kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Ранние романтические произведения Максима Горького

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мною разработан конспект урока по заданной теме

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Ранние романтические произведения Максима Горького»

Урок 11. Тема: Ранние романтические произведения М.Горького

Цель: познакомить с особенностями романтических пр – й М.Горького.

Я хотел изображать людей «необыкновенных», а не людей нищеватого,

мещанского типа.

М.Горький



Ход урока

1.Вступительное слово учителя.

Романтические рассказы 1890- х годов воспринимались как визитная карточка молодого писателя, они свидетельствовали о том, что в литературу пришел писатель, резко выделяющийся на фоне своих предшественников.

Новым был прежде всего тип героя. Многое в горьковских героях заставляло вспомнить о романтической литературной традиции.

2.Что такое романтизм, его черты.

Романтизм – худ. метод, сложившийся в конце 18 – начале 19 века.

Черты романтизма: 1) особый интерес к личности и ее отношению к окружающей действительности, 2) противопоставление реальному миру идеального, 3)сомнение в истинности и целесообразности современной цивилизации, 4) изображение исключительного героя в исключительных обстоятельствах и т.п.

Романтический герой – это человек с сильными чувствами, острой реакцией на мир, отвергающий законы, по которым живут другие. Он одинок и обречен на страдание, стремится к свободе, без которой нет для него подлинного счастья и которая ему нередко дороже самой жизни.

Особенности композиции: она подчинена одной цели: раскрыть образ главного героя, являющегося выразителем авторской позиции.

3.Анализ или сообщение группы о рассказе «Макар Чудра».

Рассказ впервые напечатан в газете «Кавказ». Написан он в Тифлисе ( Тбилиси) и впервые подписан псевдонимом - М.Горький. Рассказ имел успех, но он не выходил за рамки провинциальной среды. Тем не менее рассказ пользовался популярностью среди читателей. Его сюжет лег в основу многих музыкальных и других пр-й, среди которых опера итальянского композитора Бианшини «Радда», балет Б.В.Асафьева «Красавица Радда», кинофильм « Табор уходит в небо» молдавского режиссера Эмиля Лотяну ( 1976).

В основе сюжета - история о Лойко Зобаре и Радде .Но пр-е названо по имени рассказчика- «Макар Чудра». Легенда хотя и обладает худ. самостоятельностью, служит тем не менее средством раскрытия характера главного героя - Макара Чудры. Тема рассказа – тема свободы. Идея – воспевание свободы, красоты и радости жизни. Автор этим рассказом призывает к яркой, смелой, насыщенной жизни, полной страстей и отваги сердца. В пр-ии поднимаются проблемы свободы и рабства, смысла жизни, проблема любви. Этим целям подчинены сюжет и композиция. Рассказ начинается морским пейзажем. На его фоне предстает фигура старого цыгана - М.Ч. Конечно , это не случайно . Море и степь всегда были олицетворением свободы. Проблема свободы и рабства звучит уже в самом начале Так, Макар говорит повествователю о предназначении человека: «Что ж ,-он родился затем, что ли, чтоб поковырять землю да умереть, не успев даже могилы самому себе выковырять? Ведома ему воля? Ширь степная понятна? Говор морской волны веселит ему сердце? Он раб- как только родился, всю жизнь раб, и все тут!»Старый цыган много повидал за свою жизнь, больше всего он ценит свободу. Герой отрицает жалкое нищенское существование, не может его принять. Затем М.Ч.рассказывает быль о Лойко Зобаре, который больше всего на свете любил лошадей и волю. А заканчивается рассказ вновь морским пейзажем. Такова последовательность событий. Условно можно выделить 5 частей: романтический пейзаж, портрет М.Ч. , диалог с повествователем, история Лойко и Радды, пейзаж. Такая композиция называется кольцевой. Еще одной особенностью композиции является « рассказ в рассказе».Повествователь рассказывает о М.Ч., а тот о Лойко и Радде.

Своеобразие пр-я состоит и в том, что источником конфликта является не традиционное противостояние добра и зла, а столкновение двух позитивных ценностей – свободы и любви, который может разрешиться только трагически. Любящие друг друга Лойко и Радда настолько дорожат своей свободой, что не допускают мысли о добровольном подчинении любимому человеку. Каждый из героев ни за что не согласится быть ведомым, даже если речь идет о взаимном чувстве. «Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя,- говорит Радда. Исключительность конфликта - в полном равенстве одинаково гордых героев. Не имея возможности покорить возлюбленную, Лойко одновременно не может отступиться от нее. Поэтому он решается на убийство: « Мы и догадаться еще не успели, что хочет сделать Зобар, а уж Радда лежала на земле, и в груди у нее по рукоять торчал кривой нож Зобара. Оцепенели мы». Дикий, «безумный» поступок, ведь он знает, что приносит в жертву гордости и собственную жизнь : «А потом подошел Данило к Зобару и сунул ему нож в спину как раз против сердца. Тоже отцом был Радде старый солдат Данило!»Смерть героев не бытовая история, а как трагедия в античном смысле этого слова, как некая единственно возможная разрушительная развязка. Макар Чудра, обладающий философским складом ума, тоже считает, что гордость и любовь примирить невозможно, что ценнее свобода, она дороже и любви, и жизни. А автор? Разделяет ли он данную точку зрения? О его взглядах мы узнаем через образ повествователя. Это один из самых незаметных образов. Он путешественник, мечтатель, романтик, чувствует красоту окружающего мира. Он восхищается силой, красотой, поэтичностью , гордостью своих героев. Не может принять рабское отношение к жизни.

4. Просмотр отрывков из кинофильма Э.Лотяну «Табор уходит в небо».

5.Обобщение учителя. Таким образом, герои рассказа сильные, гордые, свободолюбивые, не тщеславные, не желающие мести, независтливые, разрушающие сонное прозябание жизни. Но независимость и гордость обрекают их на одиночество и невозможность счастья.

5.Итог урока.- Любовь и свобода. Совместимы ли эти понятия для героев рассказа?

Схема - кластер. Романтические пр-я 1890-х годов.

Кластер – объединение нескольких однородных элементов.

Главные проблемы - проблема свободы, смысла жизни

смыссмысллас





проблема

«Песня о Буревест-

Нике» ( 1901)

«Макар Чудра» (1892)

Жажда борьбы, би-

Макар Ч., Лойко, Радда «Старуха Изергиль». «Песня о Соколе» твы.

Любовь и свобода не- ( 1894)Жизнь для се- ( 1895)Идея самопожертвования

совместимы. Свобода до- бя или жизнь для во имя свободы, света.

Роже и любви, и жизни. людей? Бесстрашие и трусость,

Ларра, Данко, старуха Жажда битвы и покой, высокие

Изергиль идеалы и бездуховность.

Уж, Сокол







Герои сильные, гордые, одинокие, свободолюбивые.











6.Анализ «Песни о Соколе» (1895)

«Песня…» построена на антитезе бесстрашия и трусости, высоких идеалов и бездуховности, подвига и приземленного существования, жажды битвы и стремления к покою, готовности к самопожертвованию и эгоистического страха за свою шкуру. Пр-е начинается с короткого вступительного пейзажа. Затем действие переносится в сырое ущелье. Здесь происходит столкновение Ужа и Сокола. На фоне свободного неба и гремящего моря является Сокол, сраженный в бою. Он испытывает не отчаяние и упадок, а чувство гнева и жажду борьбы. Слова жизнь, счастье, небо, битва говорят о возвышенности и благородстве его стремлений. Для Ужа теплое и сырое ущелье – земля обетованная. Сокол же задыхается в мрачной и теплой сырости. Испытывая чувство гнева от своего бессилия, тяжело переживая трагически закончившуюся битву, он сначала не замечает , куда его забросила судьба. Но стоит Ужу произнести свое кредо: «Мне здесь прекрасно…тепло и сыро!», как « Сокол смелый вдруг встрепенулся и по ущелью повел очами».Жизнь без борьбы для него хуже смерти.

Смысл жизни Сокол видит в стремлении к победе, в борьбе, ненависти к покою. Уж, оберегающий никому не нужное, эгоистическое существование, мертв при жизни. По его мнению, всякие стремления бесплодны, ибо «все в землю лягут, все прахом будет…»Нет, не все. Гибель Сокола – это продолжение его жизни. Разбившийся, он как бы сливается с родной стихией, передавая ей свою энергию. Мотив широкого и вольного мира, прозвучавший в начале песни Рагима, теперь разрастается в мощную симфонию. Смерть Сокола – призыв к борьбе, начало бессмертия. Прочитать последний абзац со слов: «Пускай ты умер!..» и если Сокол пока одинок, но его подвиг не минет бесследно. Идея пр-я в том,

что смысл чел. жизни в постоянной борьбе, исканиях, человек должен быть готовым к самопожертвованию.

Вывод учителя: В пр – и писатель показывает два типа людей: храбрых и безумных в своих стремлениях и живущих мелкими насущными интересами. Сам Горький писал: «Есть только две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и жадные изберут первую, мужественные и щедрые – вторую».Самоотверженная любовь во имя свободы и благоденствия озаряет жизнь Сокола и наполняет ее особенным смыслом. Это романтический призыв к борьбе против серой и скучной жизни, где «тепло и сыро».Главное – полет, прорыв в пространство несвободы. Таким же смыслом наполнена и «Песня о Буревестнике» ( 1901 ).

М.Горький ввел в литературу новую фигуру – босяка. Наиболее знаменитым из рассказов с таким героем – «Челкаш» (1895 ).

7.Анализ рассказа «Челкаш».

Опубликован в ж. « Русское богатство» № 6, 1895 г.Написан в августе 1894 г. В Нижнем Новгороде. В основу рассказа положена реальная история одесского босяка , услышанная им в больнице г. Николаева, где лежал Горький. Странствуя по Руси, в селе Кандыбово Херсонской губ. он вступился за истязаемую женщину, за что мужики избили его до полусмерти и бросили в кусты, считая мертвым. Его подобрали проезжие люди. Но рассказ напечатан был не сразу, так как не устраивал образ Гаврилы, ибо он явно не отвечал народническим представлениям о мужике. Писатель подверг рассказ не очень значительной редактуре. Отношение критики было неоднозначным. Сам писатель не относил его к лучшим пр-ям, однако неизменно включал во все собрания сочинений.

Рассказ назван по имени главного героя, чтобы показать, что босяки- это люди со своими ценностями, чувствами, мыслями, может, даже более светлыми, чем у благородных слоев общества. Композиция состоит из пролога и трех частей. Действие происходит в порту, где « заядлый пьяница и ловкий, смелый вор» нанимает в работники для очередного воровства деревенского «здорового добродушного парня с ребячьими светлыми глазами»- Гаврилу. После удачного ограбления и сбыта краденого Челкаш получает 540 рублей. По прибытии он делится с Гаврилой добычей, и на берегу между ними разыгрывается из-за денег драма, в результате которой Гаврила обнажает свою жадность и едва не убивает Челкаша. Таков сюжет рассказа. Основная идея – свобода и равенство. Воплотить идею и раскрыть смысл пр-я помогают пейзаж , противопоставление героев, различные худ.- выразительные средства.

В основе изображения героев лежит антитеза. Но , несмотря на полную противоположность, у героев одинаковое социальное происхождение – оба выходцы из крестьян, оба жили на земле, оба оказываются перед искушением деньгами, но Челкаш порвал со своей семьей, хотя отец был из первых богатеев в селе. У Гаврилы отец умер, хозяйство малое, дома старенькая мать. Сравним портреты героев, их мечты, поведение в минуту опасности, понимание ими свободы.

Челкаш портрет Гаврила

-острое хищное лицо Эпитет «хищный»составляет -здоровое загорелое лицо

- горбатый хищный нос суть героя. - широкоплечий

- хищная худоба - короткие крепкие руки

- хищная птица - большие голубые глаза

имущество



-разорванная рубаха да - котомка, коса. Немного денег, в дерев-

грязные штаны не – мать, хозяйство

цели и мечты

-свобода, независимость - рвется к собственности, мечтает стать

-море хозяином

отношение к морю

- любил море - боится моря

- оно очищало его от скверны

- видел себя лучше среди воды и

воздуха , оно подчеркивает свободолюбивый хар-р героя.

поведение в минуту опасности

- глаза горели - страшно, жутко, мечты о побеге,

понимание свободы обливался потом.



-никому ничем не обязан - «Делай что хошь, только Бога

помни».





Отношение к деньгам

- как прокутить деньги, они - стать свободным, построить дом, за-

нужны ему, чтобы пить, ве- вести хоз-во, жениться на той,

селиться, угощать других, кто ему нравится. Деньги – его мечта.

забыть, что он босяк, отрицает власть денег.

Таким образом, Челкаш предстает романтической личностью, любит море, оно созвучно его душе. Он бродяга и вор, постоянно рискует, способен видеть красоту, жалеть. Герой нисколько не идеализируется писателем. Однако в сопоставлении с духовно убогим, жадным и жалким Гаврилой, готовым ради денег убить человека, Челкаш оказывается победителем. Он с презрением отказывается от своей доли в пользу Гаврилы, слушает его радостные вопли, смотрит на искаженное от жадности лицо и чувствует, что он – «вор, гуляка, оторванный от всего родного, - никогда не будет таким!» Челкаш оказывается выше и благороднее крестьянского парня , мечтающего разбогатеть. Так Горький раскрывает проблемы свободы и власти денег.

8. Обобщение учителя.

Пути обоих героев тупиковые, так как преследуют антигуманные цели. Человек, стремясь к свободе, должен воспитывать себя, чтобы стать просто хорошим человеком. А в рассказе свобода босяка оборачивается драмой ненужного человека, утратившего свои корни, потерявшего имя. Свобода же мелкого собственника превращает Гаврилу в жалкое существо, готовое на преступление. Так Горьий уже в раннем творчестве приходит к глубоким сомнениям в истинности индивидуальной свободы. Проблемы, поднятые в рассказе , актуальны и сегодня, ведь часто деньги становятся едва ли не главным мерилом нравственных ценностей.

9. Итог урока.

- Деньги - это добро или зло?

- Деньги делают человека сильным или слабым?

-Деньги - это инструмент в руках человека или неуправляемая сила?

10.Дом. задание. Прочитать рассказ «Старуха Изергиль».Стр. 167-170.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Ранние романтические произведения Максима Горького

Автор: Кулишова Светлана Васильевна

Дата: 14.01.2020

Номер свидетельства: 535656

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "А. М. Горький  «Песня о Соколе», 8 класс "
    ["seo_title"] => string(37) "a-m-gor-kii-piesnia-o-sokolie-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "210754"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431497742"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Максим Горький «Старуха Изергиль»:романтический пафос, особенности  композиции"
    ["seo_title"] => string(80) "maksim-gor-kii-starukha-izierghil-romantichieskii-pafos-osobiennosti-kompozitsii"
    ["file_id"] => string(6) "283555"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453836370"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства