Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературы «Главный герой рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека»»
Урок русской литературы «Главный герой рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека»
Л.М Чернявская,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории МБОУ СОШ №64
Цель: осмысление одной человеческой жизни и судьбы как явления эпохи.
Задачи:
обеспечить условия для выявления основных мотивов и идей произведения, показать героизм, глубинную доброту Андрея Соколова;
создать условия для развития умения выявлять ключевые эпизоды в произведении, анализировать литературный текст;
содействовать совершенствованию навыков характеристики персонажа, развитию навыков выразительного чтения, пересказа, развитие логического мышления учащихся;
способствовать воспитанию чувства патриотизма, человечности и ответственности, неприятие войны.
Ожидаемый результат: установлен контакт, учащиеся и учитель готовы к совместной деятельности на уроке.
II. Проверка домашнего задания
Устная викторина «Внимательный читатель»
В каком году был написан рассказ «Судьба человека»?
(ответы учащихся) – 1956 год
2. Какую профессию имел герой до войны?
(ответы учащихся) шофёр.
3. Как главный герой попал в плен?
(ответы учащихся) был ранен и взят в плен.
4. Сколько побегов совершил главный герой?
(ответы учащихся) два;.
5. Почему главный герой решил усыновить Ванюшку?
(ответы учащихся) чтобы появился смысл жизни.
III. Объяснение нового материала
1. Вступительное слово учителя (введение в тему урока)
–Подберите слова, с которыми у вас ассоциируется слово «война». Работа у доски.
Да, война – это смерть, кровь, страдания. Она забирает у человека са-мое дорогое: семью, друзей, дом – оставляя на душе кровавые раны.
22 июня 1941 года Великая Отечественная война ворвалась в каждый дом, принося с собой слёзы и горе. И люди встали на защиту Родины, чтобы спасти своих родных. Война обнажила лучшие и худшие качества людей, по-казав, что собой представляет каждый человек.
Рассказ «Судьба человека» повествует о судьбе обычного человека, Андрея Соколова, который в полной мере испытал все ужасы военной поры. Сегодня мы попытаемся ответить на вопрос, для чего Шолохов показал нам испытания, через которые прошёл герой. Что же должны понять мы, читате-ли, познакомившись с образом Андрея Соколова?
2. Работа с эпиграфом
✓ Как вы понимаете слова Алексея Толстого?
✓ О какой человеческой красоте идёт речь?
(ответы учащихся)
IV. Закрепление нового материала
Интеллектуальная викторина по произведению М.А. Шолохова «Судьба человека»
В каждой категории по 5 вопросов. Вы сами выбираете категорию и количество баллов. Всего 15 вопросов. Время на обдумывание вопроса – 1 минута. Один раз вы можете воспользоваться мнением зрительного зала
Приготовьте название команд (1 минута)
Класс
Название команды
Кто перед тобой
Угадай, чей голосок
Найди хозяина вещи
ИТОГО
МЕСТО
V. Рефлексия
1. На уроке я работал… ______________________, потому что… _____________________________________________________________
2. Своей работой на уроке я… ___________________________________
3. Урок для меня показался… ___________________________________