Литература как учебный предмет играет ведущую роль в достижении личностных, предметных и метапредметных результатов обучения и воспитания школьников.
  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культу- ры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознан-ному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;  
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;  
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этно-культурных, социальных и экономических особенностей;  
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;  
  • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;  
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;  
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.  
  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;  
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;  
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;  
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;  
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицирвать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;  
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;  
  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;  
  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;  
  • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;  
  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;  
  • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;  
  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
  • владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
• формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы, их оценка; 
• понимать авторскую позицию и выражать свое отношение к ней;
• воспринимать на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; 
• пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
  • писать изложения и сочинения на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
• понимать образную природу литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимать русское слово в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений
  Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.  
   В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В тёмном лесе», «Уж ты ночка, ноченька тёмная...», «Вдоль по улице метелица метёт...», «Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнён». Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.  
  Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).
  Те о р и я л и т е р а т у р ы. Летопись. Древнерусская воинская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).  
  Те о р и я л и т е р а т у р ы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.  
  Те о р и я л и т е р а т у р ы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).
  Те о р и я л и т е р а т у р ы. Дума (начальное представление).  
  Те о р и я л и т е р а т у р ы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).  
  Те о р и я л и т е р а т у р ы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).  
  Те о р и я л и т е р а т у р ы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений). Ремарки как форма выражения авторской поэзии (начальные представления).  
  Те о р и я л и т е р а т у р ы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).  
  Те о р и я л и т е р а т у р ы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).  
  Те о р и я л и т е р а т у р ы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.  
  Те о р и я л и т е р а т у р ы. Психологизм художественной литературы (начальные представления).  
  Те о р и я л и т е р а т у р ы. Сюжет и фабула.  
  Те о р и я л и т е р а т у р ы. Драматическая поэма (начальные представления).  
  Те о р и я л и т е р а т у р ы. Фольклоризм литературы (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).  
   Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи»; Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отчественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.  
  Те о р и я л и т е р а т у р ы. Герой-повествователь (развитие представлений).  
   Те о р и я л и т е р а т у р ы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Сонеты «Её глаза на звёзды не похожи...», «Увы, мой стих не блещет новизной...». В строгой форме сонетов живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).  
  Те о р и я л и т е р а т у р ы. Сонет как форма лирической поэзии.  
  Те о р и я л и т е р а т у р ы. Исторический роман (развитие представлений).  
             |   №   |    Тема урока   |     Тип    урока   |     Виды    деятельности (элементы содержания, контроль)   |    Планируемые результаты   |    Домашнее задание   |    Дата   |  
  |   предметные   |    метапредметные   |    личностные     |         |     п   л   а  н   |     ф   а   к  т   |  
  |   1   |    Литература и история   |    Урок отработки умений и рефлексии   |    Выразительное чтение, выражение личного отношения к прочитанному. Составление плана (тезисов) статьи учебника. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Выявление связей литературных сюжетов и героев с историческим процессом. Решение тестов   |     Научиться определять идейно-исторический замысел художественного произведения   |     Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника; определять понятия, создавать обобщения.    Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе   |     Формирование «стартовой» мотивации к обучению   |    Ответить на вопросы: какую роль играет в вашей жизни книга? Зачем человеку в трудную минуту хочется обратиться к книге?         |         |         |  
  |   2   |     В мире русской народной песни (лирические, исторические песни)   |     Урок-изучение  нового материала   |    Объяснение специфики происхождения, форм бытования, жанрового своеобразия фольклора и литературы. Восприятие текста народных песен, частушек, преданий и их выразительное чтение (исполнение).         |     Научиться определять жанрово- композиционные особенности песни, их смысловую направленность   |     Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать определять понятия.     Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной действий, устанавливать причинно- следственные связи.   Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической     |     Формирование целостного, социально ориентированного представления о жизни, быте и культуре наших предков   |    Завершить анализ песни, выучить любую песню наизусть. Подготовить сообщение о русских исторических песнях   |         |         |  
  |   3   |    Предания как исторический жанр русской народной песни  . Р.к. Песни, собранные в Ульяновской области.   |    Урок-изучение  нового материала   |    Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Составление лексических и историко-культурных комментариев   |     Научиться определять жанровое своеобразие преданий, житийной литературы   |     Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач.   Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, планировать и регулировать свою деятельность. Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою монологической контекстной речью   |     Формирование устойчивой мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности   |    Выучить по выбору историческую песню, подготовить сообщение о жизни А.Невского   |         |         |  
