kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Это всё их сторона…»(по рассказу Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проведение данного урока предполагается после изучения биографии Л.Н.Толстого и первичного прочтения учащимися рассказа «Кавказский пленник». Акцентирование внимания на проблемы взаимоотношений русских с горскими народами Северного Кавказа в настоящее время представляется весьма актуальным.    Урок   будет способствовать нормализации межэтнических отношений, воспитанию у учащихся уважительного отношения к  другим народам.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Это всё их сторона…»(по рассказу Л. Н. Толстого «Кавказский пленник») »

Негосударственное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат № 9 среднего (полного) общего образования открытого акционерного общества

«Российские железные дороги» 

Урок литературы в 5 классе «Это всё их сторона…» (по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник») Ажажа Ирина Юрьевна, учитель русского языка и литературы Кинель, 2015 г. Технологическая карта урока Тема урока: «Это всё их сторона…» (по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник») Класс: 5 Учитель: Ажажа И.Ю. Тип урока: урок открытия новых знаний (урок-путешествие, урок- проект) Цели по содержанию: обучающие: осмысление содержания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»; умение выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении; систематизация знаний по рассказу; развивающие: приобщить детей к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности; развивать навык анализа художественного произведения, логическое мышление, монологическую речь учащихся;

воспитывающие: воспитание духовно-нравственной личности, уважающей человеческое достоинство, с толерантным отношением к людям других национальностей.

Планируемые результаты учебного занятия:

Предметные: Знать содержание прочитанного произведения. Уметь воспринимать и анализировать текст. Научиться понимать нравственное содержание рассказа, душевные качества героев.

Метапредметные: Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной и письменной форме. Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы

Личностные: научиться проводить самооценку личности на основе прочитанного и использовать возможность коррекции качеств своего характера. Формировать эмпатию как осознанное понимание и сопереживание чувствам других, выражающуюся в поступках, направленных на помощь другим посредством исправления собственных ошибок.

Используемые технологии: Здоровьесбережения, проблемного обучения, коллективного обучения, текстоориентированного обучения, проектной деятельности, ТРКМ.

Информационно-технологические ресурсы: 1. Учебник. Литература 5 класс часть 1. В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. Москва «Просвещение» 2014 г. 2. .Аникин В.П. Русские пословицы и поговорки. М., изд. Художественная литература.1998 г. 3. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М., изд. Русский язык,1990 г.

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Орг.момент

1 мин.

Приветствие учителя

Приветствие учащихся

Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других

этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Создать благоприятный психологический настрой на работу

2 мин.


1 ученик читает наизусть:

Светает. Горы снеговые

На небосклоне голубом

Зубцы подъемлют золотые;

Слилися с утренним лучом

Края волнистого тумана,

И на верху горы Шайтана

Огонь, стыдясь перед зарей,

Бледнеет…

Как я любил, Кавказ мой величавый,

Твоих сынов воинственные нравы,

Твоих небес прозрачную лазурь

И чудный вой мгновенных, громких бурь…

М.Ю. Лермонтов «Измаил-Бей»

Ученики просматривают подготовленную презентацию.

(группа №1, мини-проект №1)

Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других


Готовность к уроку, психологический, эмоциональный настрой

этап актуализации и пробного учебного действия;

Актуализация опорных знаний и способов действий

7 мин.



- Ребята, на прошлом уроке мы начали изучать творчество великого русского писателя Л.Н. Толстого. Что мы знаем об этом писателе? Давайте составим кластер к слову «Толстой»

Составляют кластер

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний

- Почему же этот урок мы начали со стихотворения М.Ю. Лермонтова?

- Толстой, как и Лермонтов, был на Кавказе. Служил в царской армии.


- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? Ответить на этот вопрос вам помогут ключевые слова урока: Кавказ – писатель- Л.Н.Толстой – рассказ «Кавказский пленник»

- Какую роль в жизни Л.Н. Толстого сыграл Кавказ?

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- Какова же цель нашего урока?

- Знать содержание рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»


- Что нам нужно сделать, чтобы достичь цели урока?

- Прочитать рассказ;

- Познакомиться с историей создания рассказа;

- Провести диалог с автором текста;

-Выявить различные виды информации по рассказу;

- Выполнить творческую работу.


этап выявления места и причины затруднения;

Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока

4 мин.

- Цель урока поставлена, намечены пути их решения. Приступаем к выполнению целей и намеченных задач. Толстой служил в царской армии, которая воевала в то время на Кавказе. И некоторые события, произошедшие с ним или с его друзьями, и легли в основу сюжета рассказа «Кавказский пленник». А что это за истории расскажет группы № 2, 3





группа № 2, проект № 2 Л.Н.Толстой на Кавказе

группа № 3, проект № 3

История создания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»


этап построения проекта выхода из затруднения;

Включение учащихся в целенаправленную деятельность

2 мин.

- Какой вывод мы можем сделать из всего прослушанного?

-Рассказ основан на реальных событиях, отражавших конкретную историческую эпоху.

Регулятивные

- Кавказская война(1817-1864) длилась 47 лет, самая продолжительная война Российской империи с горными народами Северного Кавказа



- Вернувшись в Россию, Толстой записал в дневнике, что полюбил этот «край дикий, в котором так странно и поэтически соединяются две самые противоположные вещи – война и свобода».

- Как вы думаете, за что Толстой полюбил этот «дикий край»?





ФИЗМИНУТКА







- Толстой полюбил Кавказ за красивую природу.

- Ему понравились люди, живущие на Кавказе.



Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи;

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы

1 мин.

- С какими же двумя героями рассказа вы начали знакомиться?  Кто они? Опишите их. Что с ними произошло?

- Жилин и Костылин. Они попали в плен к татарам.


Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков

18 мин.

- Читая рассказ, вы обратили внимание, что всех жителей гор Толстой называет «Татарами». А как мы назовём их сейчас?

- Чеченцы, дагестанцы, абхазцы, аварцы, осетины.


- Горцы. Жители гор.

Регулятивные УУД: Умение самостоятельно обобщить и сделать вывод.

Осуществлять самоконтроль и самооценку; Коммуникативные: преобразовывать информацию из одной формы в другую.


Личностные УУД: самоопределение. Умение выражать свои мысли.


- Мы уже сказали, что действие в рассказе происходит в далеком кавказском ауле. Русский офицер, оказавшись в плену, старается узнать жизнь горцев. Что увидел Жилин с первыми лучами солнца?   

- аул

- сакля

- мечеть


- Ребята, можете ли вы дать определение этим словам?       

- А по какому словарю мы можем узнать лексическое значение слова? 





По толковому словарю

Словарь урока.

Аул – селение на Кавказе, в Средней Азии.

Сакля – жилище кавказских горцев.

Мечеть – мусульманская церковь.

Под запись в тетрадь дается значение слов  аул, сакля, мечеть)

Аул – селение на Кавказе, в Средней Азии.

Сакля – жилище кавказских горцев.

Мечеть – мусульманская церковь.

Познавательные УУД:

делать выводы, обобщения.


Коммуникативные УУД:

Умение слушать других и уважать чужое мнение

Ребята, обратите внимание на иллюстрации (на доске).

- Что мы видим?


Один учащийся рассказывает, а вторая группа учащихся подтверждает рассказ цитатами из текста.  

- А какие вы иллюстрации нарисовали? Что на них?

Демонстрация собственных работ учащимися

- В «Кавказском пленнике» Львом Толстым показана сакля как явление культуры. Дом для горцев - сакля. С наружной стороны сакля – это продолжение горы, потому что одной из стен её служит гора. Гора вступает в родство с саклей горца. Крыша одной сакли может служить двором для другой, расположенной над нею. Ряд саклей напоминает гряду гор.

- А теперь войдем в саклю и посмотрим, как она выглядит внутри.

- Внутреннее убранство сакли глубоко символично. На стенах и на полу ковры. Ковёр – атрибут молитв в мусульманской традиции, на нём молятся. Искусство ковра требовало особой выучки, а тайны ремесла предавались из поколения в поколение. На ковре всегда есть центр, который называется медальоном. Если в него всматриваться, то перед тобой открывается целый мир миниатюрной форме.

- Особое место в доме горца занимает оружие. Горцу уютно, когда в доме есть оружие, оно занимает почетное место в сакле. Это говорит о том, что сабли и ружья, клинки и кинжалы нужны хозяину, он всегда сумеет защитить себя и своих близких. Кинжал – обязательный атрибут мужского национального костюма. Кинжал инкрустирован серебром, серебро – холодный, лунный металл. Луна для горцев – источник энергии. Следовательно, кинжал для горца дополнительная подпитка энергией. В сакле все расположено так, чтобы было удобно мужчине, потому что он – воин, защитник, муж.

Работают по тексту произведения













- Стены глиной гладко вымазаны;

 

- Ковры   дорогие;

















- На коврах ружья, пистолеты, шашки – все в    серебре;

- А каков быт горцев? В чем отличие от русских?





- Почему?

- А как одеты жители аула? Мужчины? Женщины?

- В чем отличие от русских?   

- пуховые подушки.

- в сакле нет мебели; - люди сидят на полу, сняв обувь;

- едят руками;

- после еды моют руки и молятся.

Обычаи, так было всегда.

Отвечают по тексту

Личностные результаты:

Эмпатийность, толерантность

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Коммуникативные УУД:

формирование навыков речевой деятельности.

- А с какой целью Л.Н.Толстой так подробно описывает жизнь горцев?


- Это совершенно незнакомая русскому человеку жизнь;                 

- вызвать у читателя интерес;

- герой никогда не видел быт горцев и не знал их обычаи.

Познавательные УУД:

делать выводы, обобщения.


Коммуникативные УУД:

Умение слушать других и уважать чужое мнение

 - Итак, мы с вами познакомились с описанием кавказского аула, с его жителями, бытом.










Этап включения в систему знаний и повторения;

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

3 мин.

Решите кроссворды, используя материал урока

Решают кроссворды

( по одному кроссворду на парте у учащихся)

Личностный результат УУД: способность к самооценке саморазвитию Практическое применение учебного материала

Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

2 мин.

- Горцы - те же люди, с теми же чувствами, ценностями, своими обрядами, традициями. Они чтят старших, любят своих детей. Они ценят в людях смелость, отвагу, бесстрашие. В общем, это могучие люди. И русские – могучие (вспомните стихотворение «Бородино»)

-Но почему же воюют два этих народа?

– Что делает людей врагами?

- Почему в рассказ Толстого русского офицера спасла татарская девушка?

- Составьте дома цитатный портрет Дины/

- Нарисовать портрет Дины.
















Записывают вопрос в домашнее задание.

Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе

3 мин.

- Итак, у нас сегодня получился серьёзный разговор на основе прочитанного. В заключение прошу вас составить синквейн, в котором первым будет слово

ДРУЖБА

- Вы можете выбрать пословицу из тех, которые видите на экране.

Слайд. Пословицы

- Мы сегодня говорили о горцах. Какой совет вы дали бы самому себе после знакомства с горцами?


Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Подводят итоги.








Прогнозируют коррекцию собственного поведения


































Л.Н.Толстой на Кавказе

В ту пору Л.Н.Толстой был на военной службе в Кавказской армии, участвовал в боевых действиях русских войск. Однажды, далеко отъехав от своего отряда, он чуть не попал в плен. Выручил писателя из беды его спутник и друг чеченец Садо. Вот так это было.

