Просмотр содержимого документа
«Содержание и форма литературного произведения»
Содержание и форма литературного произведения
Преподователь: Мейлиева М
План : 1.Тема как литературоведческая категория 2.Проблематика и ее разновидности 3.Идея произведения 4.Пафос художественного произведения
Ключевые слова содержание, форма, тематика, проблематика, идейный мир, пафос
В основу структуры литературных произведений
литературоведы сегодня кладут разные понятия.
Ведутся споры.
Многие концепции взаимоисключают друг друга.
1
Аристотель («Поэтика») разграничивал в произведениях
«что»
«как»
предмет подражания
средства подражания
5
В XIX веке
понятия формы и содержания были обоснованы Гегелем.
5
В XX веке
неоднократно оспаривали применимость терминов «форма» и «содержание» к художественным произведениям.
5
Ю.Н. Тынянов:
« Форма – содержание = стакан – вино.
Но все пространственные аналогии, применяемые к понятию формы, важны тем, что только притворяются аналогиями:
на самом же деле в понятие формы неизменно подсовывается при этом статический признак, тесно связанный с пространственностью».
5
Категории содержания и формы неразделимы, однако гипотетически можно выделить
Тема, проблема Идея, пафос
Тема, проблема
Идея, пафос
Содержание
Род, жанр Сюжет, композиция
Род, жанр
Сюжет, композиция
Форма
Содержание и форма литературного произведения
Содержание литературного произведения мы можем определить как его сущность, духовное существо, а форму – как способ существования этого содержания. Содержание, иными словами, – это «высказывание» писателя о мире, определенная эмоциональная и мыслительная реакция на те или иные явления действительности. Форма – та система средств и приемов, в которой эта реакция находит выражение, воплощение.
Форма художественного произведения имеет две основные функции.
* Первая осуществляется внутри художественного целого, поэтому ее можно назвать внутренней: это функция выражения содержания.
Вторая функция обнаруживается в воздействии произведения на читателя, поэтому ее можно назвать внешней (по отношению к произведению).
Категории содержания
Тематика – это область отражения реальности.
Проблематика – область постановки вопросов.
Идейный мир – область художественных решений, это своего рода «завершение» художественного содержания.
Тема как литературоведческая категория
Тематика – это область отражения реальности .
Тема - объект художественного отражения, те жизненные характеры и ситуации (взаимоотношения характеров, а также взаимодействия человека с обществом в целом, с природой, бытом и т.п.), которые как бы переходят из реальной действительности в художественное произведение и образуют объективную сторону его содержания. Тематика в таком понимании выступает как связующее звено между первичной реальностью и реальностью художественной, она как бы принадлежит сразу обоим мирам: реальному и художественному .
Тема как литературоведческая категория
Поскольку тема - объективная сторона содержания, то авторская субъективность и индивидуальность на уровне тематики выражаются в отборе жизненных явлений, что, конечно, не дает еще возможности всерьез говорить о художественном своеобразии именно данного произведения.
Методика анализа тематики
1. Разграничить собственно объект отражения (тему) и объект изображения (конкретную и
изображенную ситуацию).
Методика анализа тематики
Тему комедии Грибоедова «Горе от ума» привычно определяют как «конфликт Чацкого с фамусовским обществом», тогда как это не тема, а лишь объект изображения.
Методика анализа тематики
2. При анализе тематики необходимо различать темы
Конкретно-исторические темы
Вечные темы
Единая тема, которая органически объединяет в себе конкретно-исторические и вечные аспекты
Конкретно-исторические темы
Конкретно-исторические темы – это характеры и обстоятельства, рожденные и обусловленные определенной социально-исторической ситуацией в той или иной стране; они не повторяются за пределами данного времени, более или менее локализованы.
Тема пролетариата
Тема Великой Отечественной войны
Вечные темы
Вечные темы фиксируют повторяющиеся моменты в истории различных национальных обществ, они в разных модификациях повторяются в жизни разных поколений, в разные исторические эпохи.
Тема дружбы
Тема любви
Единая тема, которая органически объединяет в себе конкретно-исторические и вечные аспекты
Алгоритм анализа
?
Определите, какая формулировка темы является правильной для следующих произведений:
а) А.С. Пушкин.Моцарт и Сальери
– взаимоотношения Моцарта и Сальери,
– тема музыки,
– взаимоотношения таланта и гения.
б) А.П. Чехов. Ионыч
– жизнь доктора Старцева,
– проблема превращения доктора Старцева в Ионыча,
– жизнь русской разночинной интеллигенции на рубеже XIX–XX вв.,
– тема искусства.
Анализ проблематики
Под проблематикой художественного произведения в литературоведении принято понимать область осмысления, понимания писателем отраженной реальности . Это сфера, в которой проявляется авторская концепция мира и человека, где запечатлеваются размышления и переживания писателя, где тема рассматривается под определенным углом зрения.
Проблематика
Проблематика является субъективной стороной художественного содержания, поэтому в ней максимально проявляется авторская индивидуальность, самобытный авторский взгляд на мир.
Типы проблематики
Мифологическая
Национальная
Социокультурная
Романная (подтипы: авантюрная и идейно-нравственная)
Философская
Типы проблематики
Мифологическая проблематика – это «фантастико-генетическое осмысление» «тех или иных явлений природы или культуры»; объяснение, которое дает автор произведения возникновению тех или иных явлений.
«Метаморфозы» Овидий
Дж.Р.Р. Толкиена «Властелин колец»
Социокультурная проблематика
Интерес к устойчивым общественным отношениям, условиям и образу жизни той или иной части общества, сложившимся в сфере массового, обыденного сознания, мнения; а также привычки, организация быта и т.п.
«История одного города» Щедрина
«Мертвые души» Гоголя
Романная проблематика
Два аспекта – интерес к личностному началу и акцент на динамике – наиболее общие, интегрирующие признаки романной проблематики.
Авантюрная
Идейно-нравственная
Идейный мир
Если тематика – это область отражения реальности, а проблематика – область постановки вопросов, то идейный мир – область художественных решений, это своего рода «завершение» художественного содержания. Это та сфера, где становится ясным авторское отношение к миру и к отдельным его проявлениям, авторская позиция; здесь определенная система ценностей утверждается или отрицается, отвергается автором.
Идейный мир
Авторские оценки
Авторский идеал
Художественная идея
Разновидности пафоса
эпико-драматический
пафоса героики
пафос романтики
пафос трагизма
пафос сентиментальности
пафос юмора и сатиры
пафос инвективы
Пафос сатиры и юмора
Беспощадное высмеивание
Мягкая насмешка
Литература:
Варфоломеев И.П., Миркурбанов Н.М., Варфоломеева -Т. Введение в литературоведение. Учебник для педагогических институтов.- Т.: УзГУМЯ, 2006
Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины (под ред. Чернец Л.В.) – электронный вариант
Хализев В.Е. Теория литературы. - М., 1999.
Есин Принципы и приемы анализа художественного текста.- М.,2001
Мелетинский Е.М. Общее понятие мифа и мифологии. Мифологический словарь. – М.,1996.