  |   4   |    «Житие Александра Невского»:  (фрагменты)   |     Урок-  исследование   |    Составление лексических и историко-культурных комментариев. Соотнесение содержания жития с требованиями житийного канона. Выявление характерных для произведений литературы XVII века тем, образов и приёмов изображения человека. Подбор примеров, иллюстрирующих литературоведческие понятия «воинская повесть», «сатирическая повесть»  
     
          |     Научиться определять жанровое своеобразие преданий, житийной литературы   |     Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач.   Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, планировать и регулировать свою деятельность. Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию:  осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью   |     Формирование устойчивой мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности   |    Подготовить сообщение о житийной литературе. Ответить на основе материала учебника на вопросы1-5 .   |         |         |  
  |   5   |    «Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 в.  Тема коррупции  «Когда всё в твоих руках»   |     Урок-   изучение нового  материала   |    Выразительное чтение фрагментов древнерусской житийной литературы в современном переводе и сатирических произведений XVII века. Формулирование вопросов по тексту произведений. Характеристика героев литературы XVII века и их нравственная оценка. Устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения. Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём литературоведческих терминов   |    Научиться определять жанровые признаки сатирической повести       |    Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления аргументированного ответа. Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала. Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания       |    Формирование навыков взаимо-действия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя   |    подготовить развёрнутый ответ   |         |         |  
  |   6   |    Д.И. Фонвизин «Недоросль»:  социальная и нравственная проблематика комедии.   |    Урок-  изучение нового  материала   |    Устный рассказ о писателе на основе самостоятельного поиска материалов о нём с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Выразительное чтение фрагментов комедии. Формулирование вопросов по тексту произведения. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге.   |     Научиться определять идейно-этическую направленность комедии   |     Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач.   Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, планировать и регулировать свою деятельности; Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств,     |     Формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости   |    Перечитать комедию,  выразительное чтение понравившегося эпизода.     |         |         |  
  |   7   |    Д.И. Фонвизин «Недоросль»: речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации.   |    Урок-лекция с элементами беседы   |    Анализ различных форм выражения авторской позиции. Работа со словарём литературоведческих терминов. Письменный анализ эпизода комедии. Составление плана и создание письменного ответа на проблемный вопрос. Работа над коллективным (индивидуальным) учебным проектом   |     Научиться владеть изученной терминологией по теме, выразительному чтению и рецензированию выразительного чтения отрывков комедии   |     Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель.   Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации   |     Формирование внутренней позиции школьника на основе поступков положительного героя, формирование нравственно-этической ориентации, обеспечивающей личностный моральный выбор   |    Учить определение классицизма   |         |         |  
  |   8   |    Р.р. Подготовка к домашнему письменному ответу.   |    Урок развития речи   |    Составление плана и создание письменного ответа на проблемный вопрос.   |     Научиться владеть изученной терминологией по теме, навыкам устной и письменной монологической речью   |     Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено. Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности   |     Формирование навыков исследования текста с опорой не только на информацию, но и на жанр, композицию. выразительные средства   |    Написать сочинение   |         |         |  
  |   9   |    И. А. Крылов. «Обоз» -басня о войне 1812 года.   |    Урок-  изучение   нового  материала   |    Устный рассказ о писателе и истории создания произведения на основе самостоятельного поиска материалов о нём с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Выразительное чтение басен Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров Формулирование вопросов по тексту басни. Характеристика сюжета басни, её тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания.     |     Научиться понимать смысл произведения И.А. Крылова   |     Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста; узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием.   Регулятивные: уметь анализировать текст жития; формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т. е. формировать операциональный опыт.   Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное   |     Формирование навыков самоанализа и самоконтроля, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания   |    Выучить наизусть одну из басен. Ответьте на вопрос: «Каков смысл иносказаний в этих баснях   |         |         |  
  |   10   |    К. Ф. Рылеев. «Смерть Ермака» как романтическое произведение.   |     Урок-   изучение   нового  материала   |    Устный рассказ о писателе и истории создания произведения на основе самостоятельного поиска материалов о нём с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Выразительное чтение думы (в том числе наизусть). Подбор примеров, иллюстрирующих особенности поэзии русского романтизма (на уровне содержания, языка, композиции, образа времени и пространства, образа романтического героя). Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «дума».     |     Научиться участвовать в коллективном диалоге   |     Познавательные: уметь узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием (формировать умения работать по алгоритмам).   Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: формировать навыки коллективного взаимодействия при самодиагностике   |     Формирование устойчивой мотивации к активной деятельности в составе пары, группы   |    Составить вопросы по материалам учебника с. 74-75, выразительное чтение баллады. Подготовить связный рассказ о Ермаке, используя тексты «Песни о Ермаке» и думы «Смерть Ермака»   |         |         |  
  |   11   |    Вн. чт. А. С. Пушкин. «История Пугачёва».   |    Урок-  лекция   |    Составление лексических и историко-культурных комментариев.Участие в коллективном диалоге. Формулирование вопросов по тексту произведения. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Работа со словарём литературоведческих терминов.     |     Научиться аргументировать свою точку зрения   |     Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления аргументированного ответа. Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала. Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию     |     Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя   |    Индивид.  сообщения   |         |         |  
  |   12   |    А.С.Пушкин. «Капитанская дочка» как реалистический исторический роман.   |     Урок-анализ  художественного текста   |    Устный рассказ о поэте и истории создания его произведений на основе самостоятельного поиска материалов о нём с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве поэта.   |         |         |         |    Составить план к теме «Образ Пугачёва в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».1-2 гл. (пересказ)   |         |         |  
  |   13   |    А.С.Пушкин. «Капитанская дочка»: образ главного героя.   |     Урок-анализ  художествен  ного текста   |    Анализ ключевых эпизодов романа: «Первая встреча Гринёва с Пугачёвым», «Гибель капитана Миронова»,         |     Научиться понимать, выразительно читать текст повести; производить самостоятельный и групповой анализ фрагментов текста   |     Познавательные: узнавать, называть . и определять объекты в соответствии с содержанием.   Регулятивные: формировать ситуацию т. е. формировать операциональный опыт. Коммуникативные: уметь читать вслух, понимать прочитанное и аргументировать свою     |     Формирование устойчивой мотивации к обучению и самосовершенствованию   |    3- 4 гл.  ( пересказ)   |         |         |  
  |   14   |    А.С.Пушкин. «Капитанская дочка»: система образов романа.   |     Урок-анализ  Художествен  ного текста   |    Формулирование вопросов по тексту произведений. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Различные виды пересказов.         |     Научиться сопоставлять литературных героев с их прототипами   |     Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия. Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно- следственные связи.   Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи   |     Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя   |     5-8 главы, пересказ   |         |         |  
  |   15   |    А.С.Пушкин. «Капитанская дочка»: нравственный идеал Пушкина в образе Маши Мироновой.   |     Урок-анализ  художествен  ного текста   |    Анализ ключевых эпизодов романа: «Объяснение в императорском саду» и др.   |     Научиться анализировать текст повести с позиции ее идейно-тематической направленности   |     Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа(тест).   Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста); планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно.   Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач   |     Формирование навыков анализа, самоанализа и самоконтроля   |    Закончить работу в тетради   |         |         |  
  |   16   |    А.С.Пушкин. «Капитанская дочка»: ОБРАЗ ПРЕДВОДИТЕЛЯ НАРОДНОГО ВОССТАНИЯ И ЕГО ОКРУЖЕНИЯ.   |     Урок-анализ  художествен  ного текста   |    Анализ различных форм выражения авторской позиции   |     Научиться определять значение картин быта XVIII в. для понимания характеров и идеи повести   |     Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника; определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии.   Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации. Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе; устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы   |     Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания   |    Прочитать гл. 8-12, собрать материал о Пугачёве, сравните образ героя в каждой гл.   |         |         |  
  |   17   |    А.С.Пушкин «Капитанская дочка»: ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ И СТРУКТУРЫ.   |     Урок-анализ  художествен  ного текста   |    Сопоставление фрагментов романа с традициями фольклора, с «Историей пугачёвского бунта».    Подбор примеров, иллюстрирующих понятия «историзм», «реализм», «роман».         |     Научиться аргументировать свою точку зрения   |     Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления аргументированного ответа. Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала. Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания   |     Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя   |    связный ответ на вопрос: «Каким я представляю себе Пугачёва после прочтения повести?»     |         |         |  
  |   18   |    Р. Р. . Подготовка к письменному ответу НА ОДИН ИЗ ПРОБЛЕМНЫХ ВОПРОСОВ.   |    Урок   Развития   речи   |    Устный или письменный ответ на вопрос (в том числе с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге.         |     Научиться проектировать и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах   |     Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач.   Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.   Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию   |     Формирование навыков индивидуального выполнения диагностических заданий по алгоритму решения литературоведческой задачи   |    Индивид.  сообщения, стр.91-96, пересказ   |         |         |  
  |   19   |    А.С.Пушкин «Туча»,   « 19 ОКТЯБРЯ».     |     Урок-анализ  стихотвор  ного текста   |    Выразительной чтение стихотворений, фрагментов прозы (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров.         |     Научиться анализировать текст стихотворения   |     Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста.   Регулятивные: уметь анализировать стихотворный текст.   Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное   |     Формирование навыков самоанализа и самоконтроля, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания   |    Выучить наизусть   (на выбор)   |         |         |  
  |   20   |    Вн. чт. А.С.Пушкин   «Я помню чудное мгновенье…» и др .(тема любви и творчества)   |     Урок-анализ  стихотворного текста   |    Выразительной чтение стихотворений, фрагментов прозы (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров   |     Научиться правильно и четко давать ответы на поставленные вопросы   |     Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа на проблемный вопрос. Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания   |     Формирование навыков самоанализа и самоконтроля   |    Выучить наизусть   (на выбор)   |         |         |  
  |   21   |    Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина.   |    Урок   контроля   |    Устный или письменный ответ на проблемный вопрос. Написание сочинения на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта.   |     Научиться проектировать и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах   |     Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач.   Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.   Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию   |     Формирование навыков индивидуального выполнения диагностических заданий по алгоритму решения литературоведческой задачи   |    Вспомнить факты из биографии     М. Ю.Лермонтова   |         |         |  
  |   22   |    М. Ю. Лермонтов. «Мцыри» как романтическая поэма.   |     Урок-анализ лирического  текста   |    Устный рассказ о поэте и истории создания поэмы на основе самостоятельного поиска материалов с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета, Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве поэта.         |     Научиться владеть изученной терминологией по теме,  владеть навыками устной монологической речи   |     Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель.   Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации   |     Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания   |    Ответить на вопросы учебника   |         |         |  
  |   23   |    М. Ю. Лермонтов. «Мцыри»: образ романтического героя.   |     Урок-   анализ   лирического  текста   |    Анализ различных форм выражения авторской позиции. Составление плана характеристики героя.         |     Научиться выявлять характерные художественные средства и приемы лиро-эпического изображения   |     Познавательные: уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме.   Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики. Коммуникативные: уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач   |     Формирование навыков самодиагностики по результатам исследовательской деятельности   |    Выучить наизусть отрывок «Бой с барсом»   |         |         |  
  |   24   |    М. Ю. Лермонтов. «Мцыри»: особенности композиции поэмы.   |     Урок-   анализ   лирического  текста   |    . Характеристика сюжета поэмы, её тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания.             |     Научиться анализировать эпизод   |     Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию. Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа.   Коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев   |     Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя   |    Подготовка к письменному ответу   |         |         |  
  |   25   |    Р.р. М. Ю. Лермонтов. «Мцыри» Подготовка к письменному ответу НА ОДИН ИЗ ПРОБЛЕМНЫХ ВОПРОСОВ.   |    Урок   Развития   речи   |     Устный или письменный ответ на проблемный вопрос. Написание сочинения на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта.   |     Научиться проектировать и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах   |     Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач.   Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.   Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию   |    Формирование навыков индивидуального выполнения диагностических заданий по алгоритму решения литературоведческой задачи   |    Закончить работу, начатую в классе   |         |         |  
  |   26   |    Н.В.Гоголь. «Ревизор» как социально - историческая комедия.   |    Урок-  лекция   |    Устный рассказ о писателе и истории создания комедии на основе самостоятельного поиска материалов с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве писателя.    Выразительное чтение фрагментов комедии, повести.     |     Научиться определять авторское отношение к героям, идейно-эмоциональное содержание комедии   |     Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах.   Регулятивные: уметь осознавать усвоенный материал, осознавать качество и уровень усвоения.   Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения   |     Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя   |    Подготовить сообщения о жизни и творчестве Н.В.Гоголя  Стр. 245-250 пересказ   |         |         |  
  |   27   |    Н.В.Гоголь. «Ревизор» как сатира на чиновничью Россию.   Коррупция со времён Гоголя до наших дней-явление неискоренимое   |     Урок -     анализ худо-   жественного  произведения   |    Выделение этапов развития сюжета комедии. Характеристика сюжета пьесы, её тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания.         |     Научиться понимать смысл произведения и видеть главное   |     Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста.   Регулятивные: уметь анализировать стихотворный текст.   Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное   |     Формирование навыков самостоятельной работы по алгоритму выполнения задачи   |    Прочитать 1-е действие комедии и статью на с. 243-245. Как эта статья помогает понять события, происходящие в комедии   |         |         |  
  |   28   |    Н.В.Гоголь. «Ревизор»: образ Хлестакова.   |     Урок -     анализ худо-   жественного  произведения   |    Анализ ключевых эпизодов повести и комедии: «Первая встреча Хлестакова и городничего», «Сцена вранья»,   |     Научиться выявлять характерные художественные средства и приемы лиро-эпического изображения   |     Познавательные: уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме.   Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики. Коммуникативные: уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач   |     Формирование навыков самодиагностики по результатам исследовательской деятельности   |    Стр.342 №4  В тетрадь ответ.   |         |         |  
  |   29   |    Н.В.Гоголь. «Ревизор»: сюжет и композиция комедии.   |     Урок -     анализ худо-   жественного  произведения   |    Выделение этапов развития сюжета комедии. Характеристика сюжета пьесы, её тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания.         |     Научиться анализировать эпизод   |     Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию. Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа.   Коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев   |     Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя   |    Прочитать 5-е действие, подумать над вопросами, предложенными в учебнике. Подготовить на выбор устную характеристику городничего или Хлестаков   |         |         |  
  |   30   |    Р. р. Н.В.Гоголь. «Ревизор» . Подготовка к письменному ответу НА ОДИН ИЗ ПРОБЛЕМНЫХ ВОПРОСОВ.   |     Урок -     анализ худо-   жественного  произведения   |    Участие в коллективном диалоге. Составление плана (в том числе цитатного) характеристики героя, устный и письменный рассказ о герое по плану.         |     Научиться понимать смысл произведения и видеть главное   |     Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста.   Регулятивные: уметь анализировать стихотворный текст.   Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное   |     Формирование навыков самостоятельной работы по алгоритму выполнения задачи   |    Пересказ, характеристика «маленького человека»   |         |         |  
  |   31   |    Н.В.Гоголь. «Шинель»: как своеобразие реализации темы «маленького человека»   |     Урок -     анализ худо-   жественного  произведения   |    Анализ различных форм выражения авторской позиции. Восприятие художественной условности как специфической характеристики искусства.         |     Научиться выявлять художественные особенности поэмы   |     Познавательные: уметь узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием (формировать умения работать по алгоритмам).   Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.     Коммуникативные: формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия   |     Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя   |    Пересказ,    вопросы в тетради   |         |         |  
  |   32   |    Н.В.Гоголь. «Шинель» как «петербургский текст»   |     Урок -     анализ худо-   жественного  произведения   |    Анализ различных форм выражения авторской позиции. Восприятие художественной условности как специфической характеристики искусства.         |     Обобщить и систематизировать полученные знания, закрепить умения и навыки проведения анализа текста   |     Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (тест).   Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста); планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно.   Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач   |     Формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию   |    характеристика маленького человека   |         |         |  
  |   33   |    Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова и Н. В. Гоголя.   |    Урок контроля   |    Составление плана ответа на проблемный вопрос. Написание сочинения на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта.         |     Научиться проектировать и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах   |     Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач.   Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.   Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию   |     Формирование навыков индивидуального выполнения диагностических заданий по алгоритму решения литературоведческой задачи   |    Подготовка к вн. чтению   |         |         |  
  |   34   |    Вн. чт. «Певцы»: сюжет и герои, образ повествователя в рассказе.   |     Урок -     анализ худо-   жественного  произведения   |    Устный рассказ о писателе и истории создания рассказа на основе самостоятельного поиска материалов с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве писателя. Участие в коллективном диалоге. Выделение этапов развития сюжета.     |     Научиться составлять характеристику героя (-ев)   |     Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию. Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа.   Коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев   |     Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания   |    Вопросы в тетради   |         |         |  
  |   35   |    М. Е. Салтыков – Щедрин. «История одного города: сюжет и герои.   |     Урок -     анализ худо-   жественного  произведения   |    Устный рассказ о писателе на основе самостоятельного поиска материалов с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Выразительное чтение фрагмента романа.         |     Научиться определять сатирические способы художественного изображения действительности   |     Познавательные: уметь устанавливать аналогии. ориентироваться в разнообразии способов решения задач.   Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.   Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию   |     Формирование навыков самодиагностики по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя   |    Индивидуальные сообщения, стр.3-14, пересказ   |         |         |  
  |   36   |    М. Е. Салтыков – Щедрин. «История одного города: средство создания комического.   |     Урок -     анализ худо-   жественного  произведения   |    Характеристика тематики, проблематики, идейно- эмоционального содержания фрагмента романа.         |     Научиться определять признаки литературной пародии в художественном тексте   |     Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель.   Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.   Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации   |     Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя   |    Прочитать «Старый гений» Лескова.   |         |         |  
  |   37   |    Н. С. Лесков. «Старый гений»: сюжет и герои. Коррупция - порождение зла.   |     Урок -     анализ худо-   жественного   произведения   |    Устный рассказ о писателе на основе самостоятельного поиска материалов с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Выразительное чтение рассказа.         |     Научиться аргументировать свои ответы   |     Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено. Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать ее.   |     Формирование устойчивой мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности   |    Индивидуальные сообщения, стр.3-14, пересказ   |         |         |  
  |   38   |    Н. С. Лесков. «Старый гений»: проблематика и поэтика.   |     Урок     анализ худо-   жественного   произведения   |    Характеристика тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания рассказа. Нравственная оценка проблем и. героев. Работа со словарём литературоведческих терминов.   |     Научиться аргументировать свои ответы   |     Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено. Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения     |     Формирование устойчивой мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности   |    Прочитать рассказ «После бала»   |         |         |  
  |   39   |    Л.Н.Толстой. «После бала»: проблемы и герои.     |    Урок-  лекция   |    Устный рассказ о писателе на основе самостоятельного поиска материалов с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве писателя. Выразительное чтение рассказа.         |     Научиться выстраивать внутреннюю монологическую речь   |     Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах.   Регулятивные: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа. Коммуникативные: уметь определять общую цель и пути ее достижения   |     Формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию   |    Стр.16-40 пересказ   |         |         |  
  |   40   |    Л.Н.Толстой. «После бала»: особенности композиции и поэтика рассказа   |     Урок -     анализ худо-   жественного  произведения   |    Составление плана сообщения об особенностях композиции рассказа.         |     Научиться выполнять индивидуальное задание в коллективной проектной деятельности   |     Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах.   Регулятивные: уметь осознавать усвоенный материал, осознавать качество и уровень усвоения.   Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения        |     Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя   |    Подготовка к контрольной   работе   |         |         |  
  |   41   |    Контрольная работа по творчеству М. Е. Салтыков – Щедрина, Н. С. Лескова, Л.Н.Толстого.   |    Урок  контроля   |    Тестирование (по творчеству М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. С. Лескова, Л. Н. Толстого.   |     Научиться составлять портрет героя   |     Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста.   Регулятивные: уметь анализировать текст. Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное        |     Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания   |    Подобрать стихи о природе.   |         |         |  
  |   42   |    Р.р. Поэзия родной природы в русской литературе 19 века.   |     Урок-анализ   лирического  текста   |    Участие в коллективном диалоге. Различение образов лирического героя и автора. Составление плана анализа стихотворения, его письменный анализ по плану.         |     Научиться анализи- ровать поэтический текст   |     Познавательные: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием.   Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т. е. формировать операциональный опыт. Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное   |     Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности   |    Наизусть по выбору   |         |         |  
  |   43   |    А. П. Чехов. «О любви»  (из трилогии)   |     Урок     анализ худо-   жественного  произведения   |    Устный рассказ о писателе на основе самостоятельного поиска материалов с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.     |     Научиться определять идейно-эмоциональное содержание рассказа   |     Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач.   Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.   Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию   |     Формирование навыков самодиагностики по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя   |     Стр.45-47 Подготовить небольшое устное сочинение «Что я помню из произведений Чехова?», пересказ известных рассказов   |         |         |  
  |   44   |    Вн. чт. А. П. Чехов «Человек в футляре»   |     Урок     анализ худо-   жественного  произведения   |    Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве писателя. Характеристика сюжета, тематики, проблематики, идейноэмоционального содержания рассказа. Анализ различных форм выражения авторской позиции.     |     Научиться определять особенности повествования А.П. Чехова   |     Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (тест).   Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста); планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно.   Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать          |     Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания   |    Повторить тетмины по тетради   |         |         |  
  |   45   |    И. А. Бунин. «Кавказ»:  лики любви.   |     Урок     анализ худо-   жественного  произведения   |    Характеристика сюжета, тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания рассказов.         |    Научиться анализировать текст       |    Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (тест).  Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста); планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно.  Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач           |    Формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию       |    Прочитать «Куст сирени»   |         |         |  
  |   46   |    А. И. Куприн «Куст сирени»: история счастливой любви.   |     Урок     анализ худо-   жественного  произведения   |    Анализ различных форм выражения авторской позиции. Устный или письменный ответ на проблемный вопрос. Работа со словарём литературоведческих терминов.         |    Научиться анализировать текст рассказа       |    Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе       |    Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности       |     Стр.61-64 пересказ Прочитать рассказ «Телеграмма» К.Г.Паустовского, сравнить его с ранее изученными произведениями на нравственную тему. Подготовить пересказ рассказа   |         |         |  
  |   47   |    Р.р. Поговорим о превратностях любви.   |    Урок - диспут   |    Подготовка докладов и рефератов по русской литературе XX века.         |    Научиться анализировать текст рассказа       |    Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе   |    Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности       |    Подготовиться к контролю   |         |         |  
  |   48   |    Контрольная работа по рассказам А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. И. Куприна.   |    Урок  контроля   |    Тестирование (по творчеству А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. И. Куприна)   |     Научиться проектировать и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах   |     Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач.   Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.   Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию   |     Формирование навыков индивидуального выполнения диагностических заданий по алгоритму решения литературоведческой задачи   |    Повторить термины   |         |         |  
  |   49   |    А. А. Блок. «На поле Куликовом», «Россия»: история и современность.   |     Урок-анализ   лирического  текста   |    Подбор цитат на тему «История и современность в стихотворении А. А. Блока «Россия». Выразительное чтение стихотворения, фрагментов поэмы. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров.         |     Научиться определять тему и идею поэтического текста   |     Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в     определять понятия. Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной     Коммуникативные: строить монологические   |     Формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию   |    Наизусть Родина По материалам учебника подготовить рассказ о прошлом нашей страны. Подготовить выразительное чтение цикла   |         |         |  
  |   50   |    С. А. Есенин. «Пугачёв» как поэма на историческую тему.   |     Урок     анализ худо-   жественного  произведения   |    Участие в коллективном диалоге. Подбор цитат из текста по заданной теме. Анализ стихотворения, различных форм выражения авторской позиции.   |     Научиться определять языковые и композиционные особенности поэмы   |     Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач.   Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.   Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию        |     Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания   |    Стр.130 Подготовьте выразительное чтение отрывка из поэмы «Пугачёв», отразив пафос поэмы.   |         |         |  
  |   51   |    Р. р. Образ Емельяна Пугачёва в народных преданиях, произведениях Пушкина и Есенина.   |    Урок-конферен-  ция.   |    Ответ на проблемный вопрос: В чём общность и различие образа Пугачёва в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина?         |     Научиться проектировать и корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах   |     Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию. Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа.   Коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения             |     Формирование устойчивой мотивации к индивидуальной и коллективной диагностической деятельности   |    Пресказстр.139   |         |         |  
  |   52   |    И. С. Шмелёв. «Как я стал писателем»: путь к творчеству   |     Урок - анализ  худо-жественно-  го текста   |    Устный рассказ о писателе на основе самостоятельного поиска материалов с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Выразительное чтение рассказа.     |     Научиться определять особенности повествования И.С. Шмелева   |     Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе        |     Формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию   |     Пресказстр.  139   |         |         |  
  |   53   |    М.А.Осоргин. «Пенсне»:  реальность и фантастика.   |     Урок - анализ  худо-жественно-  го текста   |    Выразительное чтение произведения.Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров.         |     Научиться владеть изученной терминологией по теме, владеть навыками устной монологической речи, выполнять индивидуальное задание в проектной группе   |     Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель.   Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации   |     Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя   |    Индивид.сообщения.   |         |         |  
  |   54   |    Журнал «Сатирикон».   « Всеобщая история, обработанная «Сатириконом».   |     Урок - анализ  худо-жественно-  го текста   |    Устный рассказ о писателях, их журнале, произведениях, истории их создания на основе самостоятельного поиска материалов с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Выразительное чтение произведений   |     Научиться владеть изученной терминологией по теме, владеть навыками устной монологической речи, выполнять индивидуальное задание в проектной группе   |     Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель.   Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации   |     Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя   |         |         |         |  
  |   55   |    ВН. чт. Тэффи «Жизнь и воротник» и другие рассказы.   |     Урок - анализ  худо-жественно-  го текста   |    Выразительное чтение произведений.Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров   |     Научиться аргументировать свой ответ   |     Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено. Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать ее   |     Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания   |     Пересказ     стр. 150   |         |         |  
  |   56   |    Вн. чт. М. Зощенко «История болезни» и другие рассказы.   |     Урок - анализ  худо-жественно-  го текста   |    Характеристика сюжетов и героев рассказов, их идейно - эмоционального содержания. Восприятие художественной условности как специфической характеристики искусства.         |     Научиться выделять приемы сатирического изображения действительности в рассказе   |     Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста и составлять развернутое сообщение.   Регулятивные: уметь анализировать текст и соотносить чужие нравственные принципы со своими.   Коммуникативные: уметь читать вслух, понимать прочитанное и аргументировать свою точку зрения   |     Формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию   |     Пересказ     стр. 164   |         |         |  
  |   57   |    А. Т. Твардовский. «Василий Тёркин»: человек и война.   |     Урок - анализ  худо-жественно-  го текста   |    Устный рассказ о поэте и истории создания поэмы на основе самостоятельного поиска материалов с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Выразительное чтение фрагментов поэмы   |     Научиться определять идейно-эмоциональное содержание произведений о войне   |     Познавательные: уметь узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием (формировать умения работать по алгоритмам).   Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.   Коммуникативные: формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия   |     Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности   |    Прочитать главу «Переправа», подготовить рассказ об истории создания поэмы.   |         |         |  
  |   58   |    А. Т. Твардовский. «Василий Тёркин»: образ главного героя.   |     Урок - анализ  худо-жественно-  го текста   |    Василий Тёркин: крестьянин, солдат, гражданин. Участие в коллективном диалоге. Характеристика сюжета и героев поэмы, её идейно - эмоционального содержания.    Анализ различных форм выражения авторской позиции.         |     Научиться аргументировать свой ответ   |     Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено. Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности   |     Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания   |    Прочитать главы «О награде», «Гармонь», «Два бойца», «Кто стрелял?», «Смерть и воин» (дополнительно к главам учебника   |         |         |  
  |   59   |    А. Т. Твардовский. «Василий Тёркин»: особенности композиции поэмы.   |     Урок анализ   худо-жественно-  го текста   |    Начальные представления об авторских отступлениях как элементе композиции.         |    . Характеристика сюжета поэмы, её тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания.             |     Научиться анализировать эпизод   |     Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию. Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа.   Коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев        |    Подготовить (устно) характеристику Василия Тёркина. Выучить наизусть отрывок или главу. Прочитать главу «От автора   |         |         |  
  |   60   |    Стихи и песни о Великой Отечественной войне.   |     Урок - анализ  худо-жественно-  го текста   |    Выразительное чтение стихотворений, прослушивание и исполнение, песен. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Выявление художественно значимых изобразительно- выразительных средств языка писателя           |     Научиться определять жанровокомпозиционные особенности песен о Великой Отечественной войне   |     Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (тест).   Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала. Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания   |     Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя   |     Наизусть   (по выбору)   |         |         |  
  |   61   |    В. П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет»: картины военного детства, образ главного героя.   |     Урок - анализ  худо-жественно-  го текста   |    Характеристика сюжета и героев рассказа, его идейно-эмоционального содержания. Составление сообщения о герое-повествователе.         |     Научиться определять идейно-тематическое своеобразие рассказа В.П. Астафьева   |     Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (тест).   Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста); планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно.   Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач        |     Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности   |    Индивид.  Сообщения,    стр.18184,   пересказ.   |         |         |  
  |   62   |    Р.р. В. П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа.   |     Урок - анализ  худо-жественно-  го текста   |    Выразительное чтение фрагментов рассказа. Характеристика сюжета и героев рассказа, его идейно-эмоционального содержания. Составление сообщения о герое-повествователе.         |     Научиться применять алгоритм проведения анализа текста   |     Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (тест).   Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста); планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно.   Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач        |     Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя   |    Рассказ о фотографии из семейного альбома   |         |         |  
  |   63   |    Русские поэты о Родине, родной природе (обзор).   |    Урок –    лекция   |    Сравнительный анализ образа Родины в творчестве русских поэтов. Конкурс на лучшее исполнение стихотворения. Викторина на знание текстов стихотворений и их художественных особенностей   |     Научиться выявлять характерные особенности лирики о природе   |     Познавательные: уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме.   Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики. Коммуникативные: уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач   |     Формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию   |    Наизусть по выбору.   |         |         |  
  |   64   |    Поэты русского зарубежья об оставленной Родине.   |     Урок - анализ  худо-жественно-  го текста   |    Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ стихотворений, сопоставительный анализ лирических текстов   |     Научиться определять жанрово-стилистические черты лирического произведения   |     Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию. Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа.   Коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения в соотнесении с позицией автора текста   |     Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя   |    Наизусть по выбору.   |         |         |  
  |   65   |    Годовая контрольная работа по литературе в формате ГИА.   |    Урок   контроля   |    Предъявление читательских и исследовательских навыков, приобретённых в 8 классе.         |     Научиться проектировать и корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах   |     Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия. Регулятивные: выполнять учебные действия в громко действий, устанавливать причинно- следственные связи.   Коммуникативные: строить монологические высказывания в     |     Формирование навыков исследовательской и диагностической деятельности   |    Перечитать     «Ромео и Джульетта».   |         |         |  
  |   66   |    У. Шекспир.   «Ромео и Джульетта».   |     Урок - анализ  худо-жественно-  го текста   |    Устный рассказ о писателе и истории создания трагедии на основе самостоятельного поиска материалов с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Выразительное чтение фрагментов произведений зарубежной литературы.         |     Научиться владеть изученной терминологией по теме, навыкам устной монологической речи   |     Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель.     Регулятивные: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено. Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности   |     Формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию   |    Подготовить сообщение о творчестве В.Шекспира,.     |         |         |  
  |   67   |    Сонет как форма лирической поэзии.   |     Урок - анализ  худо-жественно-  го текста   |    Сопоставление переводов сонетов, анализ сонета (в том числе с использованием цитирования). Работа со словарём литературоведческих терминов.         |     Научиться определять идейно-эмоциональное содержание сонетов.   |     Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель.   Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.     Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации   |     Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания   |    Наизусть отрывок   |         |         |  
  |   68   |    Вн. чт. Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отрывков)   |     Урок - анализ  худо-жественно-  го текста   |    . Выявление черт фольклора в комедии «Мещанин во дворянстве». Характеристика сюжета и героев произведения, его идейно-эмоционального содержания. Устный анализ эпизода.         |     Научиться определять жанрово-стилистические черты пьесы Ж.-Б. Мольера   |     Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию. Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа.   Коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения в соотнесении   |     Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя   |    Чтение комедии   |         |         |  
  |   69   |    Вн. чт. В. Скотт. «Айвенго»   |     Урок - анализ  худо-жественно-  го текст   |    Характеристика сюжета и героев произведения, его идейно-эмоционального содержания. Устный анализ эпизода.         |     Научиться выразительно читать текст, анализировать текст   |     Познавательные: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием.   Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т. е. формировать операциональный опыт. Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное   |     Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя   |     Индивид.  сообщения   |         |         |  
  |   70   |    Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе.   |    Урок –    рефлексия   |    Устный рассказ о произведении или герое. Иллюстрирование примерами изученных литературоведческих терминов.         |     Научиться определять идейно-исторический замысел художественного произведения   |     Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника; определять понятия, создавать обобщения.    Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе   |     Формирование мотивации к обучению   |    Чтение книг по списку на лето.   |         |         |