|   
      ЧТЕНИЕ.   ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА    Рабочая программа составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классов», под редакцией В.В. Воронковой – М.: Просвещение, 2009.   На основе учебного плана МБОУ «Первомайская сош» на 2015-2016 учебный год для учащихся специальных (коррекционных) классов viii вида.    Программа по чтению и развитию речи составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы. Сборник 1» изд. «ВЛАДОС», 2011г.    Общая характеристика учебного предмета   На уроках чтения в 5—9 классах продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимании содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ними требуется большая методическая вариативность.   Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощенном варианте. Биографию писателя они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя.   На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.   Это требует серьезной методической подготовки учителя к уроку по каждому художественному произведению, способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.   Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В нём конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого и нравственного развития и воспитания умственно отсталых детей в процессе овладения учебным предметом   Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей (коррекционного) образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся .  Цели обучения:     основная цель обучения чтению состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие обучающихся;  помочь им овладеть речевой деятельностью на родном языке через полноценное восприятие и понимание письменной и устной речи;  пользоваться родным языком в жизни как основным средством общения ;  формировать навыки грамотной связной речи.    Задачи изучения курса в контексте основных педагогических задач образ6ования  Основными задачами обучения чтению в коррекционной школе являются :   научить школьников читать доступный их пониманию текст вслух и «про себя»;  осмысленно воспринимать прочитанное;  сформировать навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения; совершенствовать этот навык на материале чтения более сложных художественных произведений;  в процессе обучения последовательно формировать умение самостоятельно разбираться в содержании прочитанного;  развивая связную устную речь, способствовать обогащению и уточнению словарного запаса, обучению правильному построению предложений;  учить правильному , полному и последовательному пересказу.    Коррекционные цели и задачи курса:   развитие речи;  развитие техники чтения.  коррекция и развитие слуховой и зрительной памяти.  коррекция и развитие логического мышления на основе определения темы, главной мысли, связей в тексте, сравнений и характеристик главных героев.  развитие умения пересказывать, выразительно читать, читать наизусть  развитие умения отвечать на вопросы, находить ответы в тексте  посредством заданий развивать стремление и интерес к самостоятельной творческой деятельности.    Основные формы организации учебно-познавательной деятельности обучающихся:  Занятия по данной программе проводятся в форме урока (45мин).    Основные типы уроков:   изучение нового материала с опорой на наглядные и методические пособия, разнообразные по форме и содержанию, показ презентаций по темам и т.д.;    комбинированные уроки;  обобщение и систематизация пройденного материала с использованием дидактических и ролевых игр, средств ТСО.  нестандартные уроки (уроки-игры и т.п.)    Основными методами урока являются:  словесные – чтение, рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой  наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр    практические – пересказывание, ответы на вопросы, тесты.   ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ по чтению и развитию речи   Проверка навыков чтения проводится на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по текстам учебника.   При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.   Оценка выставляется на основе специального опроса по чтению, пересказу или комбинированного опроса.Текущая проверка и оценка знаний может также проводиться с целью выявления отдельных умений и навыков по чтению.   Возможно в отдельных случаях выведение оценки по совокупности ответов в конце урока. Такая форма опроса может быть использована в исключительных случаях, когда в основном при правильной, последовательной передаче содержания допущено 7 и более орфографических ошибок, возможно выставить две оценки — за грамотность и изложение содержания  в основном на обобщающих уроках. Ученики, которые опрашиваются (3—4 человека), заранее намечаются учителем и в процессе фронтальной работы вызываются чаще других учащихся класса, их ответы должны быть более полными. Каждая такая оценка должна быть мотивированной.   В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения. Задача проверки техники чтения заключается прежде всего в выявлении продвижения каждого ученика, причин испытываемых им затруднений для оказания индивидуальной коррекционной помощи.  Межпредметные связи  На уроках чтения и развития речи осуществляется связь с предметами: русский язык, ознакомление с окружающим миром, рисование, музыка.      Общеучебные умения, навыки и способы деятельности  Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности. В этом направлении приоритетными для данного учебного предмета являются умения:  - правильное чтение текста.  - работа с текстом (подбор заголовка, разбивка на смысловые части, составление плана, ответы на вопросы и т. д.);  - грамотное и логически правильное изложение собственных мыслей при рассказывании и пересказывании.      Основные требования к знаниям и умениям учащихся 5 класса.  Учащийся должен уметь:  - читать осознанно, правильно, выразительно, целыми словами (вслух; читать «про себя», выполняя задания учителя);  - отвечать на вопросы учителя;  - пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию тексты - самостоятельно.    Учащиеся должны знать: наизусть 6—10 стихотворений.  УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ      Технические средства обучения.       Учебно-практическое оборудование.   Классная доска.  Магнитные доски.        Информационно-образовательные ресурсы.   Учебно-методическая литерату   Чтение - 5 класс Малышева З.Ф. М.: Просвещение, 2005 г.  Чтение - 6 класс. Бгажнокова И.М., Погостина Е.С. М.: Просвещение, 2006 г.  Чтение - 7 класс Аксёнова А.К. М.: Просвещение, 2006 г.  Чтение - 8 класс Малышева З.Ф. М.: Просвещение, 2004 г.  Чтение - 9 класс Аксёнова А.К., Шишкова М.И. М.: Просвещение, 2006 г.        ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЧТЕНИЮ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ  5 класс. 4 раза в неделю  1.Устное народное творчество -5 часов  2.Сказки -18 часов  3.Картины родной природы -17 часов  4. О друзьях-товарищах -11 часов  5.Басни Ивана Крылова – 5 часов  6.Спешите делать добро – 13 часов  7.Картины родной природы -28 часов  8.О животных -15 часов  9. Из прошлого нашего народа -13 часов  10. Из произведений зарубежных писателей – 15 часов  Итого: 140 часов       |