kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация по литературе на тему "Высокие идеалы и предчувствие перемен в творчестве Александра Блока" (11 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

усвоить  содержание  стихотворений, в которых  наиболее ярко отражены  мучительные переживания поэта в начале ХХ века; способствовать  формированию умений  и  навыков  поэтического анализа текста; содействовать  воспитанию у  учащихся  активной  жизненной позиции.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по литературе на тему "Высокие идеалы и предчувствие перемен в творчестве Александра Блока" (11 класс)»

Тема урока: Высокие идеалы и предчувствие перемен в творчестве
Александра Блока.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: мозаика с элементами интерактивного обучения.
Цели урока: усвоить содержание стихотворений, в которых наиболее ярко
отражены мучительные переживания поэта в начале ХХ века;
способствовать формированию умений и навыков поэтического
анализа текста;
содействовать воспитанию у учащихся активной жизненной
позиции.
Оборудование: портрет А. Блока, сборник стихотворений, видеозапись
(романс в исполнении А. Вертинского на слова Г. Иванова «Над розовым морем» и песня на слова Анны Ахматовой «Темнеет дорога приморского
парка»), запись стихотворений, коллаж.
Эпиграф.
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!
А. Блок
Ход урока
I.Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
-
Эвристическая беседа, опрос по материалу прошлого урока.
- Групповая работа по единому заданию: прочитать и проанализировать
одно из стихотворений цикла «Стихи о Прекрасной Даме» (были заранее
даны индивидуальные задания).
- Сообщение о написании сборника «Стихи о Прекрасной Даме» (задание
на прошлом уроке получил один из одарённых учащихся).
Вывод: стремление познать жизнь во всех её проявлениях, постоянно
бороться за неё придают стихам Блока страстность, энергию, силу. Душа
поэта широко открывается навстречу всем жизненным бурям и не желает
больше удовлетворяться уединением и молитвенным созерцанием. Итак,
мы переходим к новой теме урока.
III. Сообщение темы, цели урока
- Прочитать тему урока, эпиграф, записанные на доске.
Эпиграф должен пройти красной нитью через всю тему урока.
IV. Мотивация учебно – познавательной деятельности учащихся.
Для сегодняшней работы на уроке класс разделён на четыре группы:
1. Исследователи.
2. Литературоведы.
3. Художники.
4. Поэты.
Каждая группа получила задание.
Учитель:
Отход от мистики и символизма, тяга к познанию жизни приводит
поэта к напряжённым творческим поискам. В 1906 году у него возникает
идея «мистицизма в повседневности». Блок, эстетизируя неприглядные
стороны современного города, пытается найти там прекрасное, таинственное, идеальное, создаёт образы двух планов – реального и
фантастического. Ярким образцом такого рода является один из шедевров
поэзии – стихотворение «Незнакомка».
- Литературоведы дают понятие жанру «лирическое стихотворение».
- Прослушивание в записи стихотворения «Незнакомка».
- Выразительное чтение стихотворения учащимся из группы «поэты».
Слово предоставляется «исследователям», которые заранее работали над
следующими вопросами:
1. Как изображена обстановка, в которой находится герой стихотворения?
(Учащиеся находят детали неприглядной, будничной повседневности:
ресторан, пьяные окрики, детский плач, канавы и т.д.).
2. Можно ли считать, что в «Незнакомке» даны простые зарисовки того,
что случайно попало в поле зрения поэта, посетившего загородный

ресторан?
(Нет, ученики доказывают это.)
3. Найдите синонимы, которые передают авторскую оценку изображаемого
(«пьяницы с глазами кроликов», «лакеи сонные торчат», «окрики пьяные»
и т.д.).
4. На какие две части можно разделить стихотворение?
( 1 часть – картина ненавистного поэту мира; 2 часть – картина возвышенного идеала, символом которого выступает прекрасная женщина -
таинственная Незнакомка).
5. Назовите конкретные, земные «реалии» Незнакомки: девичий стан,
тёмная вуаль и т.д.
Учитель. Все эти детали внешности не создают индивидуализированного
портрета женщины. И только фантазия поэта, мечтавшего об идеальной,
прекрасной жизни превращают земную женщину в чудесное видение.
Незнакомка окружена чем – то таинственным, загадочным. Докажите это.
Учитель. Блок умеет перенести нас из повседневного в мир идеального,
желаемого.
Зачитайте, как поэт пишет о глазах Незнакомки.
(Учащиеся находят: И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу).
- Что это за берег, который за тёмной вуалью увидел поэт?
(Это образ грядущего мира).
Вывод: образ живой женщины с её опьяняющей красотой окончательно
вытесняет призрачное видение Прекрасной Дамы (такие вопросы были
даны 1 группе исследователей).
Слово дано 2 группе «исследователи».
- Выразительное чтение стихотворения «О, весна без конца и без краю…» 1907г.
Учитель. Прежде Блок утверждал, что душа поэта лишь «зрит далёкие
миры». Теперь же поэт провозглашает новое отношение к земному бытию:
«Принявший мир, как звонкий дар, как злата горсть, я стал богат».
- Докажите это, анализируя данное стихотворение.
Вопросы, на которые должны были ответить учащиеся, доказывая
высказывание поэта:
1. Что принимает поэт, что он так страстно, так настойчиво утверждает?
( Поэт принимает удачу и неудачу; плач и смех; пустынные веси и тесные
города и т.д.).
2. Можно ли видеть в этом «Принимаю!» пассивное отношение поэта к
жизни, покорность, смирение перед судьбой? ( Нет, учащиеся доказывают
текстом стихотворения).
Учитель. Вы правы, поскольку речь идёт о решительной борьбе за жизнь.

Непрерывная борьба, «вечный бой» являются смыслом жизни, приносят
подлинную радость человеку. Эта мысль пройдёт через многие стихи поэта.
Например, в цикле «На поле Куликовом» поэт, размышляя об исторических
судьбах России, о борьбе русских с иноземными поработителями, восклицает: «И вечный бой! Покой нам только снится…»
3. Весна и мечта связываются у поэта в единое целое (учащиеся доказывают это).
4. В чувствах лирического героя отчётливо проявляется характер бойца -
беспокойного, страстного. Докажите.
Вывод.Это стихотворение вызывает у нас представление о тех неизведанных,
полных неожиданностей далях, куда поэт готов устремиться из каких бы то ни было «красивых уютов» для вечной, постоянной борьбы.
Учитель. Наряду с мотивами губительной страсти и разочарования в жизни
и в человеческих чувствах в цикле «Страшный мир» встречаются мечты,
воспоминания об ушедшей любви. Тоской о возможных, но несбывшихся
надеждах проникнуто стихотворение «В ресторане».
- Выразительное чтение стихотворения подготовленным учеником из группы «Поэты».
Примерные вопросы, на которые должны будут ответить «Исследователи»
третьей группы:
1. Что пробуждает у героя стихотворения встреча с Незнакомкой?
(чувство любви, надежду на счастье).
2. Что усиливает тоску героя о несбывшемся счастье? (музыка, природа;
учащиеся доказывают это).
3. Найдите языковые средства, которые говорят о чувствах лирического
героя (сравнения, эпитеты, метафоры и т.д.).
Вывод. Поэт любит, но очень сожалеет об ушедшем счастье. Но у него
нередки в этом цикле и воспоминания о прошедшем, и робкая надежда
на возвращение утерянного счастья.
Учитель. Теперь мы обратимся к циклу «Возмездие», который продолжит
раскрытие темы урока. В данном цикле сожаление об ушедшем счастье,
сознание своей вины и готовность принять справедливое возмездие, но
здесь же и отражены раздумья поэта о событиях общественной жизни. Не

сбылись надежды на то, что революция 1905 года приведёт к преображению
мира. Растерянность, отчаяние кажутся Блоку закономерным возмездием
за измену своим прежним идеалам, мечтам о «Ней». Одно из наиболее
волнующих, задушевных стихотворений этого цикла – «О доблестях, о
подвигах, о славе…».
- Выразительное чтение стихотворения наизусть одним из группы «Поэтов».
- Примерные вопросы, на которые отвечала группа «Исследователей».
1. Определите сюжет стихотворения.
2. Какие чувства поэта нашли в нём отражение и какими средствами

выражены?
3. Как раньше лирический герой относился к своей возлюбленной?
4. Почему Блок написал, что её лицо «сияло» на столе?
5. Какие ассоциации вызывает это слово? (литературоведы дают понятие
слову «ассоциация»).
6. Какие символы использует поэт? (например, ночь, мрак, туман –

душевная неустойчивость).
7. Как воспринимает лирический герой разлуку с любимой?
8. Как оценивает образ жизни без неё, любимой?
9. Какие языковые средства использует и с какой целью?
10. История написания этого стихотворения (отвечает один из одарённых
учащихся).
Вывод. В этом стихотворении настойчиво звучат мотивы сожаления об
шедшем счастье и сознании своей вины. Человек оказывается сам виновником своих страданий и потому получает справедливое возмездие.
Это относится не только к сфере интимных чувств, но и к вопросам общественной жизни.
Учащиеся этой же группы получили задание сопоставить стих Блока
«О доблестях, о подвигах, о славе…» со стихотворением А.С.Пушкина
«Я помню чудное мгновенье…» (звучит запись).
Был дан план:
1. Лирический сюжет одного и другого стихотворения.
2. Чувства поэта после разлуки с любимой.
3. Общее в лексике.
4. Чем можно объяснить оптимистическое звучание стихотворения
А.Пушкина и мрачное настроение стихотворения А.Блока?
Вот такой получился ответ:
А.С. Пушкин «Я помню чудное А.А.Блок «О доблестях,
мгновенье…» о подвигах, о славе…»
Общее:

- лирический герой испытал чувство большой любви;
- воспоминание о первой встрече обрисованы в светлых тонах;
- чудесное мгновение; её лицо сияло на столе;
- мимолётное виденье; герой забывал обо всём на
- гений чистой красоты; «горестной земле»;
- голос нежный;
- милые черты и т.д.

- есть общее и в словесно – образной ткани
Различие
Отношение к любимой после разлуки с ней:
- томление грусти безнадёжной; - я бросил в ночь заветное кольцо;
- звучал мне долго голос нежный и - и я забыл прекрасное лицо;
снились милые черты.
Дни с любимой протекали:
- в тревогах шумной суеты; - летели дни, крутясь проклятым роем;
- бурь порыв мятежный; - вино и страсть терзали жизнь мою.
- рассеял прежние мечты.
Вывод. Перед А.С. Пушкиным открывались высокие общественные идеалы,

его увлёк «бурь порыв мятежный», а у блоковского героя не осталось никаких идеалов, кроме «Неё», единственно любимой, которую он по своей
вине потерял, но не сумел ни удержать, ни возвратить. Так сливаются в
стихотворении мотивы исторического и личного возмездия.
- Итак, ребята, творческая группа подготовила заранее коллаж по этим
поэтическим произведениям.
Попробуйте охарактеризовать это строками из стихов, наиболее ярко
подтверждающих и выражающих то, что вы видите на этом коллаже.
Итог.
Отход от мистики и символизма, тяга к познанию жизни, могучая стихия,
которую Блок почувствовал и полюбил, - всё это приводит его к напряжённым творческим поискам, о которых мы говорили на уроке.
V. Вывод
- Прослушивание романса на слова Г.Иванова «Над розовым морем…»
и песни на слова А.Ахматовой «Темнеет дорога приморского парка» в исполнении А.Вертинского.
- Что общего между этими произведениями и стихотворением Блока «О
доблестях, о подвигах, о славе…»?
VI. Домашнее задание:
выучить наизусть стихотворение «О доблестях, о подвигах, о славе…»;
творческим группам даны опережающие задания: Тема России в лирике
Блока.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Галич Ольга Юрьевна

Дата: 31.10.2025

Номер свидетельства: 676518


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства