kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Говорящие фамилии в произведениях русских писателей 19 века

Нажмите, чтобы узнать подробности

Характеристика фамилий героев произведений 19 века. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Говорящие фамилии в произведениях русских писателей 19 века»

Говорящие фамилии в произведениях русских писателей XIX века

Говорящие фамилии в произведениях

русских писателей XIX века

Ономастика В науке о языке существует специальный раздел, целое направление лингвистических исследований, посвященное именам, названиям, наименованиям — ономастика.

Ономастика

В науке о языке существует специальный раздел, целое направление лингвистических исследований, посвященное именам, названиям, наименованиям — ономастика.

Согласно Книге Бытия, первыми получили имена собственные сами люди, известные им места на земле, животные и видимые небесные светила. Эти объекты и их имена заполняли ономастическое пространство древнего человека. С течением времени это пространство расширялось, получили имена новые типы объектов.

Согласно Книге Бытия, первыми получили имена собственные сами люди, известные им места на земле, животные и видимые небесные светила. Эти объекты и их имена заполняли ономастическое пространство древнего человека. С течением времени это пространство расширялось, получили имена новые типы объектов.

Когда появились фамилии?

Когда появились фамилии?

Слово фамилия нерусское по происхождению. В древнем Риме familia - семья, в состав которой, кроме родственников, входили и рабы. Из латинского языка это слово пришло во многие современные европейские языки с таким же значением – семья, familiу – в английском, familie – в немецком, famille – во французском. Видимо, в 18 веке это слово с таким же значением появилось и в русском языке.

Слово фамилия нерусское по происхождению. В древнем Риме familia - семья, в состав которой, кроме родственников, входили и рабы. Из латинского языка это слово пришло во многие современные европейские языки с таким же значением – семья, familiу – в английском, familie – в немецком, famille – во французском. Видимо, в 18 веке это слово с таким же значением появилось и в русском языке.

После отмены крепостного права в 1861 году, настала необходимость дать крестьянскому населению фамилии. Бывало и такое, что фамилии придумывались, исходя из профессии, характера, образа жизни и т.д. Нередко в качестве прозвища человек получал название какого-нибудь животного или птицы, так в прозвище подмечался внешний облик человека, его характер или привычки.

После отмены крепостного права в 1861 году, настала необходимость дать крестьянскому населению фамилии. Бывало и такое, что фамилии придумывались, исходя из профессии, характера, образа жизни и т.д. Нередко в качестве прозвища человек получал название какого-нибудь животного или птицы, так в прозвище подмечался внешний облик человека, его характер или привычки.

Одного за драчливость могли прозвать Петухом , другого за длинные ноги Журавлем , третьего Ужом — за способность всегда вывернуться, избежать наказания или опасности. Отсюда и фамилии: Петухов, Журавлев, Ужов . «Птичьих» фамилий в русском языке очень много. Объясняется это легко: птицы играли большую роль как в крестьянском хозяйстве и охоте, так и в народных поверьях.

Одного за драчливость могли прозвать Петухом , другого за длинные ноги Журавлем , третьего Ужом — за способность всегда вывернуться, избежать наказания или опасности. Отсюда и фамилии: Петухов, Журавлев, Ужов . «Птичьих» фамилий в русском языке очень много. Объясняется это легко: птицы играли большую роль как в крестьянском хозяйстве и охоте, так и в народных поверьях.

История русских фамилий История русских фамилий может быть прослежена только для дворянства, поскольку только об этом классе свидетельствуют документы, созданные до XVIII в. Специалисты по русской генеалогии проделали значительную работу по собиранию, сопоставлению и анализу имен в древнерусских текстах и установлению фамильных родословных.

История русских фамилий

История русских фамилий может быть прослежена только для дворянства, поскольку только об этом классе свидетельствуют документы, созданные до XVIII в. Специалисты по русской генеалогии проделали значительную работу по собиранию, сопоставлению и анализу имен в древнерусских текстах и установлению фамильных родословных.

Около 1555 г. на основе частных генеалогий была составлена официальная генеалогическая запись русского боярства, известная как

Около 1555 г. на основе частных генеалогий была составлена официальная генеалогическая запись русского боярства, известная как "Государев родословец" . В оригинале эта книга не сохранилась.

Новое описание было составлено в 1685 г., но опубликовано только через столетие Н. И. Новиковым под названием "Бархатная книга".

Так, установлено, что предком М. Ю. Лермонтова был шотландец по имени Learmonth , наемник польской армии, взятый русскими в плен в 1613 г., и затем перешедший на службу к русскому царю. Известная фамилия Татищев совершенно очевидно образована от др.-русск. уменьш. татище (от тать 'вор' ).