Незадолго до этого случая Садо купил молодого коня, оказавшегося хорошим скакуном. Друзья – Толстой и Садо – по кавказскому обычаю поменялись лошадьми. Садо подарил Толстому своего коня, а тот отдал ему своего крепкого иноходца. И вот, когда друзей стали настигать чеченцы, толстой легко мог уйти от них на резвом скакуне, но ни за что на свете не согласился бы бросить товарища в беде. У Садо было ружьё, но оно оказалось незаряженным. Однако Садо не растерялся. Он грозно целился из ружья в приближавшихся преследователей, кричал на них. А те захотели взять Садо и Толстого в плен живыми и потому не стреляли. Особенно они были злы на своего соплеменника Садо, дружившего с русским офицером. Преследуемые чеченцами, Толстой и Садо приблизились к крепости Грозный настолько, что погоню увидел часовой и поднял тревогу. Из крепости тотчас же появились конные казаки; чеченцы, гнавшиеся за Толстым и Садо, повернули обратно и умчались в горы. В память об этом случае Садо подарил Толстому свою саблю.

История создания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» («Воспоминания кавказского офицера» Ф.Ф.Торнау)

Работая над «Войной и миром» Толстой познакомился с напечатанным в журнале «Русский вестник» «Воспоминаниями кавказского офицера», автором которых был полковник кирасирского полка Ф.Ф.Торнау. Автор сообщает, при каких обстоятельствах он попал в плен к горцам, как пыталась ему помочь полюбившая его девушка Аслан Коз, почему была неудачной его первая попытка побега, и как ему удалось освободиться из плена. Толстой не только познакомился с воспоминаниями Торнау, но и воспользовался ими для своего рассказа «Кавказский пленник».

А вот еще одна версия. В 1838 году появился рассказ под названием «Кавказский пленник. Быль». Библиограф Толстого Н.Н.Гусев сообщает ,что Лев Николаевич мог читать в детстве данный рассказ, но интересен тот факт, что пленнику помогает не девочка, а мальчик, ранее попавший в плен и изучивший их язык.

(слайд №2)









Кроссворд “По страницам рассказа”

Задание для команды №1

  1. Стеганная верхняя мужская одежда у кавказских народов.

  2. Название дома у татар.

  3. Высокие деревья в ауле.

  4. Служитель мечети.

  5. Название мечети (храма) у мусульман.

  6. Кличка собаки.

(Бешмет, сакля, чинара, мулла, аул, Уляшин)







Задание для команды №2

  1. Татарский напиток.

  2. Восточный платан: Дерево, похожее листьями на клен.

  3. Имя отца Дины.

  4. Название дома татар.

  5. Кличка собаки.

  6. Название поселения татар.

(Буза, чинара, Абдул, сакля, Уляшин, аул)







Задание для команды №3

  1. Высокие деревья в ауле.

  2. Место событий.

  3. Татарин, который выкупил Жилина.

  4. Девочка- “спасительница” Жилина.

  5. Народность, говорящая на языке, близком татарскому.

  6. Название деревни у татар.

(Чинара, Кавказ, Абдул, Дина, нагаец, аул)








































КАРТА СФОРМИРОВАННОСТИ УУД

Класс 5 Б

Учитель Пузанова А.А.

Период с _______________ по _______________

Инструкция УУД «0»- не сформированы , «1» - недостаточно сформированы , «2»- сформированы достаточно

Ф.И.

ученика

УУД

познавательные

Ср.

балл

коммуникативные

Ср.балл

регулятивные

Ср. балл

Анна

лиз

Син

тез


Уме

ние рабо

тать в груп

пе

Взаимо

ко

нтроль

Учебное сотрудничество


Само

кон

троль

Само

оценка


1Базанов











2Гайдабура











3Глухота











4Добрынин











5Акимов











6Мазыр











7Мжельская











8Морозов











9Карикова











10Косетова











11Осадчая











12Пелевин











13Рябков











14Смирнова






















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Это всё их сторона…»(по рассказу Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»)

Автор: Ажажа Ирина Юрьевна

Дата: 06.08.2015

Номер свидетельства: 224517


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства