kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер-класс «Формирование читательской грамотности» по стихотворению Н.А.Заболоцкого «Где-то в поле возле Магадана»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс «Формирование читательской грамотности»по стихотворению Н.А.Заболоцкого «Где-то в поле возле Магадана»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс «Формирование читательской грамотности» по стихотворению Н.А.Заболоцкого «Где-то в поле возле Магадана»»

Учитель русского языка и литературы

Межакова Светлана Михайловна,

филиал МБОУ СОШ №1 с.Александров-Гай

в пос. Приузенский Александрово-Гайского

района Саратовской области

Мастер-класс

«Формирование читательской грамотности»

по стихотворению Н.А.Заболоцкого

«Где-то в поле возле Магадана»

Цели: показать приемы формирования читательской грамотности (интеграция, комментированное чтение, «толстые и тонкие вопросы», составление схемы, видеопоэзия)

Ход занятия:

1.Прошу прочитать произведение Н.А.Заболоцкого про себя.

2.Делю класс на группы:

1)географы, 2)историки, 3)художники, 4)лексикологи, 5) биографы.

Понаблюдаем за мыслью, за созданием образа, за музыкальностью в стихотворении Н.А.Заболоцкого.

3.Комментированное чтение.

Где-то в поле возле Магадана,

Посреди опасностей и бед

В испареньях мёрзлого тумана

Шли они за розвальнями вслед

-Объясните, почему возле Магадана опасно? Что вы вообще знаете о Магадане? (Ответы обучающихся)

-Предоставим слово географам.

«Вся территория области находится в зоне многолетней мерзлоты. Климат резко континентальный с зимней температурой до -60 градусов, летней – до +35градусов.

В рельефе области преобладают нагорья и плоскогорья, перемежающиеся обширными долинами вдоль рек и на побережье Охотского моря, сопки, холмы, озёра. По долинам рек растут смешанные леса из тополя и лиственницы. Исторически известна река Колыма.

Ведущее место в экономике области – горно-добывающая промышленность, развита добыча золота и серебра».

- Обратить внимание на температуру в -60 градусов. Как следует одеваться в условиях вечной мерзлоты? («шли пешком за санями», «бушлаты» – суконная, а не меховая одежда)

Давайте продолжим чтение текста:

-шайка бандитов, «лужёные глотки солдат», т.е. грубость, жестокость; «в бушлатах», т.е. не по погоде одеты

Попросим лексикологов дать объяснение значений слов «лужёные глотки», «бушлат», «околодок», «наряды»

-Из всего сказанного следует, что существует опасность для жизни героев произведения.

- Что вы можете сказать о героях? В какую ситуацию они попали?

Продолжим чтение (10-16 строки)

Ответы: «два несчастных русских мужика», «вспоминая», «томясь», «душа перегорела», «вдалеке от близких и родных», «усталость».

-Предоставим слово историкам:

«К концу 30-х годов Колымский край стал местом расположения лагерей ГУЛАГа, условия жизни и работы в которых были невыносимы. Десятки тысяч заключенных, значительную часть которых составляли безвинные жертвы, были заняты на работах по добыче золота и массово умирали от голода, холода, непосильного труда. Кроме того, тысячи заключённых в 1937-1938 годах были расстреляны».

-Какие слова помогают понять, что старики – жертвы, а не преступники? (Ответы)

-Как вы думаете, почему автор захотел поведать об истории двух стариков, ставших жертвой сталинского режима? (Ответы)



-Предоставим слово биографам:

«Стихотворение «Где-то в поле возле Магадана» написано в 1956 году, в пору хрущевской оттепели. К своим 53 годам (на момент публикации стихотворения) поэт шесть лет провёл в Сибирской ссылке из-за несправедливых обвинений. Его возмутило то, что тема сталинских репрессий не получала должного освещения в прессе. Интересно, что сам автор был реабилитирован только после смерти, все обвинения были сняты».

-Обратите внимание, в какой последовательности ведется повествование: природа – человек - природа – человек. Как тесна связь человека с природой. Что этим хотел сказать автор?

Ответы: зависимость человека от природы, подчеркнуть несвободу человека на фоне величавой природы.

Продолжим выразительное чтение. На фоне человеческой трагедии величественная картина природы:



Дивная мистерия вселенной

Шла в театре северных светил,

Но огонь её проникновенный…



-Какие ассоциации возникают при чтении этих строк?

Ответы.

Слово лексикологам: значение слов «мистерия», «светила»

-Предоставим слово художникам:

-Какую картину вы написали бы, изображая «мистерию в театре северных светил»? Какие высокие слова!

(Видео – картина северного сияния под красивую мелодию)

А в повествовании опять трагичный момент:

Но огонь её проникновенный

До людей уже не доходил



-Словами «огонь проникновенный» автор хотел выразить восхищение человека красотой природы, человек не останется безучастным к красивым проявлениям природы. А эти герои не видят чудных картин. Почему?

Ответы: зачитываются строчки:



Замерзая, сели старики.

Стали кони, кончилась работа,

Смертные доделались дела…



-Почему появилось многоточие? (Многоточие – «следы ушедших на цыпочках слов»)

Ответы: многоточие выражает глубину чувств, хочется кричать от несправедливости, но надо помолчать, отдавая дань уважения покойникам.

-Давайте проведём параллель между героями стихотворения: природа – люди, составим схему. Какие слова подобрал поэт?

Схема на доске:

Природа: поле, мерзлый туман, ночь, звезды, мистерия, огонь, мерзлые пеньки, созвездья.

Люди: опасности и беды, шайка бандитов, наряд, томясь, душа, усталость, замерзая, сладкая дремота, созвездья над головой.

- На основе сопоставления какой вывод мы сделаем?

Ответ: напрасно загубленные жизни. Только природа их отметит: «созвездья засверкают над головой» за их страдания, трагическую жизнь. Природа мудрее людей. Человек к человеку неоправданно жесток.

Хочется закончить созвучными строками А.С.Пушкина:

И пусть у гробового входа

Младая жизнь будет играть
И равнодушная природа

Красою вечною сиять…

-Хочется надеяться, что вас заинтересовало творчество Н.А.Заболоцкого, поэта с трудной судьбой. Вы можете послушать песни на его стихи, которые остаются популярными до сих пор. Например, в к/ф «Доживем до понедельника», «Служебный роман». Новых открытий!



(Звучат мелодии на стихи Н.А.Заболоцкого из кинофильмов)
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Межакова Светлана Михайловна

Дата: 14.06.2025

Номер свидетельства: 671611


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства