Просмотр содержимого документа
«Читательская грамотность 6 класс (задания)»
1. МОЙ ПЕРВЫЙ ДРУГ, МОЙ ДРУГ БЕСЦЕННЫЙ.
Павлик не понимал сделок с совестью, тут он становился беспощаден. Нам было лет по четырнадцати, когда я на своей шкуре испытал, каким непримиримым может быть мягкий, покладистый Павлик.
На уроках немецкого я чувствовал себя принцем. Елена Францевна никогда не спрашивала у меня уроков. Мы и так разговаривали с ней по-немецки, чего же ещё надо? Вдруг, ни с того ни с сего, она вызвала меня к доске. Как раз перед этим я пропустил несколько дней и понятия не имел о домашнем задании. Я проспрягал какой-то глагол, прочёл по учебнику текст и пересказал содержание.
— Прекрасно, — поджала узкие, бледные губы Елена Францевна. — Теперь стихотворение.
— Какое стихотворение?
— То, которое задано! — отчеканила она ледяным тоном.
— Да я же не был в школе! Я болел.
Ну что она могла мне сделать? Поставить «неуд»? Едва ли. И тут я нашёл другой выход из положения. О домашних заданиях я спрашивал у Павлика, а он ни словом не обмолвился о стихотворении. Забыл, наверное. Я так и сказал Елене Францевне с лёгкой усмешкой, призывая и её отнестись к случившемуся юмористически.
— Встань! — приказала она Павлику. — Это правда?
Он молча наклонил голову. И я тут же понял, что это неправда. Как раз о немецком я его не спрашивал. О математике, русском, истории, биологии спрашивал, а готовить немецкие уроки я считал ниже своего достоинства! Елена Францевна перенесла свой гнев на Павлика. Он слушал её, по обыкновению, молча, не оправдываясь и не огрызаясь, словно всё это нисколько его не касалось.
Вот так всё и обошлось. Ан не обошлось. Когда, довольный и счастливый, я вернулся на своё место, Павлика не оказалось рядом. Исчезли его учебники, тетрадки. Я оглянулся: он сидел за пустой партой, через проход, позади меня.
— Ты чего это?..
Он не ответил. Его предал друг. Спокойно, обыденно и публично, ради грошовой выгоды предал человек, за которого он, не раздумывая, пошёл бы в огонь и в воду.
Никому не хочется признаваться в собственной низости. Я стал уговаривать себя, что поступил правильно. Как ни крути, он всё-таки подвёл меня, пусть и невольно, и мне пришлось защищаться. Стоит ли вообще придавать значение подобной чепухе?.. А вот окажись Павлик на моём месте, назвал бы он меня? Нет! Он скорее проглотил бы собственный язык. И вдруг я понял, что это не пустые слова. (Отрывок из рассказа Юрия Марковича Нагибина)
Почему героя повествования удивило, что его вызвали к доске?
2. Когда герой понимает, что не выучил никакого стихотворения, и размышляет, как поступить дальше, он находит «другой выход». Объясните, что это был за выход.
3. Из приведенных ниже предложений выберите то, которое доказывает, что герой не хотел намеренно подставлять Павлика. Ответ дайте цифрой.
1) Вот так всё и обошлось.
2) Я стал уговаривать себя, что поступил правильно.
3) И я тут же понял, что это неправда.
4) Да я же не был в школе! Я болел.
4. Из приведенных ниже предложений выберите те, которые объясняют, почему Павлик не стал оспаривать гнев учительницы и «молча наклонил голову». Ответ дайте цифрами.
1) А вот окажись Павлик на моём месте, назвал бы он меня? Нет! Он скорее проглотил бы собственный язык.
2) Он слушал её, по обыкновению, молча, не оправдываясь и не огрызаясь, словно всё это нисколько его не касалось.
3) О домашних заданиях я спрашивал у Павлика, а он ни словом не обмолвился о стихотворении.
4) Павлик не понимал сделок с совестью, тут он становился беспощаден.
5) Елена Францевна перенесла свой гнев на Павлика.
6) Спокойно, обыденно и публично, ради грошовой выгоды предал человек, за которого он, не раздумывая, пошёл бы в огонь и в воду.
5. Как Вы считаете, виноват ли Павлик в сложившейся ситуации? Ответ объясните.