Цель этапа: вспомнить предыдущие уроки, настроиться на обсуждение образа Герасима.
III. Постановка целей и задач урока (3 минуты):
Сообщение учителем цели урока: познакомить с особенностями образа Герасима, проанализировать поступки героя и мотивы его действий.
IV. Основная часть урока (25 минут):
1. Анализ текста (10 минут):
Чтение небольшого фрагмента текста, посвящённого внешности и поведению Герасима.
Задача учеников: отметить важные детали, характерные особенности героя.
Вопросы классу:
Как выглядит Герасим внешне?
Какие поступки свидетельствуют о его доброте и благородстве?
Работа с текстом: выделение цитат, иллюстрирующих качество героя.
Форма работы: коллективная работа в группах.
2. Заполнение таблицы (8 минут):
Создание совместной таблицы с характеристиками Герасима.
Пример заполнения таблицы:
Черта характера
Проявления в тексте
Трудолюбивый
Постоянно работает, силён физически
Душевный
Забота о слабых, привязанность к Муму
Исполнительный
Выполняет поручения хозяйки ответственно
Формируются выводы о сущности образа Герасима.
Форма работы: совместная групповая работа.
3. Драматизация сцены (7 минут):
Выбор сценки из рассказа с участием Герасима и других героев. Например, сцена прощания с Муму.
Эта игра позволяет активизировать понимание внутренней драмы героя.
Форма работы: демонстрационная постановка группой учеников.
V. Закрепление материала (5 минут):
Выполнение теста на проверку усвоения содержания урока (самостоятельная работа). После проверки осуществляется коррекция ошибок.
Форма работы: индивидуальная.
VI. Итог урока (5 минут):
Обобщающая беседа:
Какие впечатления вызвал образ Герасима?
Чему учит нас его судьба?
Выставляются оценки за участие в уроке.
VII. Домашнее задание (3 минуты):
Творческое задание: написать мини-эссе на тему «Почему Герасим вызывает симпатию читателей?»илиСоздать визуальный проект — коллаж или рисунок, отражающий внутренний мир Герасима.