Класс: 2-й класс.
       |   Тема   |    В. Бианки. «Ёж-спаситель»   |  
  |   Цели       |     - познакомить с произведением, рассмотреть поведение героев, их чувства, выяснить причины поступков,    раскрыть замысел автора;   - развивать навык чтения, умение ориентироваться в тексте, пользоваться справочной литературой, работать    совместно с товарищами;  - воспитывать интерес к чтению, чувство сопереживания, доброе отношение к животным.   |  
  |   Ресурсы:  – основные  – дополнительные   |    Учебник литературное чтение, Толковые словари русского языка у детей – презентация к уроку – тетрадь; – алгоритм самооценки.   |  
  |   Организация пространства     |    Фронтальная работа, индивидуальная работа.   |  
  |   Этапы урока   |    Деятельность учителя   |    Деятельность учеников   |    Планируемые результаты   |  
  |   I. Мотивация к учебной деятельности    Цели:   – актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;  – создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;   – организовать планирование учебной деятельности на уроке.   |    – Вспомним правила поведения на уроке.       Встали тихо, замолчали,   Всё, что нужно, вы достали.   Приготовились к уроку,   В нём иначе нету проку.   Здравствуйте, садитесь,   Больше не вертитесь.   Мы урок начнем сейчас,   Интересен он для вас.   Слушай всё внимательно,  Поймешь всё обязательно           |     Проговаривают правила поведения на уроке.      – Чтобы не потерять время, всё успеть сделать на уроке, что запланировали.                                       |                                                                                                           - познакомить с произведением,    рассмотреть поведение героев,   их чувства, выяснить    причины поступков,    раскрыть замысел автора;   - развивать навык чтении   умение ориентироваться   в тексте,    пользоваться справочной    литературой,   работать    совместно с товарищами;  - воспитывать интерес к чтению, чувство сопереживания, доброе отношение к животным.   |  
  |   II Актуализация знаний         |    -Я сейчас загадаю загадку. А вы отгадаете и вы узнаете о ком мы с вами будем говорить.  Он о себе говорит так:  У меня торчат кругом  Тысячи иголок  У меня с любым врагом  Разговор короток (Ежик)  - Разговор пойдет о ежике.   |                           -отгадывание загадки       |  
  |   III Анализ литературного произведения.              I этап. Работа с текстом до чтения. Антиципация.    Постановка целей урока с учетом общей готовности учащихся к работе.  Словарная работа.                                      .   |        – Куда это мы попали?   – Зачем люди ходят в лес?  – Вот и мы с вами отправимся в лес, но не только за грибами и ягодами, а ещё понаблюдать за жизнью его обитателей.      – Прочитайте название произведения   – Ребята, как вы понимаете смысл слова “спаситель”?           – За что же ежа так могли назвать? Я думаю, ответ мы найдём в произведении.  - Прежде чем приступить к знакомству с текстом, разберем значения трудных слов.  Где можно посмотреть значения слов?  - Если нет в конце текста, как узнать значение слова? (в толковом словаре)  Дифференцированная работа:  Зафуфукал, засеменил – в конце текста  Плеть – в толковом словаре  -объясним значение слов (показать плеть)   |        (В лес)      - за грибами и ягодами, а ещё понаблюдать за жизнью его обитателей.              («Ёж – спаситель»).  (В словаре В. Ожегова это слово объясняется так: тот, кто спас кого-то или что-то)                                          Обучающиеся работают с толковыми словарями, с учебником                   |  
  |   II этап – Работа с текстом во время чтения.       Открытие нового знания  Определяем основной вопрос урока   Цель:    – организовать поиск решения учебной проблемы с использованием подводящего от проблемы диалога.                       |    - Я, сейчас, прочитаю вам текст, а вы подумаете и ответите на такой вопрос: Почему автор назвал рассказ «Ёж спаситель».  (Текст читает учитель)      Вопросы во время чтения:   - Зачем она побежала в лес? Обо что она укололась? - Почему она укололась? - Как вы думаете, почему еж замолчал? -Как вы думаете, укусит ли её гадюка?  - Подтвердилось ли наше предположение?   3) Почему автор назвал рассказ «Ёж спаситель?    |    Читают сильные учащиеся                                   Ответы и предположения детей во время чтения.                               |  
  |   III –этап Работа с текстом после чтения       Применение нового знания   Цели:    – организовать применение новых знаний;  – организовать выполнение самостоятельной работы;  – организовать фронтальную проверку, самопроверку;  – организовать самооценку по алгоритму.  – зафиксировать новое содержание урока;               |       Определение жанра произведения  – Какого жанра произведение? Докажите.      Беседа по содержанию    – Какое чувство вызвало у вас произведение?   – Почему?          - Назовите автора произведения « Ёж спаситель» Вам знаком этот писатель? Сегодня мы пополним знания о нём и его творчестве  Работа с интерактивной доской (подобрать к портретам надписи с фамилиями писателей)      «Человек – творение природы. Любовь к природе – естественное чувство нормального человека. Но бывают люди с какой-то особенной любовью: в их присутствии лучше растут самые капризные растения, их не боятся самые пугливые животные. Кажется, сама природа только и ждёт момента, чтобы раскрыть им свои тайны. Таким человеком был писатель и учёный Виталий Валентинович Бианки»                                  Работа с интерактивной доской    - Выбрать из картинок те картинки, которые относятся к рассказу.   |    -- рассказ  -ответы детей: прочитаем рассказ, поделимся впечатлениями          - Чувство страха за Машу, жалость.      (Гадюка могла укусить, ёжик уколол)                      Ученик работает у доски. (Самоанализ)                      Сообщение о писателе.       1 ученик: «Родился он в семье учёного (знатока птиц). Мама будущего писателя так умела обращаться с растениями, что под её руками расцветал любой зачахший кустик. Родители передали сыну свою любовь к природе. Отец рано начал брать В.Бианки в лес. Он каждую травинку, каждую птицу и зверюшку называл по имени, отчеству и фамилии. Учил его узнавать птиц по виду, по голосу, по полёту, разыскивать самые скрытые гнёзда. Окончив университет, Виталий Валентинович побывал в самых разных уголках страны и везде изучал природу, накапливал впечатления. Природа и стала главным героем его произведений.»  Работает 1 ученик (Самоанализ)   |  
  |                   |     Работа в группах.  1 группа    - Найти в тексте строчки,   которые относятся к иллюстрации.   Встреча Маши и змеи.   Как ёж сражается со змеёй.  2 группа  Творческое задание  - О чем думал ёж глядя на плачущую Машу?  - Что сказал бы ёж Маше, если бы мог говорить?  Работа в тетради  - Откройте тетради на стр. 12, выполним упр. 2.  - Как вы думаете, почему автор так озаглавил свой рассказ?  - Понимал ли еж, что он спасает Машу?  Работа с использованием документ – камерой    Тренажер по УУД    -Вам было задано на дом внимательно прочитать текст № 7 по УУД. Выполняем задания части А.  ТЕКСТ №7 ЖИЗНЬ БАБОЧЕК   - О ком этот текст? Назовите бабочек, о которых говорит автор текста.  ( Учитель демонстрирует картинки бабочек).   |        -коллективное обсуждение прочитанного                                           Ученики работают с интерактивной доской.   |  
  |   Рефлексия  – организовать рефлексию собственной учебной деятельности.   |    Учитель проводит самоанализ учащихся  Организует выполнение д/з.  Даёт инструкцию по выполнению    |    Слушают задание.       |