|   Технология проведения   |     Деятельность  учеников   |     Деятельность  учителя   |    Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов   |    Планируемые результаты     |  
  |   Предметные   |    УУД   |  
  |   1. Этап мотивации к учебной деятельности     (самоопределения) к учебной деятельности.       Цель: подготовить учащихся к работе на уроке, создать эмоциональный настрой на совместную коллективную деятельность и познавательную активность.    Его задача – подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.     |    Цель: оценить свою готовность к уроку.      Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила.  Проговаривают девиз урока      - Пожелания друг - другу успешной работы на уроке.  Вспоминают правила «рабочего» человека.      Микроитог: готовы к уроку.   |    Цель: создать условия для обеспечения позитивной мотивации обучающихся.      -организует проговаривание правил поведения на уроке;  -организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности;  создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.   |    С лайд 1.                      - Возьмёмся за руки, поприветствуем друг друга, улыбнемся друг другу.    Я, ты, он, она –  Вместе дружная семья.  Улыбнись соседу справа,  Улыбнись соседу слева.  Мы с тобой друзья.           |         |    Коммуникативные:   - умение совместно   договариваться о правилах   поведения и общения в школе и   следовать им;    - умение оформлять свои мысли в устной форме;    - умение слушать и понимать речь других.     Личностные:  -умение чувствовать необходимость учения       |  
  |   2. Этап актуализации знаний, постановка проблемы.     Цели: развивать личностные и коммуникативные УУД через развитие устной речи учащихся; познавательных УУД через проверку знания учащимися групп сказок , их отличительных признаков, выявить пробелы в знаниях и умениях; развивать личностные УУД через развитие внимания, мышления, воображения    Его задача – активизация формирования познавательных процессов (внимание, память).                                                                                                                                                                                                                       Работа в парах.   Цель: - проверить умение работать в паре, умение работать с информацией;  - организовать выполнение проверки по эталону.       |    Цель: повторить виды сказок; отличительные свойства литературных и народных сказок; признаки народных сказок.          Повторяют группы сказок, вспоминаю отличительные черты, классифицируют сказки по группам      Микроитог: повторили группы сказок, потренировались в классификации сказок по группам.                                                                                                                                                                              Работа в парах –проверка.   Микроитог: работали в парах, проводили проверку по эталону.       |     Организует повторение изученного.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              Организация работы в парах, выполнение проверки по эталону.                 |    Слайд 2.                           - Посмотрите внимательно на экран.  - Прочитайте пословицу, которая является эпиграфом к нашему уроку.  Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.  - Как, вы, понимаете смысл этой пословицы? (ответы детей)  - В конце урока мы еще вернемся к этой пословице и более точно сформулируем смысл.      - Далеко, далеко, за горами, за морями, за дремучими лесами, в тридевятом царстве, в тридевятом государстве находится огромная страна – мир сказок.  Слайд 3.       - Туда нельзя ни приехать, ни прийти. Но можно просто перенестись, вообразив себе этот мир и увидеть все, что там происходит. Там побывали все дети нашей Земли, а когда они вырастали и становились взрослыми – они возвращались туда со своими детьми… Кто побывал там однажды, уже никогда не забудет эту волшебную страну и будет стремиться туда снова и снова….  - Сказки бывают разные. На какие две основные группы делятся сказки? (русские народные и литературные)  Слайд 4.         - Как отличить русскую народную сказку от литературной? (русскую народную сказку сочинил народ, а литературную автор).  - Сейчас мы с вами поработаем в парах. (у каждой пары есть карточки и на доске дублируется эта карточка)  Слайд 5.     - Вниательно прочитайте названия на карточке.  - Что это за названия? (это названия сказок)  -  Какое задание можем выполнить? (разделить сказки на две группы: народные и литературные).  - Пожалуйста, работая в парах, распределите сказки на две группы. Будьте внимательны при работе! Пара, которая закончит работу, не забываем подать сигнал готовности.  - Хорошо, я вижу, что пары справились с задание, проверяем по эталону.  Слайд 6.     - Пары, которые выполнили задание верно, поднимите руку. Молодцы!    - Ну, а остальным нужно быть внимательнее.  - Какое задание еще можем выполнить с этими названиями сказок? (вспомнить авторов литературных сказок)  - Верно, давайте назовем авторов литературных сказок. (называют сказку и ее автора)  - Может ли быть такое, что в литературной сказке присутствуют черты народной сказки? (Ответы детей)  - Как вы думаете, могут ли быть следы литературной сказки в народной? (высказывания детей)  - А вообще народная сказка какая она? (сочинил народ, они разнообразны, богаты художественной палитрой, специфика в языке, бытовые подробности, уклад жизни, имеют идейную направленность, поучительный характер, положительные и отрицательные герои, устоявшиеся эпитеты.)     |    - знать виды сказок;  - знать на какие груммы деляться казки;  - знать отличительные признаки, характерные каждой группе сказок;  - знать авторов сказок;  - уметь классифицировать сказки по группам;;                                                                                                                                                                                              уметь работать с информацией.           |    Познавательные:    - умение добывать новые знания;     - умение находить ответы на   вопросы, используя    информацию, полученную на   уроках    Регулятивные:    - умение проговаривать последовательность действий на уроке;  - умение осуществлять самоконтроль.  Коммуникативные:    - умение с достаточной полнотой и точностью оформлять свои мысли;   - умение слушать и понимать речь других обучающихся;                                                                                                                                                                                                                                      Регулятивные:    - умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.   Коммуникативные:    - умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других   |  
  |   4.Этап формулирования темы урока, постановка цели    Цели:  - организовать работу по определению темы урока учащимися;   - организовать постановку цели урока учащимися.   Задача этапа – обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности..         |    С помощью учителя формулируют тему, ставят цель и составляют план работы по теме.        Микроитог: определили тему и составили план урока.   |    Организует формулировку темы, постановку цели и составление плана урока учащимися.   |    - С какой сказкой мы познакомились на прошлом уроке? (Аленький цветочек).  - К какой группе сказок она относится? (литературные сказки).  - Почему? (есть автор)  - Кто автор сказки? ( Сергей Тимофеевич Аксаков).  - Какая же тема урока сегодня?( Сказка Сергея Тимофеевича Аксакова «Аленький цветочек»)  -Верно. Давайте попробуем сформулировать цели нашего урока. ( будем учиться исследовать , анализировать сказку, находить общие черты литературной сказки с народной).                  Слайд 7.       - Все верно! Молодцы! Сегодня на уроке мы будем учиться исследовать сказку, анализировать ее, находить общие черты литературной сказки с народной. А также развивать умение давать полные ответы на вопросы по содержанию сказки, планировать свою деятельность, оценивать результаты деятельности; развивать умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.   |    - умение правильно формулировать свои ответы, определять тему урокаи ставить цельурока.       |    Познавательные:  - умение ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания).  Регулятивные:   - определять проблему и формулировать цель деятельности на уроке под руководством учителя;     - планировать свою деятельность;   -определять последовательность действий на уроке.  - умение высказывать свое предположение.  Коммуникативные:   - умение точно и полно выражать свои мысли.   Личностные     - умение устанавливать связи между знаниями и жизненными ситуациями       |  
  |    5. Этап формирования нового знания.  Цель: формировать личностные УУД через учебную ситуацию «что я знаю?» «что я узнаю?» и закрепление знаний о литературных и народных сказках; развивать познавательных УУД; формировать регулятивные УУД через коллективную работу, работу в парах, самоконтроль; коммуникативные УУД через умения оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.  Задача этапа – обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения.                                |    Решают поставленную проблему, находят пути реализации поставленной цели и способы , обсуждают пути решения проблемы.                                                                                                 |    Организует, помогает. направляет, дает советы.  Осуществляет проверку умения учащихся работать с дополнительной информацией и умение представлять данную информацию.                                                                                               |    Работа над содержанием сказки.  - А для этого нам нужно вспомнить какие основные события происходили в сказке. И в этом нам помогут кадры из сказки.    Слайд 8.     - Рассмотрите внимательно кадры на слайде.  - Какое задание можем выполнить? (расставить в правильной последовательности)  - Верно, давайте все вместе расставим кадры в правильной последовательности. (коллективно расставляем кадры в правильной последовательности).  Слайд 9.     - У нас получился картинный план.  - Как вы думаете, для чего нужен картинный план? (ответы детей).  - Используя картинный план и отрывки из текста можно подготовиться к пересказу сказки.      Пересказ и выборочное чтение с анализом сказки.  1. Жил купец и было у него три дочери. (краткий пересказ).  - Перескажите как начинается сказка. (В некотором государстве….)  - Перескажите, что попросила старшая дочь.  - Что попросила средняя дочь?  - А что младшая?  - Перескажите, что ответил отец на подарок младшей дочери.  2. Нашел подарки купец для старших сестер (выборочное чтение стр. 196)  - Найдите и зачитайте отрывок, в котором говориться о том, что купец нашел подарки для старших сестер.  3. Вот он цветочек аленький. (пересказ)  - Перескажите каким увидел купец дворец чудовища.  - Перескажите фрагмент в котором купец увидел аленький цветочек.  - Перескажите, как автор описывает аленький цветочек. (цветок цвету алого, красоты невиданной и неслыханной, что ни в сказке сказать, ни пером описать).  4. Купец встретился со зверем лесным. (пересказ)  - Перескажите встречу купца и чудовища.  - Что потребовало чудовище за аленький цветочек?  5. Опечалился купец, возвращаться к лесному зверю надо. (пересказ).  6. Прощание купца с дочерью. (выборочное чтение стр. 203.)  7. Младшая дочь у зверя лесного. (пересказ)  8. Встреча с лесным чудовищем. (пересказ)  - Перескажите, какими увидела младшая дочь владения чудовища.  - Найдите слова описывающие чудовище.  9. Возвращение домой. (пересказ).  10. Замысел сестер. (выборочное чтение стр. 210)  - Зачитайте, что задумали сестры.  - Как вы можете охарактеризовать поступок сестер?  - Какими они были?  - Почему они так поступили?  - Почему младшая дочь вернулась к чудовищу раньше? (сердцем почувствовала что-то неладное).  11. Смерть чудовища (пересказ).  - Перескажите, что увидела младшая дочь вернувшись к зверю лесному?  12. Превращение зверя в принца. (пересказ).  - Перескажите, как описывает автор принца.  - Почему чудовище обернулось принцем?      - Как вы думаете символом чего является аленький цветочек? (высказывания детей).  - Подумайте еще до конца урока.     |    - Знать источники для получения информации;;    - Уметь составлять алгоритм;  - Знать особенность соотошение г и кг;  - Знать виды весов и гирь;  - уметь применять полученные знания в практической деятельности.                           |    Регулятивные:  - умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;  -определять последователь-  ность действий на уроке.   Познавательные:     - добывать новые знания:  - находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке.     Коммуникативные:     - оформлять свои мысли в устной форме;     - слушать и понимать речь других     Личностные :   - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом                                  |  
  |   Физкультминутка    Цель: создать условия для психоэмоциональной разгрузки, снять напряже-  ние и усталость обуча-  ющихся создать усло-  вия для обеспечения позитивной мотивации обучающихся.   |    Выполняют физические упражнения, развивают умение концентрировать свое внимание на определенных действиях.      Микроитог: выпол-  няли физические упражнения.   |    Организует выполнение движений.         |     - Ребята, мы достаточно хорошо поработали. Не пора ли нам отдохнуть.    Физминутка.(проводят дежурные по классу)   Раз, два — хлопок в ладоши,   А потом на каждый счет.   Раз, два, три, четыре –   Руки выше, плечи шире.   Раз, два, три, четыре, пять,   Надо нам присесть и встать.   Руки вытянуть пошире.   Раз, два, три, четыре, пять.   Наклониться — три, четыре,   И на месте поскакать.   На носки, затем на пятки.   Лень отбросить и опять.   Сесть за парту, взять тетрадку,   Выражения решать.   Раз, два, три, четыре, пять –   Все умеем мы считать.   Раз! Подняться, подтянуться,   Два! Согнуться, разогнуться,   Три! В ладоши три хлопка,   Головою три кивка.   На четыре - руки шире.   Пять — руками помахать.   Шесть — за парту тихо сесть.       |    - уметь слушать  - уметь четко проговари-вать слова   |    Коммуникативные    - умение выполнять физические упражнения по команде, вместе.       |  
  |   5. Этап формирования нового знания. (продолжение)       |         |         |     Сходства с народной сказкой. Признаки народной сказки.   - Назовите следы народной сказки. (дети называют следы народной сказки)   Слайд 10.       1. Добро побеждает зло.   2. Герои делятся на положительных и отрицательных.   3. Построение: зачин, присказка, концовка.   4. Волшебные предметы.   5. Устойчивые выражения.   6. Волшебные числа.)  - Молодцы!   |         |         |  
  |   6. Этап первичного закрепления нового знания.    Цель: выявить уровень овладения знаниями и способами действий, обеспечить их коррекцию (познавательные УУД); развивать устную речь учащихся (коммуникативные УУД); развивать внимание, мышление, воображение, формировать навыки самоконтроля (личностные УУД )  Задача этапа – обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления знаний, связей и отношений в объекте изучения.        Работа в группах:     Цель: - проверить умение работать в группах; работать с информацией; оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, воспитывать взаимопомощь и выручку.       |     Самостоятельно отрабатывают прием сложения с переходом через разряд, проводят самопроверку.        Микроитог: работали самостоятельно, проводили самопроверку.                                                          Делятся на группы. Проводят обсуждение в группе, выполняют работу по инструкции.       Микроитог: определяли виды растений, работали в группах, выполняли работу по инструкции.   |    Организует самостоятельную работу учащихся, самопроверку.                                                                              Организует, помогает. направляет, дает советы.  Организует проверку умения работать с информацией.       |     - А теперь продолжим наше исследование. И выясним есть ли эти признаки в литературной сказке «Аленький цветочек».                                                                                                        - Для этого разделимся на две группы. Первый ряд и половина второго - это первая группа, третий ряд и половина второго – вторая группа.   (группы получают карточки с заданиями)   - Итак группы получили карточки с заданиями. Сейчас первая группа находит в сказке 1, 3 и 6 признаки, а вторая группа – находят 2, 4 и 5 признаки. Вписываете их в карточку, а затем проверим результаты исследования каждой группы. (группам отводится время для работы)   - Итак пожалуйста, каждая группа представляет свои результаты. (другая группа слушает и если нужно вносит свои коррективы)        1. Добро побеждает зло (Чары злой колдуньи разрушены)   2. Положительные герои (купец, младшая дочь, чудовище)   Отрицательные герои ( колдунья, сестры)   3. Построение: зачин (В некотором царстве, в некотором государстве)   Присказка (много ли мало ли времени прошло, скоро сказка сказывается, а не скоро делается)   Концовка (И стали они жить поживать, да добра наживать)   4. Волшебные предметы (аленький цветочек, золотой перстень, огненные слова)   5. Устойчивые выражения (как среди бела дня, ни в сказке сказать, ни пером описать, за тридевять земель)   6. Волшебные числа (число 3, три сестры, срок три дня)   - Хорошо, молодцы, группы справились с заданием и дополняли друг друга.   - У древнего человека было представление об одном предмете и о парных: одно солнце, одна луна, две ноги, два глаза. А все что было больше двух относилось к понятию «много». Человек считал: 1, 2, много. Число три значило много, все, что больше двух.   - Мы с вами исследовали сказку «Аленький цветочек» на наличие в ней следов народной сказки, давайте обобщим наше исследование и сделаем вывод. (высказывания детей)   Слайд 11.       - Вы все правильно говорите!   Вывод: «Аленький цветочек» - это сказка, сказка литературная. Её автором является известный русский сказочник Сергей Тимофеевич Аксаков. В этой сказке много особенностей, характерных народным сказкам.   - Можем ли сказать, что Аксаков в создании своей сказки использовал народные сказки?   - А кто вспомнит, кто их рассказывал ему? (ключница Пелагея, во время его болезни).   - А теперь давайте вернемся к вопросу, который мы начали обсуждать в начале урока, может быть сейчас проанализировав сказку, мы сможем ответить на него более полно.     -Как вы думаете символом чего является «аленький цветочек»?   Слайд 12.       Вывод: Аленький цветочек- символ настоящей, преобразующей любви. Настоящая любовь видит душу человека, его внутреннюю, скрытую от глаз красоту. Под ее воздействием любимый человек преображается – становиться красивее, лучше, добрее. Любовь, доброта и сострадание – самые главные человеческие чувства. Они могут изменить не только человека, которого мы любим, но и мир вокруг сделать лучше, чище, красивее.   - Вернемся к эпиграфу нашего урока.     Слайд 13       - Давайте попытаемся ответить на вопрос.     Чему учит сказка? (Не мириться со злом, а бороться с ним; быть твердым в бедах; осуждать мир где царят жадность, корысть, равнодушие; любить родных и не делать им зла).  Вывод: сказки народные и литературные кончаются счастливо, и выдумка избавления от бед так увлекательна, что хочется верить в чудеса. Сказки не обманывают, а очаровывают и дарят мечту, надежду, окрыляют. Любовь способна творить чудеса.   |    - знать признаки народной сказки.  - умение находить признаки народной сказки в тексте..                                                               -уметь работать по группам.     -уметь находить признаки народной сказки..       |     Регулятивные:    - умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.                                                                                             Познавательные:   - умение находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы     Коммуникативные:    - умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других     Регулятивные:    - умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей   |  
  |   7.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.  Цели:  - зафиксировать новое содержание урока;  - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. формирование регулятивных УУД через анализ и оценку успешности достижения цели. Наметить перспективу последующей работы  Задача этапа – анализ и оценка успешности дости-  жения цели; выявление ка-  чества и уровня овладения знаниями.   |    Цель: представить результат своей работы классу, в ходе подведения итога и выставления оценки.  Отвечают на вопросы учителя.  Подводят итог урока и ставят задачи к следующему.  Дают оценку своей деятельности на уроке.  Рассказывают, что узнали.  Микроитог: подводили итоги.   |    Цель: подвести итог урока.      Организует итоговую беседу.  Организует самооценку учебной деятельности.  Организует рефлексию.       |    - На столах в каждой группе алые цветочки. На лепестках напишите по 1-му слову: чему научила вас сказка. (дети записывают по одному слову на каждом лепесточке и два цветка вывешиваются на доску)  - Сказка «Аленький цветочек живет уже более 150 лет. Она не стареет, потому что люди всегда будут верит в добро и любовь. Значит, в душе каждого человека будет цвести аленький цветочек.  - Какова же была главная цель нашего урока? (учиться анализировать сказку и искать следы народноц сказки в литературной)  - Достигли ли мы её? ( да)  - Что узнали нового о сказках? (что в литературных сказках могут присутствовать признаки народных сказок)  - Оцените свою работу на уроке.  Цветовой сигнал  Зеленый – мне было легко работать  Желтый – испытывал затруднения  Красный – мне было сложно работать  (выставление оценок учителем за работу на уроке, с их коментированием)   |    - отвечать на вопросы учителя.  - подводить итог урока и ставить задачи к следующему.  - давать самооценку своей деятельности на уроке.       |    Регулятивные:  - умение осуществлять самоконтроль совместно с учителем и одноклассниками ,    - умение давать оценку деятельности на уроке;  - умение выявлять и осознавать то, что уже усвоено и что еще усвоить.  Личностные УУД  - умение проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;  - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.   Коммуникативные  - умение с достаточной полнотой и точность выражать свои мысли.     |  
  |   8.Этап сообщение домашнего задания. Инструктаж.    Цель: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.   |    Цель: осмысление связи домашнего задания с выполняемыми на уроке упражнении-  ями.  Слушают учителя, определяют пути решения домашней работы  Записывают домашнее задание в дневник.  Микроитог: слушали инструктаж, записывали домашнее задание.   |    Задача: подобрать домашнее задание, способствующее углублению полученных знаний, совершенствованию умений и навыков;    инструктаж по выполнению домашнего задания.      Объяснение домашнего задания.  Даёт комментарий к домашнему заданию.   |    - Откройте дневники, запишите домашнее задание.  Слайд 14.     - Я предлагаю вам задание на выбор:  1 уровень: Предлагаю вам поучавствовать в создании сказки – придумайте начало истории, ведь мы не знаем по какой причине злая волшебница прогневалась на принца и превратила его в чудовище. Напишите небольшое сочинение на тему «Почему появилось чудовище на свет?»  2 уровень: Найдите в сказке пословицы и выпишите их.  3 уровень: Нарисуйте иллюстрацию к понравившемуся эпизоду из сказки.   |    - уметь, работать с информацией.  - уметь слушать учителя       |    Регулятивные:  - соотносить то, что известно и то, что предстоит выполнить самостоятельно.       |