kopilkaurokov.ru - сайт для учителей
Файл удален или неудачно загружен. Попробуйте загрузить файл повторно

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Уроки доброты по сказке К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

-  Расширить у учащихся представление о жанре «сказка»;

- заинтересовать учащихся извечной темой борьбы добра со злом, через изучение сказки «Тёплый хлеб»;

- способствовать воспитанию в школьниках понимания необходимости доброго отношения к людям и вообще к живым существам;

- развивать  в детях умение размышлять над поступками (героев) и их последствиями;

- научить анализировать текст.

Тип урока: урок ознакомления с новым учебным материалом (урок-открытие)

 

Методы и приёмы обучения:

Репродуктивный метод

Приёмы: слово учителя

Метод творческого чтения

Приёмы: комментированное чтение; беседа, активизирующая впечатление от прочитанного и услышанного текста

Эвристический метод

Приёмы: поиск материала из художественного текста для ответа на заданные вопросы

Оборудование:  текст сказки (учебник), карточки,  мультимедийный проектор

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Уроки доброты по сказке К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб» »

Уроки доброты по сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб» (2 ч)



Тема:          Читаем сказку К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб»

Цели урока:

-  Расширить у учащихся представление о жанре «сказка»;

- заинтересовать учащихся извечной темой борьбы добра со злом, через изучение сказки «Тёплый хлеб»;

- способствовать воспитанию в школьниках понимания необходимости доброго отношения к людям и вообще к живым существам;

- развивать в детях умение размышлять над поступками (героев) и их последствиями;

- научить анализировать текст.

Тип урока: урок ознакомления с новым учебным материалом (урок-открытие)

 

Методы и приёмы обучения:

Репродуктивный метод

Приёмы: слово учителя

Метод творческого чтения

Приёмы: комментированное чтение; беседа, активизирующая впечатление от прочитанного и услышанного текста

Эвристический метод

Приёмы: поиск материала из художественного текста для ответа на заданные вопросы

Оборудование:  текст сказки (учебник), карточки, мультимедийный проектор

 

Ход урока:

1. Оргмомент

– Здравствуйте, ребята!  Рада вас видеть, помню, как активно вы проявляли себя на прошлых уроках, надеюсь, вы и сегодня будете такими, а самые деятельные учащиеся получат хорошие оценки. Сегодня на уроке мы с вами проанализируем сказку  Константина Георгиевича Паустовского «Тёплый хлеб», которую дома вы прочитали (слайд 1)

- Ребята, а кто мне может сказать, что такое сказка? (слайд 2)

- А как вы думаете: сказка – это серьёзный жанр или нет? (слайд 3)

- А надо ли сказки изучать в школе?

- А взрослые читают сказки?

- Скажите, зачем человеку во все времена нужна была именно сказка?

Спасибо за ваши мнения. Вы сказали, что сказка-это серьезный жанр литературы, потому что в них поднимаются серьёзные проблемы противоборства добра и зла; также человек выражал в сказке свои сокровенные, тёплые желания: стремление помочь слабым, тяготение к добру, к красоте, отражая потребность в счастье и любви .

- Скажите, а какие темы могут подниматься в сказке?

 

(Тема любви, отношения к старшим, тема борьбы…добра со злом)


(Примерный ответ: сказка  - это вымышленная история со счастливым концом и обязательно победой добра над злом)

 

- «Спешите делать добро» именно так однажды сказал великий русский писатель Антон Павлович Чехов, которому в этом году, кстати, исполняется 152 года со дня рождения. Именно эта фраза и будет эпиграфом к нашему уроку. (слайд 4)

- А тема нашего урока будет звучать как?

  - Правильно «Знакомство со сказкой К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб»»

- Читая эту сказку, мы попытаемся  найти ключик,  который откроет нам секреты отношений между человеком и природой, между людьми, между добром и злом. Автор этого произведения - К.Г.Паустовский. (слайд 5)

        - Константин Георгиевич Паустовский прожил долгую, увлекательную, трудную, но интересную жизнь. Многие факты из его биографии послужили сюжетом для создания произведений.

  -  Ещё ваши дедушки и бабушки с детства полюбили его произведения, которые одинаково известны и детям и взрослым. Сам писатель говорил о своём творчестве: «Думать, что твои писания могут изменить к лучшему жизнь – наивно, но писать без веры невозможно». Благодаря этой вере все повести, и рассказы, и сказки Паустовского направляют и поворачивают душу читателя всегда только в одну сторону – в сторону добра. Вот и «Тёплый хлеб» – именно такая мудрая и добрая сказка. (слайд 6)

2. - Чтение сказки. «Когда кавалеристы проходили…» до слов «…пострадал от врага»

- О чём вы узнали, прочитав эту часть сказки?

(Примерный ответ: Эта часть сказки – введение – знакомит нас с ситуацией, вводит в обстоятельства, которые предшествовали главному событию)

 - А сейчас давайте познакомимся с главным  героем  и выясним наше к нему отношение. Чтение со слов «Жил в Бережках» до слов: «Да, ну тебя! Надоела!»

 - Ну как вам мальчик, понравился? Почему? Каким вы его увидели?

 (Примерный ответ: Ничего приятного, угрюмый, неласковый)

 - А почему он такой? Почему его зовут не Филей или Филиппком, а Филькой? И почему он живёт не с бабушкой или бабулечкой, а с бабкой?

- А где его родители? Почему они только вдвоём?

(Примерный ответ: мальчик-сирота, воспитывается бабушкой, у которой еле хватает сил его прокормить). (слайд 7)

 -Ребята, а кому жалко Фильку? Почему? Кому жалко, поднимите руки? А кому нет? А теперь попробуйте доказать свою точку зрения. Итак, пожалуйста, кому жалко? Прошу встать. Кому не жалко, тоже попрошу встать. А теперь вам необходимо каждому оказать свою точку зрения. Только попрошу вас:

1. Уважать собеседника и его мнение.

2. Не перебивать друг друга.

(Примерный ответ: Неласковому и нелюбимому всегда труднее живётся, чем доброму и приветливому, которого все любят)

 - Автор, прервав знакомство с Филькой, описывает зиму в Бережках. Послушайте, пожалуйста.

Чтение отрывка учителем «Зима в этот год стояла тёплая…» до слов «…и в неё кружились льдинки»

- Какое настроение у вас вызвал пейзаж? (слайд 8)

 (Примерный ответ: Тихая, спокойная обычная зима)

 - Ребята, а давайте посмотрим в окно. Скажите, что вы там видите? Зиму? А она похожа на зиму в сказке? В сказках очень часто природа выступает в роли одушёвленного предмета. Природа думает, злится, улыбается. Как вы думаете, а какое настроение у природы, которая сейчас за окном? Правильно, спокойное, как и в сказке. Но тут происходит в сказке нечто, что заставляет природу поменять настроение! (слайд 9)

 - Давайте продолжим чтение и узнаем, что же случилось в Бережках.

Чтение отрывка «В один из таких тёплых, серых дней…» до слов «…Иди, копай!»

- Каким образом конь очутился в деревне Бережки?

- Кто приютил и вылечил коня?

- Опишите этого человека? (Мельник Панкрат)

- Почему он позволял коню ходить по деревне побираться?

- Почему мальчику Фильке дали такое странное прозвище «Ну Тебя»?

(слайд 10)

- Какое время года было на дворе тогда, когда конь постучался в калитку к Филькиной бабушке?

- А что в то время делал Филька?

- Как Филька встретил раненого коня? Что же произошло? (слайд 11)

 (Примерный ответ: Произошло злое, жестокое дело! Обидеть раненого коня,  который жил-то милосердием добрых людей)

 -Итак, Филька совершил злой поступок, и что же произошло дальше?

(слайд 12)

Прочтите текст со слов «Слеза скатилась у коня из глаз…» до «… когда рассерженный конь бьёт им себя по бокам».

(слайд 13)

- Про какое надвигающееся на деревню бедствие рассказала Фильке бабка?

(Колодцы замёрзли; воды нет; будет голод)

(слайд 14)

Как она объяснила причину такой природной катастрофы?

( Сто лет назад злой хозяин избы обругал старого солдата, вместо того чтобы дать ему хлеб)

- Как вы думаете, ребята, понял ли Филька свою вину перед конём и перед всей деревней? (слайд 15)

- Куда он направился? (слайд 16)

 Опишите путешествие сороки, опираясь на текстовый фрагмент, со слов «Потом она боком, озираясь, поскакала…» до «… куда ж это в такую страшную ночь подалась сорока?»

- Что придумал Филька для спасения деревни? (слайд 17)

( Он сказал, что утром соберёт ребят и вместе с ними будет рубить лёд у лотка около мельницы) (слайд 18)

- Как «отреагировала» погода на дружную работу мальчишек и стариков, скалывавших лёд? (Подул тёплый ветерок) (слайд 20)

- Что объявила при этом сорока?

- Кому мальчишки принесли буханку свежего хлеба? (слайд 21)

- Как произошло примирение Фильки с конём? (слайд 22)

Опишите эту сцену, опираясь на текстовый фрагмент, со слов « Панкрат отворил ворота сарая…» до « … и закрыл глаза от сытости и удовольствия»

- А что в это время делала сорока?

3. Итог урока.

 – Итак, давайте подведём итоги по прочитанной сказке.

Какие нереальные элементы вы заметили в этом произведении?(слайд 30)

- Охарактеризуйте Фильку в начале и в конце сказки.

- Стали ли бы вы дружить с таким мальчиком?

- Как вы понимаете название сказки? (слайд 31)

- Что общего у сказки «Тёплый хлеб» с русскими народными сказками?

Добро победило зло; звери и птицы понимают человеческую речь)


4. Тестирование: слайды 23-27.


5. Домашнее задание : придумайте свою небольшую добрую сказку.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Уроки доброты по сказке К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб»

Автор: Зиновец Елена Николаевна

Дата: 27.10.2014

Номер свидетельства: 123277

Похожие файлы

object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Презентация к уроку литературного чтения на тему: К.Г.Паустовский "Тёплый хлеб" "
    ["seo_title"] => string(89) "priezientatsiia-k-uroku-litieraturnogho-chtieniia-na-tiemu-k-g-paustovskii-tioplyi-khlieb"
    ["file_id"] => string(6) "173231"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423939476"
  }
}
object(ArrayObject)#877 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Если добрый ты(открытый урок по сказке Паустовского "Тёплый хлеб") "
    ["seo_title"] => string(69) "iesli-dobryi-ty-otkrytyi-urok-po-skazkie-paustovskogho-tioplyi-khlieb"
    ["file_id"] => string(6) "202562"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429279693"
  }
}
object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Разработка урока русской литературы по сказке К. Паустовского "Тёплый хлеб" "
    ["seo_title"] => string(78) "razrabotka-uroka-russkoi-litieratury-po-skazkie-k-paustovskogho-tioplyi-khlieb"
    ["file_id"] => string(6) "158460"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421749467"
  }
}
object(ArrayObject)#877 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "«Тёплый хлеб» К.Г.Паустовского "
    ["seo_title"] => string(32) "tioplyi-khlieb-k-g-paustovskogho"
    ["file_id"] => string(6) "132849"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416415492"
  }
}
object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "" Растрепанный воробей" К. Г. Паустовский"
    ["seo_title"] => string(38) "rastriepannyi-vorobiei-k-g-paustovskii"
    ["file_id"] => string(6) "298899"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456414016"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства