|       Среднесрочное планирование по русской словесности в 5 классе на 1 полугодие.   Макинская средняя школа, Енбекшильдерский район, Акмолинская область  Учитель русского языка и литературы Калантыренко Наталья Владимировна   |  
  |   №  Уро  ка   |    Тема, основные  цели обучения   |    Формы работы, используемые при активном обучении   |    Преодоление трудностей в обучении   |    Оценивание, включая оценку в целях обучения   |    Как вы будете  вовлекать  учеников в классе (талантливых, одаренных)   |    Результаты  обучения   |    Основные  ресурсы   |  
  |   1.           |    Тема урока: Понятие о словесности. Фольклор и литература: сходство, различие, взаимосвязь.  Цели и задачи:    -дать представление о словесности и её видах: письменной и устной.    -составить сопоставительную характеристику фольклора и литературы.    -развивать умение выделять из общего главное   |    1. Организационный момент.   Позитивный настрой   2. Знакомство с учебником (разделы, произведения, авторы)  3. Чтение вступительной статьи «Понятие о словесности» (стр.3-5) и «Фольклор-искусство слова» (стр. 8-10)  Работа в группах (стр. 3-5)  1гр. . Составление схемы    2гр. Составление сопоставительной таблицы (стр.8-10)  4. Управление и лидерство.   Защита флипчартов  5. Талантливые и одарённые.  Задание №7.    6. Оценивание в группах.  7. Рефлексия. «Для меня этот урок был полезен тем, что…»  8. Домашнее задание: стр.3-10, схема, таблица   |    Позитивный настрой на урок      Словесное поощрение,      Консультирование по необходимости                      Рефлексия учащихся, размышления учащихся о пройденном уроке   |        Формативное оценивание на всех этапах урока          Оценивание в группах                   |    Задание №7. Записать считалки. Доказать, что они принадлежат фольклору.       |    Дети знают, что такое словесность  Умеют отличать фольклор от литературы  Учатся  сотрудничать в группах, прислушиваются к мнению товарищей   |    учебник словесности, флипчарты, маркеры       |  
  |    Раздел «Устное народное творчество»   |  
  |   2.   |    Тема урока: Специфика фольклора. Основные жанры.  Цели и задачи:    -дать представление о своеобразии фольклорного мира (пространство, время, герои).    -познакомить с основными жанрами фольклора: эпос, лирика, драма.    - воспитывать интерес к устному народному творчеству       |    1. Организационный момент.  Позитивный настрой  Работа в группах:  2. Чтение статьи «Своеобразие фольклорного мира» (стр. 11-12)  1 гр. Пространство:  2гр. Время:  3гр. Герои:  3. Чтение статьи «Основные жанры фольклора» (стр.13-14) Оформление схемы на флипчартах:  4. Управление и лидерство.    Презентация флипчартов.  5. Талантливые и одарённые  Приготовить пересказ сказки.    6.Рефлексия «Сегодня на уроке я узнал…»  7. Домашнее задание: стр11-14.   |    Позитивный настрой на урок      Словесное поощрение,      Консультирование по необходимости           |        Формативное оценивание на всех этапах урока          Оценивание в группах                   |    Приготовить пересказ сказки   |    Дети умеют работать с текстом  Различают жанры фольклора: лирика, эпос и драма  Проявляют интерес к неизвестным жанрам УНТ   |    учебник словесности, флипчарты, маркеры   |  
  |   3   |    Тема урока: Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки  Цели и задачи:    -повторить малые жанры фольклора;    -объяснить поучающий смысл пословиц и поговорок;    -показать сходство и различие двух жанровых форм;    -развивать речь учащихся через комментированное чтение пословиц;    -воспитывать интерес к фольклорным традициям русского народа.   |    1. Организационный момент.  Позитивный настрой  2. ТРКМ. Введение в тему:  Угадайте жанр  3. Работа в группах.  Задание №1.   1гр: Чтение статьи на стр. 14-15 . «Пословицы». Заполнение таблицы.   2гр. Чтение статьи на стр. 14-15 . «Поговорки». Заполнение таблицы  4. Работа в группах.  Задание №2  Команды должны составить пословицу из частей  4. Управление и лидерство.   Защита флипчартов. Сравнение пословиц и поговорок.  5. Талантливые и одарённые.  Сочинить сказку по пословице    6. Взаимоценивание в группах.  7. Рефлексия. …Сегодня на уроке мне больше всего понравилось…  8. Домашнее задание: стр. 14-16, записать пословицы о дружбе.   |    Позитивный настрой на урок      Словесное поощрение,      Консультирование по необходимости                                  Рефлексия учащихся, устные размышления учащихся о пройденном уроке   |        Формативное оценивание на всех этапах урока          Оценивание в группах                   |    Сочинить сказку по пословице «У страха глаза велики»       |    Дети знают отличительные особенности пословиц и поговорок  Умеют объяснять значение пословиц  Развивается воображение и критическое мышление   |    учебник словесности, флипчарты, маркеры   |  
  |   4   |    Тема урока: Загадки.    Цели и задачи  -дать определение загадке.    -рассмотреть историю появления загадок и их функции .  -развивать умение находить средства художественной изобразительности в загадках.       |    1. Организационный момент.  Позитивный настрой  2. ТРКМ. Введение в тему:  3. Работа в группах.  1гр. Загадка-малый жанр фольклора. (стр. 16-17)  2гр. Происхождение и функции загадок. (стр.18-19)  3гр. Средства художественной изобразительности (стр. 20-21)  4. Управление и лидерство.   Защита флипчартов.    5. Талантливые и одарённые.  Творческое задание №4. Стр.21  6. Взаимоценивание в группах.  7. Рефлексия. … «Я сегодня научился….»  8. Домашнее задание: стр. 16-21, записать 10 загадок.   |    Позитивный настрой на урок      Словесное поощрение,      Консультирование по необходимости      Рефлексия учащихся, размышления учащихся о пройденном уроке   |        Формативное оценивание на всех этапах урока          Оценивание в группах                   |    Творческое задание №4. Стр.21  Сочинить загадку .       |    Дети знают историю происхождения загадок  Научились придумывать свои загадки  Умеют находить в загадках сравнения и олицетворения   |    учебник словесности, флипчарты, маркеры   |  
  |   5   |    Тема урока: Обрядовая поэзия.  Цели и задачи:    -познакомить ребят с обрядовой поэзией.    -дать представление о календарных обрядах, связанных с посевной, уборкой урожая.  -воспитывать интерес к русской культуре.       |    1. Организационный момент.  Позитивный настрой  2. ТРКМ. Ассоциации.  3. Задание для ТиО  Знакомство с обрядом «Колядование»  4. Работа в группах.    1гр. Масленица(стр. 26-27)  2гр. Семик или Троица (стр. 27-28)  3гр. День Ивана Купалы (стр. 28)  4. Управление и лидерство.    Защита флипчартов.  5. ОдО. Взаимооценивание.  6. Рефлексия: «Какие обряды вам больше всего понравились и почему?»  7. Домашнее задание: стр. 24-29, вопросы № 1-№13.   |    Позитивный настрой на урок      Словесное поощрение,      Консультирование по необходимости          Рефлексия учащихся, размышления учащихся о пройденном уроке   |        Формативное оценивание на всех этапах урока          Оценивание в группах                   |    Знакомство с обрядом «Колядование»       |    Дети знают, что такое обряды и какие они бывают (семейно-бытовые и обрядовые)  Умеют строить ассоциативные связи  Используют фантазию и творческое воображение при работе с флипчартом       |    учебник словесности, флипчарты, маркеры   |  
  |   6   |    Тема урока: Семейно- обрядовая поэзия.    Цели и задачи:    -продолжить знакомство с обрядовой поэзией.    -показать на конкретных примерах особенности семейно-обрядовой поэзии. -воспитывать интерес к русской культуре.       |    1. Организационный момент.  Позитивный настрой  2. Введение в тему:  3. Работа в группах:   1гр. Обряды, связанные с рождением ребёнка.  2 гр. Свадебные обряды. ( стр. 31-32)  4. Управление и лидерство.    Защита флипчартов.  5. ОдО. Взаимооценивание.  6. Рефлексия: «Какие обряды вам больше всего понравились и почему?»  7. Домашнее задание: стр.29-32.   |    Позитивный настрой на урок      Словесное поощрение,      Консультирование по необходимости           |        Формативное оценивание на всех этапах урока          Оценивание в группах                   |         |    Знают, чем отличаются семейно-бытовые обряды  Могут использовать знания, полученные ранее  Проявляют интерес к фольклору   |    учебник словесности, флипчарты, маркеры       |  
  |   7.   |    Тема урока: Русские народные сказки  Цели и задачи:    -познакомить с жанром сказки.  -рассказать о классификации сказок А.Н.Афанасьева.    -рассмотреть исторические корни, композицию и стиль сказки.    -развивать интерес к волшебной сказке.       |    1. Организационный момент.  Позитивный настрой.. Клип «Сказки детства» 1ч.  2. ТРКМ. Введение в тему.  3. Задание для ТиО Классификация сказок А.Н.Афанасьева    4. Работа в парах.  1 пара: Исторические корни волшебной сказки. (стр. 33-34)  2 пара: Композиция волшебной сказки. (стр. 34-35)  3 пара: Герои волшебной сказки (стр. 35-36)  4 пара: Враги главного героя волшебной сказки. (стр. 36)  4 пара: Враги главного героя волшебной сказки. (стр. 36)   5. Управление и лидерство.   Защита флипчартов.  6. ОдО. Взаимооценивание в группах.  7. Рефлексия: «Что нового я узнал на уроке?»  8 Домашнее задание: стр.33-37.   |        Позитивный настрой на урок      Словесное поощрение,      Консультирование по необходимости                      Рефлексия учащихся, размышления учащихся о пройденном уроке   |        Формативное оценивание на всех этапах урока          Оценивание в группах                   |               Классификация сказок А.Н.Афанасьева          |    Дети знают композицию волшебной сказки  Умеют характеризовать героев и врагов в волшебной сказке  Учатся находить формулы в волшебной сказке   |    учебник словесности, флипчарты, маркеры   |  
  |   8   |    Тема урока: Волшебные сказки. «Царевна-лягушка»  Цели и задачи:    -продолжить знакомство с волшебными сказками.    -развивать логическое мышление, творческую фантазию.       |    1. Организационный момент.  Позитивный настрой.. Видеоролик «Сказки детства»2ч  2.ТРКМ.  Введение в тему.  4. ТРКМ. Стратегия « Чтение с остановками.»  5. Учёт возрастных особенностей     Физминутка.  6 . Управление и лидерство:   Спикеры команд озвучивают коллективно продуманную версию «продолжения»   7. ОдО.  Взаимооценивание в группах.  8. Рефлексия: « Сегодня я научился…»  9. Домашнее задание: сказку прочесть (стр. 37-45)   |    Позитивный настрой на урок      Словесное поощрение,      Консультирование по необходимости          Рефлексия учащихся, размышления учащихся о пройденном уроке   |        Формативное оценивание на всех этапах урока          Оценивание в группах                   |    Спикеры команд озвучивают коллективно продуманную версию «продолжения»       |    Дети умеют додумывать продолжение сказки  Умеют работать в группе, проявляют интерес к мнению товарищей   |    учебник словесности, флипчарты, маркеры  Видеоролик «Сказки детства »       |  
  |   9   |    Тема урока: Волшебные сказки. «Царевна-лягушка»  Цели и задачи:  - закрепить знания композиционных особенностей волшебной сказки на примере данной сказки.    -развивать навык работы с текстом.         |    1. Организационный момент.  Позитивный настрой..    2. Введение в тему. ТРКМ. Стратегия «Тонкие и толстые вопросы»  3. Работа в группах:  1 гр. Анализ композиции сказки «Лягушка-царевна»  2 гр: Анализ главных героев.  3 гр: Враги в сказке:  4. Задание для талантливых и одарённых: определить стиль волшебной сказки:  5. Учёт возрастных особенностей     Физминутка.  6 . Управление и лидерство:   Защита флипчартов.  7. ОдО. Взаимооценивание в группах.  8.Рефлексия: « Сегодня я научился…»  9. Домашнее задание: «Иван - Крестьянский сын и Чудо-юдо» (хр)     |    Позитивный настрой на урок      Словесное поощрение,      Консультирование по необходимости                              Рефлексия учащихся, размышления учащихся о пройденном уроке   |        Формативное оценивание на всех этапах урока          Оценивание в группах   |    Определить стиль волшебной сказки:  Обрамляющие формулы. Медиальные формулы.       |    Дети умеют находить все элементы композиции волшебной сказки,  Характеризуют героев и врагов в волшебной сказке  Умеют из общего выбирать частное   |    учебник словесности, флипчарты, маркеры   |  
  |   10   |    Тема урока: Волшебные сказки. «Иван- крестьян-ский сын и Чудо -Юдо»  Цели и задачи:    -продолжить знакомство с волшебными сказками.  -закрепить знания композиционных особенностей волшебной сказки на примере данной сказки.    -развивать навык работы с текстом.         |    1. Организационный момент.   Позитивный настрой..    2. ТРКМ. Введение в тему.    3. Чтение сказки «Иван- крестьянский сын и Чудо -Юдо»    4. Работа в группах  1гр. Оформление на флипчарте Особенности композиции волшебной сказки.  2гр. Герои сказки  3гр. Враги в сказке:  Работа с ТиО. Определить стиль волшебной сказки.  5. Учёт возрастных особенностей     Физминутка.  6 . Управление и лидерство:   Спикеры команд презентуют свою тему.     7. ОдО. Взаимооценивание в группах.  8. Рефлексия: « Сегодня я научился…»  9. Домашнее задание: «Ер-тостик»   |    Позитивный настрой на урок      Словесное поощрение,      Консультирование по необходимости              Рефлексия учащихся, размышления учащихся о пройденном уроке   |        Формативное оценивание на всех этапах урока          Оценивание в группах   |    Определить стиль волшебной сказки   |    Умеют применять полученные знания для анализа других волшебных сказок  Умеют работать с текстом новой сказки   |    учебник словесности, флипчарты, маркеры       |  
  |   11   |    Тема урока: Волшебная сказка «Ер-Тостик».  Цели и задачи:    -продолжить знакомство с волшебными сказками.     -рассмотреть типологические черты и национальные особенности казахской народной сказки.  -воспитывать интерес к национальной литературе   |    1. Организационный момент.   ИКТ. Позитивный настрой.. Просмотр видеоролика.  2.ТРКМ. Введение в тему.    4. Знакомство со сказкой. (пересказ учителя с зачитыванием эпизодов)  5. Учёт возрастных особенностей     Физминутка.  6. ТРКМ. Стратегия «Круги по воде»  7. Управление и лидерство.   Спикеры групп презентуют свои флипчарты.  8. ОдО.   Взаимооценивание в группах.  9. Рефлекися «Я знаю , что сказка «Ер-Тостик»….»  10. Домашнее задание: сказку про Алдара Косе прочесть (любую),     |    Позитивный настрой на урок      Словесное поощрение,      Консультирование по необходимости              Рефлексия учащихся, размышления учащихся о пройденном уроке   |        Формативное оценивание на всех этапах урока          Оценивание в группах   |         |    Дети проявляют интерес к казахским сказкам  Умеют находить слова, указывающие на национальную принадлежность  Умеют составлять кроссворд   |    флипчарты, маркеры, сказка «Ер-тостик».  видеоролик.           |  
  |   12   |    Тема урока: Бытовые сказки. Русская сказка «Батрак» и казахская сказка «Хитрый Алдар-Косе.»  Цели и задачи:    -дать представление о бытовых сказках.    -показать отличия бытовых сказок от волшебных и сказок о животных.    -рассмотреть композицию бытовой сказки.         |    1. Организационный момент    Позитивный настрой..    2.ТРКМ, Введение в тему.    3.ИКТ. Просмотр сказки «Батрак».  4. Работа в группах.  1 гр. Пересказ сказки «ХИТРЫЙ АЛДАР-КОСЕ».  2  гр. Пересказ сказки «жадный АЛДАР-КОСЕ».  5. Учёт возрастных особенностей     Физминутка.  6. Управление и лидерство.   Делегаты от групп пересказывают казахскую народную сказку.  7. ОдО. Взаимооценивание в группах.  8. Рефлексия «Я сегодня узнал новое…»  9. Домашнее задание: стр. 47-49., придумать бытовую сказку   |    Позитивный настрой на урок      Словесное поощрение,      Консультирование по необходимости           |        Формативное оценивание на всех этапах урока          Оценивание в группах   |    ТиО готовит доказательство того, что «Батрак»- сказка бытовая.   |    Уч-ся умеют анализировать поступки героев бытовой сказки  Умеют пересказывать сказку, передавая её национальные особенности  Сопоставляют русские и казахские бытовые сказки   |    сказки про «Алдара-Косе», учебник, мультфильм «Батрак»   |  
  |   13   |     Тема урока: Сказки о животных. «Лиса и волк»  Цели и задачи:    -познакомить со сказками о животных.    -рассмотреть особенности сказок о животных, их связь с древними поверьями о животных-тотемах       |    1. Организационный момент    Позитивный настрой..  2. «Авторский стул»  3. Работа с текстом учебника (стр. 49-50)  ТРКМ, «Толстые и тонкие вопросы»  4.ИКТ. Просмотр видеоролика. Сказка «Лиса и волк»  5.Учёт возрастных особенностей:  Физминутка  6. Работа в группах.   Найти различия сказки «Лиса и волк» экранизированной и напечатанной.  7. Управление и лидерство.  Защита флипчартов.  8. ОдО. Взаимооценивание в группах.    9. Рефлексия: «Сегодня на уроке я узнал новое…»  10. Домашнее задание: пересказ любой сказки о животных.   |    Позитивный настрой на урок      Словесное поощрение,      Консультирование по необходимости                          Рефлексия учащихся,    размышления учащихся о пройденном уроке   |        Формативное оценивание на всех этапах урока          Оценивание в группах   |         |    Дети умеют давать развёрнутые ответы на поставленные вопросы  Умеют сопоставлять видеоматериал с литературным текстом       |    учебник, видеоролик «Лиса и волк» , флипчарты, маркеры   |  
  |   14   |     Тема урока: Составление сказки.  SMART цель:  -учащиеся закрепят знания о видах сказок: волшебные, бытовые и сказки о животных;  -смогут применять свои знания при сочинении сказки;  -научатся при создании совместного проекта работать в группе, принимать чужое мнение и отстаивать своё.   |    1. Организационный момент   Позитивный настрой  2. Введение в тему.  3.Работа в группах.  1 группа. Сочинить волшебную сказку.  2 группа. Сочинить бытовую сказку.  3 группа. Сочинить сказку о животных.  4. Управление и лидерство.   Защита флипчартов.  5. ОдО. Взаимооценивание.  6. Рефлексия «Что понравилось мне больше всего на уроке и почему…»  7. Домашнее задание: стр. 58-64 (прочесть сказки о животных)   |    Позитивный настрой на урок      Словесное поощрение,      Консультирование по необходимости      Рефлексия учащихся,    размышления учащихся о пройденном уроке   |    Формативное оценивание на всех этапах урока          Оценивание в группах   |    ТиО.  Консультант   |    Дети знают отличительные особенности всех видов сказок;  Умеют применять знания при составлении сказки;  Понимают, что успех коллективной работы зависит от сплочённости в группе и активности каждого члена группы   |     флипчарты, маркеры   |  
  |   15   |     Тема урока: Былины.    Цели и задачи:    -дать представление о былинах как русском героическом эпосе.    -рассмотреть виды былин, былинный стих. .    -богатыри как олицетворение народного идеала (бескорыстное служение Родине, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства).    -определить близость былины другим жанрам фольклора и ее художественное своеобразие.   |    1. Организационный момент     Позитивный настрой.  2. Введение в тему:   3. ИКТ. Работа с презентацией.   4. ТРКМ. Стратегия «ЖИГСО»   1 гр. – Виды былин  2 гр. – Мир былин  3гр. – Герои былин  4 гр. – Композиция былин.    5 гр- Особенности былинного стиха  5. Управление и лидерство.   Защита флипчартов.  6. Задание для ТиО.  Описание картины Васнецова «Богатыри»  7. Рефлексия: «Чем запомнился мне сегодняшний урок?»   8. Домашнее задание: стр. 53-56 (теория), стр. 57-62 чит. был.   |    Позитивный настрой на урок      Словесное поощрение,      Консультирование по необходимости          Рефлексия учащихся, размышления учащихся о пройденном уроке   |        Формативное оценивание на всех этапах урока          Оценивание в группах   |    Описание картины Васнецова «Богатыри»       |    Уч-ся умеют отличать былины от сказок  Знают имена русских былинных богатырей  Умеют грамотно исполнять былины (речитатив)   |    учебник, флипчарты, маркеры, презентация   |  
  |   16   |    Тема урока: Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник».  Цели и задачи:    -подчеркнуть художественное своеобразие былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник».   -рассмотреть образы, композицию, стиль (использование гипербол, повторов, постоянных эпитетов в изображении героев и событий) былины.       |    1. Организационный момент     Позитивный настрой.  2. ТРКМ. Введение в тему:  3. ИКТ. Просмотр видеоролика «Илья Муромец и Соловей Разбойник»  4. Работа в группах.   Анализ былины по таблице  5. Задание для ТиО.  Составить портрет Соловья Разбойника и Ильи Муромца.  6. Учёт возрастных особенностей:  Физминутка  7. Управление и лидерство.  Защита флипчартов.  8 . ОдО. Взаимооценивание в группах.    9. Рефлексия: «Урок показался мне интересным, потому что я…»  10. Домашнее задание: «Вольга и Микула» чит. в хрест.   |    Позитивный настрой на урок      Словесное поощрение,      Консультирование по необходимости                      Рефлексия учащихся, размышления учащихся о пройденном уроке   |        Формативное оценивание на всех этапах урока          Оценивание в группах   |    Составить портрет Соловья Разбойника и Ильи Муромца.       |    Дети умеют анализировать мир былины  Научились находить гиперболы при описании богатырской силы и ловкости  Исполняют былины речитативом   |    учебник, флипчарты, маркеры, видеоролик   |  
  |   17   |    Тема урока: Былина «Вольга и Микула».  Цели и задачи:    -подчеркнуть идейное своеобразие социально-бытовой былины.    -возвеличивание крестьянского труда посредством образа Микулы и посрамление насилия и порабощения через образы Вольги и его дружины.   |    1. Организационный момент     Позитивный настрой.  2. ТРКМ. Введение в тему.  3. ИКТ. Просмотр презентации Былина «Вольга и Микула »  4. Задание для ТиО.  Чтение былины в хр. ( стр.18-22)  5. Работа в группах.  1гр. Описать образ Вольги  2 гр. Описать образ Микулы  6. Учёт возрастных особенностей:  Физминутка  7. Управление и лидерство.  Защита флипчартов.  8 . ОдО. Взаимооценивание в группах.    9. Рефлексия: «Урок показался мне интересным, потому что я…»  10. Домашнее задание: « Кобланды батыр» (героический эпос)   |    Позитивный настрой на урок      Словесное поощрение,      Консультирование по необходимости                          Рефлексия учащихся   |        Формативное оценивание на всех этапах урока          Оценивание в группах   |    Чтение былины «Вольга и Микула»  в хр. ( стр.18-22)       |    Дети умеют грамотно читать былины  Характеризуют образы главных героев   |    учебник, флипчарты, маркеры, презентация.       |  
  |   18   |    Тема урока: «Кобланды-батыр»  Цели и задачи:    -подчеркнуть соединение в эпосе элементов фантастики и исторических событий  - рассмотреть сюжет эпоса  - характеристика образа главного героя.    -подчеркнуть сходство и отличие от образов русских богатырей.   |    1. Организационный момент     Позитивный настрой.  2. ТРКМ. Введение в тему.  3. Задание для ТиО.  Пересказ эпоса  5. Работа в группах.  Найти сходство и отличие Кобланды –батыра и русских богатырей  6. Учёт возрастных особенностей:  Физминутка  7. Управление и лидерство.  Защита флипчартов.  8 . ОдО. Взаимооценивание в группах.    9. Рефлексия: «Я поставлю себе оценку за урок, потому что я……»   |    Позитивный настрой на урок      Словесное поощрение,      Консультирование по необходимости      Рефлексия учащихся, размышления учащихся о пройденном уроке   |        Формативное оценивание на всех этапах урока          Оценивание в группах   |            Найти примеры гиперболы в тексте героического эпоса   |    Умеют передавать национальные особенности при пересказе казахской сказки  Умеют находить сходства и отличия русских богатырей и казахских батыров   |    Маркеры  Флипчарты  Эпос «Кобланды-батыр»   |  
  |   19   |    Тема урока: Исторические песни  Цели и задачи:    -дать представление об исторических песнях.    -рассмотреть отличие исторических песен от былин..    -развивать интерес к истории через восприятие русского фольклора.         |    1. Организационный момент     Позитивный настрой.  2.ТРКМ.  Введение в тему.  3. Работа в группах:  1гр. Чтение исторической песни «Как царь Иван Казань-город брал»    2гр. Чтение исторической песни «Есаул сообщает о казни Разина»    3 гр. Чтение исторической песни «Суворов приказывает армии переплыть море»    4. Учёт возрастных особенностей. Физминутка  5. Управление и лидерство.   Выразительное чтение в группах. Ответы на вопросы.  6 . ОдО. Самооценивание.  7. Рефлексия: «На уроке я работал…….  8. Домашнее задание: стр.68 зад. №5.   |    Позитивный настрой на урок      Словесное поощрение,      Консультирование по необходимости                      Рефлексия учащихся, размышления учащихся о пройденном уроке   |        Формативное оценивание на всех этапах урока          Оценивание в группах   |         |    Дети знают, что такое историческая песня  Умеют отличать исторические песни от былин  Умеют пересказывать сюжет   |    учебник, раб. тетрадь, ручка       |  
  |   20   |    Тема урока: Лирические бытовые песни.  Цели и задачи:    -дать представление о классификации лирических песен.    -познакомить с компози-цией протяжных лиричес-ких песен, средствах выразительности в протяжных песнях.    -развивать интерес к лирическим песням.       |    1. Организационный момент     Позитивный настрой.  2. ТРКМ. Введение в тему:  3. Работа в группах:  1 гр. Составить классификацию лирических песен.    2 гр. Составить композицию протяжной лирической песни  3 гр. Приемы создания композиции.    4. Учёт возрастных особенностей   Физминутка.  5. Управление и лидерство.   Защита флипчартов.  6. ОдО. Взаимооценивание.  7. Рефлексия: «Сегодня на уроке я работал …»  «очень хорошо»,   «мог работать лучше»,    «работал не в полную силу»    8. Домашнее задание: стр. 71-73, лирические песни читать.   |    Позитивный настрой на урок      Словесное поощрение,      Консультирование по необходимости                      Рефлексия учащихся, размышления учащихся о пройденном уроке   |        Формативное оценивание на всех этапах урока          Оценивание в группах   |         |    Дети знают классификацию лирических песен  Учатся определять символику образов   |    учебник, маркеры, флипчарты.       |  
  |    Раздел «Фольклор и литература ХIХ века»   |  
  |   21   |    Тема: Открытие мира фольклора писателями ХIХ в.    Цели и задачи:  -показать на примерах, как писатели и поэты ХIХ в. использовали фольклорные образы и сюжеты в своих произведениях.  - сравнительный анализ литературного и фольклорного текстов   |    1. Организационный момент     Позитивный настрой.  2. ТРКМ. Введение в тему:  3. Работа в группах:   Чтение статьи (стр. 76-78) Знакомство со стихотворением «Грусть девушки»    4. Задание для ТиО. Задание №5, с. 7-79. Сопост. Анализ  4. Учёт возрастных особенностей   Физминутка.  5..ОдО. Взаимопроверка и взаимооценивание.  7. Рефлексия «Сегодня новым для меня было…»  8. Домашнее задание: с. 78-79 вопр.   |    Позитивный настрой на урок      Словесное поощрение,      Консультирование по необходимости      Рефлексия учащихся, размышления учащихся о пройденном уроке   |        Формативное оценивание на всех этапах урока          Оценивание в группах   |    Задание №5, с. 7-79  Сравнить «У лукоморья дуб зелёный» и народную сказку, записанную А.С.Пушкиным   |    Дети умеют сопоставлять литературный и фольклорный тексты      |    Учебник,    раб. тетрадь   |  
  |   22   |    Тема урока: Обрядовая поэзия в творчестве поэтов ХIХ в  Цели и задачи:    - показать, как используется фольклор в литературе ХIХ в.    -использование обрядовой поэзии как средства передачи психологического состояния лирического героя.       |    1. Организационный момент     Позитивный настрой.  2. ТРКМ. Введение в тему:  3. Работа в группах:  1гр. А.С.Пушкин «Настали святки» в учебнике (стр.120)  2гр. А.Н.Майков «Колыбельная песня» в учебнике (стр. 170)  3 гр. А.А.Фет Из цикла «Гадания» в учебнике (стр. 173)  4. Задание для ТиО.  Гадание на зеркалах  5. ИКТ. Просмотр видеоролика «Рождественские гадания»    6. ОдО. Оценивание выразительного чтения стихотворений.  7. Рефлексия: «Урок был интересен тем, что я…»  8. Домашнее задание: стр. 120, 170, 173 (выраз. чтение), стр 170 (наиз)   |    Позитивный настрой на урок      Словесное поощрение,      Консультирование по необходимости                  Рефлексия учащихся, размышления учащихся о пройденном уроке   |        Формативное оценивание на всех этапах урока          Оценивание в группах   |                        Гадание на зеркалах       |    Дети проявляют интерес к гаданиям  Умеют передавать психологическое состояние лирического героя       |    учебник, маркеры, флипчарты  видеоролик   |  
  |   24   |    Тема урока: Басня как эпический жанр.    Цели и задачи:    -дать представление о басне, её особенностях (аллегория, мораль, сходство со сказками о животных).    -познакомить с баснописцем И.А.Крыловым.  -воспитывать умение красиво, выразительно исполнять басни.   |    1. Организационный момент     Позитивный настрой.  2. ТРКМ. Введение в тему:  3. Задание для ТиО.   Биография И.А.Крылова.  4. Работа с учебником.  Найти в учебнике ответы на вопросы  5. Знакомство с басней «Квартет»  6. ИКТ. Просмотр мультфильма «Квартет»  7. Рефлексия «Волшебный микрофон»    « Сегодня на уроке я научился…»  8. О дО. Взаимооценивание.    Я работал на оценку «..», потому что ….  9. Домашнее задание: стр. 82-83, выразит. чтение   |    Позитивный настрой на урок      Словесное поощрение,      Консультирование по необходимости          Рефлексия учащихся, размышления учащихся о пройденном уроке   |        Формативное оценивание на всех этапах урока          Оценивание в группах   |    Биография И.А.Крылова.   |    Дети знают, что такое басня  Умеют находить и комментиро-вать мораль  Определяют аллегорию в басне  Умеют выразительно исполнять басни       |    учебник, раб. тетрадь   |  
  |   25   |    Тема урока: Басня «Волк и ягнёнок»  Цели и задачи:    - закреплять знания об особенностях басни (аллегория, мораль).  -развивать навык выразительного чтения басни .    - воспитывать интерес к актерскому искусству.       |    1. Организационный момент     Позитивный настрой.  2. ТРКМ. Введение в тему.  3. ИКТ. Просмотр МР4. Басня «Волк и ягнёнок»  4. Выразительное чтение басни детьми.  5. Учёт возрастных особенностей. Физминутка  6. ТРКМ. «Тонкие и толстые вопросы»  7. «Авторский стул»  8. Рефлексия «Мне понравилось на уроке…»    9. О дО. Самооценивание.  10. Домашнее задание: выучить одну басню наизусть   |    Позитивный настрой на урок      Словесное поощрение,      Консультирование по необходимости      Рефлексия учащихся, размышления учащихся о пройденном уроке   |        Формативное оценивание на всех этапах урока          Оценивание в группах   |    Придумать свой финал для басни И.А.Крылова «Волк и ягнёнок»   |    Дети умеют отличать басни от других жанров УНТ  Умеют фантазировать,  Проявляют творческие способности при создании новых версий развязки     |    учебник, раб. тетрадь  МР4. Басня «Волк и ягнёнок»       |  
  |   26   |    Тема урока: Басня «Волк на псарне  Цели и задачи:    - познакомить с басней И. А. Крылова «Волк на псарне», её исторической основой;    - развивать навыки анализа литературного произведения.  -воспитывать интерес к историческому прошлому русской литературы   |    1. Организационный момент     Позитивный настрой.  2. Опрос домашнего задания: чтение наизусть басни    3. Задание для ТиО.  История появления басни «Волк на псарне»   3. Чтение басни по ролям   4. ИКТ. Просмотр презентации.   5. ТРКМ. «Тонкие и толстые вопросы»  7. ОдО. Взаимооценивание.  8. Рефлексия. «Почему я доволен уроком….»    9. Домашнее задание: творческое задание №8, стр. 85.   |    Позитивный настрой на урок      Словесное поощрение,      Консультирование по необходимости                  Рефлексия учащихся   |        Формативное оценивание на всех этапах урока          Оценивание в группах   |    История появления басни «Волк на псарне»       |    Дети знают историческую основу басни  Умеют читать басню по ролям  Проявляют актёрское мастерство при чтении басни   |    учебник, раб. тетрадь  презентация       |  
  |   27   |    Тема урока: В.А.Жуковский «Светлана»    Цели и задачи:    -учить анализировать текст,    -способствовать развитию речи, мышления и творческих способностей учащихся.   -формировать самостоятельную познавательную деятельность.    -воспитывать у учащихся чувство прекрасного, умение ценить любовь, верить в светлое, доброе, высокое.   |    1. Организационный момент     Позитивный настрой.  2. Опрос домашнего задания: конкурс рисунков  3. Задание для ТиО.  Слово о великом русском писателе В.А.Жуковском   4. ТРКМ. Введение в тему:  5. Работа в группах  Работа над текстом произведения, заполнение таблицы  7. Учет возрастных особенностей.  Физминутка  8. Управление и лидерство  Представление и защита таблицы  9. ОдО. Взаимооценивание в группах  10. Рефлексия: «Что нового я узнал о балладе…»  11. Домашнее задание: стр. 96-106   |    Позитивный настрой на урок      Словесное поощрение,      Консультирование по необходимости          Рефлексия учащихся, устные размышления учащихся о пройденном уроке   |        Формативное оценивание на всех этапах урока          Оценивание в группах   |    Слово о великом русском писателе В.А.Жуковском   |    Дети знают биографию В.Жуковского  Умеют работать с текстом баллады, находят ответы на вопросы при заполнении таблицы   |    учебник, раб. тетрадь       |  
  |   28   |    Тема урока: А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге»     Цели и задачи:     -познакомить учащихся с балладой.     -рассмотреть взаимодействие характера человека и его судьбы в  произведении.     -развивать творческое мышление, память, внимание.    -воспитание ответственности, коллективизма, уважительного отношения к мнению партнера.   |    1. Организационный момент     Позитивный настрой.  2. Задание для ТиО. История написания «Песни о вещем Олеге»   3. Чтение  художественного  текста      4. Словарная работа    5. ТРКМ. «Тонкие и толстые вопросы»  6.Кроссворд на знание текста.   7.Рефлексия: «Что нового я узнал сегодня на уроке…»   8. ОдО. Самооценивание:    9. Домашнее задание: выуч. наизусть 1 строфу   |    Позитивный настрой на урок      Словесное поощрение,      Консультирование по необходимости      Рефлексия учащихся, устные размышления учащихся о пройденном уроке   |        Формативное оценивание на всех этапах урока          Оценивание в группах   |    История написания «Песни о вещем Олеге»   |    Дети знают историю создания «Песни…»  Дают развёрнутые ответы на поставленные вопросы  Умеют разгадывать кроссворд   |    учебник, раб. тетрадь  кроссворд       |  
  |   30       |    Тема урока: А.С.Пушкин «У лукоморья дуб зелёный»   Цели и задачи:     -ознакомить учащихся со вступлением к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», с понятиями поэма, строфа;     -формировать умения и навыки выразительного чтения стихотворного текста;   - совершенствовать умения и навыки находить черты волшебных сказок;     -развивать интеллектуаль-но-образное и эмоциональ-ное восприятие художест-венного произведения   |    I. Организационный этап  Позитивный настрой.    ИКТ. Ролик «Сказки Пушкина»  II. ТРКМ. Введение в тему.  3. Самостоятельное чтение отрывка из поэмы  4. ТРКМ. «Тонкие и толстые вопросы»  5. Работа в группах  Заполнение таблицы:  5. Учёт возрастных особенностей.  Физминутка.  6. Рефлексия. «С какими героями этой страны мне хотелось бы подружиться и почему»  7. Домашнее задание: выучить наизусть «Пролог» стр. 113.   |    Позитивный настрой на урок      Словесное поощрение,      Консультирование по необходимости      Рефлексия учащихся, устные размышления учащихся о пройденном уроке   |        Формативное оценивание на всех этапах урока          Оценивание в группах   |         |    Дети умеют давать развёрнутые ответы на поставленные вопросы  Находят черты волшебной сказки в «Прологе»       |    учебник, раб. тетрадь  Ролик «Сказки Пушкина»  МР-4. «Луко-морье»   |  
  |   31  32   |    Тема урока: А.С.Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»  Цели и задачи:    -учить выделять главное, значимое, анализировать поступки героев.    -развивать осознанное, выразительное чтение; речь, память, мышление; интерес к чтению.   -воспитывать негативное отношение к жадности.       |    I. Организационный этап  Позитивный настрой.    2.ТРКМ. Введение в тему.  3. Проверка домашнего задания. Чтение наизусть «У лукоморья дуб зелёный»  4. Работа в группах.  Задание №1. Собрать из частей пословицы, объяснить смысл  5. Задание для ТиО.    Народная сказка, которую записал А.С.Пушкин, услышав ее от крестьян.    6. Учёт возрастных особенностей   Физминутка.  7. Чтение «Сказки о попе и работнике его Балде»    8. ИКТ. Просмотр презентации.    9 .Работа в группах   Расставить иллюстрации в соответствии с текстом  10. Игра “ Угадай, кто сказал”  11. Рефлексия: «Чему научила меня эта сказка….»  12.Домашнее задание: стр. 114-119 (читать)     |    Позитивный настрой на урок      Словесное поощрение,      Консультирование по необходимости                          Рефлексия учащихся, размышления учащихся о пройденном уроке   |        Формативное оценивание на всех этапах урока          Оценивание в группах   |    Народная сказка, которую записал А.С.Пушкин, услышав ее от крестьян.         |    Дети умеют составлять пословицы и объяснять их значение  Анализируют поступки героев  Распределяют иллюстрации в соответствии с сюжетом сказки   |    учебник, раб. тетрадь  дополнит. Материал  презентация   |  
  |   33   |    Тема урока: В.Гауф «Маленький Мук»   Цели и задачи:   -познакомить учащихся со сказкой немецкого писателя.     -раскрыть глубокий нравственный смысл этой сказки:  честность и обман, несправедливые обвинения и уважение к человеку, наказание за проступки.  -подчеркнуть актуальность сказки в наше время.   |    I. Организационный этап  Позитивный настрой.  2.Задание для ТиО. Вводное слово о сказке «Маленький Мук»    3. ИКТ. Просмотр мультфильма «Маленький Мук»  4. Работа в группах:   ТРКМ. Викторина по сказке В. Гауфа «Маленький Мук».   5. Рефлексия «Эта сказка актуальна сегодня, потому что…»  6. Домашнее задание: биография М.Ю.Лермонтова   |    Позитивный настрой на урок      Словесное поощрение,          размышления учащихся об актуальности данной сказки   |                Формативное оценивание на всех этапах урока          Оценивание в группах   |        Вводное слово о сказке «Маленький Мук»   |    Дети знают содержание сказки;  Умеют применять полученные знания в викторине;  Понимают нравственный смысл сказки и её актуальность в наши дни.       |    Мультфильм  Задания викторины   материал для инвидуальн.  сообщения   |  
  |   34   |     Тема: М.Ю.Лермонтов «Бородино» Цели и задачи:   -познакомить с биографией М. Ю. Лермонтова;     -дать историческую справку об Отечественной войне 1812г;     -раскрыть содержание стихотворения "Бородино" с обращением внимания на его художественные достоинства; развивать умения делать анализ художественного текста.       |    1. Орг. момент.  Позитивный настрой.  2. ТРКМ.«Таблица ЗХУ»    3. Биография М.Ю.Лермонтова     4. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА. Бородинская битва     5. Учёт возрастных особенностей. Физминутка   6.Чтение наизусть стихотворения «Бородино»   7. Беседа:   8. Работа в группах.     1гр. Характеристику рассказчика   2гр. слова, передающие движение   3 гр. слова передающие звуки   9. Проверь себя!» Тест  10. Рефлексия «Светофор»    11. ОдО.     |    Позитивный настрой на урок      Словесное поощрение,      Консультирование по необходимости          Рефлексия учащихся, устные размышления учащихся о пройденном уроке   |    Формативное оценивание на всех этапах урока                                              Критериальное оценивание   |    Биография М.Ю.Лермонтова  . ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА. Бородинская битва   |    Дети знают биографию поэта и историческую основу произведения;  Умеют  Анализировать поэтический текст;  Понимают художественную ценность произведения.   |    презентация, таблица ЗХУ, таблица с заданием, эпиграф   |  
  |   35   |     Тема: И.С.Тургенев «Муму»  Цели и задачи:    -познакомить с биографией И.С.Тургенева.    -рассмотреть историческую основу рассказа;  -развивать умение краткого пересказа текста и художественного пересказа отдельного эпизода.       |     1. Орг. момент.   Позитивный настрой.   2. ИКТ. Просмотр презентации.  3. ТиО. Биография И.С.Тургенева  4. Аналитическое чтение начала рассказа    1гр. Составить портрет барыни.  2 гр. Составить портрет Герасима.  5. Управление и лидерство.  Выступление команд.  6. ОдО.  Взаимооценивание в группах.  7. Подведение итогов урока  Рефлексия «Что мне понравилось в образе Герасима и почему…»  8. Домашнее задание: стр. 131-157 (дочитать повесть)     |    Позитивный настрой на урок      Словесное поощрение,                          устные размышления учащихся по теме урока   |            Формативное оценивание на всех этапах урока          Оценивание в группах   |        Биография И.С.Тургенева   |    Дети знают биографию писателя и историческую основу произведения;  Умеют, работая с текстом, составлять портрет главных героев;  Понимают нравственную ценность произведения.   |    презентация, учебник словесности  флипчарты, маркеры   |