kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по рассказу И.С. Тургенева "Бирюк"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы по рассказу Тургенева "Бирюк" Урок представляет собой  мастер- класс по технологии развития критического мышления 

Цель урока: При помощи портрета, пейзажа, итерьера  показать характер героя, противоречивость его натуры, глубину конфликта героя между чувством и долгом.Проанализировать роль портрета в раскрытииидейно - образной  структуры произведения. Показать глубину и красоту русского национального характера. 

Урок соответствует ФГОС. Впроцессе урока используются методы прогнозирования, приём "корзина идей", "колесо проблем"  Происходит осмысление всех проблем, заявленных в рассказе. В процессе работы  используется приём "чтения с остановками", "толстые и тонкие" вопросы. В конце урока учащиеся составляют синквейн.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по рассказу И.С. Тургенева "Бирюк" »


 Тема: «Роль пейзажа, портрета, интерьера как средств создания образа в реалистическом произведении» (по рассказу И.С.Тургенева «Бирюк»)

 ( тему урока и цели урока назовут сами ученики, но немного позже)

 

 

 I. Вызов 

  1). - Сегодня на уроке мы будем говорить о рассказе Тургенева «Бирюк»

-Как зовут главного героя рассказа?

-Почему  Тургенев назвал свой рассказ «Бирюк»?( ваше мнение)

-В учебнике есть определение данного слова. Сколько лексических значений вы нашли?

Объясните.

Учащиеся объясняют:

1.Зверь.

2.Волк.

3. «Нелюдимый, угрюмый человек»

-В конце урока,  подводя итоги, мы увидим, зачем Тургенев назвал так свой рассказ.

 

2.) Прогнозирование

 Прием «Корзина идей»:

1. Индивидуальная работа.

2. Обмен  информацией в группах.

3.. Все сведения в виде тезисов записываются учителем в «Корзине идей».

4. На стадии рефлексии происходит возврат к « Корзине идей»  с целью анализа актуальности

 

Учитель  раздаёт листы с заданием ( см. Приложение к уроку)

Задание№ 1

       пейзаж

      портрет

      интерьер

Учащиеся  записывают  значения  данных  слов на листках, затем объясняют.

- Как вы думаете, почему я записала эти слова именно в этом порядке?

-Что помогают данные слова увидеть в художественном произведении?

(учащиеся объясняют)

Задание №2

классицизм

романтизм

реализм

- К какому литературному направлению относится данное произведение?

- А сейчас  давайте  попробуем  назвать  тему нашего  урока и определить цели и задачи.

( учащиеся формулируют тему и цели и задачи урока)

 

II. Осмысление

Прием «Чтение с остановками»

 

- Как пейзаж связан с развитием действия всего рассказа?

Учащиеся  находят  в  рассказе  описание  грозы (краски,  запахи, звуки, состояние природы  и объясняют,

 с какой целью Тургенев рисует портрет главного героя во взаимосвязи с грозой )

-Какова роль образа- символа  грозы в литературе?

-Какие пейзажные зарисовки помогают нам  понять образ главного героя? Какие

 выразительно- изобразительные средства использует автор при описании грозы?

Учитель предлагает составить вопросы для анализа фрагмента, используя следующие формулировки  (прием «Толстые и тонкие вопросы»):

 

                      Толстые вопросы

              Тонкие вопросы

 

Объясните, почему…?

Согласны ли вы с тем, что…?

Почему вы считаете…?

 

Кто?

Что?

Где?

Было ли…?

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительные вопросы:

 

 

Дополнительные вопросы:

- Почему образ Бирюка противоречивый? Что заставляет его в такую погоду  находиться в лесу?

 – Почему его имя ни о чём не говорит рассказчику, а вот прозвище известно всей округе?

2.-Какие чувства испытывает рассказчик, глядя на героя?

-Как портрет помогает нам понять авторские эмоции?

 

- Слушаем текст далее со слов «Я посмотрел на него.  Редко мне случалось видеть такого молодца. Он был высокого роста,  плечист и  сложен на славу……...

выпукло выставлялись его могучие мышцы.  Черная курчавая борода закрывала до

половины его  суровое и  мужественное лицо;  из-под сросшихся широких бровей

смело  глядели небольшие карие  глаза.  Он  слегка  уперся руками в  бока  и

остановился передо мною… 

 

Учитель предлагает составить вопросы для анализа фрагмента, используя следующие формулировки  (прием «Толстые и тонкие вопросы»):

 

                      Толстые вопросы

              Тонкие вопросы

 

Объясните, почему…?

Согласны ли вы с тем, что…?

Почему вы считаете…?

 

Кто?

Что?

Где?

Было ли…?

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод (делают учащиеся) Портрет помогает нам понять авторское отношение к герою, характер героя…..

 

 

Вопросы для обсуждения:

 

3.Почему Бирюк неподкупен? Наверное, богат? Живёт в достатке?

-Найдите описание избы Бирюка.

«Изба лесника состояла из одной комнаты,  закоптелой,  низкой и  пустой,

без полатей и перегородок.  Изорванный тулуп висел на стене. На лавке лежало

одноствольное ружье, в углу валялась груда тряпок; два больших горшка стояли

возле печки.  Лучина горела на столе, печально вспыхивая и погасая. На самой

середине избы  висела люлька,  привязанная к  концу длинного шеста.  Девочка

погасила фонарь,  присела на крошечную скамейку и начала правой рукой качать

люльку,  левой поправлять лучину. Я посмотрел кругом - сердце во мне заныло:

не  весело войти  ночью  в  мужицкую избу…

 

-Какие слова являются ключевыми при описании избы?

- Какие чувства испытывает рассказчик,  глядя на лесника,  его детей, избу?

 

Учитель предлагает составить вопросы для анализа фрагмента, используя следующие формулировки  (прием «Толстые и тонкие вопросы»):

 

                      Толстые вопросы

              Тонкие вопросы

 

Объясните, почему…?

Согласны ли вы с тем, что…?

Почему вы считаете…?

 

Кто?

Что?

Где?

Было ли…?

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод (делают учащиеся) Интерьер помогает нам …

 

4. Осмысление проблем, заявленных в рассказе.

- С какой целью автор рисует портрет пойманного мужика?

-Какие чувства испытывает автор к пойманному мужику? Докажите текстом.

-Что заставило мужика грабить барское добро? М.б. он не знал о наказании?

-Ожидали ли вы такой развязки событий?

Почему Фома уклоняется от похвалы барина?

 

Групповая работа.

Учитель предлагает проанализировать цитату  из рассказа :

  - Ну,  Бирюк,  -  промолвил я наконец,  -  удивил ты меня:  ты, я вижу,

славный малый.

     - Э,  полноте, барин, - перебил он меня с досадой, - не извольте только

сказывать. Да уж я лучше вас провожу, - прибавил он, - знать, дождика-то вам

не переждать...

  Сформулировать проблемы. Определить, актуальны ли данные проблемы в наше время. По ходу работы, учащиеся заполняют таблицу:

 

Цитата

Комментарий

Актуальность

 

 

 

 

 

 

 Этот вид работы позволит сконцентрировать внимание учащихся на результатах работы .

 

 

 

Актуальность проблемы:

Борьба чувства долга и жалости .

Т. е между чувством и  долгом что выбирает Бирюк? Соответствует ли прозвище правде о леснике?

Какова роль пейзажа, портрета, интерьера как средств создания образа в реалистическом произведении?

 

Прием «Колесо проблем»:

1.Проблема  чувства долга и жалости (гуманизма) в русской литературе.

2. Проблема тяжёлой материальной жизни простых людей.

3. В сложной жизненной ситуации проявляется  красота  и сила русской души, её способность к самопожертвованию ради других.

4. Человеческое достоинство  и душевное богатство героя Тургенева - человека из народа.

III. Рефлексия

 

. Ребятам предлагается выполнить  творческое задание

 

Синквейн «Бирюк»

 

Бирюк

Могуч, красив, противоречив

Работает, не ворует, не зарится на чужое

Каждый должен быть профессионалом в своём деле.

Человек.

 

- А сейчас вернёмся к названию рассказа и выскажем своё мнение.

 Учащиеся делают вывод о том, что Фома человек, а не волк и не зверь

 

Домашнее  задание.    Напишите рассказ о том, как в силу тех или иных обстоятельств  с  неожиданной стороны раскрылся характер человека.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по рассказу И.С. Тургенева "Бирюк"

Автор: Варламова Татьяна Анатольевна

Дата: 05.11.2014

Номер свидетельства: 126810

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(237) "Урок развития речи в 7 классе Языковые средства изображения в эпическом произведении  (на примере рассказа И.С.Тургенева «Бирюк»)."
    ["seo_title"] => string(126) "urokrazvitiiariechiv7klassieiazykovyiesriedstvaizobrazhieniiavepichieskomproizviedieniinaprimierierasskazaisturghienievabiriuk"
    ["file_id"] => string(6) "329399"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1463930738"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(226) "Конспект урока литературы в 7 классе на тему «Сложность и противоречивость характера героя рассказа И.С. Тургенева «Бирюк »"
    ["seo_title"] => string(132) "konspiekt_uroka_litieratury_v_7_klassie_na_tiemu_slozhnost_i_protivoriechivost_kharaktiera_ghieroia_rasskaza_i_s_turghienieva_biriuk"
    ["file_id"] => string(6) "347570"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1475678463"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "............характер Бирюка в одноимённом рассказе И.С.Тургенева "
    ["seo_title"] => string(60) "kharaktier-biriuka-v-odnoimionnom-rasskazie-i-s-turghienieva"
    ["file_id"] => string(6) "128963"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415614975"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "И.С. Тургенев. Рассказ «Бирюк» – произведение о бесправных и обездоленных. "
    ["seo_title"] => string(79) "i-s-turghieniev-rasskaz-biriuk-proizviedieniie-o-biespravnykh-i-obiezdoliennykh"
    ["file_id"] => string(6) "205926"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430057369"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Презентация к уроку изучения рассказа И.С. Тургенева "Бирюк""
    ["seo_title"] => string(60) "priezientatsiiakurokuizuchieniiarasskazaisturghienievabiriuk"
    ["file_id"] => string(6) "289099"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1454740203"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства