Тема:  “Добро из добра явилось” по сказке А.П.  Платонова “Волшебное кольцо”.
Цель: осмысление содержания сказки и решение проблемы выбора   героями жизненного
            пути.
Оборудование: Портрет Андрея Платонова, иллюстрации учащихся к сказкам писателя,
                           детали костюмов (платок, рубаха, корона, кольцо).
Задачи:  
	- рассмотреть специфические свойства волшебной сказки: выразительность и красоту речи, яркостью вымысла (чудесными предметами), противоборство злых и добрых сил, непременной победой добра;
 
·роль образа-символа кольца в сказке;
	- создать эмоциональную атмосферу на уроке посредством презентации, костюмов;
 
	- способствовать нравственному развитию учащихся, формированию у них гуманного отношения к животным, к старшим; 
 
	- расширить представления учащихся о роли детали в раскрытии авторской позиции;
 
	- способствовать развитию устной речи учащихся, умения давать развёрнутые аргументированные ответы на вопросы.
 
Ход урока
Вступительное слово:  объявление темы урока, постановка целей и задач, запись темы в рабочие тетради по литературе.
Слайд № 2
(В самом начале урока тихо звучит музыка из телепередачи «В гостях у сказки».
На интердоске картинка с теремком и тема урока сверху, а цель внизу.
- Тему записать.  Ребята, обращение к сказке — это всегда праздник. Мы ещё не умели читать, а уже с интересом слушали сказки.
-«Волшебное кольцо» - это сказка – творение народа, писатель её по-своему пересказал.
- Условно вы поделились на 3 группы. В течение урока будете задавать противоположным командам вопросы, дополнять ответы. В конце урока оцените друг друга.
- Команда Семёна, команда Скоропеи, команда Кошки  Собаки.   
- Ребята,  сказка «Волшебное кольцо» бытовая, волшебная или сказка о животных?
- Какие признаки волшебной сказки мы здесь наблюдаем?                        
+яркость вымысла (исполнение желаний с помощью волшебного                 появляются на
   кольца, необычные для реальной жизни желания: хрустальный мост),       доске: мост,
+ чудесные предметы (кольцо, хрустальный мост),                                           кольцо, дворец.
+ противоборство злых и добрых сил, непременная победа добра.
Слайд № 3 по ходу ответов
- Герои сказки «Волшебное кольцо» перед нами. Каждый из них  расскажет о
   себе. Если у  героев возникнут затруднения, ребята,  помогите им, а противоположные команды задавайте вопросы ответчикам.
- Итак, кто главный герой сказки? (Семён).
- Здравствуйте, Семён! Мы рады вас приветствовать.  Расскажите о себе.
Рассказ Семёна.
Вопросы к классу:
- Любители сказок, о чём бы вы хотели  спросить Семёна?
- Сказка поддерживает Семёна всеми своими чудесными силами.
- Подберите имена прилагательные для характеристики Семёна (после ответов детей на
  доске появляется Семён и прилагательные вокруг него, как лучики солнца).
 Слайд № 4
Слайд № 5
ИГРАЕМ В СЫЩИКОВ:  «Найди хозяина вещей» (на доске название игры)
	- Сундуки с приданым.
 
	- Копейка.
 
	- Верёвка и кнут.
 
	- Мост.
 
	- Котлеты.
 
	- 12 молодцев.
 
	- Сети рыболовные.
 
	- Золотые парчовые штаны.
 
	- Солома в углу избы.
 
- Молодцы! Здравствуйте, Кошка и Собака.  Вопросы кошке и собаке.
+ Вы дружно живёте? Доверяете друг другу?
+ Что заставило вас рисковать жизнью ради Семёна?
- Вы сделали ему добро, отплатили добром за добро! Вы молодцы!
- Скоропея, здравствуй!  Расскажи о себе.
+ Легко тебе было принять решение – отдать кольцо Семёну?
+ Ты пожалела об этом поступке?
- Кто желал зла Семёну?
Слайд № 6
(на доске появляется слово «скарабей», «Аспид», «кольцо» - и толкование этих слов)
- Запишем эти слова и их толкования в тетради.
- Что появилось у Семёна вместе с волшебным кольцом?  (богатство, но и горе, разочарование в любви).
- Волшебное  кольцо - это образ – символ, например – посох деда Мороза. Много сказок с волшебным кольцом.
- Какую помощь ещё кольцо оказывает положительному герою? (В борьбе со Злом, воспитывать в нас доброту).
Слайд № 7 (на доске появляется надпись «Всё возвращается на круги своя»)
- Вы слышали выражение: «Всё возвращается на круги своя»?
- Можно сказать, что кольцо завершило круг зла, чтоб наказать за плохие поступки?
(От кого зло пришло, к тому и вернулось, но  с большей силой:  Аспид превратился в змею
  и в человека он уже никогда не превратится, а царевне жить с этим змеем).
- Семён, ты сказал маме, что “добро … явилось из добра”, как понимать твои слова?
Слайд № 8
ИГРА. (На доске слово викторина «Узнай героя», по щелчку вылетают вопросы и 
               после - ответы)
- Поиграем в викторину “Узнай  героя». (Учащиеся читают характеристики главных героев и угадываю их).  
	- Чьи это слова: «Да там и мыши с голоду подохли!»
 
	- С ним Семён встречался 3 раза.
 
	- Из блюдца брызги летят, чай проливается, а чай с сахаром. Кто так некультурно чай пил.
 
	- Обратился в молодца, приблизился к царевне, протянул ей руку…
 
	- Надкусила ей ухо, научила уму-разуму…
 
	- Возвращалась на тюремную ограду, ходит поверху, глядит…
 
	- И не мог он обратиться в молодца, потому что не проходила в нём злоба на царевну…
 
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОК
- Что же объединяет всех главных героев сказки Платонова? (всех их объединяет
  стремление к справедливости, желание добиться счастья прежде всего с помощью
  собственных сил, высоких душевных качеств, стремление жить в мире и согласии.
Слайд № 9 (Все пословицы выходят на доску).
- Ребята, вы согласны с высказыванием Александра Сергеевича Пушкина:
"Что за прелесть эти сказки!."
- Ребята, на что похоже выражение “Добро из добра явилось”? (На пословицу).
- Народная мудрость богата поговорками, пословицами, прочитайте пословицы:
“Один в поле не воин» -  в народных и авторских сказках герои действуют сообща.
«Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
«Один за всех, все – за одного».
- ОЦЕНИТЕ ДРУГ ДРУГА …
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
- Юные любители сказок!  Дома, пожалуйста, напишите мини-сочинение «Я обладатель волшебного кольца», подумайте, какие поступки и желания достойны уважения.
- Уверена, справитесь.
Слайд № 10
(Слова А.С. Пушкина на доске и слово «Спасибо за внимание и понимание» с уважением учитель из села Ратта Юлия Викторовна Дмитриевских)
Спасибо! Молодцы!
 
    
    
    
    
            
                                    Просмотр содержимого документа
                                                    
                    «конспект урока»
                            
            
                                                             
Тема: “Добро из добра явилось” по сказке А.П. Платонова “Волшебное кольцо”. Цель: осмысление содержания сказки и решение проблемы выбора героями жизненного
  пути.  
 
 
 Оборудование: Портрет Андрея Платонова, иллюстрации учащихся к сказкам писателя,  
  детали костюмов (платок, рубаха, корона, кольцо).
  
 
  Задачи:  
   рассмотреть специфические свойства волшебной сказки: выразительность и красоту речи, яркостью вымысла (чудесными предметами), противоборство злых и добрых сил, непременной победой добра;
 - роль образа-символа кольца в сказке;   
  создать эмоциональную атмосферу на уроке посредством презентации, костюмов;  
  способствовать нравственному развитию учащихся, формированию у них гуманного отношения к животным, к старшим;  
  расширить представления учащихся о роли детали в раскрытии авторской позиции;  
  способствовать развитию устной речи учащихся, умения давать развёрнутые аргументированные ответы на вопросы.
 
  Ход урока
 Вступительное слово: объявление темы урока, постановка целей и задач, запись темы в рабочие тетради по литературе.
 
Слайд № 2
 (В самом начале урока тихо звучит музыка из телепередачи «В гостях у сказки».
 На интердоске картинка с теремком и тема урока сверху, а цель внизу.
 
 
 - Тему записать. Ребята, обращение к сказке — это всегда праздник. Мы ещё не умели читать, а уже с интересом слушали сказки.  
   
 -«Волшебное кольцо» - это сказка – творение народа, писатель её по-своему пересказал.  
  
 
 - Условно вы поделились на 3 группы. В течение урока будете задавать противоположным командам вопросы, дополнять ответы. В конце урока оцените друг друга.  
 
 
 - Команда Семёна, команда Скоропеи, команда Кошки Собаки.  
 
 
 - Ребята, сказка «Волшебное кольцо» бытовая, волшебная или сказка о животных?  
 
- Какие признаки волшебной сказки мы здесь наблюдаем?  
 +яркость вымысла (исполнение желаний с помощью волшебного появляются на  
  кольца, необычные для реальной жизни желания: хрустальный мост), доске: мост,
 + чудесные предметы (кольцо, хрустальный мост), кольцо, дворец.
 + противоборство злых и добрых сил, непременная победа добра.
 Слайд № 3 по ходу ответов
 
 
 - Герои сказки «Волшебное кольцо» перед нами. Каждый из них расскажет о
  себе. Если у героев возникнут затруднения, ребята, помогите им, а противоположные команды задавайте вопросы ответчикам.
 - Итак, кто главный герой сказки? (Семён).
 - Здравствуйте, Семён! Мы рады вас приветствовать. Расскажите о себе.
 
 
 Рассказ Семёна.
 Вопросы к классу:
 
 
 - Любители сказок, о чём бы вы хотели спросить Семёна?  
 
 
 - Сказка поддерживает Семёна всеми своими чудесными силами.
 
 
 - Подберите имена прилагательные для характеристики Семёна (после ответов детей на  
  доске появляется Семён и прилагательные вокруг него, как лучики солнца).
  Слайд № 4
 
 
 Слайд № 5
 ИГРАЕМ В СЫЩИКОВ: «Найди хозяина вещей» (на доске название игры)
  Сундуки с приданым.
 Копейка.
 Верёвка и кнут.
 Мост.
 Котлеты.
 12 молодцев.
 Сети рыболовные.
 Золотые парчовые штаны.
 Солома в углу избы.
 
 
 
 - Молодцы! Здравствуйте, Кошка и Собака.  Вопросы кошке и собаке.
 + Вы дружно живёте? Доверяете друг другу?
 + Что заставило вас рисковать жизнью ради Семёна?
 
 
 - Вы сделали ему добро, отплатили добром за добро! Вы молодцы!
 
 
 - Скоропея, здравствуй! Расскажи о себе.
 + Легко тебе было принять решение – отдать кольцо Семёну?
 + Ты пожалела об этом поступке?
 
 
 - Кто желал зла Семёну?
  
 Слайд № 6
 (на доске появляется слово «скарабей», «Аспид», «кольцо» - и толкование этих слов)
 
 
 - Запишем эти слова и их толкования в тетради.
 
 
 - Что появилось у Семёна вместе с волшебным кольцом? (богатство, но и горе, разочарование в любви).  
 
 
 - Волшебное кольцо - это образ – символ, например – посох деда Мороза. Много сказок с волшебным кольцом.  
 
 
 - Какую помощь ещё кольцо оказывает положительному герою? (В борьбе со Злом, воспитывать в нас доброту).
 
 
 Слайд № 7 (на доске появляется надпись «Всё возвращается на круги своя»)
 - Вы слышали выражение: «Всё возвращается на круги своя»?
 - Можно сказать, что кольцо завершило круг зла, чтоб наказать за плохие поступки?
 (От кого зло пришло, к тому и вернулось, но с большей силой: Аспид превратился в змею
   и в человека он уже никогда не превратится, а царевне жить с этим змеем).
 
 
 - Семён, ты сказал маме, что “добро … явилось из добра”, как понимать твои слова?
 
 
 Слайд № 8
  ИГРА. (На доске слово викторина «Узнай героя», по щелчку вылетают вопросы и  
  после - ответы)
 - Поиграем в викторину “Узнай героя». (Учащиеся читают характеристики главных героев и угадываю их).  
  Чьи это слова: «Да там и мыши с голоду подохли!»
 С ним Семён встречался 3 раза.
 Из блюдца брызги летят, чай проливается, а чай с сахаром. Кто так некультурно чай пил.
 Обратился в молодца, приблизился к царевне, протянул ей руку…
 Надкусила ей ухо, научила уму-разуму…
 Возвращалась на тюремную ограду, ходит поверху, глядит…
 И не мог он обратиться в молодца, потому что не проходила в нём злоба на царевну…
 
 
 
 ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОК
 
 
 - Что же объединяет всех главных героев сказки Платонова? (всех их объединяет
  стремление к справедливости, желание добиться счастья прежде всего с помощью  
  собственных сил, высоких душевных качеств, стремление жить в мире и согласии.
 
 
 Слайд № 9 (Все пословицы выходят на доску).
 - Ребята, вы согласны с высказыванием Александра Сергеевича Пушкина:  
 "Что за прелесть эти сказки!.."
 
 
 - Ребята, на что похоже выражение “Добро из добра явилось”? (На пословицу).  
 - Народная мудрость богата поговорками, пословицами, прочитайте пословицы:  
 “Один в поле не воин» - в народных и авторских сказках герои действуют сообща.
 «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
 «Один за всех, все – за одного».
 
 
 - ОЦЕНИТЕ ДРУГ ДРУГА …  
 
 
 ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
 
 
 - Юные любители сказок! Дома, пожалуйста, напишите мини-сочинение «Я обладатель волшебного кольца», подумайте, какие поступки и желания достойны уважения.
 
 
 - Уверена, справитесь.
 Слайд № 10
 (Слова А.С. Пушкина на доске и слово «Спасибо за внимание и понимание» с уважением учитель из села Ратта Юлия Викторовна Дмитриевских)
 
 
 Спасибо! Молодцы!
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                                  
         
            
            
                                    Просмотр содержимого презентации
                                                    
                    «урок литературы»
                            
            
                                                            
    
 
    
2 
Тема:  “Добро из добра явилось”  по сказке А.П. Платонова  “Волшебное  кольцо”.                    
5 класс 
 Цель: осмысление содержания сказки и решение проблемы выбора 
 героями жизненного пути. 
МОУ РШИ ООО им. С.И. Ирикова Учитель русского языка и литературы 
Дмитриевских Юлия Викторовна   
 
    
             Волшебные предметы:  кольцо  мост  дворец    
3 
 
    
Добрый 
ответственный 
справедливый 
бескорыстный   
душевный 
оптимистичный   
заботливый   
терпеливый   
4 
 
    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Солома в углу избы. 
ИГРАЕМ В СЫЩИКОВ: «Найди хозяина вещей» 
5 
 Сети рыболовные 
12 молодцев 
Копейка 
Верёвка, кнут. 
Котлеты 
Мост 
Сундуки с приданым 
 
    
 Заглянем же,   как Пушкин встарь,  в толковый наш словарь   
6 
 «Скарабей» - изображение священного жука на монетах. 
 Монеты или камни с изображением жука. 
 Священное волшебное животное. 
 «Аспид»  - ядовитая змея. Укус смертелен для человека. 
 «кольцо» - предмет в форме окружности. 
 То, что окружает, замыкает. Круговой. (ЗАПОМНИТЬ) 
 
    
 К справедливости; 
 быть счастливыми, 
 жить в мире и согласии. 
«Всё возвращается   на круги своя» 
7 
 
    
8 
                   викторина «Узнай героя»              
Ответы 
Вопросы 
Чьи это слова? 
Цитаты 
«Да там и мыши с голоду подохли!» 
О ком речь? 
С ним Семён встречался три раза. 
Кто так некультурно чай пил? 
Из блюдца брызги летят, чай проливается, а чай с сахаром. 
Кто кому руку протянул? 
Обратился в молодца, приблизился, к царевне, протянул ей руку… 
О ком это? 
О ком это? 
Надкусила ей ухо, научила уму-разуму… 
О ком это? 
Возвращалась на тюремную ограду, ходит поверху, глядит… 
И не мог он обратиться в молодца, потому что не проходила в нём злоба на царевну…    
Мамы 
О мужике, который мучил животных 
Царь с царицей 
Аспид царской дочке 
Кошка мышке 
Кошка 
Об Аспиде 
 
    
  Пословицы 
9 
“ Один в поле 
 не воин» 
"Что за прелесть эти сказки!.." 
«Один за всех, все – за одного» 
«Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам 
 урок». 
 
    
«Спасибо за внимание и понимание» 
с уважением учитель Юлия Викторовна Дмитриевских