами листочки, на которых написаны слова, определяющие те или иные качества человека. Мы увидим Пугачёва в разные моменты жизни, вам нужно выбрать те, которые, по-вашему мнению, подходят герою в той или иной ситуации.

(Используется приём «Ключевые термины» технологии Критического мышления. Ребята получают карточки следующего содержания:

Ум, сметливость, жестокость, широта натуры, властность, хладнокровие, благородство, желание подчинить своей воле, авантюризм, великодушие, память на добро, удальство, кровожадность, тяга к справедливости, самолюбие, прямота, свободолюбие, честь, милосердие, чувство долга, демократизм в отношениях.

Работа с карточкой пойдёт на протяжении всего урока.

- Когда в первый раз появляется Пугачёв на страницах повести? Почему именно так?

(Хладнокровие, ум, сметливость. Отметить, что сметливым называют в русских народных сказках простого мужика, но нам уже ясно, что перед нами – человек непростой).

- До второй встречи с Пугачёвым и Гринёв, и мы смотрим на него как на разбойника и смертельного врага. Почему?

(Все так говорят, именуют злодеем, самозванцем, производящим грабежи и смертельные убийства, а войско именуют злодейской шайкой).

- И вот Пугачёв появляется перед нами. Что мы можем отметить в его поведении?

- Какими чертами характера нужно обладать, чтобы так вести себя?

(Смелость, отвага, удальство).

- И вот Белогорская крепость взята. С какой стороны открывается Пугачёв в сцене суда?

(Он, действительно, подтверждает мнение о нём. «Пугачев сидел в креслах на крыльце комендантского дома. На нем был красивый казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза». Желание соответствовать тому положению, которое он на себя взял – ГОСУДАРЬ – в одежде, в поведении. Он мрачен, грозен, и все, кто ему не присягает, оказываются на виселице. Он жесток, кровожаден даже. В нём жажда подчинить себе. )

- Неужели в нём и впрямь нет ничего человеческого? Анализ

( (Есть. Милует Петра, платит ему добром за добро. Великодушен, жалует лошадь, шубу да полтину денег).

- Мы сказали, что Пугачёв понимает свою обречённость. В каких словах он это выражает?

(Одиночество среди своих сподвижников. Понимает, что обречён)

- Сравните, что вызнали о Пугачёве до сегодняшнего урока и что можете сказать о качествах этого человека сейчас?

- Почему об одном человеке мнения столь противоречивы?

(Он соткан из противоречий. На этого человека мы смотрим как бы с двух сторон).

- Легко ли такому человеку?

- Конечно, нет. В каком эпизоде Пугачёв задумывается над тем, кто он? Что он в этой жизни?

(Калмыцкая сказка.)

- Что Пугачёв хотел сказать, рассказывая эту сказку?

- О чём Пугачёв задумался и не ответил на вопрос Гринёва?

(У каждого человека бывают минуты, когда он задумывается над тем, что он делает в этой жизни, для чего он живёт. Задумался Пугачёв о том, что другие смотрят на него как на ворона.)

Просмотрите, пожалуйста, эпизод из кинофильма «Капитанская дочка» и скажите, каким предстает перед нами Емельян Пугачев?

- Удалось ли актёру передать характер Пугачёва, осознание им трагизма своей судьбы?

Синквейн «Образ Пугачева»

















Ученики записывают в тетрадь выбранные ими качества в две колонки: положительные и отрицательные.









Дети отвечают на вопрос, используя текст учебника.










Ученики зачитывают фрагменты текста.







































































Самостоятельная работа. Ученики пишут синквейн. Несколько человек выступают со своими работами).

6.Физминутка

2 мин



7. Оценивание

3 мин

 Взаимооценка учащихся внутри группы


8. Итог урока

1 мин

- Пушкин очень хорошо почувствовал своего героя. В течение XIX века ни один писатель не поднялся на ту высоту в освещении личности и значения Пугачёва, на которой стоял Пушкин.

- Так в чём же чары Пугачёва?

 

9. Рефлексия

 

 

2 мин

Выбрать из таблицы смайликов тот, который наиболее характеризует ваше состояние на данный момент

Изображают  своё отношение

7. Д/З

1 мин

Прочитать главы 7, 10, 12

Записывают в дневник

 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Урок литературы "А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Образ Емельяна Пугачева."

Автор: Калиева Жанна Болатовна

Дата: 18.01.2016

Номер свидетельства: 278721

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Урок  Историческая основа повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" "
    ["seo_title"] => string(69) "urok-istorichieskaia-osnova-poviesti-a-s-pushkina-kapitanskaia-dochka"
    ["file_id"] => string(6) "150273"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420459012"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "конспект интегрированного урока литература история на тему "Восстание Е.Пугачева" "
    ["seo_title"] => string(91) "konspiekt-intieghrirovannogho-uroka-litieratura-istoriia-na-tiemu-vosstaniie-ie-pughachieva"
    ["file_id"] => string(6) "204227"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429623342"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Открытый урок по русской литературе "А. С. Пушкин «Капитанская дочка»" в 8 классе "
    ["seo_title"] => string(81) "otkrytyi-urok-po-russkoi-litieraturie-a-s-pushkin-kapitanskaia-dochka-v-8-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "211317"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431600184"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(202) "конспект урока литературы в 8 классе по теме "Образ Емельяна Пугачева в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" "
    ["seo_title"] => string(123) "konspiekt-uroka-litieratury-v-8-klassie-po-tiemie-obraz-iemiel-iana-pughachieva-v-poviesti-a-s-pushkina-kapitanskaia-dochka"
    ["file_id"] => string(6) "122851"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414344956"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Конспект урока по литературе " Гуманизм и историзм в произведении А.С.Пушкина "Капитанская дочка" "
    ["seo_title"] => string(101) "konspiekt-uroka-po-litieraturie-gumanizm-i-istorizm-v-proizviedienii-a-s-pushkina-kapitanskaia-dochka"
    ["file_id"] => string(6) "162463"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422360026"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства