Специфика нашей работы в том, что мы учим взрослых людей, а технологии и методики рассчитаны на определенную возрастную категорию.
   Андрогогика (наука об обучении взрослых) рекомендует учитывать следующие особенности:
  Идея витагенного образования была выдвинута в конце XX века академиком Белкиным. Это образование основано на актуализации (востребованности) жизненного опыта личности, ее интеллектуально-жизненного потенциала.
  Логическим продолжением теории витагенного образования является голографический подход.  
  Голография – физическое понятие. Голограмма – объемное изображение объекта, возникающее в результате интерференции волн, содержащее полную информацию об объекте.
  С точки зрения А.С. Белкина в педагогической науке под голографическим подходом подразумевается система способов, направленная на объемное, многомерное изучение знания, соответствующее особенностям многомерности восприятия окружающего мира и запаса жизненного опыта.
  Голографический подход – это метапредметный подход, так как предполагает объемное раскрытие содержания изучаемого знания, сочетающий в себе как минимум три проекции:
  Таким образом, витагенная технология позволяет реализовать метапредметный подход – деятельность учащихся организуется с целью передачи способов работы со знанием.
  -прием временной, пространственной содержательной синхронизации образовательных проекций;
  - технология творческого моделирования идеальных образовательных объектов.
       |   Название приема   |    Суть   |    Драма (примеры заданий)   |    Лирика (примеры заданий)   |  
  |   1. Прием стартовой актуализации жизненного опыта учащихся.   |    Выяснить, каким запасом знаний на уровне обыденного сознания обладают учащиеся, прежде чем получат необходимый запас образовательных знаний.   |     1. Что вы знаете о детстве А.М. Горького? Какие повести посвящены этом периоду жизни писателя?   2. Что вы знаете о маргиналах, деклассированных элементах? Как к ним относится государство? Как к ним относитесь вы?  3. Опираясь на свой жизненный опыт, напишите сочинение-миниатюру «…И под ветхими лохмотьями бьется человеческое сердце…».   |     1. Назовите известные вам с детства стихи Ф.И. Тютчева, А.А. Фета о временах года, о природе.   2. Используя высказывание К.И. Чуковского об А.А. Фете «Лирика – есть счастье, которое может доверху наполнить всего человека»,  ответьте на вопрос: «Какое счастье дает чтение стихов?».   |  
  |   2. Прием, опережающий проекции преподавания   |    Предварить изучение нового материала, получение новых знаний. Подготовить учащихся к их восприятию.   |     1. А.К. Островский в пьесе «Гроза» раскрывает проблемы во взаимоотношениях матери и сына, матери и дочери, свекрови и снохи. Приходилось ли вам в жизни сталкиваться с подобными проблемами? Как вы их преодолевали?    2. Как вы относитесь к суициду. Это сила ими слабость? Как к нему относится церковь, врачи, окружающие вас люди?   |     1. Как вы понимаете термин «чистое искусство»?   2. Почему Ф.И. Тютчева называют поэтом-философом?   2. Почему П.И. Чайковский    назвал А.А. Фета «поэтом-музыкантом»?   |  
  |   3. Прием дополнительного конструирования незаконченной образовательной модели.   |    Прием особенно эффективен в тех случаях, когда необходимо актуализировать не столько витагенные знания, сколько творческий потенциал личности, ее потребность в самореализации. Предварительная актуализация жизненного опыта учащихся.   |     1. Напишите одноактную пьесу о вашей первой любви.   2. Изменим содержание пьесы, ее финальную часть; Катерина не бросилась в Волгу. Ваши варианты финала пьесы?  3. Как изменилось бы содержание пьесы «На дне» А.М. Горького, если бы Васька Пепел не полюбил Наташу?   |     1. Закончите самостоятельно стихотворные строчки, принадлежащие Ф.И. Тютчеву: «А нынче мир весь как распался:     Все кверху дном, все сбились с ног.   Как тихо воет над долиной   Далекий колокольный звон…   Я помню время золотое,   Я помню сердцу милый край…».   2. Создайте свой собственный цикл лирических шедевров А.А. Фета.   3. По просьбе Т.Л. Толстой Фет однажды заполнил «Альбом признаний». Ответьте на эти вопросы:   1) Самая тяжелая минута в вашей жизни?   2) Что лучше: желать и не получить или иметь и потерять.  3) Какое историческое событие вызывает в вас наибольший интерес?   |  
  |   4. Прием временной, пространственной, содержательной синхронизации образовательных проекций.   |     Излагать дидактический материал с раскрытием временных, пространственных связей между фактами, событиями, явлениями.  Форма данного приема: «Жизнь многомерна и учебный материал необходимо воспринимать многомерно, тогда он будет необходим для жизни…».   |     1.Хронологические таблицы.   2. Взаимообусловленность литературной и театральной жизни России середины XIX века.   3. Взаимообусловленность жизни и творчества драматургов.   4. Иллюстрации и драматические произведения.   5. Ваши рекомендации актерам: прическа, грим, одежда…   6. Опишите пространство, в котором живут герои пьесы «Гроза» А.Н. Островского.  7. Представьте себе Сытина («На дне) А.М. Горького) среди современных босяков. Как сложились бы их отношения?   |     1. Мини-исследование «Трагедия любви в жизни и творчестве Ф.И. Тютчева».  2. Мини-исследование «Трагедия внебрачного сына Афанасия Фета».     |  
  |   5. Прием витагенного одухотворения объектов живой и неживой природы.   |    Одухотворить, очеловечить объекты неживой и живой природы, приписывая им человеческие качества, мотивы действия.   |     1. Сочинение-миниатюра «Сны вишневого сада».  2. Размышление на тему: «Чему была свидетелем калитка кабановского сада».   |         |  
  |   6. Технология творческого синтеза образовательных проекций.   |    Представить образовательный объект знания в проекциях голографии творчески преобразованным.   |     А.П. Чехов «Вишневый сад».   1 шаг. Демонстрация картин, окружающих жизнь барской усадьбы начала XX века.   2 шаг. Демонстрация предметов материальной культуры русских дворян.   3 шаг. Демонстрация фотографии театральных декораций к пьесе «Вишневый сад».  4 шаг. Создайте декорацию к любой сцене «Вишневого сада».   |         |  
  |   7. Технология творческого моделирования идеальных образовательных объектов.   |    Дать учащимся возможность построить в своем воображении идеальную модель образовательного объекта, материалом для которой послужил бы, прежде всего, витагенный опыт.   |     1. Если бы я был хозяином ночлежки… (по пьесе А.М. Горького «На дне»).   2. Если бы я был Ермолаем Лопахиным (по пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад»).  3. Составьте перечень социальных мер, которые бы, на ваш взгляд, могли предотвратить нищету и бродяжничество (по пьесе А.М. Горького «На дне»).   |    1. Если бы я встретил А.А, Фета, то задал бы ему следующих три вопроса.   |