kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Содержание и форма литературного произведения

Нажмите, чтобы узнать подробности

презентация содержательная и есть иллюстрации

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Содержание и форма литературного произведения»

Содержание и форма литературного произведения Преподователь: Мейлиева М

Содержание и форма литературного произведения

Преподователь: Мейлиева М

План :  1.Тема как литературоведческая категория  2.Проблематика и ее разновидности  3.Идея произведения  4.Пафос художественного произведения

План : 1.Тема как литературоведческая категория 2.Проблематика и ее разновидности 3.Идея произведения 4.Пафос художественного произведения

Ключевые слова   содержание, форма, тематика, проблематика, идейный мир, пафос

Ключевые слова содержание, форма, тематика, проблематика, идейный мир, пафос

В основу структуры литературных произведений литературоведы сегодня кладут разные понятия. Ведутся споры. Многие концепции взаимоисключают друг друга. 1

В основу структуры литературных произведений

  • литературоведы сегодня кладут разные понятия.
  • Ведутся споры.
  • Многие концепции взаимоисключают друг друга.

1

Аристотель («Поэтика») разграничивал в произведениях «что» «как» предмет подражания средства подражания 5

Аристотель («Поэтика») разграничивал в произведениях

«что»

«как»

предмет подражания

средства подражания

5

В XIX веке понятия формы и содержания были обоснованы Гегелем. 5

В XIX веке

  • понятия формы и содержания были обоснованы Гегелем.

5

В XX веке неоднократно оспаривали применимость терминов «форма» и «содержание» к художественным произведениям. 5

В XX веке

  • неоднократно оспаривали применимость терминов «форма» и «содержание» к художественным произведениям.

5

Ю.Н. Тынянов: « Форма – содержание = стакан – вино.  Но все пространственные аналогии, применяемые к понятию формы, важны тем, что только притворяются аналогиями: на самом же деле в понятие формы неизменно подсовывается при этом статический признак, тесно связанный с пространственностью». 5

Ю.Н. Тынянов:

« Форма – содержание = стакан – вино.

  • Но все пространственные аналогии, применяемые к понятию формы, важны тем, что только притворяются аналогиями:
  • на самом же деле в понятие формы неизменно подсовывается при этом статический признак, тесно связанный с пространственностью».

5

Категории содержания и формы неразделимы, однако гипотетически можно выделить Тема, проблема Идея, пафос Тема, проблема Идея, пафос Содержание Род, жанр Сюжет, композиция Род, жанр Сюжет, композиция Форма

Категории содержания и формы неразделимы, однако гипотетически можно выделить

  • Тема, проблема Идея, пафос
  • Тема, проблема
  • Идея, пафос

Содержание

  • Род, жанр Сюжет, композиция
  • Род, жанр
  • Сюжет, композиция

Форма

Содержание и форма литературного произведения

Содержание и форма литературного произведения

  • Содержание литературного произведения мы можем определить как его сущность, духовное существо, а форму – как способ существования этого содержания. Содержание, иными словами, – это «высказывание» писателя о мире, определенная эмоциональная и мыслительная реакция на те или иные явления действительности. Форма – та система средств и приемов, в которой эта реакция находит выражение, воплощение.
Форма художественного произведения имеет две основные функции. * Первая осуществляется внутри художественного целого, поэтому ее можно назвать внутренней: это функция выражения содержания.

Форма художественного произведения имеет две основные функции.

* Первая осуществляется внутри художественного целого, поэтому ее можно назвать внутренней: это функция выражения содержания.

  • Вторая функция обнаруживается в воздействии произведения на читателя, поэтому ее можно назвать внешней (по отношению к произведению).
Категории содержания Тематика – это область отражения реальности. Проблематика – область постановки вопросов. Идейный мир – область художественных решений, это своего рода «завершение» художественного содержания.

Категории содержания

Тематика – это область отражения реальности.

Проблематика – область постановки вопросов.

Идейный мир – область художественных решений, это своего рода «завершение» художественного содержания.

Тема как литературоведческая категория   Тематика – это область отражения реальности . Тема - объект художественного отражения, те жизненные характеры и ситуации (взаимоотношения характеров, а также взаимодействия человека с обществом в целом, с природой, бытом и т.п.), которые как бы переходят из реальной действительности в художественное произведение и образуют объективную сторону его содержания. Тематика в таком понимании выступает как связующее звено между первичной реальностью и реальностью художественной, она как бы принадлежит сразу обоим мирам: реальному и художественному .

Тема как литературоведческая категория

Тематика – это область отражения реальности .

Тема - объект художественного отражения, те жизненные характеры и ситуации (взаимоотношения характеров, а также взаимодействия человека с обществом в целом, с природой, бытом и т.п.), которые как бы переходят из реальной действительности в художественное произведение и образуют объективную сторону его содержания. Тематика в таком понимании выступает как связующее звено между первичной реальностью и реальностью художественной, она как бы принадлежит сразу обоим мирам: реальному и художественному .

Тема как литературоведческая категория Поскольку тема - объективная сторона содержания, то авторская субъективность и индивидуальность на уровне тематики выражаются в отборе жизненных явлений, что, конечно, не дает еще возможности всерьез говорить о художественном своеобразии именно данного произведения.

Тема как литературоведческая категория

Поскольку тема - объективная сторона содержания, то авторская субъективность и индивидуальность на уровне тематики выражаются в отборе жизненных явлений, что, конечно, не дает еще возможности всерьез говорить о художественном своеобразии именно данного произведения.

Методика анализа тематики   1. Разграничить собственно объект отражения (тему) и объект изображения (конкретную и изображенную ситуацию).

Методика анализа тематики

1. Разграничить собственно объект отражения (тему) и объект изображения (конкретную и

изображенную ситуацию).

Методика анализа тематики Тему комедии Грибоедова «Горе от ума» привычно определяют как «конфликт Чацкого с фамусовским обществом», тогда как это не тема, а лишь объект изображения.

Методика анализа тематики

Тему комедии Грибоедова «Горе от ума» привычно определяют как «конфликт Чацкого с фамусовским обществом», тогда как это не тема, а лишь объект изображения.

Методика анализа тематики   2. При анализе тематики необходимо различать темы Конкретно-исторические темы Вечные темы Единая тема, которая органически объединяет в себе конкретно-исторические и вечные аспекты

Методика анализа тематики

2. При анализе тематики необходимо различать темы

Конкретно-исторические темы

Вечные темы

Единая тема, которая органически объединяет в себе конкретно-исторические и вечные аспекты

Конкретно-исторические темы Конкретно-исторические темы – это характеры и обстоятельства, рожденные и обусловленные определенной социально-исторической ситуацией в той или иной стране; они не повторяются за пределами данного времени, более или менее локализованы. Тема пролетариата Тема Великой Отечественной войны

Конкретно-исторические темы

Конкретно-исторические темы – это характеры и обстоятельства, рожденные и обусловленные определенной социально-исторической ситуацией в той или иной стране; они не повторяются за пределами данного времени, более или менее локализованы.

Тема пролетариата

Тема Великой Отечественной войны

Вечные темы Вечные темы фиксируют повторяющиеся моменты в истории различных национальных обществ, они в разных модификациях повторяются в жизни разных поколений, в разные исторические эпохи. Тема дружбы Тема любви

Вечные темы

Вечные темы фиксируют повторяющиеся моменты в истории различных национальных обществ, они в разных модификациях повторяются в жизни разных поколений, в разные исторические эпохи.

Тема дружбы

Тема любви

Единая тема, которая органически объединяет в себе конкретно-исторические и вечные аспекты

Единая тема, которая органически объединяет в себе конкретно-исторические и вечные аспекты

Алгоритм анализа

Алгоритм анализа

? Определите, какая формулировка темы является правильной для следующих произведений: а) А.С. Пушкин.  Моцарт и Сальери – взаимоотношения Моцарта и Сальери, – тема музыки, – взаимоотношения таланта и гения. б) А.П. Чехов. Ионыч – жизнь доктора Старцева, – проблема превращения доктора Старцева в Ионыча, – жизнь русской разночинной интеллигенции на рубеже XIX–XX вв., – тема искусства.

?

Определите, какая формулировка темы является правильной для следующих произведений:

а) А.С. Пушкин. Моцарт и Сальери

– взаимоотношения Моцарта и Сальери,

– тема музыки,

– взаимоотношения таланта и гения.

б) А.П. Чехов. Ионыч

– жизнь доктора Старцева,

– проблема превращения доктора Старцева в Ионыча,

– жизнь русской разночинной интеллигенции на рубеже XIX–XX вв.,

– тема искусства.

Анализ проблематики   Под проблематикой художественного произведения в литературоведении принято понимать область осмысления, понимания писателем отраженной реальности . Это сфера, в которой проявляется авторская концепция мира и человека, где запечатлеваются размышления и переживания писателя, где тема рассматривается под определенным углом зрения.

Анализ проблематики

Под проблематикой художественного произведения в литературоведении принято понимать область осмысления, понимания писателем отраженной реальности . Это сфера, в которой проявляется авторская концепция мира и человека, где запечатлеваются размышления и переживания писателя, где тема рассматривается под определенным углом зрения.

Проблематика Проблематика является субъективной стороной художественного содержания, поэтому в ней максимально проявляется авторская индивидуальность, самобытный авторский взгляд на мир.

Проблематика

Проблематика является субъективной стороной художественного содержания, поэтому в ней максимально проявляется авторская индивидуальность, самобытный авторский взгляд на мир.

Типы проблематики

Типы проблематики

  • Мифологическая
  • Национальная
  • Социокультурная
  • Романная (подтипы: авантюрная и идейно-нравственная)
  • Философская
Типы проблематики      Мифологическая проблематика – это «фантастико-генетическое осмысление» «тех или иных явлений природы или культуры»; объяснение, которое дает автор произведения возникновению тех или иных явлений. «Метаморфозы» Овидий Дж.Р.Р. Толкиена «Властелин колец»

Типы проблематики  

Мифологическая проблематика – это «фантастико-генетическое осмысление» «тех или иных явлений природы или культуры»; объяснение, которое дает автор произведения возникновению тех или иных явлений.

«Метаморфозы» Овидий

Дж.Р.Р. Толкиена «Властелин колец»

Социокультурная проблематика Интерес к устойчивым общественным отношениям, условиям и образу жизни той или иной части общества, сложившимся в сфере массового, обыденного сознания, мнения; а также привычки, организация быта и т.п. «История одного города» Щедрина «Мертвые души» Гоголя

Социокультурная проблематика

Интерес к устойчивым общественным отношениям, условиям и образу жизни той или иной части общества, сложившимся в сфере массового, обыденного сознания, мнения; а также привычки, организация быта и т.п.

«История одного города» Щедрина

«Мертвые души» Гоголя

Романная проблематика   Два аспекта – интерес к личностному началу и акцент на динамике – наиболее общие, интегрирующие признаки романной проблематики. Авантюрная Идейно-нравственная

Романная проблематика

Два аспекта – интерес к личностному началу и акцент на динамике – наиболее общие, интегрирующие признаки романной проблематики.

Авантюрная

Идейно-нравственная

Идейный мир    Если тематика – это область отражения реальности, а проблематика – область постановки вопросов, то идейный мир – область художественных решений, это своего рода «завершение» художественного содержания. Это та сфера, где становится ясным авторское отношение к миру и к отдельным его проявлениям, авторская позиция; здесь определенная система ценностей утверждается или отрицается, отвергается автором.

Идейный мир

Если тематика – это область отражения реальности, а проблематика – область постановки вопросов, то идейный мир – область художественных решений, это своего рода «завершение» художественного содержания. Это та сфера, где становится ясным авторское отношение к миру и к отдельным его проявлениям, авторская позиция; здесь определенная система ценностей утверждается или отрицается, отвергается автором.

Идейный мир

Идейный мир

  • Авторские оценки
  • Авторский идеал
  • Художественная идея
Разновидности пафоса

Разновидности пафоса

  • эпико-драматический
  • пафоса героики
  • пафос романтики
  • пафос трагизма
  • пафос сентиментальности
  • пафос юмора и сатиры
  • пафос инвективы
Пафос сатиры и юмора Беспощадное высмеивание Мягкая насмешка

Пафос сатиры и юмора

Беспощадное высмеивание

Мягкая насмешка

Литература:

Литература:

  • Варфоломеев И.П., Миркурбанов Н.М., Варфоломеева -Т. Введение в литературоведение. Учебник для педагогических институтов.- Т.: УзГУМЯ, 2006
  • Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины (под ред. Чернец Л.В.) – электронный вариант
  • Хализев В.Е. Теория литературы. - М., 1999.
  • Есин Принципы и приемы анализа художественного текста.- М.,2001
  • Мелетинский Е.М. Общее понятие мифа и мифологии. Мифологический словарь. – М.,1996.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Содержание и форма литературного произведения

Автор: Мейлиева Мохидил Одил кизи

Дата: 27.05.2025

Номер свидетельства: 670647

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Рабочая программа по литературному чтению 3 класс "
    ["seo_title"] => string(56) "rabochaia-proghramma-po-litieraturnomu-chtieniiu-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "107466"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1403262157"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Литературное произведение как исторический источник. По произведению П.П. Бажова «Ермаковы лебеди» "
    ["seo_title"] => string(109) "litieraturnoie-proizviedieniie-kak-istorichieskii-istochnik-po-proizviedieniiu-p-p-bazhova-iermakovy-liebiedi"
    ["file_id"] => string(6) "105639"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402898761"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Анализ литературного произведения "
    ["seo_title"] => string(38) "analiz-litieraturnogho-proizviedieniia"
    ["file_id"] => string(6) "121281"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413913080"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "Технологическая карта урока литературы по теме "Особенности понимания литературных произведений, написанных в жанре баллады" "
    ["seo_title"] => string(139) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-litieratury-po-tiemie-osobiennosti-ponimaniia-litieraturnykh-proizviedienii-napisannykh-v-zhanrie-ballady"
    ["file_id"] => string(6) "100341"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402377802"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Конспект образовательной деятельности по речевому развитию во 2 мл.группе «Литературная викторина»"
    ["seo_title"] => string(96) "konspiektobrazovatielnoidieiatielnostiporiechievomurazvitiiuvo2mlghruppielitieraturnaiaviktorina"
    ["file_id"] => string(6) "264952"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449816786"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства