Поэтические уроки – всегда праздник. Повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих граждан нашей страны. Развитие творческих возможностей учащихся возможно на всех этапах обучения, но особое значение имеет формирование творческого мышления в младшем школьном возрасте. Проблема развития творческой деятельности у учащихся одна из актуальных. Основное формирование познавательных интересов младших школьников происходит под руководством учителя на уроках в школе. Творческая деятельность формируется в любой деятельности, но прежде всего в учении. Исследования С.Л. Выготского показывают, что творчество, воображение и интеллект взаимосвязаны. Уроки литературного чтения дают учащимся возможность проявлять творчество, развивают воображение. Особенно благодатной почвой в решении этих задач являются уроки, на которых звучит поэтическое слово.  
      | Тип урока: решение частных задач | 
  | Педагогические задачи: создать условия для обучения выразительному чтению лирических произведений, анализу, выделению главной мысли стихотворения; способствовать развитию умения выражать свои чувства по отношению к прочитанному, привитию любви к поэзии; содействовать воспитанию любви и бережного отношения к природе, окружающему нас миру | 
  | Планируемые результаты | 
  | Предметные:   научатся выражать личное отношение к прослушанному (прочитанному), аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения; осмыслять специфику лирического стихотворения, понимать   особенности стихотворения: расположение строк, рифму | Метапредметные: познавательные: замечают в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализируют их назначение в тексте, используют авторские сравнения и эпитеты в своих творческих работах; регулятивные: формулируют учебную задачу урока, принимают её, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с поставленной задачей; осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу; коммуникативные: формулируют цель работы группы, принимают и сохраняют на протяжении всей работы в группе, соотносят с планом работы, выбирают для себя подходящие роли и функции | Личностные:   самостоятельно выполняют задания учителя; проявляют интерес к чтению различных книг и самому процессу чтения Осуществляют волевую саморегуляцию. | 
  | Образовательные ресурсы: портрет И. А. Бунина, презентация , карточки. | 
 
       | II. Проверка домашнего задания 
 | -Над какой темой работаем? Под портретом на доске запись: «Когда слушаешь Бальмонта – всегда слушаешь весну. Никто не опутывает души таким светлым туманом, как Бальмонт. Никто не развеивает этого тумана таким свежим ветром, как Бальмонт. Никто до сих пор не равен ему в его “певучей силе”» (А. Блок). – Начнем урок с проверки домашнего задания. Стихотворение какого поэта мы читали на предыдущем уроке? («Золотое слово» К. Д. Бальмонта).– Прочитайте его выразительно.   – Кто-то из вас выучил это стихотворение наизусть? (В это время группа детей работают по карточкам «ОПРЕДЕЛИ АВТОРА СТИХОТВОРЕНИЯ» (методом исключения), где есть неизвестные стихи и авторы).  (см. приложение 1).   Вывод: Символ поэзии К. Бальмонта – солнце. Солнце и золото у поэта – синонимы. Проверка работы по карточкам.- Прочитайте отрывки из тех стихотворений, которые не изучали. Это и будет главной целью урока. Послушайте ещё одно стихотворение этого же поэта.   
 | 
  | III. Мотивация. Подготовка к восприятию нового материала. Введение в тему урока. Постановка задач урока. | Читает стихотворение : Серое небо надо мной, И лес раскрытый, обнажённый. Внизу, вдоль просеки лесной, Чернеет грязь в листве лимонной. – Это красивое стихотворение написал замечательный поэт, с творчеством которого мы сегодня познакомимся.  На доске – портрет Бунина . Учащиеся формулируют задачи, исходя из того, что мы изучаем тему «Поэтическая тетрадь» -Познакомиться с биографией и творчеством И. Бунина. -Будем работать над содержанием его стихов. -Научимся понимать их и читать выразительно. -Найдём стихотворения И. Бунина в «Хрестоматии» и поделимся впечатлениями от их чтения.   | 
  | IV. Актуализация и пробное учебное действие.   1. Работа над стихотворением «Детство». 1) Первичное   Знакомство со стихотворением. 2) Словарная работа.
 | Знакомство с биографией и творчеством И. Бунина.   Начнём работу с исследования содержания  стихотворения  «Детство» Послушайте внимательно запись стихотворения  «Детство», представьте картины описания и настроение автора,  ответьте на вопрос: Почему стихотворение названо так? – Прочитайте стихотворение ещё раз так, как вы его поняли. – Какие непонятные слова вы встретили? Объяснить значение слов бор, зной, палаты, аромат. – В каких случаях слово «палаты» употребляют в речи? Вспомните, как А. С. Пушкин употребил это слово в «Сказке о рыбаке и рыбке». (царские палаты) – Так что же такое палаты?– Царские палаты, нарядные, красивые. Найдите в тексте и прочитайте.   А у Бунина, какие палаты? | 
  | 3) Беседа с элементами выборочного чтения. | – Стихотворение называется «Детство».   – Прочитайте, какие моменты детства навсегда остались в памяти Бунина?   – Автор вспоминает, как он гулял там, как легко ему было дышать даже в жару. – В какое время дня бродил поэт по лесу? – Что увидел поэт в один из таких солнечных дней? – Прочитайте строки, в которых автор описывает кору. – Что почувствовал мальчик, «прильнув к сосне корявой»? – Кора сосен теплая, морщинистая, как лицо старого человека, которое лучится добротой и светом мудрости. Сосны напоминают мальчику великанов из сказки, рядом с которыми герой сам себе кажется очень маленьким. – То есть не случайно например употребление глагола “прильнул к сосне”? Какое чувство передает именно это, не случайно выбранное автором слово. (Чувство любви, доброты, нежности). (Напишем заранее эти слова: любовь, нежность, доброта). – Какое настроение передает нам автор? (светлое, радостное) (Запишем заранее эти слова: свет, радость).   – А вы знаете, что сосна может достигать в высоту 40 метров, а живет она до 400 лет. – А человек может столько прожить? – Вспомните, сколько лет автору в этом стихотворении? Найдите эти строчки в тексте. – Представьте, что мы в том же лесу, на том же месте. Можем ли мы увидеть эту сосну?   Какие же свет, цвет, запах присутствуют в стихотворении И. Бунина. | 
  | 2. Выразительное чтение стихотворения | Выделим ещё раз выразительные средства, которые использует автор для придания стихотворению красоты, которые  называются средства художественной изобразительности. На доске карточки с определениями: «Эпитеты – это …». Давайте найдём в стихотворении эпитеты.   «Сравнение - это …»    – Где в своем стихотворении Бунин использует сравнение? “Песок – как шёлк…” – Как вам кажется, почему как шёлк? Ведь шёлк это ткань, разве можно песок сравнивать с тканью? Какое ощущение передаёт нам поэт этим сравнением?(Нежности, мягкости). Ребята, давайте перечитаем строчку “бродить по этим солнечным палатам” В нашем представлении слово палата ассоциируется с больницей. Что с чем сравнивается? Как называется такое скрытое сравнение? (Метафора) - Природа для Бунина – живое существо. Еще мальчиком он умел замечать прекрасное вокруг себя. Он восхищается, наслаждается красотой соснового бора. А ведь этот мальчик ваш ровесник. А в таком юном возрасте познание мира начинается с восхищения красотой. | 
  | 3. Ф. п. | Дети по лесу гуляли, за природой наблюдали: Белка скачет, зайчик спит, лиса по лесу бежит. Сосны к солнышку тянулись. Солнце соснам улыбнулось. | 
  | 4.Итоги исследования стихотворения. Закрепление с комментированием во внешней речи. | 1) Ребята, какие цвета вы увидели в стихотворении? Может быть, какие-то слова подскажут вам цвет? Кора - красна (выставляется карточка с буквой К) Смолистый аромат (смола) – оранжевый -(карточка с буквой О)Солнечные палаты – жёлтый -(карточка с буквой Ж)
 Бор – зелёный - (карточка с буквой З)
 День – голубой -(карточка с буквой Г)
 Песок – светлый шёлк -(карточка с буквой С)
 - Фантастическая палитра! -(карточка с буквой Ф)
 Расшифруйте буквы на карточках (каждый охотник желает знать, где сидит фазан). А это – РАДУГА. Вы внимательные читатели. Вывод: вот какое у И. А. Бунина оказывается цветное, яркое и блестящее стихотворение! 2) Какие ароматы (запахи) окутывали автора в бору? 3) Каким светом пронизано стихотворение и воспоминания автора, пронесённые через годы? 4) Настроение автора? (Ему весело, радостно, хочется бродить в бору, по песку, прижаться к сосне, он радуется)
 | 
  | V. Продолжение работы над темой. 1. Чтение и анализ стихотворения «Полевые цветы». Выявление места и причин затруднения. | – Прочитайте название следующего стихотворения. – Какие полевые и луговые цветы вы знаете? Читает стихотворения. – Перечитайте подчеркнутые строки. – Расскажите, какими Бунин изображает дорогие заморские цветы. – Перечитайте подчеркнутые строки. – Расскажите, какими Бунин изображает дорогие заморские цветы. – Какое слово вам здесь непонятно?  Благовонная – душистая, ароматная.– А что видят цветы полевые? Найдите эти строки в тексте.– Какие вы больше любите цветы и почему? – Как вы думаете, почему автора привлекают скромные полевые цветы? – Как вы считаете, с какой целью автор написал это стихотворение? • Чтобы сообщить о том, что есть цветы, которые выращивают в теплицах. • Передать красоту тепличных цветов. • Сравнить полевые и тепличные цветы и показать прелесть полевых цветов. • Выразить взаимное сопереживание. • Вызвать любовь к Родине. | 
  | 2. Чтение и анализ стихотворения «Густой   зеленый ельник у дороги…».
 | – Сегодня мы познакомимся со стихотворением «Густой зеленый ельник у дороги…». Станем исследователями, постараемся открыть для себя что-то новое, неизведанное.    Самостоятельно прочитайте третье стихотворение И. Бунина «Густой зеленый ельник у дороги…». – Придумайте название этому стихотворению (записывает названия на доске). – Как вы думаете, почему автор сам не дал названия этому стихотворению?   – Прочитайте первые две строки. Что автор рисует в этих строках? – Прочитайте описание оленя. Что можете сказать?   – Есть мнение, что в этом лирическом герое уживаются два человека: поэт и охотник. Как лирический герой ведет себя в первой строфе? Кто в нем преобладает: поэт или охотник? Какие чувства испытывает лирический герой по отношению к оленю? – А где в нем просыпается инстинкт охотника? Прочитайте эти строки. – Что лирический герой читает по следам оленя? – Где и почему происходит перелом настроения? Укажите точно строчку. – А потом вдруг появилась охотничья собака. Автор показал нам, как красиво олень убежал: – Прочитайте последнюю строфу. О чем автор говорит? Какое настроение у лирического героя?   – А сейчас еще раз перечитайте последнюю строфу. Подумайте, с каким словом в последней строфе можно соединить все определения, использованные Буниным
 в стихотворении для описания животного? – Что такое красота?
 – Какую главную мысль хотел донести до нас  Иван Бунин? – Прочитайте стихотворение выразительно, стараясь передать всё то, что хотел донести до нас автор. – Поделитесь своими мыслями о стихотворении с товарищами. Какое настроение автора вы почувствовали: ликующее, восторженное, шутливое, печальное, веселое, праздничное, радостное, спокойное, мечтательное, грустное? Почему? – А какие чувства возникли в вашем сердце?   – Перед нашими глазами возникла яркая картина, хотя поэт не описывает ее подробно. – Какие картины возникают в вашем воображении после прочтения стихотворения? – При помощи каких слов автор передаёт красоту родной природы, восторг? Вывод: употребление Буниным  эпитетов, сравнений, метафор делает его стихи более яркими, точными, красочными, выразительными. | 
  | 3. Тест с самопроверкой по эталону. | Работа по тестовым карточкам в группах (см. приложение 2). Обвести верные ответы. Выписать буквы ответов, получаем слова «радость, радуга, счастье».   
 | 
  | VI. Итог урока   
 | Чтение стихотворения И. Бунина «Вечер».  О счастье мы всегда лишь вспоминаем.  А счастье всюду. Может быть, оно  Вот этот сад осенний за сараем  И чистый воздух, льющийся в окно. В бездонном небе легким белым краем Встает, сияет облако. Давно Слежу за ним... Мы мало видим, знаем, А счастье только знающим дано. | 
  | VII. Рефлексия | Высказывают впечатления, оценивают свою работу. – Что произвело на вас наибольшее впечатление? – Что раньше вы не знали, а сегодня узнали? – Какие знания показались наиболее интересными? – Какое стихотворение вам больше понравилось? | 
  | VIII. Информация о дом. задании | 1. Выучить стихотворение «Детство» наизусть. 2. Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся стихотворению | 
 
       | Пушисты ли сосен вершины,  Красив ли узор на дубах? Н. А. Некрасов | Есть на полях моей Родины скромные Сёстры и братья заморских цветов. И. А. Бунин | Только уселась команда косая, Весь островочек пропал под водой. Н. А. Некрасов | 
  | Там, где не достала, – лютик золотой, Жёлтый одуванчик, – будет и седой. К. Д. Бальмонт | В стремительности радостно-звериной,Он красоту от смерти уносил.
 И. А. Бунин | Веют они красотою стыдливою, Сердцу и взору родные они… И. А. Бунин | 
  | Славная осень! Морозные ночи, Ясные тихие дни… Н. А. Некрасов | Родилась на воле, залила луга, Затопила поле, стерла берега… К. Д. Бальмонт | В них шел олень могучий, тонконогий, К спине откинув тяжкие рога… И. А. Бунин | 
  |  Приложение 2. Тесты. | 
  |  В стихотворении «Славная осень!..»  Некрасов сравнивает листья:  р) ковром;    в) паласом.    2. Автором какого из стихотворений  является И. А. Бунин?  а) «Полевые цветы»;  в) «Золотое слово».  3. Кто автор этих строк? Пушисты ли сосен вершины, Красив ли узор на дубах?  а) К. Д. Бальмонт;    д) Н. А. Некрасов;    4. В каком стихотворении И. А. Бунина говорится о «солнечных полянах»?    а) «Полевые цветы»;  о) «Детство»;  5. В каких строках И. А. Бунина говорится о полевых цветах? с) «Сердцу и взору родные они…»; в) «Их взрастили в теплицах заботливо». 
 6. В стихотворении «Славная осень!..» Некрасов сравнивает лёд  б) ковром;    т) сахаром  7. В каком стихотворении И. А. Бунина.  говорится  «Повсюду блеск..»  а) «Полевые цветы»;  ь) «Детство». (Радость) 
 |  1.В стихотворении «Славная осень!..»  Некрасов сравнивает листья:  с) ковром;    в) одеялом  2. Автором какого из стихотворений  является И. А. Бунин?  ч) «Полевые цветы»;  в) «Золотое слово».  3. Кто автор этих строк? Пушисты ли сосен вершины, Красив ли узор на дубах?  б) К. Д. Бальмонт;    а) Н. А. Некрасов;    4. В каком стихотворении И. А. Бунина говорится о «солнечных полянах»?    а) «Полевые цветы»;  с) «Детство»;  5. В каких строках И. А. Бунина говорится о полевых цветах? т) «Сердцу и взору родные они…»; в) «Их взрастили в теплицах заботливо». 
 6. В стихотворении «Славная осень!..» Некрасов сравнивает лёд  б) ковром;    ь) сахаром  7. В каком стихотворении И. А. Бунина.  говорится  «Повсюду блеск..»  а) «Полевые цветы»;  е) «Детство»;  (Счастье) 
 | 
 
  1. Климанова Л. Ф., Бойкина М. В. Литературное чтение. Рабочие программы 1 - 4 класс. М.: Просвещение, 2011.  
  2.Климанова Л. Ф, В. Г. Горецкий. Поурочные разработки по литературному чтению. 3 класс «Вако», 2014,-432 с. Isbn: 978-5-408-01332-6
  3. Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по литературному чтению.
  раздел «Школа России» www.school-russia.ru  4.Электронное пособие (компакт-диск) «Рабочие программы. Технологические карты уроков» к учебнику «Литературное чтение» 3класс Издательство «Учитель» , 2013 Isbn: 978-5-91651-160-4  5.Электронное аудиприложение МРЗ к учебнику Климанова Л. Ф, В. Г. Горецкий «Литературное чтение» 3класс  М.: Просвещение, 2014 Isbn: 978-5-09-033422-8