Так, установлено, что предком М. Ю. Лермонтова был шотландец по имени Learmonth , наемник польской армии, взятый русскими в плен в 1613 г., и затем перешедший на службу к русскому царю.

Известная фамилия Татищев совершенно очевидно образована от др.-русск. уменьш. татище (от тать 'вор' ).

Говорящие фамилии и их роль в стилистическом образе художественного произведения В художественном произведении собственные имена выполняют не только номинативно-опознавательную функцию: будучи связаны с тематикой произведения, жанром, общей композицией и характером образов, они несут определенную стилистическую нагрузку, имеют стилистическую окраску.

Говорящие фамилии и их роль в стилистическом образе художественного произведения

В художественном произведении собственные имена выполняют не только номинативно-опознавательную функцию: будучи связаны с тематикой произведения, жанром, общей композицией и характером образов, они несут определенную стилистическую нагрузку, имеют стилистическую окраску.

Говорящие фамилии помогают читателю понять отношение автора к герою: Макар Девушкин Князь Мышкин Судья Ляпкин-Тяпкин

Говорящие фамилии помогают читателю понять отношение автора к герою:

Макар Девушкин

Князь Мышкин

Судья Ляпкин-Тяпкин

Н.М. Азарова совершенно справедливо относит «принцип «говорящих» фамилий» к влиянию классицизма, разделяя их на три типа:   собственно говорящие, «которые сообщают об одной важной черте героя» (Фамусов, Тугоуховский, Репетилов, Молчалин);   оценивающие фамилии: Скалозуб, Хрюмина, Загорецкий, Хлёстова;

Н.М. Азарова совершенно справедливо относит «принцип «говорящих» фамилий» к влиянию классицизма, разделяя их на три типа:

  • собственно говорящие, «которые сообщают об одной важной черте героя» (Фамусов, Тугоуховский, Репетилов, Молчалин);

  • оценивающие фамилии: Скалозуб, Хрюмина, Загорецкий, Хлёстова;

  • ассоциативные – Чацкий, указывающая на прототип главного героя драмы.
Говорящие фамилии в творчестве А.С. Грибоедова Наибольший интерес в творчестве Грибоедова в использовании им говорящих имён представляет комедия «Горе от ума».

Говорящие фамилии в творчестве А.С. Грибоедова

Наибольший интерес в творчестве Грибоедова в использовании им говорящих имён представляет комедия «Горе от ума».

Немногословный, угодливый, лицемерный человек, боящийся выразить свое мнение. Главные жизненные принципы Молчалина — «умеренность и аккуратность». Ради успешной карьеры Молчалин не будет расшибать затылок. Угождение нужным людям, в особенности сильным мира сего, соответствует представлениям героя об истинном уме. Смирение Молчалина, его угождение ближним исполнены лицемерия и фальши.

Немногословный, угодливый, лицемерный человек, боящийся выразить свое мнение. Главные жизненные принципы Молчалина — «умеренность и аккуратность». Ради успешной карьеры Молчалин не будет расшибать затылок. Угождение нужным людям, в особенности сильным мира сего, соответствует представлениям героя об истинном уме. Смирение Молчалина, его угождение ближним исполнены лицемерия и фальши.

Фамилия Павла Афанасьевича Фамусова соотнесена с латинским словом «молва». Таким образом автор подчёркивает одну из важнейших черт этого героя: его зависимость от молвы и страсть разносить слухи. К этому можно добавить, что фамилия Фамусов вполне соотносится и с английским «famous», то есть «известный, знаменитый», что не менее важно в характеристике «московского туза».

Фамилия Павла Афанасьевича Фамусова соотнесена с латинским словом «молва». Таким образом автор подчёркивает одну из важнейших черт этого героя: его зависимость от молвы и страсть разносить слухи. К этому можно добавить, что фамилия Фамусов вполне соотносится и с английским «famous», то есть «известный, знаменитый», что не менее важно в характеристике «московского туза».

Фамилия «Чацкий» несет в себе зарифмованный намек на имя одного из интереснейших людей той эпохи: Петра Яковлевича Чаадаева . Не менее сложно «выстроено» имя Александра Андреевича Чацкого. Собственно имя этого персонажа в переводе с греческого значит «мужественная защита». Надо ли удивляться темпераменту, мужеству Чацкого и его умению отстаивать свои мнения?

Фамилия «Чацкий» несет в себе зарифмованный намек на имя одного из интереснейших людей той эпохи: Петра Яковлевича Чаадаева .

Не менее сложно «выстроено» имя Александра Андреевича Чацкого. Собственно имя этого персонажа в переводе с греческого значит «мужественная защита». Надо ли удивляться темпераменту, мужеству Чацкого и его умению отстаивать свои мнения?

Виртуозным мастером в деле нарекания своих героев говорящими именами был Н.В. Гоголь. В его драмах можно найти фамилии-прозвища: Держиморда, Яичница и Земляника . Гоголь мастерски обыгрывает и двойные фамилии: Мусины-Пушкины, Голенищевы-Кутузовы, Воронцовы-Дашковы . Говорящие фамилии в творчестве Н.В. Гоголя

Виртуозным мастером в деле нарекания своих героев говорящими именами был Н.В. Гоголь. В его драмах можно найти фамилии-прозвища: Держиморда, Яичница и Земляника . Гоголь мастерски обыгрывает и двойные фамилии: Мусины-Пушкины, Голенищевы-Кутузовы, Воронцовы-Дашковы .

Говорящие фамилии в творчестве Н.В. Гоголя

Гоголь вводит в комедию доктора Гибнера, в больнице которого, как известно, все больные, «как мухи, выздоравливают». Подчёркивая сходство двух «городских помещиков», Гоголь хитроумно делает их полными тезками, а в фамилиях меняет лишь одну букву - Бобчинский и Добчинский. В русской драме такой приём был впервые использован именно в «Ревизоре».

Гоголь вводит в комедию доктора Гибнера, в больнице которого, как известно, все больные, «как мухи, выздоравливают».

Подчёркивая сходство двух «городских помещиков», Гоголь хитроумно делает их полными тезками, а в фамилиях меняет лишь одну букву - Бобчинский и Добчинский. В русской драме такой приём был впервые использован именно в «Ревизоре».

Что же касается фамилии городничего, то о ней в книге «Современные русские фамилии»: «Сквозник (по Далю) в переносном значении «хитрый пройдоха», «опытный плут» , в прямом значении - «сквозняк», «сквозной ветер». Дмухати по-украински значит «дуть». Двойная фамилия как пример высокородного дворянина в данном случае оказывается двойным намёком на «продувное мошенничество».

Что же касается фамилии городничего, то о ней в книге «Современные русские фамилии»: «Сквозник (по Далю) в переносном значении «хитрый пройдоха», «опытный плут» , в прямом значении - «сквозняк», «сквозной ветер». Дмухати по-украински значит «дуть». Двойная фамилия как пример высокородного дворянина в данном случае оказывается двойным намёком на «продувное мошенничество».

Очень богата на ассоциации и фамилия мнимого ревизора. Есть в ней что-то от хлёсткости, бойкости героя и от словосочетания «хлестать через край» ,  поскольку Иван Александрович - мастер безудержного вранья. Хлестаков, кроме того, не откажется «нахлестаться» - пить спиртное в большом количестве. Он же не прочь поволочиться за Анной Андреевной и Марьей Антоновной – «поухлёстывать» .

Очень богата на ассоциации и фамилия мнимого ревизора. Есть в ней что-то от хлёсткости, бойкости героя и от словосочетания «хлестать через край» , поскольку Иван Александрович - мастер безудержного вранья. Хлестаков, кроме того, не откажется «нахлестаться» - пить спиртное в большом количестве. Он же не прочь поволочиться за Анной Андреевной и Марьей Антоновной – «поухлёстывать» .

В конце 19 - начале 20 века говорящие имена трансформируются, ещё более усложняются, соотносятся с героями пьес сложными ассоциативными связями, но вовсе не исчезают из отечественной драмы, так как по природе своей обречены характеризовать героев литературных произведений.

В конце 19 - начале 20 века говорящие имена трансформируются, ещё более усложняются, соотносятся с героями пьес сложными ассоциативными связями, но вовсе не исчезают из отечественной драмы, так как по природе своей обречены характеризовать героев литературных произведений.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Говорящие фамилии в произведениях русских писателей 19 века

Автор: Монахова Татьяна Николаевна

Дата: 21.09.2025

Номер свидетельства: 674490

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Разработка открытого урока на тему:"Можно ли назвать Алеся Мороза героем?" "
    ["seo_title"] => string(78) "razrabotka-otkrytogho-uroka-na-tiemu-mozhno-li-nazvat-aliesia-moroza-ghieroiem"
    ["file_id"] => string(6) "196815"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428127035"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Конспект урока по литературе "Д.И. Фонвизин. Главные персонажи комедии "Недоросль". "
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-po-litieraturie-d-i-fonvizin-glavnyie-piersonazhi-komiedii-niedorosl"
    ["file_id"] => string(6) "134120"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416670027"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства