Задания для работы с художественными текстами, представленными в разделе «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».
      |   Название, автор   |    Задания   |    Умение   |  
  |   Б. Шергин «Собирай по ягодке - наберёшь кузовок»       |    1.Восстанови последовательность событий, опираясь на строчки из произведения:     «Митя - художник. Но работает не краской, не кистями»;  «Митя с жаром принялся за дело»;  «У твоей бабки есть звание «мастер малярного дела»»;  «Митя сначала не верил, что при такой малой норме успеет кончить работу в срок»;  «Мастер долго любовался работой,, потом молча, обнял Митю...»;  «В субботу вечером Митя вдруг устал веселиться»     |    Понимать фактическое содержание текста   |  
     Подумай, почему бабушка назвала Митю художником?   Найди лексическое значение слово «художник» в словаре И. Ожегова. Обоснуй свой ответ, опираясь на лексическое      значение данного слова.   |    Понимать подтекст произведения       |  
    Исходя из заглавия и иллюстраций рассказа, предугадай, как может развиваться сюжет произведения.     |    Осознавать собственный смысл прочитанного   |  
    Составь список правил (2 -3 предложения) исходя из того, чему учит данное произведение.     |    Давать собственную оценку текста   |  
    Сформулируй свой вывод по прочитанному произведению. Подбери пословицу, которая раскрывает мораль произведения.     |    Преобразовывать информацию и  интерпретировать   |  
  |    А. Платонов «Цветок на земле».                                                                        |     1. Выбери верное утверждение:   Дедушка повёл Афоню к речке  Афоня сразу понял посыл дедушки про цветок  Афоня после рассказа дедушки собрал охапку жёлтых цветов и отнёс их в аптеку.     |    Понимать фактическое содержание текста   |  
     Выбери пословицы, которые подходят для определения       главной мысли рассказа. Объясни свой выбор.   «Жизнь без цели - пустая жизнь.   «Живи для людей, а не для себя.»  «Не тот прожил большую жизнь, кому много лет, а тот, кто много сделал».   |    Понимать подтекст произведения     |  
    Определи свое отношение к герою. Найди в тексте слова, которые помогут тебе доказать свою точку зрения     |    Осознавать собственный смысл прочитанного   |  
     Расскажи о том, что ты чувствовал, читая текст рассказа Опиши свои эмоции с помощью прилагательных, представленных в тексте.     |    Давать собственную оценку текста   |  
  |   5.Составь синквейн по прочитанному рассказу.  Для актуализации знаний учащихся:   1 строка. Тема -1 слово (имя существительное)  2 строка. Описание темы- 2 слова (имя прилагательное)  3 строка. Описание действия-3 слова (глагол).  4 строка. Отношение к теме - фраза из 4 слов ( предложение, цитата, отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.).  5 строка. Суть темы -1 слово (синоним).     |    Преобразовывать информацию и  интерпретировать   |  
  |   А. Платонов «Ещё мама» (в сокращении)       |    Объясни значение слова «ступай», исходя из содержания текста. Сравни лексическое значение данного слова (словарь И.Ожегова)с твоим объяснением. Есть ли различия или сходства в формулировке понятий? Как ты думаешь, почему автор использовал это значение слова?     |    Понимать фактическое содержание текста   |  
     Заполни таблицу перед прочтением произведения и после          |   Что я узнаю из данного произведения   |    Что я нового узнал после прочтения произведения   |     |        |         |            |     Понимать подтекст произведения        |  
     Отметь в тексте слова, отражающие эмоциональное состояние героя. Прочитай их вслух. Почему герой испытывал данные эмоции? Какие бы эмоции ты испытывал в описанных ситуациях?     |     Осознавать собственный смысл прочитанного   |  
     Объясни, почему бы ты бы посоветовал прочитать данный рассказ своим близким, знакомым, друзьям? Считаешь ли ты, прочтение данного рассказа полезным? Обоснуй ответ.     |     Давать собственную оценку текста   |  
     Выбери фразу из рассказа, раскрывающую главную мысль произведения. Обоснуй свою точку зрения     |     Преобразовывать информацию и  интерпретировать   |  
  |    М. Зощенко «Золотые слова» (в сокращении)                                           |     1.Раздели рассказ на основные части сюжета. Составь план рассказа.   |     Понимать фактическое содержание текста   |  
     Объясни, как ты понимаешь, почему «золотые слова» надо записать в своём сердце?       |     Понимать подтекст произведения   |  
  |    3.Найди в тексте слова и строки, которые передают слияние разных чувств: радость, тревогу. Почему герои испытывают такие чувства?   |     Осознавать собственный смысл прочитанного   |  
  |    4. Приведи примеры из текста, с помощью, каких художественно - выразительных средств автору удалось передать атмосферу рассказа.     |     Давать собственную оценку текста   |  
  |    5.Составь краткий вывод по прочитанному, выделяя тему, идею, главную мысль рассказа .   |     Преобразовывать информацию и  интерпретировать   |  
  |    М. Зощенко «Великие путешественники»                       |     1. Внимательно послушай рассказ (аудио или прочтение учителем), выясни конкретное содержание произведения, проанализируй мотивы поведения действующих лиц, установи идею произведения.   |     Понимать фактическое содержание текста   |  
  |    2. Приведи 5 примеров того, что плохого могло случиться с детьми в путешествии.   |     Понимать подтекст произведения   |  
  |    3.Предположи, как автор относится к героям рассказа. Обоснуй свою точку зрения с опорой на текст.   |     Осознавать собственный смысл прочитанного   |  
  |    4. Нарисуй плакат к рассказу, на котором обозначь главную мысль произведения? Например:       |     Давать собственную оценку текста        |  
  |    5. Опиши, какими ты представляешь героев рассказа и объясни, как ты понимаешь причины их поступков.   |     Преобразовывать информацию и  интерпретировать   |