kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы по рассказу А. Платонова "Песчаная учительница".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы по рассказу А. Платонова «Песчаная учительница»

 

 « Была ли счастлива «песчаная учительница?»

 

Цели урока:

  • определить основную идею рассказа Платонова
  • обучать характеристике литературного героя через  работу с понятиями « смысл жизни», «нравственный выбор», «человек и обстоятельства»
  • отрабатывать умение анализировать замысел автора,  композицию литературного произведения,  определять роль пейзажа.
  • через создание опорной схемы показать связь формы и содержания текста, учить выбирать материал для ответа
  • дать нравственные ориентиры для определения своих жизненных целей.

 

Ход урока.

  1. Викторина – проверка знания текста.
    1. Сколько лет было Марии Никифоровне, когда она начала преподавать?
    2. Почему дети в селе не ходили в школу?
    3. Какой новый предмет пришлось преподавать учительнице?
    4. Смогла ли Мария Никифоровна помочь жителям пустыни?
    5. Осталась ли она в Хошутове навсегда?
    6. Почему рассказ называется «Песчаная учительница»?

 

  1. Анализ темы урока. Чтобы ответить на этот вопрос, надо внимательно поработать с текстом. Вы уже начали это делать дома.

Проверим домашнее задание – найти в тексте описание пустыни и определить, какое настроение оно создаёт.

Дети прочитают мрачный пейзаж, расскажут о своих впечатлениях и объяснят, что описание пустыни покажет, как трудно пришлось учительнице Нарышкиной, как тяжело живут её ученики.  Задача учителя – помочь ученикам найти символические детали в тексте. Выписываем опорные слова пейзажной картины:

Раскалённые барханы – пылающие костры

Стонущий песок

День = ночи

Саван солонца

Солнце меркло

Верхушки барханов дымятся

Что получается? Как проявился здесь замысел автора? Благодаря такой работе ребята обязательно догадаются, что Платонов рисовал не просто пустыню, в подтексте он изображал ад, где нет  жизни и радости, есть только бесконечные муки и ужас.

Можно ли быть счастливым в аду?

 

  1. Проведём интервью с Марией Никифоровной.

Задание: в паре придумать три вопроса учительнице  о  её жизни в Хошутове и ответить на них. Затем проводится «пресс – конференция с учителем».

Вопросы, придуманные детьми:

  • Сколько лет Вам было, когда Вы стали учительницей?
  • Почему дети в вашем селе не ходили в школу?
  • Что Вас больше всего расстраивало в учительской работе?
  • Вам не кажется, что молодой девушке не стоит губить себя в пустыне?
  • Почему Вы не уехали домой к родителям?
  • Почему Вы стали преподавать новый предмет?
  • Учились ли Вы земельному делу?
  • Почему Вы решили победить пустыню?
  • Платили ли Вам  деньги за дополнительную работу?
  • Каких успехов Вы достигли в Хошутове?
  • Как относятся к Вам  дети и взрослые в Хошутове?

 

  1. Составим опорный конспект.

 

 «Почему Мария Нарышкина могла бы заведовать целым народом?»

Что выбрала «песчаная учительница»?

 

Назначение в Хошутово

 

Вернуться домой к родителям?

Поехать по назначению?

 

                                                                  Долг, ответственность

 

Дети не ходят в школу, село бедствует.

 

Отказаться от работы

или

ждать, когда всё само наладится и получать зарплату

Чтобы помочь людям, вести занятия по новому предмету  - песчаному делу

 

                                                          Целеустремлённость,

                                                                    активная жизненная позиция

 

Посадки шелюги уничтожены кочевниками.

 

Безрезультатно жаловаться,

Ненавидеть  другой народ и его правду.

Встать на место противника.

«Умный вождь»: «Кто голоден и ест траву родины, тот не преступник.

 

 

                                                              Справедливость, гуманность, терпимость

 

Учить кочевников культуре песков?

 

Остаться в Хошутове, где наладилась жизнь

«Похоронить молодость среди диких кочевников». Награда – памятник-шелюга

 

 

                                                              Ответственность за судьбу двух народов.

                                                        Оптимизм: « Приеду … по лесной дороге».

 

5. Обобщение. Была ли счастлива песчаная учительница? Почему она могла бы заведовать целым народом? Кто из вас хотел бы повторить её судьбу?

 

6. Домашнее задание:  Ответить на один из этих вопросов письменно. Прочитать рассказ Платонова «Корова». Что общего между героями двух рассказов?

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы по рассказу А. Платонова "Песчаная учительница". »

Урок литературы по рассказу А. Платонова «Песчаная учительница»


« Была ли счастлива «песчаная учительница?»


Цели урока:

  • определить основную идею рассказа Платонова

  • обучать характеристике литературного героя через работу с понятиями « смысл жизни», «нравственный выбор», «человек и обстоятельства»

  • отрабатывать умение анализировать замысел автора, композицию литературного произведения, определять роль пейзажа.

  • через создание опорной схемы показать связь формы и содержания текста, учить выбирать материал для ответа

  • дать нравственные ориентиры для определения своих жизненных целей.


Ход урока.

  1. Викторина – проверка знания текста.

    1. Сколько лет было Марии Никифоровне, когда она начала преподавать?

    2. Почему дети в селе не ходили в школу?

    3. Какой новый предмет пришлось преподавать учительнице?

    4. Смогла ли Мария Никифоровна помочь жителям пустыни?

    5. Осталась ли она в Хошутове навсегда?

    6. Почему рассказ называется «Песчаная учительница»?


  1. Анализ темы урока. Чтобы ответить на этот вопрос, надо внимательно поработать с текстом. Вы уже начали это делать дома.

Проверим домашнее задание – найти в тексте описание пустыни и определить, какое настроение оно создаёт.

Дети прочитают мрачный пейзаж, расскажут о своих впечатлениях и объяснят, что описание пустыни покажет, как трудно пришлось учительнице Нарышкиной, как тяжело живут её ученики. Задача учителя – помочь ученикам найти символические детали в тексте. Выписываем опорные слова пейзажной картины:

Раскалённые барханы – пылающие костры

Стонущий песок

День = ночи

Саван солонца

Солнце меркло

Верхушки барханов дымятся

Что получается? Как проявился здесь замысел автора? Благодаря такой работе ребята обязательно догадаются, что Платонов рисовал не просто пустыню, в подтексте он изображал ад, где нет жизни и радости, есть только бесконечные муки и ужас.

Можно ли быть счастливым в аду?


  1. Проведём интервью с Марией Никифоровной.

Задание: в паре придумать три вопроса учительнице о её жизни в Хошутове и ответить на них. Затем проводится «пресс – конференция с учителем».

Вопросы, придуманные детьми:

  • Сколько лет Вам было, когда Вы стали учительницей?

  • Почему дети в вашем селе не ходили в школу?

  • Что Вас больше всего расстраивало в учительской работе?

  • Вам не кажется, что молодой девушке не стоит губить себя в пустыне?

  • Почему Вы не уехали домой к родителям?

  • Почему Вы стали преподавать новый предмет?

  • Учились ли Вы земельному делу?

  • Почему Вы решили победить пустыню?

  • Платили ли Вам деньги за дополнительную работу?

  • Каких успехов Вы достигли в Хошутове?

  • Как относятся к Вам дети и взрослые в Хошутове?


  1. Составим опорный конспект.


«Почему Мария Нарышкина могла бы заведовать целым народом?»

Что выбрала «песчаная учительница»?


Назначение в Хошутово


Вернуться домой к родителям?

Поехать по назначению?


Долг, ответственность


Дети не ходят в школу, село бедствует.


Отказаться от работы

или

ждать, когда всё само наладится и получать зарплату

Чтобы помочь людям, вести занятия по новому предмету - песчаному делу


Целеустремлённость,

активная жизненная позиция


Посадки шелюги уничтожены кочевниками.


Безрезультатно жаловаться,

Ненавидеть другой народ и его правду.

Встать на место противника.

«Умный вождь»: «Кто голоден и ест траву родины, тот не преступник.



Справедливость, гуманность, терпимость


Учить кочевников культуре песков?


Остаться в Хошутове, где наладилась жизнь

«Похоронить молодость среди диких кочевников». Награда – памятник-шелюга



Ответственность за судьбу двух народов.

Оптимизм: « Приеду … по лесной дороге».


5. Обобщение. Была ли счастлива песчаная учительница? Почему она могла бы заведовать целым народом? Кто из вас хотел бы повторить её судьбу?


6. Домашнее задание: Ответить на один из этих вопросов письменно. Прочитать рассказ Платонова «Корова». Что общего между героями двух рассказов?




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Урок литературы по рассказу А. Платонова "Песчаная учительница".

Автор: Лобаченко Ольга Эдуардовна

Дата: 08.01.2015

Номер свидетельства: 151308

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(234) "Очерк жизни и творчества  А.Платонова. Своеобразие художественного мира  писателя. Рассказ  А.Платонова «Песчаная учительница»."
    ["seo_title"] => string(124) "ochierkzhizniitvorchiestvaaplatonovasvoieobraziiekhudozhiestviennoghomirapisatieliarasskazaplatonovapieschanaiauchitielnitsa"
    ["file_id"] => string(6) "270725"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1451237747"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(244) "Краткосрочный план по русскому языку и литературе на тему «Место человека в жизни» по рассказу А.П. Платонова «Песчаная учительница»"
    ["seo_title"] => string(80) "kratkosrochnyi_plan_po_russkomu_iazyku_i_literature_na_temu_mesto_cheloveka_v_zh"
    ["file_id"] => string(6) "579140"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1619190043"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Краткосрочный план А.Платонов "Песчаная учительница ""
    ["seo_title"] => string(57) "kratkosrochnyi_plan_a_platonov_pieschanaia_uchitiel_nitsa"
    ["file_id"] => string(6) "346489"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1475075128"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Урок пресс- конференция  с «героями».  Андрей Платонович Платонов (Климентов) «На заре туманной юности» "
    ["seo_title"] => string(106) "urok-priess-konfierientsiia-s-ghieroiami-andriei-platonovich-platonov-klimientov-na-zarie-tumannoi-iunosti"
    ["file_id"] => string(6) "243873"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445846309"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства