Просмотр содержимого документа
«Тренировочная работа по ЛИТЕРАТУРЕ, 11 класс»
Тренировочная работа по ЛИТЕРАТУРЕ, 11 класс
апрель 2025 года. Вариант 1
Выполнена: ФИО класс
Инструкция по выполнению работы
Тренировочная работа по литературе состоит из двух частей (обучающийся должен выполнить 11 заданий).
Часть 1 включает в себя два комплекса заданий (1–5; 6–10).
Первый комплекс заданий (1–5) относится к фрагменту эпического, или лироэпического, или драматического произведения. Задания 1–3 требуют краткого ответа. Задания 4.1/4.2 (необходимо выполнить ОДНОиз них) и задание 5 требуют развёрнутого ответа в объёме 5–10 предложений.
Второй комплекс заданий (6–10) относится к анализу стихотворения. Задания 6–8 требуют краткого ответа. Задания 9.1/9.2 (необходимо выполнить ОДНОиз них) и задание 10 требуют развёрнутого ответа в объёме 5–10 предложений.
Ответы к заданиям 1–3 и 6–8 состоят из одного или двух слов или последовательности цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Часть 2 включает в себя пять заданий (11.1–11.5), из которых нужно выбрать только ОДНОи дать развёрнутый аргументированный ответ в жанре сочинения на литературную тему объёмом не менее 200 слов (если объём сочинения менее 200 слов, то оно оценивается нулём баллов). Сочинение оценивается по различным критериям, в том числе по критериям грамотности. Во время выполнения работы разрешается пользоваться орфографическим словарём. При выполнении заданий ЕГЭ не допускается обращение к текстам рэпа, песен поп-музыкантов или к текстам со спорной принадлежностью к художественной литературе (комикс, манга, фанфик, графический роман).
На выполнение тренировочной работы по литературе отводится 3 часа 55 минут (235 минут). Рекомендуется не более 2 часов отвести на выполнение заданий части 1, а остальное время – на выполнение задания части 2.
Работа выполняется яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой или капиллярной ручки.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
Часть 1
Прочитайтеприведённыйнижефрагментпроизведенияивыполните задания 1–3, 4.1 или 4.2 (на выбор) и задание 5.
Старуха махнула рукой к морю. Там всё было тихо. Иногда рождался какой-то краткий, обманчивый звук и умирал тотчас же.
Любят они меня. Много я рассказываю им разного. Им это надо. Ещё молодые все... И мне хорошо с ними. Смотрю и думаю: «Вот и я, было время, такая же была... Только тогда, в моё время, больше было в человеке силы и огня, и оттого жилось веселее и лучше... Да!..»
Она замолчала. Мне грустно было рядом с ней. Она же дремала, качая головой, и тихо шептала что-то... может быть, молилась.
С моря поднималась туча – чёрная, тяжёлая, суровых очертаний, похожая на горный хребет. Она ползла в степь. С её вершины срывались клочья облаков, неслись вперёд её и гасили звёзды одну за другой. Море шумело. Недалеко от нас, в лозах винограда, целовались, шептали и вздыхали. Глубоко в степи выла собака... Воздух раздражал нервы странным запахом, щекотавшим ноздри. От облаков падали на землю густые стаи теней и ползли по ней, ползли, исчезали, являлись снова... На месте луны осталось только мутное опаловое пятно, иногда его совсем закрывал сизый клочок облака. И в степной дали, теперь уже чёрной и страшной, как бы притаившейся, скрывшей в себе что-то, вспыхивали маленькие голубые огоньки. То там, то тут они на миг являлись и гасли, точно несколько людей, рассыпавшихся по степи далеко друг от друга, искали в ней что-то, зажигая спички, которые ветер тотчас же гасил. Это были очень странные голубые языки огня, намекавшие на что-то сказочное.
Видишь ты искры? – спросила меня Изергиль.
Вон те, голубые? – указывая ей на степь, сказал я.
Голубые? Да, это они... Значит, летают всё-таки! Ну-ну... Я уж вот не вижу их больше. Не могу я теперь многого видеть.
Откуда эти искры? – спросил я старуху.
Я слышал кое-что раньше о происхождении этих искр, но мне хотелось послушать, как расскажет о том же старая Изергиль.
Эти искры от горящего сердца Данко. Было на свете сердце, которое однажды вспыхнуло огнём... И вот от него эти искры. Я расскажу тебе про это... Тоже старая сказка... Старое, всё старое! Видишь ты, сколько в старине всего?.. А теперь вот нет ничего такого – ни дел, ни людей, ни сказок таких, как в старину... Почему?.. Ну-ка, скажи! Не скажешь... Что ты знаешь? Что все вы знаете, молодые? Эхе-хе!.. Смотрели бы в старину зорко – там все отгадки найдутся... А вот вы не смотрите и не умеете жить оттого... Я не
вижу разве жизнь? Ох, всё вижу, хоть и плохи мои глаза! И вижу я, что не живут люди, а всё примеряются, примеряются и кладут на это всю жизнь. И когда обворуют сами себя, истратив время, то начнут плакаться на судьбу. Что же тут – судьба? Каждый сам себе судьба! Всяких людей я нынче вижу, а вот сильных нет! Где ж они?.. И красавцев становится всё меньше.
Старуха задумалась о том, куда девались из жизни сильные и красивые люди, и, думая, осматривала тёмную степь, как бы ища в ней ответа.
Фрагмент завершает развёрнутое высказывание-рассуждение Изергиль. Укажите термин, которым оно обозначается.
Ответ: .
2
Установите соответствие между персонажами отечественных произведений – мудрыми людьми – и названиями этих произведений: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПЕРСОНАЖИ НАЗВАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
А) Лука
Б) Стародум В) Кулигин
А
Б
В
Ответ:
«Гроза»
«Отцы и дети»
«На дне»
«Недоросль»
3
Заполните пропуски в следующем предложении. В ответе запишите два литературных термина в порядке их следования в тексте без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
«СтарухаИзергиль»написанавжанреинесётвсебечерты
. – литературного направления, ярким представителем которого является В.А. Жуковский.
Ответ: .
ВыберитеОДНОиззаданий(4.1или4.2).
Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений.
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ предложенного фрагмента произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок.
Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.
4.1
Какую роль в приведённом фрагменте играет описание природы?
4.2
В чём заключается смысл обращения Изергиль к «старым сказкам»?
5
Опираясь на приведённый фрагмент произведения (и/или другие эпизоды), сопоставьте образ легендарного Данко с бесстрашным Янко из лермонтовского
«Фаталиста». В чём различие между двумя яркими персонажами?
Заполните пропуски в следующем предложении. В ответе запишите два термина в порядке их следования в предложении без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Стихотворение С.А. Есенина написано с использованием такого стихотворного метра, как, а также мужской и женской.
Ответ: .
7
Укажите название данного приёма звукописи: «Пахнет смолистой сосной».
Ответ: .
8
Из приведённого ниже перечня выберите всеназвания художественных средств, использованных в тексте стихотворения.
Запишите в любом порядке цифры, под которыми они указаны
Соблюдайтенормылитературнойписьменнойречи,записывайте ответы аккуратно и разборчиво.
9.1
Как в стихотворении С.А. Есенина тема природы перекликается с темой любви?
9.2
Какими эмоциями пронизан образный ряд есенинского стихотворения?
10
Назовите стихотворение отечественного или зарубежного поэта (с указанием автора), в котором раскрывается тема весны. В чём сходны (или различны) выбранное произведение и приведённое стихотворение С.А. Есенина? Часть 2
ВыберитетолькоОДНУизпятипредложенныхтемсочинений(11.1–11.5) и укажите её номер на отдельном листе.
Напишитесочинение, раскрываятему сочинения глубоко и многосторонне. Аргументируйтесвоисуждения,опираясьнаанализтекста(-ов) произведения(-ий).Недопускаетсяобращениекпроизведениямсоспорной принадлежностьюкхудожественной.
Продумайте композицию сочинения, не нарушайте логики изложения. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите сочинение грамотноиразборчиво,онооцениваетсяпокритериямграмотности. Минимальнонеобходимыйобъёмсочинения–200слов(применьшем объёме за сочинение выставляется 0 баллов).
11.1
Мотив разочарования и одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова. (На примере не менее трёх стихотворений)
11.2
Роль эпилога в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».
11.3
Трагичен или светел финал рассказа И.С. Бунина «Чистый понедельник»?
11.4
Тема образования в отечественной литературе. (На примере произведения одного из писателей: Д.И. Фонвизина, И.А. Гончарова, А.П. Чехова).
11.5
Какие рекомендации следует дать художнику, создающему портретную галерею персонажей «Истории одного города» М.Е. Салтыкова- Щедрина? (С опорой на текст произведения)