Итак, на основе знаний о строении вещества рассмотрим модель явлений испарение с помощью которой мы объясним наблюдаемое явление. На слайде изображен сосуд. Предположим, что внутри него находится жидкость. Изобразим молекулярную модель этой жидкости. Учтите, что молекулы жидкости расположены достаточно плотно.. Каким молекулам легче всего покинуть жидкость? (Которые находятся на поверхности). У какой из них больше вероятность покинуть жидкость? (У которой скорость движения больше, т.е. больше кинетическая энергия) Почему молекуле движущейся с меньшей скоростью это сделать труднее? Итак, жидкость могут покинуть молекулы, находящиеся у поверхности, кинетическая энергия которых больше потенциальной энергии их взаимодействия с соседними молекулами. Что образуется над жидкостью в результате ее испарения? (Пар) Кто сможет дать определение парообразованию? Парообразование-это процесс превращении жидкости в пар. (Запись в тетрадь) Да ,ребята , существует два способа парообразования: испарение и кипение. С процессом кипения мы познакомимся на следующем уроке, а процесс испарения рассмотрим сегодня. Испарение – это парообразование, происходящее с поверхности жидкости при любой температуре. (Запись в тетрадь) Итак, нами рассмотрена модель испарения вещества, которая помогает нам наглядно представить, что это за явления. Так как из жидкости улетают наиболее быстрые, энергичные молекулы, то средняя скорость оставшихся молекул жидкости, а значит и их средняя кинетическая энергия уменьшается, поэтому испарение ведет к уменьшению внутренней энергии жидкости, вследствие чего жидкость охлаждается. Проверим это следствие на опыте. Парная работа. Возьмите задание №1 Экспериментально доказать, что при испарении внутренняя энергия уменьшается, имея оборудование: термометр, шарик которого обёрнут ватой, спирт Ход работы 1. Заметьте начальное показание термометра. 2.На конец термометра, обёрнутый ватой, капните спирт. Наблюдайте ,что происходит с температурой в процессе испарения. 3. Сделайте вывод о зависимости внутренней энергии от испарения. Обсуждение результата эксперимента. Таким образом, экспериментальная проверка подтвердила следствие, вытекающее из модели испарения, тем самым подтвердила нашу гипотезу. Мы изучили явление испарения, используя цикл естественно научного познания. Схема его такова. Теория –гипотеза-эксперимент-вывод Ребята, может кто –нибудь из вас привести пример уменьшения внутренней энергии человека? При повышении температуры тела ,пьем жаропонижающее. Начинается потоотделение, в результате чего внутренняя энергия уменьшается. Теперь нужно выяснить от каких факторов зависит испарение жидкости. Для этого мы проведем небольшие исследовании в группах Групповая работа 1 группа: Зависимость испарения от рода вещества Оборудование: 2 листа бумаги, сосуд с водой, сосуд со спиртом. Наблюдайте за процессом испарения. Ход работы: капните на 2 листа бумаги по капле воды, спирта. Сделайте вывод о зависимости скорости испарения от рода жидкости. 2 группа: Зависимость испарения от температуры Оборудование: 2 листа бумаги, сосуд со спиртом, фонарик. Ход работы: капните на каждый листочек по капле спирта, одну из капель поместите под фонариком. Наблюдайте за процессом испарения. Сделайте вывод о зависимости скорости испарения от температуры. группа: Зависимость испарения от площади поверхности Оборудование: 2 предметных стекла, сосуд со спиртом. Ход работы: капните на каждое стеклышко по капле спирта так, чтобы капля на одном стекле не растеклась, а на другом - сильно растеклась. Наблюдайте за процессом испарения. Сделайте вывод о зависимости скорости испарения от площади поверхности. группа: Зависимость испарения от наличия ветра Оборудование: 2 листа бумаги, сосуд со спиртом, веер. Ход работы: капните на два листа бумаги по капле спирта. Обмахивайте веером одну из капель. Наблюдайте за процессом испарения. Сделайте вывод о зависимости скорости испарения жидкости от наличия ветра Выводы в тетрадь: Скорость испарения зависит от: от площади поверхности жидкости. (Запись в тетрадь) Как происходит испарение , от каких факторов зависит испарение –мы выяснили. О чем мы еще не говорили ? Ребята, если я скажу ,что конденсация –это процесс обратный процессу парообразования ,то какое определение конденсации вы бы дали? Конденсация – это явление превращения пара в жидкость. (Запись в тетрадь) Посмотрим в нашей модели процесс конденсации. Процесс конденсации происходит одновременно с процессом испарения. Молекулы, вылетевшие из жидкости и находящиеся над её поверхностью, участвуют в хаотическом движении. Они сталкиваются с другими молекулами, и в какой-то момент времени их скорости могут быть направлены к поверхности жидкости, и молекулы вернутся в неё. Именно за счет конденсации выпадают осадки. Давайте мы закрепим нашу тему, решив несколько качественных задач. 1.Почему летом ,когда собаке жарко, она высовывает язык? 2.Выйдя в жаркий день из реки, вы ощущаете прохладу. Объясните, почему это происходит? 3. У зайца большие уши. Но они не для того , чтобы слушать ,а для того ,чтобы ими……. |