| -Ребята, как вы думаете, в этом царстве книг много сказок мы найдем? (видеообзор библиотеки: книги, плакаты, «Якстерь тяштеня» журналы) -Нашли красивую книгу. Откроем ее. Послушайте отрывок. (учитель читает отрывок из сказки) - К какой группе отнесли бы эту сказку? - Ребята, а сейчас для вас, юных лингвистов, работа с текстами сказок. Надо найти в них словесные формулы и перевести их на мокшанский и эрзянский языки. | Русский | Мокшанский | Эрзянский | | Жили-были | Эрясть - ащесть | Эрясть-ульнесть | | | | | | | | | | | | | | | | | - А теперь читаем еще один небольшой отрывок. (учитель читает еще один отрывок из другой сказки) - А к какой группе отнесли бы эту сказку? -Ребята, а теперь давайте откроем наш учебник, на странице 6. Мы здесь также найдем сказки. Первая – «Буканясь и пинесь». (слайд 7) Начинаем читать. (учитель читает начало сказки из учебника) - А дальше, ребята, прочтете сами. Не забудьте взять в руки карандаш. Если встретите незнакомые слова, подчеркните, а потом вместе разберем значение данных слов. (Ученики читают дальше сказку самостоятельно) -Прочитали? - Ребята, а какое произведение из русского народного творчества напомнила вам эта сказка? - Правильно, ребята. Это сказка «Теремок». Молодцы! - А о чем это говорит? Да о том, что мордва и русские жили дружно, общались между собой, что эти народы формируют общечеловеческие ценности в связи с бытом, историей, культурой, что и мордва, и русские передают обряды и традиции от поколения к поколению. Мордовский и русский фольклор находятся в тесной и неразрывной связи между собой. И мы об этом должны всегда помнить и не забывать. - А сейчас посмотрим вопросы на странице 8. - Я буду читать их, а вы ответите на них в тетрадь письменно. Особенно обратите внимание на последний вопрос, в котором вам предлагают сравнить модовские и русские народные сказки о животных, выделить их общие черты. Можно для примера использовать нашу сказку «Буканясь и пинесь» и любимую всеми детьми русскую народную сказку «Теремок». - Ребята, и в конце урока небольшой тест. Выбирайте правильные ответы: 1. Сказка – это… А) произведение устного народного творчества Б) литературное произведение 2. На сколько групп делятся модовские народные сказки? А) 2 Б) 3 В) 4 3. Как называется мультфильм, который мы посмотрели? А) «Куйгорож» Б) «Колобок» В) «Сабан» 4. К какой группе сказок относится произведение из нашего учебника? А) волшебные Б) о животных В) социально-бытовые 5. Что общего между сказками «Теремок» и «Буканясь и пинесь»? А) герои б) сюжет В) концовка 6. Какие журналы на мокшанском языке мы видели сегодня в библиотеке? А) «Якстерь тяштеня» Б) «Чилисема» В) «Мокша» |