|    №  п/п   |     Тема урока                       |    Планируемые результаты и уровень усвоения: Знать: Уметь:   |     Развитие связной устной речи, коррекционно-развивающие задачи         |    Виды деятельности обучающихся         |     Стр.   Д. з.       |     дата проведения               |         |  
  |   1 четверть: 36 часов   |         |         |  
  |   Устное народное творчество -19 часов. (рег-10ч)   |         |         |  
  |   1.   |    Виды устного народного творчества.  Проверка техники чтения.   |    Знать виды устного народного творчества   |    Беседа по вопросам.  Составление плана пересказа.  Краткий пересказ.  ИНД: найти определение жанров-В   |    Чтение, деление на части.  Выборочное чтение.  Мини-тексты-ИНД.   |    Изложение сказки о животных, или 5 пословиц о труде или,5 скороговорок   |    04.09   |         |  
  |   2.   |    Русские народные песни. «Колыбельная».   |    Уметь читать наизусть   |    Ответы на вопросы. Слова, передающие отношение матери к ребенку.  Инд: о колыбельных песнях   |    Выразительное чтение.  Самост. чтение.  Мини-тексты-ИНД   |     С.10-11   Чтение наизусть  или выразительно   |    05.09   |         |  
  |   3.   |    Народная песня. «За морем синичка не пышно жила…»   |    Знать правила характеристики героя   |    Определения в песне, их роль. Характеристика героя. Развитие мышления.   Инд: характеристика жениха   |    Выборочное чтение.  Выразит. чтение. Скороговорки,  мини-тексты-ИНД   |     С.12. Выразительное чтение.   |    06.09   |         |  
  |   4.   |    Былины. «На заставе богатырской».   |    Уметь читать былину   |    Ответы на вопросы. Описания в тексте. (корр мышления)   Инд: Роль преувеличений   |    Выборочное чтение.  Самостоятельное чтение.   |    С.13 Чтение былины.  Выделить пословицы в былине.   |    07.09   |         |  
  |   5.   |    Былина «На заставе богатырской». Образы героев в былине.       |    Уметь характеризовать героя   |    Р.Р.: мини-сочинения по репродукции картины В.М. Васнецова «Богатыри» с использованием текста былины.   |    Скороговорки,  мини-тексты-ИНД Мини-сочинение   |    С.13 Выразительное чтение или мини- сочинение «Три богатыря»   |    11.09   |         |  
  |   6.   |    Сказки. «Сказка про Василису Премудрую»  (русская народная сказка).   |    Знать признаки сказки   |    Беседа по содержанию.  Объяснить смысл зачина сказки.  Пословицы и их значение в сказке.  Инд.:Признаки сказки, зачин, повторы, концовка   |    Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Скороговорки,  мини-тексты-ИНД   |    С.19 Чтение сказки, выделить пословицы.   |    12.09   |         |  
  |   7.   |    «Сказка про Василису Премудрую». Образы и характеры героев в волшебных сказках.   |    Уметь характеризовать героя сказки (положительный, отрицательный)   |    Работа над содержанием.  Образные слова и выражения в волшебных сказках. Развитие мышления.   |    Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Выделить образные выражения в сказке.   |    Чтение по ролям или краткий пересказ по плану    |    13.09   |         |  
  |   8.   |    «Лиса и Тетерев»  (русская народная сказка).Ролевое чтение, работа над выразительностью.   |    Уметь находить признаки жанра сказки   |    Беседа по вопросам. Характеристика героев. Признаки жанра сказки.   |    Чтение по ролям.   Выборочное чтение.  Скороговорки,  мини-тексты-ИНД   |    Выразительное чтение по ролям.   |    14.09   |         |  
  |   9.   Рег.   |    Литература Вологодского края. Сказка «Пёрышко Финиста – Ясна сокола» (из сборника А.Н. Афанасьева)   |    Уметь находить признаки жанра сказки   |    Беседа по вопросам.   Признаки жанра сказки.  Инд: Сравнение авторской и народной сказок   |    Выборочное чтение. Чтение по ролям. Выделить образные выражения в сказке.   |    Пересказ своими словами   |    15.09   |         |  
  |   10.      р   |    Литература Вологодского края. Сказка «Пёрышко Финиста – Ясна сокола» (из сборника А.Н. Афанасьева)   |    Уметь характеризовать героев сказки   |    Характеристика героев. Развитие речи.      Инд: Сравнение авторской и народной сказок   |    Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. Чтение по ролям.   |    Чтение отрывка по ролям   |    19.09   |         |  
  |   11.   |    Внеклассное чтение. Загадки, записанные в Вологодской губернии   |    Уметь рассказывать сказки   |    Развитие речи. Коррекция памяти. Инд. работа с произведениями по выбору (самостоятельно)   |    Рассказывание.   Скороговорки,  мини-тексты-ИНД   |    5 загадок.   |    20.09   |         |  
  |   12.      р   |    Литература Вологодского края. Сказка «Морозко» (из сборника А.Н. Афанасьева)   |    Уметь находить признаки жанра сказки   |    Ответы на вопросы. Развитие речи.      Инд: Сравнение авторской и народной сказок.    |    Чтение по ролям.  Самостоятельное чтение.  Скороговорки,  мини-тексты-ИНД   |    Чтение отрывка по ролям   |    21.09   |         |  
  |   13.  р   |    Литература Вологодского края. Сказка «Морозко» (из сборника А.Н. Афанасьева)   |    Уметь рассказывать сказку   |    Беседа по содержанию сказки. Характеристика героев.  Инд: Сравнение авторской и народной сказок подбор пословиц.    |    Самостоятельное чтение. Выборочное чтение.   Скороговорки,  пословицы-ИНД   |    Пересказ по плану   |    22.09   |         |  
  |   14.              р   |    А.А.Брянчанинов «Белая уточка» (Литературная обработка народной сказки )   |    Уметь находить признаки жанра сказки   |    Ответы на вопросы. Работа над образами и выражениями.   Пословицы, поговорки и выражения к сказке.    |    Выборочное чтение. Самостоятельное чтение.      Подбор пословиц.   |    Выразительное чтение отрывка, или пересказ   |    26.09   |         |  
  |   15.          р   |     А. А.Брянчанинов «Знахарь» (Обработка народной бытовой сказки)   |    Уметь находить признаки жанра сказки   |    Развитие речи. Коррекция памяти.      Инд: Сравнение авторской и народной сказок, подбор пословиц.   |    Самостоятельное чтение. Выборочное чтение.   |    Выразительное чтение.   |    27.09   |         |  
  |   16.      р   |    Внеклассное чтение Вологодский Обрядовый фольклор.   |    Уметь называть календарные обряды   |    Развитие речи. Коррекция памяти.      Инд: найти исполнение обрядовых песенок и закличек Нюксенского края.   |    Выборочное чтение.  Рассказывание.  Инд: чёткое чтение обрядовых песенок    |    частушки   |    28.09   |         |  
  |   17.          р   |    Обобщение по теме «Устное народное творчество» Вологодские частушки.   |    Уметь определять назначение, функции обрядовой масленичной песни.   |    Ответы на вопросы. Развитие речи.      Инд: найти исполнение масляничных песенок Нюксенского края.   |    Самостоятельное чтение.      Инд: правильное чтение песенок Нюксенского края.   |         |    02.10   |         |  
  |   18.          р   |    Проверка знаний по теме «Устное народное творчество» Тест. Местные диалекты.   |    Уметь находить в тексте диалектные слова   |    Беседа по содержанию.  Объяснение новых слов и выражений.  Инд: работа с диалектами Нюксенского края.   |    Самостоятельное чтение.Выразительное чтение. Выборочное чтение.       |    Скороговорки, пословицы, частушки   |    03.10   |         |  
  |   19.   |    Урок- концерт по теме «Устное народное творчество.»   |    Знать жанры фольклора,, уметь привести примеры   |    Связная речь, построение высказываний   |    Выполнение теста, рассказ, проговаривание   |    Сочинить свой конец сказки «Теремок» или «Колобок»   |    04.09   |         |  
  |         Из произведений литературы XIX века – 45 часов (рег-7)       |         |  
  |   20.1   |    В. Жуковский «Три пояса». Знакомство с героями. Благодарность старушки.   |    Уметь выразительно читать балладу.   |    Ответы на вопросы. Работа над образами и выражениями. Составление описания старой женщины.   |    Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. Деление на части.   |    С.36  Выборочное чтение.   |    05.10   |         |  
  |   21.2   |    В. Жуковский «Три пояса». Сходство авторской сказки и народной.   |    Уметь различать добро и зло, характеризовать героев.   |    Работа над образными словами и выражениями их роль. Пересказ по иллюстрации.  Составление плана пересказа.   |    Чтение по ролям.  Подписать иллюстрации словами текста.   |    Пересказ.    |    06.10   |         |  
  |   22.3   |    Написание отзыва по данному плану на сказку по выбору (А. Пушкин, В. Гаршин, П. Ершов, А. Платонов, А. Аксаков, В. Жуковский).   |    Уметь написать отзыв по тексту.   |    Развитие письменной речи.    |    Написание отзыва по данному плану.   |    Вопрос 9, с.46-47, отзыв на сказку по выбору   |    10.10   |         |  
  |   23.4   |    И.А. Крылов. Биография баснописца.   |    Уметь находить в тексте главное.   |    Ответы на вопросы. Составление плана. Развитие речи.   |    Деление текста на части. Выбрать пословицы из басен. Выборочное чтение.   |    С.48 Рассказ о жизни И. Крылова по плану.    |    11.10   |         |  
  |   24.5   |    И.А. Крылов. «Кот и Повар».    |    Уметь читать басню.   |    Ответы на вопросы. Слова и образные выражения в басне. Найти мораль басни.   |    Выборочное чтение.  Чтение по ролям.   |    С.48 Выразительное чтение   |    12.10   |         |  
  |   25.6   |    А.С. Пушкин. Биография поэта.   |    Уметь находить главное в биографической статье.   |    Ответы на вопросы.   Составление плана пересказа. Развитие речи.   |    Самостоятельное чтение. Деление текста на части.   |    С.54   Пересказ по плану.   |    16.10   |         |  
  |   26.7   |    А. Пушкин. «Руслан и Людмила».  Предсказание старца.   |    Уметь находить авторское отношение к героям.   |    Ответы на вопросы. Авторское отношение к героям.  Работа над образными выражениями.   |    Самостоятельное чтение.  Выборочное чтение.      |    С.58 Выразительное чтение.   |    17.10   |         |  
  |   27.8   |    А. Пушкин. «Руслан и Людмила».  Жизнь Людмилы в замке Черномора.   |    Уметь сравнивать высказывания героев.   |    Рассказ о первых днях жизни Людмилы в замке Черномора. Сравнение предсказаний старухи и старца.   |    Самостоятельное чтение.  Чтение по ролям.   |    Рассказ о первых днях жизни Людмилы в замке.      |    18.10   |         |  
  |   28.9   |    А. Пушкин. «Руслан и Людмила».  Встреча Руслана с головой.   |    Уметь находить настроение героев.   |    Устное описание встречи. Определение настроения героев.  Работа с вопросами.   |    Самостоятельное чтение.  Выборочное чтение, чтение по ролям.   |    Чтение с.72-79   |    19.10   |         |  
  |   29.10   |    Поэма А. Пушкина «Руслан и Людмила» в произведениях художников и композиторов.   |    Сравнение текста, оперы и картины.   |    Восстановить стихотворный текст. Работа по картине В. Васнецова и содержанию оперы М. Глинки «Руслан и Людмила».  Сравнение произведений.    |    Самостоятельное чтение.  Выборочное чтение.   |    Вопрос7,с.80   |    23.10   |         |  
  |   30.11   |    А.С. Пушкин «Барышня – крестьянка». Знакомство с героями. I глава.   |    Уметь делить текст на части.   |    Обсуждение вопросов. «Подружись» со словом.   |    Самостоятельное чтение.  Выборочное чтение.    |    С.82 Чтение, деление на части.   |    24.10   |         |  
  |   31.12   |    А.С. Пушкин «Барышня – крестьянка» Характеристика героев.   |    Уметь участвовать в беседе по содержанию произведения.   |    Беседа по содержанию. Составление плана пересказа.   |    Деление главы на части.  Чтение по ролям.   |    Чтение по ролям.   |    25.10   |         |  
  |   32.13   |    А.С. Пушкин «Барышня – крестьянка». Примирение соседей – II глава.   |    Уметь составить план, рассказать по плану.   |    Ответы на вопросы. Составление плана. Развитие памяти.   |    Самостоятельное чтение.  Чтение по ролям.   Выборочное чтение.    |    Рассказ о событиях, примиривших соседей.      |    26.10   |         |  
  |   33.14   |    А.С. Пушкин «Барышня – крестьянка». Отношение автора к героине повести.   |    Уметь характеризовать героиню.   |    Обсуждение вопросов: отражение традиций крепостного права в повести. Коррекция мышления.   |    Самостоятельное чтение.  Выборочное чтение.   |    Пересказ II главы:    |    30.10   |         |  
  |   34.15   |    Итоговый урок по повести А.С. Пушкина «Барышня – крестьянка». Авторское отношение к героям.    |    Уметь находить авторское отношение к героям.   |    Обсуждение темы и названия повести, эпиграф. Обсуждение вопросов.    |    Подписать иллюстрации словами из повести.  Выборочное чтение.   |    Составить концовку повести.   |    31.10   |         |  
  |   35.16   |    Викторина по пройденным произведениям А.С.Пушкина   |    Вспомнить произведения   |         |         |    Стих. наизусть   |    01.11   |         |  
  |   36.17   |    Урок внеклассного чтения.  Е.Г.Твердов.  Зазевинка.     |    Уметь понимать прочитанное   |    Беседа по содержанию.      |    Самостоятельное чтение.  Выборочное чтение.   |    Пересказ.       |    02.11   |         |  
  |        |    2 четверть – 28 часов   |         |         |         |         |         |         |  
  |   37.18   |    М.Ю. Лермонтов. Биография поэта.   |    Уметь рассказывать биографическую статью.   |    Беседа по содержанию. Составление плана пересказа.   |    Самостоятельное чтение.  Деление на части.   |    С.105-107 пересказ биографической статьи.   |    13.11   |         |  
  |   38.19   |    М. Лермонтов. «Тучи». Раздумье поэта о своей судьбе.   |    Уметь читать выразительно  наизусть   |    Сравнения определения в стихотворении.   Развитие речи.   |    Разметка текста стихотворения.  Выразительное чтение.   |    Учить наизусть   |    14.11   |         |  
  |   39.20   |    М. Лермонтов «Баллада».   |    Уметь выразительно читать «Балладу»   |    Ответы на вопросы.  Пересказ описания моря, используя авторские слова и выражения.  Настроение моря и трагедия влюбленного.   |    Выборочное чтение.  Выразительное чтение.   |    с.110  выразительное чтение   |    15.11   |         |  
  |   40.21   |    М. Лермонтов. «Морская царевна».   |    Уметь выразительно читать, высказывать свои мысли   |    Беседа по содержанию. Работа над словами и выражениями, передающие состояние героев.    |    Самостоятельное чтение.  Деление на смысловые части.   |    С.113Выразительное чтение.   |    16.11   |         |  
  |   41.22          р   |    П.В.Засодимский. Биография. «Заговор сов» сказка   |    Уметь участвовать в беседе по содержанию.   |    Беседа по содержанию. Анализ прочитанного.   |    Самостоятельное чтение.  Выборочное чтение.       |    Чтение по ролям.  Пересказ.   |    20.11   |         |  
  |   42.23          р   |    П.В.Засодимский. «Заговор сов» сказка   |    Уметь пересказывать прочитанное   |    Работа над пересказом.   |    Самостоятельное чтение.  Выборочное чтение.       |    Чтение по ролям.       |    21.11   |         |  
  |   43.24          р   |    П.В.Засодимский. Кто живёт в овине?   |    Уметь участвовать в беседе по содержанию.   |    Беседа по содержанию. Анализ прочитанного.   |    Самостоятельное чтение.  Выборочное чтение.       |    Пересказ.   |    22.11   |         |  
  |   44.25   |    Н.В. Гоголь. Биография писателя.   |    Уметь рассказывать биографическую статью.   |    Ответы на вопросы. Составление плана.   |    Самостоятельное чтение.  Выборочное чтение.  Деление на части.   |    Читать без ошибок биографию.   |    23.11   |         |  
  |   45.26   |    Н.В. Гоголь «Майская ночь, или Утопленница». Ганна. Знакомство с содержанием I части.   |    Уметь находить описание.   |    Беседа по вопросам. Выделение сравнений. Пересказ описания вечера.   |    Самостоятельное чтение.      |    С.119 Чтение I главы, характеристика героев.   |    27.11   |         |  
  |   46.27   |    Н.В. Гоголь «Майская ночь, или Утопленница». Утопленница. Красота и романтичность вечера. Утопленница.   |    Уметь пересказывать выборочно.   |    Рассказ по иллюстрациям эпизода.   Составление плана. Коррекция мышления.   |    Чтение по ролям. Подписать иллюстрации словами из повести.  Деление отрывка на части.   |    Рассказ Левко о Ведьме. Чтение по ролям.   |    28.11   |         |  
  |   47.28   |    Н.В. Гоголь «Майская ночь, или Утопленница». Пробуждение.   |    Уметь пересказывать выборочно.   |    Беседа по содержанию.  Дополнить пункты плана словами из текста. Развитие речи.   |    Выборочное чтение.  Чтение по ролям.   |    Пересказ своими словами про сон Левко.   |    29.11   |         |  
  |   48.29   |    Н.В. Гоголь «Майская ночь, или Утопленница». Описание ночи автором и картины художников; Русалки в повести и на картине И. Крамского «Русалки».   |    Уметь находить описание.   |    Сходство и различие ситуаций на картине и в повести.  Беседа по содержанию картины и произведения.  Подготовка к пересказу.   |    Самостоятельное чтение.  Выборочное чтение.      |    Пересказ легенды от лица панночки.   |    30.11   |         |  
  |   49.30   |    Урок внеклассного чтения. И.Д.Полуянов «Кирик и Алёнка»   |    Уметь   высказывать свои мысли по содержанию.   |    Анализ прочитанного, выборочное чтение.   |    Самостоятельное чтение.  Чтение по ролям.   |    Пересказ интересных эпизодов.  Составление вопросов (2-3) по содержанию.   |    04.12   |         |  
  |   50.31   |    Урок внеклассного чтения. И.Д.Полуянов «Кирик и Алёнка»   |    Уметь характеризовать героев   |    Характеристика внешности героев, словесные портреты.    |    Самостоятельное чтение, выборочное, по ролям   |    Краткий пересказ.   |    05.11   |         |  
  |   51.32   |    Н.А. Некрасов. Биография.   |    Уметь рассказывать биографическую статью.   |    Беседа по статье учебника.  Пересказ эпизодов из ранее изученных произведений поэта. Беседа по статье учебника.    |    Самостоятельное выполнение заданий из учебника.   |    Хорошо читать   |    06.12   |         |  
  |   52.33   |    Н. Некрасов «Рыцарь на час».   |    Уметь выразительно читать, высказывать свои мысли по содержанию.   |    Определения, рассказывающие о судьбе матери. Определение настроения лирического героя.  Обсуждение: «За что Некрасов просит прощение у матери?»   |    Самостоятельное чтение.   |    Выразительно читать.   |    07.12   |         |  
  |   53.34   |    Н. Некрасов «Саша».   |    Уметь выразительно читать стихотворения.   |    Работа над образными выражениями, передающие гибель и страдания деревьев (сравнения, звуки). Озаглавливание частей. Заучивание наизусть.   |    Самостоятельное чтение.  Деление на части.   |    С.138  Выразительное чтение. Заучивание наизусть отрывка.   |    11.12   |         |  
  |   54.35   |    А.А. Фет. Биография автора.   |    Уметь рассказывать биографическую статью.   |    Беседа по содержанию сообщения.  Составление плана пересказа.   |    Самостоятельное чтение.  Деление на части.   |    С.143   |    12.12   |         |  
  |   55.36   |    А. Фет. «На заре ты её не буди».   |    Уметь выразительно читать, высказывать свои мысли по содержанию.   |    Словесное рисование.  Образные слова и выражения, их роль.  Определение темы и идеи.   |    Самостоятельное чтение.  Выборочное чтение.  Выразительное чтение.   |    С.144  Пересказ по плану.  Выразительное чтение.   |    13.12   |         |  
  |   56.37   |    А. Фет. «Помню я: старушка няня…».   |     Уметь выразительно читать, высказывать свои мысли по содержанию. С.145   |    Словесное рисование.  Образные слова и выражения, их роль. Определение темы и идеи.   |    Самостоятельное чтение.  Выборочное чтение.  Выразительное чтение.   |    Пересказ по плану.  Выразительное чтение.   |    14.12   |         |  
  |   57.38   |    А. Фет «Это утро, радость эта».   |    Уметь выразительно читать.   |    Словесное рисование. Обсуждение темы стихотворения. Существительные в тексте, их роль.   |    Самостоятельное чтение.  Разметка текста.  Выразительное чтение.   |    С.146  Выразительное чтение.  Стихотворение наизусть по выбору.   |    18.12   |         |  
  |   58.39   |    А.П. Чехов.  Биография писателя.   |    Уметь рассказывать биографическую статью.   |    Пересказ отрывков из ранее прочитанных. Составление плана.   |    Самостоятельное чтение.  Деление текста на части.   |    С.148  Пересказ по плану.   |    19.12   |         |  
  |   59.40   |    А. Чехов. «Злоумышленник».   |    Уметь выразительно читать, высказывать свои мысли по содержанию   |    Беседа по содержанию.  Сравнение речи мужика и следователя.    |    Выборочное чтение.   Чтение по ролям.   |    С.150  Чтение по ролям, продолжить рассказ.    |    20.12   |         |  
  |   60.41   |    А.П. Чехов.  «Злоумышленник».   |    Уметь вести беседу по содержанию текста.   |    Беседа по содержанию.  Определение авторской позиции.  Обсуждение з.8.   |    Самостоятельное чтение.  Деление на части.   |    Пересказ своими словами по плану.   |    21.12   |         |  
  |   61.42   |    А. Чехов.   « Пересолил»   |    Уметь читать самостоятельно, понимать прочитанное.   |    Ответы на вопросы по содержанию.   |    Самостоятельное чтение.  Чтение по ролям.   |    С.156  Чтение по ролям.       |    25.12   |         |  
  |   62.43   |    А.П. Чехов.   « Пересолил»       |    Уметь составлять характеристику героев.   |    Слова и выражения, характеризующие героев рассказа.  Составление плана.   |    Самостоятельное чтение.  Деление на части.   |    Пересказ по плану.   |    26.12   |         |  
  |   63.44   |    Внеклассное чтение. В.В.Гарновский Рассказы. (Приключения толстошубого. Бродяга и косой. Почтальон с хвостом.   |    Уметь выразительно читать, высказывать свои мысли по содержанию   |    Беседа по содержанию   |    Выборочное чтение и пересказ   |    Чтение: А.И. Куприн «Тапер».   |    27.12   |         |  
  |   64.45   |    Обобщающий урок по теме «Из произведений русской литературы 19 века». Тест. Проверка техники чтения.   |    Обобщить знания.   |    Работа с карточкой   |    Обобщить знания    |    Повторение   |    28.12   |         |  
  |        |         |         |    3 четверть – 40 часов   |         |         |         |         |  
  |         Из произведений русской литературы XX века – 53 часа (рег-14)       |         |         |  
  |   65.1          Р   |     В. П. Астафьев. Биография писателя. Рассказ «Жизнь Трезора»   |    Уметь находить в тексте сравнения   |    Беседа по содержанию.  Определение авторского отношения к героям рассказа.       |    Самостоятельное чтение.  Выборочное чтение.       |    Ответы на вопросы   |    15.01   |         |  
  |   66.2  Р   |    Литература Вологодского края. В. П. Астафьев. Рассказ «Жизнь Трезора»   |    Уметь читать самостоятельно, понимать прочитанное.   |    Беседа по содержанию.  Составление плана пересказа.   |    Самостоятельное чтение.  Деление на части.   |    Пересказ.   |    16.01   |         |  
  |   67.3   |    Внеклассное чтение: В.П.Астафьев «Капалуха»   |    Уметь вести беседу по содержанию текста.   |    Беседа по содержанию   |    Выборочное чтение и пересказ   |    Внеклассное чтение: В.П.Астафьев «Щурок- швырок»   |    17.01   |         |  
  |   68.4   |    А.М. Горький. Биография писателя.   |    С.164 Уметь рассказывать биографическую статью.   |    Ответы на вопросы. Пересказ эпизодов из повести «Детство» по плану. Рассказ о жизни Алексея в доме деда по плану.   |    Самостоятельное чтение.  Выборочное чтение.  Деление текста на части.   |    Читать статью без ошибок.   |    18.01   |         |  
  |   69.5   |    М. Горький «Песня о Соколе».   |     Уметь выразительно читать, высказывать свои мысли по содержанию.С.166   |    Беседа по содержанию. Определения, характеризующие Сокола, Ужа.   |    Самостоятельное чтение.  Выборочное чтение.  Заучивание наизусть   |    Рассказать о Соколе, Уже, опираясь на авторский текст.  Чтение наизусть отрывка.   |    22.01   |         |  
  |   70.6   |    Образы героев в «Песне о Соколе» М. Горького.   |    Уметь составлять сравнительную характеристику.   |    Составление сравнительной характеристики Сокола, Ужа. Образные слова и выражения в «Песне».   Пословицы и их значение.   |    Выборочное чтение.  Выразительное чтение.   |    Учить наизусть отрывок.   |    23.01   |         |  
  |   71.7   |    Внеклассное чтение: В.П.Астафьев «Щурок- швырок»   |    Уметь высказывать свои мысли по произведению.   |    Беседа по содержанию   |    Выборочное чтение и пересказ   |    Чтение. Рассказы Зощенко.   |    24.01   |         |  
  |   72.8   |    В.В. Маяковский. Биография поэта. Произведения для детей.   |    С.171 Уметь рассказывать биографическую статью.   |    Беседа по сообщению и статье учебника. Составление плана.   |    Самостоятельное чтение.  Деление текста на части.   |    Сравнительная характеристика Сокола и Ужа.   |    25.01   |         |  
  |   73.9   |    В. Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с В. Маяковским летом на даче»   |     Уметь выразительно читать, высказывать свои мысли по содержанию.С.172   |    Жанр произведения.  Определение главной темы и идеи.  Беседа по содержанию.    |    Самостоятельное чтение.  Чтение по ролям.   |    Пересказ по плану.    |    29.01   |         |  
  |   74.10   |    «Необычайное приключение, бывшее с В. Маяковским летом на даче». Определение жанра стихотворения.   |    Уметь определить жанр произведения.   |    Слова и выражения для характеристики описываемых предметов.  Беседа по содержанию.   |    Самостоятельное чтение.  Выразительное чтение.   |    Чтение по ролям. Выразительное чтение.      |    30.01   |         |  
  |   75.11   |    Внеклассное чтение Рассказы Зощенко.   |    уметь самостоятельно читать   |    Беседа по содержанию   |    Выборочное чтение. Пересказ   |    Чтение. А.Ахматова. Стихи.   |    31.01   |         |  
  |   76.12   |    М. Цветаева. Биография.  Вера в добро и бескорыстие человека.   |    Уметь рассказывать биографическую статью.  С.178   |    Сообщение о жизни и творчестве. Беседа по содержанию биографии.   |    Самостоятельное чтение.  Задание для внеклассного чтения: стихотворения М.И. Цветаевой.   |    Чтение статьи без ошибок.   |    01.02   |         |  
  |   77.13   |    М. Цветаева «Красною кистью…»   |    С.179 Уметь выразительно читать стихотворения.   |    Беседа по содержанию.  Определение главной идеи стихотворения, образные слова и выражения в стихотворении, их роль.   |    Выборочное чтение.  Выразительное чтение.  Заучивание наизусть.   |    Учить наизусть   |    05.02   |         |  
  |   78.14   |     М. Цветаева. «Вчера ещё в глаза глядел…».   |    С.179 Уметь выразительно читать стихотворения,   |    Определение темы и главной мысли стихотворения.  Противопоставления, их роль в стихотворении.   |    Самостоятельное чтение.  Выразительное чтение.   |    Чтение наизусть или Выразительное чтение.   |    06.02   |         |  
  |   79.15   |    Внеклассное чтение. А.Ахматова. Стихи.   |    Уметь выразительно читать, высказывать свои мысли по содержанию   |    Ответы на вопросы.  «Дополни строчку…»  «Восстанови события…»  Работа с образными словами и выражениями.   |    Самостоятельное чтение.  Выразительное чтение. Выборочное чтение.      |    Выразительное чтение стихотворений.  Составить 2 вопроса по содержанию стихотворений.   |    07.02   |         |  
  |   80.16   |    К.Г. Паустовский. Биография.   |    С.181 Уметь рассказывать биографическую статью.       |    Беседа по творчеству писателя.   Игра «Вспомни героев произведений…»   |    Самостоятельное чтение.  Выборочное чтение.  Выразительное чтение описания природы.   |    Краткий пересказ отрывка из ранее прочитанных произведений.   |    08.02   |         |  
  |   81.17   |    К. Паустовский «Стекольный мастер». Знакомство с рассказом. Чтение.   |    С.182 Уметь находить в тексте описания.   |    Беседа по содержанию. Образные выражения в описании природы, их роль.    |    Самостоятельное чтение.  Деление текста на части.  Заучивание наизусть.   |    Пересказ биографической статьи.    |    12.02   |         |  
  |   82.18   |    К. Паустовский «Стекольный мастер». Образ автора в рассказе.  Главная идея произведения.   |    Уметь находить образ автора в тексте.   |    Составление плана.  Определение главной идеи рассказа.   |    Самостоятельное чтение.  Выборочное чтение.      |    Пересказ содержания письма.   Чтение наизусть отрывка    |    13.02   |         |  
  |   83.19   |    К. Паустовский «Стекольный мастер».    |    Уметь выразительно читать, высказывать свои мысли по содержанию.   |    Ответы на вопросы по содержанию рассказа.   |    Самостоятельное чтение.  Выразительное чтение. Выборочное чтение.      |    Пересказ   |    14.02   |         |  
  |   84.20   |    С.А. Есенин. Биография поэта.   |    Уметь рассказывать биографическую статью.  С.192   |    Ответы на вопросы. Сообщения учащихся о детских и юношеских годах поэта.   |    Самостоятельное чтение.  Выразительное чтение стихов.   |    Пересказ по плану.   |    15.02   |         |  
  |   85.21   |    С.А. Есенин «Нивы сжаты».   |    С.193. Уметь читать стихотворение выразительно.   |    Определение настроения стихотворения. Образные слова выражения в стихотворении. Беседа по содержанию стихотворения и картин В. Поленова «Ранний снег»,   Н. Ромадина «Село Хмелевке».   |    Самостоятельное чтение.  Выразительное чтение.  Заучивание наизусть.      |    Рассказ по плану о жизни и творчестве поэта.    |    19.02   |         |  
  |   86.22   |    С.А.Есенин «Собаке Качалова».   |    С.194Уметь передавать настроение при чтении.   |    Слова и выражения, передающее настроение стихотворения.   Беседа по содержанию.   |    Самостоятельное чтение.  Выразительное чтение.   |    Чтение наизусть.   |    20.02   |         |  
  |   87.23   |    М.А. Шолохов. Биография писателя.   |    С.196 Уметь рассказывать биографическую статью.       |    Беседа о жизни и творчестве писателя. Ответы на вопросы.   |    Самостоятельное чтение.      |    Выразительное чтение.   |    21.02   |         |  
  |   88.24   |    М.А. Шолохов «Судьба человека».  Жизнь в фашистском плену.      |    С.197 Уметь выразительно читать, высказывать свои мысли по содержанию   |    Работа над составлением характеристики главного героя.   |    Самостоятельное чтение.  Чтение по ролям.  Выборочное чтение.      |    Пересказ по данному плану.   |    22.02   |         |  
  |   89.25   |    М.А. Шолохов «Судьба человека».  Побег из плена.   |    Уметь читать самостоятельно   |    Составление плана пересказа.       |    Деление отрывка на части по данному плану.   |    Чтение по ролям.        |    26.02   |         |  
  |   90.26   |    М.А. Шолохов «Судьба человека».   |    Уметь выразительно читать, высказывать свои мысли по содержанию   |    Беседа по содержанию.       |    Самостоятельное чтение.  Выборочное чтение.       |    Пересказ отрывка   |    27.02   |         |  
  |   91.27   |    М.А. Шолохов «Судьба человека».       |         |    Составление характеристики главного героя.   |         |    Пересказ по плану от имени главного героя.      |    28.02   |         |  
  |   92.28          Р   |     Поэты-вологжане – участники В.О.в. С.С. Орлов «После марша», «Живая вода»   |    Уметь находить ключевые строки, отражающие основной смысл стихотворений.   |    Беседа по содержанию.  Определение главной идеи стихотворений, образные слова и выражения в стихотворениях, их роль.   |    Выборочное чтение.  Выразительное чтение.       |    Выразительное чтение   |    01.03   |         |  
  |   93.29          Р   |    Литература Вологодского края. Поэты-вологжане – участники В.О.в. А.Я. Яшин «Не позабыть мне первых схваток»   |    Уметь выразительно читать, высказывать свои мысли по содержанию   |    Определение темы и главной мысли стихотворения.  Противопоставления, их роль в стихотворении.   |    Самостоятельное чтение.  Выразительное чтение.   |    Выразительное чтение.   |    04.03   |         |  
  |   94.30   |    С.П.Багров. Гостинец   |    Уметь рассказать текст-повествование.   |    Ответы на вопросы. «Дополни строчку…». «Восстанови события…»   |    Самостоятельное чтение.  Выборочное чтение.      |    Пересказ по плану от имени главного героя.  Пересказ эпизодов. Составление 2-3 вопроса по содержанию.   |    05.03   |         |  
  |   95.31   |    Е.И. Носов. Биография писателя.      |    С.206 Уметь рассказывать биографическую статью.       |    Беседа по содержанию статьи, о жизни и творчестве писателя.  Рассказать о детских годах писателя.   |    Самостоятельное чтение.      |     пересказ   |    06.03   |         |  
  |   96.32   |    Е.И.Носов «Трудный хлеб».   |    С.207 Уметь выразительно читать, высказывать свои мысли по содержанию   |    Ответы на вопросы по содержанию рассказа. Определения в рассказе, их роль в описании осени.   |    Самостоятельное чтение.  Выборочное чтение.  Чтение по ролям.   |    Сообщения учащихся о жизни и творчестве писателя.      |    07.03   |         |  
  |   97.33   |    Е.И.Носов «Трудный хлеб». Образ Чанга в рассказе.   |    Уметь составлять характеристику  герою.   |    Составление характеристики Чанга.  Составление плана пересказа.   Тема и главная мысль произведения.   |    Самостоятельное чтение.  Чтение по ролям. Деление текста на части.      |    Чтение по ролям.      |    12.03   |         |  
  |   98.34   |    Е.И.Носов «Трудный хлеб».    |    Уметь читать самостоятельно, понимать прочитанное.   |    Беседа по содержанию.  Составление плана пересказа.   |    Самостоятельное чтение.       |    Пересказ.   |    13.03   |         |  
  |   99.35   |    В.С. Железняк Рассказ о Киянге.   |    Уметь читать самостоятельно, понимать прочитанное.   |    Беседа по содержанию.  Составление плана пересказа.   |    Самостоятельное чтение.       |    Пересказ.   |    14.03   |         |  
  |   100.36      Р   |    Литература Вологодского края. В.И. Белов. Из «Рассказов о всякой живности». Скворцы.     |    Уметь сравнивать персонажей произведений.   |    Беседа по содержанию. Составление плана пересказа. Коррекция памяти   |    Самостоятельное чтение.  Деление на части.   |    Пересказ рассказа по выбору.   |    15.03   |         |  
  |   101.37          Р   |    Литература Вологодского края. В.И. Белов. Из «Рассказов о всякой живности». Скворцы.     |    Уметь выразительно читать, высказывать свои мысли   |    Беседа по содержанию.  Выделение сравнений.  Коррекция памяти.   |    Самостоятельное чтение.  Выборочное чтение.   |    Пересказ по выбору учащихся.   |    19.03   |         |  
  |   102.38          Р   |    Литература Вологодского края. О.С. Кванин «В родных местах». Скворечник.   |    Уметь выразительно читать.   |    Словесное рисование. Обсуждение темы стихотворения.    |    Самостоятельное чтение.  Разметка текста.  Выразительное чтение.   |    Выразительное чтение.       |    20.03   |         |  
  |   103.39              р   |    Н.М. Рубцов «Зимняя песня».   |    С.219. Уметь определить настроение стихотворения.   |    Определения, предающие настроение стихотворения. Беседа по содержанию.   |    Самостоятельное чтение. Выборочное чтение.Выразительное чтение.  Заучивание наизусть.   |    Выразительное чтение. Заучивание наизусть.   |    21.03   |         |  
  |   104.40      Р   |    Литература Вологодского края. Н.М. Рубцов «Родная деревня».   |    Уметь выделить главную мысль произведения.   |    Беседа по содержанию.   |    Самостоятельное чтение.  Выразительное чтение.   |    Выразительное чтение.   |    22.03   |         |  
  |   4 четверть – 32 часа   |         |         |         |         |         |    02.04   |         |  
  |   105.41   |    Ю.И. Коваль. Биография писателя. «Приключения Васи Куролесова». Глава: «В деревне Сычи».    |    С.221.Уметь читать самостоятельно.   |    Беседа по содержанию.  Роль просторечных слов в тексте.   |    Самостоятельное чтение.  Чтение по ролям.      |    Чтение выборочное.      |    02.04   |         |  
  |   106.42   |    Ю.И. Коваль «Приключения Васи Куролесова». Глава: «Тертый калач».   |    С.223.Уметь читать самостоятельно.   |    Беседа по содержанию.   |    Выборочное чтение.   |    Пересказ.   |    03.04   |         |  
  |   107.43   |    Ю.И. Коваль «Приключения Васи Куролесова». Главы: «Парочка поросят», «Темная ночь».   |    С.227. Уметь выразительно читать, высказывать свои мысли по содержанию.   |    Беседа по содержанию. Образные слова и выражения, их роль.  Юмор автора в описании ночи. В чём он проявился.   |    Самостоятельное чтение.  Чтение по ролям.  Выборочное чтение.   |    Пересказ по плану.   |    04.04   |         |  
  |   108.44   |    Ю.И. Коваль «Приключения Васи Куролесова». Главы: «Рыжий», «Обыкновенный мешок».   |    Уметь составить текст-описание.   |    Беседа по содержанию.  Составление описания пса.   |    Чтение по ролям.  Характеристика Васи.   |    Рассказ о переживаниях Васи своими словами.   |    05.04   |         |  
  |   109.45   |    Ю.И. Коваль «Приключения Васи Куролесова». Глава: «Вася бьет черноусого».   |    С.233.Уметь читать самостоятельно.   |    Беседа по содержанию.   |    Выборочное чтение. Чтение по ролям.   |    Пересказ.   |    09.04   |         |  
  |   110.46   |    Ю.И. Коваль «Приключения Васи Куролесова». Глава: «По следу».   |    Уметь читать самостоятельно.   |    Беседа по содержанию.   |    Выборочное чтение.   |    Пересказ.   |    10.04   |         |  
  |   111.47   |    Ю.И. Коваль «Приключения Васи Куролесова». Глава: «Усы».   |         |    Уметь находить в тексте описания.   |    Беседа по содержанию.    |    Самостоятельное чтение.       |    11.04   |         |  
  |   112.48   |    Ю.И. Коваль «Приключения Васи Куролесова». Глава: «Появление гражданина Курочкина».   |    Уметь выразительно читать.    |    Составление плана.   |    Самостоятельное чтение.  Выразительное чтение.   |    Пересказ по плану.        |    12.04   |         |  
  |   113.49   |    Ю.И. Коваль «Приключения Васи Куролесова». Глава: «Искры из глаз».   |    Уметь высказывать свои мысли по содержанию.   |    Ответы на вопросы по содержанию главы.   |    Самостоятельное чтение.  Выразительное чтение. Выборочное чтение.      |    Пересказ   |    16.04   |         |  
  |   114.50   |    Ю.И. Коваль «Приключения Васи Куролесова». Глава: «Взгляни, взгляни в глаза мои суровые».   |    Уметь пересказывать выборочно.   |    Рассказ по иллюстрациям эпизода.   Составление плана. Коррекция мышления.   |    Чтение по ролям. Подписать иллюстрации словами из главы.  Деление отрывка на части.   |    Чтение по ролям.   |    17.04   |         |  
  |   115.51   |    Обобщающий урок по повести Ю.И. Коваля «Приключения Васи Куролесова».   |    Обобщить знания по теме.   |    Составление характеристики Васи, опираясь на авторский текст.   |    Выборочное чтение.  Чтение по ролям.      |    Пересказ смешной ситуации. Краткий пересказ о приключениях Васи.   |    18.04   |         |  
  |   116.52   |    Урок внеклассного чтения А.С.Ольхон Бобровая речка.(сказка)   |    Уметь читать самостоятельно.   |    Характеристика действующих лиц рассказа. Обсуждение вопросов. «Дополни строчку…». «Восстанови события…».   |    Самостоятельное чтение.  Выборочное чтение.      |    Пересказ понравившихся эпизодов. Составить 2 вопроса по содержанию.   |    19.04   |         |  
  |   117.53   |    Обобщающий урок по разделу (литература ХХ века). Тест.   |    Обобщить знания по разделу.   |    Ответы на вопросы. Сообщения учащихся по разделу.   |    Самостоятельное чтение.      |    Пересказ. Чтение наизусть.   |    23.04   |         |