Организационный момент, постановка учебной задачи. | Добрый день, ребята! Садитесь. Сегодня нам предстоит большая работа на уроке. Давайте вспомним, кого называют солнцем русской поэзии? (А.С. Пушкин). Кто помнит год его жизни? (1799-1837) Слайд 1 И сегодня мы с вами поговорим о его жизни и творчестве. Откройте учебник на странице 167, запишите в тетради имя поэта и годы его жизни. Как вы думаете какая цель будет стоять сегодня перед вами?(углубить знания о жизни Пушкина, познакомиться с произведениями ). Слайд 2 | Приветствие Ответы учащихся Работа в тетради Ответы учащихся | самоопределение – Л смыслообразование – Л подведение под понятие – П формирование интереса – Л построение логической цепи – П |
Актуализация знаний | Зачем же нам знать биографию и изучать произведения А.С. Пушкина? (Биография помогает нам понять творчество писателя) Прежде чем приступить к работе, давайте вспомнил немного о Пушкине. Поиграет в игру «Верно ли…?» Ответы записываете тетрадь, затем сверим с доской. Верно ли ,что Пушкин родился 6 июля 1799 года? Верно ли, что А.С.Пушкин родился В Петербурге. Верно ли, что фамилия прадеда Пушкина Ганнибал?. Верно ли, что слугу Пушкина звали Никита? Он сопровождал его всю жизнь: участвовал в детских играх, разделил с поэтом кишиневскую ссылку, жил с ним в Болдино. 27 января 1837 года принял из кареты смертельно раненного Пушкина, хоронил его. Верно ли, что Няня научила Пушкина читать. Верно ли, что Лучшим другом и воспитателем Пушкина в детские годы была его няня Арина Родионовна. Верно ли, что В 15 лет он поступил в Царскосельский лицей. Верно ли, что 6 лет провел Пушкин в Царскосельском лицее, где распорядок дня был достаточно суровым: ранний подъем, занятия в течение всего дня с небольшими перерывами. Свидания с близкими ограничены. (сверка ответов с доской) слайд 3 У кого все ответы верны? У кого 1-2 ошибки? У кого 3-4? У кого больше? Молодцы у кого совпало всё или большее количество! | Ответы учащихся Работа учащихся в тетрадях Самопроверка записей с доски | выборочная работа – П логические действия – П самоопределение – Л осознанное построение речевого высказывания – П |
Открытие нового знания | - Учебник на странице 165. Давайте вспомним биографию писателя.(до страниц 170) Перед вами карточка с таблицей периодов жизни Пушкина. Правильно ли выстроены в хронологическом порядке наименования, связанные с жизненными вехами А.С.Пушкина?(на слайде указаны периоды жизни и творчества) Ссылка в Михайловское Болдинская осень Царскосельский лицей Петербургский период Детство поэта Южная ссылка После ссылки Последние годы жизни Проверка, слайд 4 Период | Годы | Детство поэта | (1799 - 1811) | Лицей | (1811 - 1817) | Петербург | (1817 - 1820) | Южная ссылка | (1820 - 1824) | Михайловское | (1824 - 1826) | После ссылки | (1826 - 1830) | Болдинская осень | (1830) | | | Последние годы жизни | (1834 - 1837) | Узнаем, как же начался творческий путь писателя. Слайд 5 , наиболее разительной чертой детства следует признать то как мало и редко он вспоминал эти годы в дальнейшем. В жизни дворянского ребёнка дом – это целый мир полный интимной прелести, преданий, сокровенных воспоминаний, нити от которых тянулись на всю дальнейшую жизнь. Когда Пушкин хотел оглянуться на начало новой жизни, он неизменно вспоминал лицей, детство он вычеркнул из своей жизни. Слайд 6 Замена мира, детства к которому человек обращается всю жизнь, как к источнику дорогих воспоминаний, для Пушкина стал – лицей. Слайд 7 Импера́торский Царскосе́льский лице́й привилегированное высшее учебное заведение – призван был готовить юношество. Император Александр 1 в 1811 году лично утвердил список первых воспитанников лице, а через 6 лет лично раздал им наград и дипломы. Вышло так что именно в Царскосельском лицее, где расцветал гений Пушкина,зрели свободолюбивые настроения. Слайд 8 Из его стен отправили на каторгу за восстание 14 декабря 1825г самые близкие друзья Пушкина – И.И.Пущин и В.К. Кюхельбекер Слайд 9 Началом призвания Пушкина станет лицейский экзамен 8 января 1815 г. Первыми признали талант Пушкина его лицейские друзья. - Запишите в тетрадях эпиграф: Друзья мои, прекрасен наш союз. На доске представлен список стихотворений, которые обращены к друзьям Пушкина.Слайд 10 Слайд 11: , стихотворение « 19 октября 1827»( выразитель читает учащийся с доски) Что такое дружба? (Ответ учащегося, работающего со словарем С.И.Ожегова.) Познакомимся поближе с друзьями А.С.Пушкина.Слайд 12-19 «Лицейские друзья А.С.Пушкина» - (Приложние, рассказывают заранее подготовленные ученики) Почему лицеистов называли «чугунниками»? («Чугунниками» называл лицеистов директор Энгельгард, подаривший им по чугунному кольцу, которое они надевали на встречу 19 октября.) Становление пера поэта происходило в лицейский период, и на протяжении всей жизни в его лирике появляются образы друзей. Значительное место в творчестве А. С. Пушкина занимает тема дружбы, ведь дружба и любовь — это те идеалы, которым поклонялись молодые люди первой четверти XIX века. Общительный, умевший понимать и ценить людей, Александр Сергеевич всегда имел много друзей. Дружба для поэта всегда была той силой, которая объединяет людей в крепкий союз на всю жизнь. Тема дружбы раскрывается во многих стихотворениях поэта на протяжении всех периодов его жизни. Сегодня мы проведем небольшое исследование, в результате которого определим особенности лицейской лирики А.С.Пушкина и рассмотрим своеобразие раскрытия темы дружбы в творчестве поэта. | Чтение краткой биографии из учебника несколькими учениками для всего класса. Учащиеся получают карточки и выполняют Самопроверка с доски Чтение учащимся стихотворения со слайда Работа учащихся со словарём Выступление учащихся, которые заранее подготовили краткие выступления по Пущину, Кюхельбекеру,Дельвигу,Чаадаеву. (Приложение) | извлечение необходимой информации из текста – П работа в паре – К учебное сотрудничество с учителем – К подведение под понятие – П самоопределение – Л участие в диалоге – К умение аргументировано высказать свою мысль – П |
Первичное закрепление | Для проведения исследования нам необходимо разделиться на группы. Каждая группа получает тексты стихотворений и задания к ним. (Приложение) (Учащиеся работают в группах.) Учитель (после окончания работы в группах). В ходе выступления каждой группы слушающим необходимо записывать названия стихотворений и годы их написания, а также новые понятия. По окончанию выступления групп каждому учащемуся класса необходимо внести результаты исследования в таблицу (на столе у каждого ученика), в которой нужно отметить особенности раскрытия темы дружбы в указанный период жизни А.С.Пушкина. Периоды жизни | Годы | Пафос лирики дружбы | Лицейский период | 1811-1817 | | Петербургский период | 1818-1820 | | Южная ссылка. Ссылка в Михайловское | 1820 - 1826 | Позднее творчество | вторая пол. 1820-х – 30-е годы | | Проверка: Какой предстает дружба в лицейский период творчества А.С.Пушкина, мы узнаем, послушав вступление 2 группы. Но прежде познакомимся с новыми понятиями: «анакреонтические мотивы» и «эпикуреизм». (Учитель обращается к записям на доске.) Слайд 19 В лицейских стихотворениях Пушкина звучат анакреонтические мотивы, любимые Пушкиным-лицеистом. Анакреон – древнегреческий поэт, воспевавший в своих стихах любовь, вино, дружбу, радость жизни. Легкое направление поэзии в честь Анакреона и его последователей получило название «анакреонтика». Анакреонтическим мотивами ранней лирики Пушкина сопутствует эпикуреизм. Эпикуреизм, эпикурейство (по имени древнегреческого философа Эпикура) – наслаждение жизнью, умение найти гармонию физического и духовного в жизни. Выступление 1 группы. Вывод. Дружеское участие, поддержка для Пушкина – высшее проявление человечности, готовности исполнить свой долг. Поэт молит «святое провиденье», чтобы слова его дружеского привета дали Пущину то же «утешенье», а вместе с ним в заточенье дошёл и луч «лицейских ясных дней». Выступление 2 группы Вывод. Тема памяти о дружбе, надежды на лучшее - основная в этих стихотворениях. Гражданские мотивы в дружеской лирике присутствуют как в раннем, так и в зрелом творчестве. Выступление 3 группы Вывод. Верность идеалам дружбы, преданность – вот самое ценное для Пушкина. Учитель. Время идет. Уходят один за одним лицейские товарищи Пушкина. Как вы думаете, изменяется ли настроение стихотворений поэта в поздний период жизни поэта? Выступление 4 группы Вывод. Меняется пафос дружеской лирики: всё больше потерь в тесном дружеском кругу, трансформируются основные мотивы, например, такой любимый Пушкиным мотив, как мотив пира. Индивидуальные характеристики, появившиеся в раннем творчестве, со временем сливаются в обобщённый образ семьи друзей. Семья друзей противопоставлена свету. Выступление 5 группы Вывод. В лирике дружбы преобладает лирический жанр - дружеское послание. Послание - произведение, которое написано в форме письма или обращения к реальному или воображаемому адресату. | Работа в группах над текстами стихотворений Выступление учащихся с конспектированием в тетрадь | анализ информации – П установление причинно-следственных связей – Р погружение в позитивную атмосферу созерцания и познания – М |