Урок по литературному краеведению "Белые лебеди России"
Урок по литературному краеведению "Белые лебеди России"
Белые лебеди России. Их опыта работы учителя
Урок родной литературы в 6 классе. русского языка и литературы
ГОУ «Ненецкаясредняя школа-
интернат им. А.П.Пырерки» г. Нарьян-Мара
Горбуновой З.А.
Бинарный:лит-ра+экология
Цели: - заинтересованный разговор с учащимися об экологии Ненецкого
округа и охране окружающей среды;
- обсудить с учащимися главы повести А.Коткина «Заповедное озеро»;
- познакомиться с образами птицы-лебедя в произведениях ненецких
поэтов и писателей;
-пробудить интерес к живой природе и любовь к родному краю;
- способствовать пробуждению желания охранять природу малой
родины.
Оборудование урока:
- фотографии лебедей(оформление классной доски)
-аудиозапись песни «Лебединая верность»;
-распечатки стихов В.Ледкова и А.Пичкова о лебедях;
-распечатка рассказа А.Коткина «Синяк»( на каждом столе);
- выставка произведений ненецкого поэта В.Ледкова;
-«Хрестоматия по литературному краеведению.ч.2». авт.Горбунова З.А.
Эпиграф урока: Не стреляйте белых лебедей!(Б.Васильев)
Ход урока.
Организация класса: Подготовка учащихся к восприятию. Тихо звучит песня «Лебединая верность» и стихает после первого куплета.- Глядя на тему урока, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Отсюда цели и задачи урока:
Работа по теме урока:
1.Слово учителя: Итак, избранные главы пов.А.Коткина «Заповедное озеро» («Схватка» и «Лебедь уходит в небо») прочитаны. Сегодня на уроке мы попытаемся выразить свое отношение к прочитанному, «услышать» мысли наших северных поэтов и писателей по проблеме охраны живой природы, окружающей нас, попытаемся ответить на вопрос: «Почему это происходит?».
2. Давайте вспомним, о чем пишет А.С. Коткин в своей повести? (краткий пересказ содержания глав повести. См. «Хрестоматию»,ч.2, стр.151).
3. Беседа по содержанию:
А) почему автор так трепетно относится к лебедям?
Б) каково отношение мальчиков к этим птицам? Почему?(любовь привил дед).
В) сопереживали ли вы мальчикам и раненому лебедю, когда его выпускали на волю?
Г) встречали ли вы в своих поселках лебедей? Когда они к нам прилетают? Как к ним относятся жители поселков?
Д) наблюдали ли вы повадки этих птиц? Как они обустраивают свои гнезда, выводят птенцов?
3. Какие они родители, наблюдал писатель А.Коткин и рассказал нам в
рассказе «Синяк» (чтение вслух, на партах у каждого лежат распечатки)
Что вас поразило в этом рассказе? (как птицы помогают своим
детенышам, учат их и воспитывают, что птенцов-лебедят называют
«синяками», отношение главного героя Кольки к событиям рассказа);
почему автор употребил такие эпитеты, как: «величавые птицы, грациозная
ответные чувства вызвал у поэта этот прекрасный, поэтический образ?
(Восхищение, удивление, нежность: с губ поэта при виде белой лебеди
«слететь была готова мелодия восторга, счастья, зова», он робко к ней
протягивал руки, чтобы приласкать, погладить, пожалеть.)
Знаете ли вы примеры из своей жизни, описанные поэтом? Как к этому относитесь?
5. Обратимся к творчеству ненецкого поэта В.Ледкова. которого называют певцом
лебединого края.(Небольшая экскурсия у стенда произведений поэта Василия
Ледкова).
6. Энциклопедическая справка о лебедях (инд. задание учащегося).
7. Наш вернисаж: смотрим выставку рисунков учащихся «Не
стреляйте белых лебедей». Хочу вам посоветовать прочитать повесть Б.Васильева
под таким же названием.
8. В.А.Ханзерова в своей небольшой книжке «ЛадиХасавако» («Мальчик Лади») пересказывает ненецкую легенду «Почему у лебедя длинная шея». Послушаем ее: ПОЧЕМУ У ЛЕБЕДЯ ДЛИННАЯ ШЕЯ,
А У ГАГАРЫ КРИВЫЕ НОГИ?
Давным-давно у голубых озер жил старик с двумя сыновьями.
Богатый он был, оленей не счесть, у каждого свой чум. Старший сын женат на Лебеде, младший – на Гагаре.
Старик был умный и хитрый. Однажды решил сам проверить, что у него за невестки, послушны ли, работящи, что умеют делать.
В жаркий летний день старик пошел к невесткам и говорит: «Милые мои невестки, ваши мужья – мои сыновья – на охоте, а я стар, ноги болят. Нужно пригнать оленей поближе к чумам. Кто из вас пойдет?»
Невестка Лебедь даже головы не повернула в сторону свёкра, только гордо вытянула шею и куда смотрела, туда и смотрит. С тех пор шея у лебедя стала длинной-длинной.
Младшая невестка – пестрая Гагара была послушной, но немного ленивой. Она вышла из чума и направилась к двум озерам и вместо того, чтоб дойти до стада оленей, остановилась на узенькой полоске земли между ними и, что есть силы, во весь голос крикнула: «охо-хо,-хов-хэ-хэй!»
Услышав клич, обезумевшее от жары и оводов стадо, ничего не видя, ринулось на зов человеческого голоса в сторону озёр. Пробежало оно между двумя озёрами, растоптав неуспевшую отойти в сторону невестку Гагару. Срослись поломанные кости, да только с тех пор ходить по земле гагара не может. Зато посмотрите, как она плавает, ныряет, в воде она будто рыба. И гнездо гагара строит и выводит птенцов у самой воды.
А лебедь, вытянув длинную шею, будто говорит: «Вот я какая, любуйтесь, в мире нет другой такой птицы. Белая паница не знает дыма, а у кого такой красивый нос, стройные ноги в черных-черных пимах?»
На самом деле так: лебедь – прекрасная гордая птица.
9. У ненецкого поэта П.А.Явтысого есть небольшой детский рассказик:П.Явтысый. ПЕСНЬ ЛЕБЕДЯ.
Решила лебедиха свить гнездо на большой сопке. Говорит ей лебедь:
- Плохое ты место выбрала, открытое, к жилью близкое. Звери здесь бродят, дети бегают, шумят, люди ездят на нартах, собаки лают.
Отвечает лебедиха:
- Зато не будет скучно.
Свила лебедиха гнездо на большой сопке. Проехали по сопке нарты, раздавили гнездо. Погибли и лебедиха, и яйца.
Увидел лебедь порушенное гнездо, стал плакать и причитать:
-Говорил я ей: не делай гнезда на большой сопке, вблизи жилья! Почему не послушалась меня? Теперь я остался один.
Долго сидел лебедь над погибшей подругой, пел над ней прощальную песню. А лебеди с тех пор устраивают свои гнезда в потаенных местах, в непроходимых болотах и плывунах.
О чем он? (как лебеди научились строить своигнезда).
10.Звучит полностью песня «Лебединая верность».
11.Итоги урока: почему наши северные поэты и писатели так много писали об этой
царственной птице(это часть нашей живой северной природы, это очень красивая
птица, занесенная в Красную книгу, в том числе и Ненецкого округа – это мы
слышали из сообщения ученика.).
К чему призывают нас писатели и поэты? (беречь, охранять окружающую среду нашей малой родины, заботиться о ее чистоте и пр.) Давайте все вместе громко прочитаем эпиграф нашего урока:
12.В заключение послушайте стихотворение ненецкого поэта, нашего земляка А. И.
Пичкова (ученик читает наизусть) :
Кличет лебедь лебедиху,
Песнь свою поет с любовью.
На реке, в протоке тихой,
Есть у них свое гнездовье.
Неприметно, незаметно
Это маленькое чудо.
Их гнездо прикроет лето
Мягкой травкой-изумрудом.
А потом и лебедята,
Так похожи друг на друга,
Будут плыть спокойно рядом
В шубках сереньких из пуха.
До красы же лебединой
Долго им расти придется.
Станут белыми, как льдины,
В горле гордый крик проснется.
А пока на страже лебедь,
Притаилась лебедиха.
И над ними песню небо
Напевает тихо-тихо.
13.Подведем итоги урока: Что вам больше всего запомнилось на уроке?
Узнали ли вы для себя что-то новое? Как вы себя будете вести, если встретите на тундровом озере лебединую семью?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по литературному краеведению "Белые лебеди России" »
Белые лебеди России. Их опыта работы учителя
Урок родной литературы в 6 классе. русского языка и литературы
ГОУ «Ненецкая средняя школа-
интернат им. А.П.Пырерки» г. Нарьян-Мара
Горбуновой З.А.
Бинарный:лит-ра+экология
Цели: - заинтересованный разговор с учащимися об экологии Ненецкого
округа и охране окружающей среды;
- обсудить с учащимися главы повести А.Коткина «Заповедное озеро»;
- познакомиться с образами птицы-лебедя в произведениях ненецких
поэтов и писателей;
-пробудить интерес к живой природе и любовь к родному краю;
- способствовать пробуждению желания охранять природу малой
родины.
Оборудование урока:
- фотографии лебедей(оформление классной доски)
-аудиозапись песни «Лебединая верность»;
-распечатки стихов В.Ледкова и А.Пичкова о лебедях;
-распечатка рассказа А.Коткина «Синяк»( на каждом столе);
- выставка произведений ненецкого поэта В.Ледкова;
-«Хрестоматия по литературному краеведению.ч.2». авт.Горбунова З.А.
Эпиграф урока: Не стреляйте белых лебедей!(Б.Васильев)
Ход урока.
Организация класса: Подготовка учащихся к восприятию. Тихо звучит песня «Лебединая верность» и стихает после первого куплета.- Глядя на тему урока, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Отсюда цели и задачи урока:
Работа по теме урока:
1.Слово учителя: Итак, избранные главы пов.А.Коткина «Заповедное озеро» («Схватка» и «Лебедь уходит в небо») прочитаны. Сегодня на уроке мы попытаемся выразить свое отношение к прочитанному, «услышать» мысли наших северных поэтов и писателей по проблеме охраны живой природы, окружающей нас, попытаемся ответить на вопрос: «Почему это происходит?».
2. Давайте вспомним, о чем пишет А.С. Коткин в своей повести? (краткий пересказ содержания глав повести. См. «Хрестоматию»,ч.2, стр.151).
3. Беседа по содержанию:
А) почему автор так трепетно относится к лебедям?
Б) каково отношение мальчиков к этим птицам? Почему?(любовь привил дед).
В) сопереживали ли вы мальчикам и раненому лебедю, когда его выпускали на волю?
Г) встречали ли вы в своих поселках лебедей? Когда они к нам прилетают? Как к ним относятся жители поселков?
Д) наблюдали ли вы повадки этих птиц? Как они обустраивают свои гнезда, выводят птенцов?
3. Какие они родители, наблюдал писатель А.Коткин и рассказал нам в
рассказе «Синяк» (чтение вслух, на партах у каждого лежат распечатки)
Что вас поразило в этом рассказе? (как птицы помогают своим
детенышам, учат их и воспитывают, что птенцов-лебедят называют
«синяками», отношение главного героя Кольки к событиям рассказа);
почему автор употребил такие эпитеты, как: «величавые птицы, грациозная
ответные чувства вызвал у поэта этот прекрасный, поэтический образ?
(Восхищение, удивление, нежность: с губ поэта при виде белой лебеди
«слететь была готова мелодия восторга, счастья, зова», он робко к ней
протягивал руки, чтобы приласкать, погладить, пожалеть.)
Знаете ли вы примеры из своей жизни, описанные поэтом? Как к этому относитесь?
5. Обратимся к творчеству ненецкого поэта В.Ледкова. которого называют певцом
лебединого края.(Небольшая экскурсия у стенда произведений поэта Василия
Ледкова).
6. Энциклопедическая справка о лебедях (инд. задание учащегося).
7. Наш вернисаж: смотрим выставку рисунков учащихся «Не
стреляйте белых лебедей». Хочу вам посоветовать прочитать повесть Б.Васильева
под таким же названием.
8. В.А.Ханзерова в своей небольшой книжке «Лади Хасавако» («Мальчик Лади») пересказывает ненецкую легенду «Почему у лебедя длинная шея». Послушаем ее: ПОЧЕМУ У ЛЕБЕДЯ ДЛИННАЯ ШЕЯ,
А У ГАГАРЫ КРИВЫЕ НОГИ?
Давным-давно у голубых озер жил старик с двумя сыновьями.
Богатый он был, оленей не счесть, у каждого свой чум. Старший сын женат на Лебеде, младший – на Гагаре.
Старик был умный и хитрый. Однажды решил сам проверить, что у него за невестки, послушны ли, работящи, что умеют делать.
В жаркий летний день старик пошел к невесткам и говорит: «Милые мои невестки, ваши мужья – мои сыновья – на охоте, а я стар, ноги болят. Нужно пригнать оленей поближе к чумам. Кто из вас пойдет?»
Невестка Лебедь даже головы не повернула в сторону свёкра, только гордо вытянула шею и куда смотрела, туда и смотрит. С тех пор шея у лебедя стала длинной-длинной.
Младшая невестка – пестрая Гагара была послушной, но немного ленивой. Она вышла из чума и направилась к двум озерам и вместо того, чтоб дойти до стада оленей, остановилась на узенькой полоске земли между ними и, что есть силы, во весь голос крикнула: «охо-хо,-хов-хэ-хэй!!!»
Услышав клич, обезумевшее от жары и оводов стадо, ничего не видя, ринулось на зов человеческого голоса в сторону озёр. Пробежало оно между двумя озёрами, растоптав не успевшую отойти в сторону невестку Гагару. Срослись поломанные кости, да только с тех пор ходить по земле гагара не может. Зато посмотрите, как она плавает, ныряет, в воде она будто рыба. И гнездо гагара строит и выводит птенцов у самой воды.
А лебедь, вытянув длинную шею, будто говорит: «Вот я какая, любуйтесь, в мире нет другой такой птицы. Белая паница не знает дыма, а у кого такой красивый нос, стройные ноги в черных-черных пимах?»
На самом деле так: лебедь – прекрасная гордая птица.
9. У ненецкого поэта П.А.Явтысого есть небольшой детский рассказик: П.Явтысый. ПЕСНЬ ЛЕБЕДЯ.
Решила лебедиха свить гнездо на большой сопке. Говорит ей лебедь:
- Плохое ты место выбрала, открытое, к жилью близкое. Звери здесь бродят, дети бегают, шумят, люди ездят на нартах, собаки лают.
Отвечает лебедиха:
- Зато не будет скучно.
Свила лебедиха гнездо на большой сопке. Проехали по сопке нарты, раздавили гнездо. Погибли и лебедиха, и яйца.
Увидел лебедь порушенное гнездо, стал плакать и причитать:
-Говорил я ей: не делай гнезда на большой сопке, вблизи жилья! Почему не послушалась меня? Теперь я остался один.
Долго сидел лебедь над погибшей подругой, пел над ней прощальную песню. А лебеди с тех пор устраивают свои гнезда в потаенных местах, в непроходимых болотах и плывунах.
О чем он? (как лебеди научились строить свои гнезда).
10. Звучит полностью песня «Лебединая верность».
11 .Итоги урока: почему наши северные поэты и писатели так много писали об этой
царственной птице(это часть нашей живой северной природы, это очень красивая
птица, занесенная в Красную книгу, в том числе и Ненецкого округа – это мы
слышали из сообщения ученика..).
К чему призывают нас писатели и поэты? (беречь, охранять окружающую среду нашей малой родины, заботиться о ее чистоте и пр.) Давайте все вместе громко прочитаем эпиграф нашего урока:
12. В заключение послушайте стихотворение ненецкого поэта, нашего земляка А. И.
Пичкова (ученик читает наизусть) :
Кличет лебедь лебедиху,
Песнь свою поет с любовью.
На реке, в протоке тихой,
Есть у них свое гнездовье.
Неприметно, незаметно
Это маленькое чудо.
Их гнездо прикроет лето
Мягкой травкой-изумрудом.
А потом и лебедята,
Так похожи друг на друга,
Будут плыть спокойно рядом
В шубках сереньких из пуха.
До красы же лебединой
Долго им расти придется.
Станут белыми, как льдины,
В горле гордый крик проснется.
А пока на страже лебедь,
Притаилась лебедиха.
И над ними песню небо
Напевает тихо-тихо.
13.Подведем итоги урока: Что вам больше всего запомнилось на уроке?
Узнали ли вы для себя что-то новое? Как вы себя будете вести, если встретите на тундровом озере лебединую семью?