2014 г.
  Рабочая программа учебного предмета разработана на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования
  Тарасова Марина Николаевна, преподаватель русского языка и литературы.
  Рабочая программа учебного предмета разработана на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования
  для специальности среднего профессионального образования: 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
  Рабочая программа учебного предмета может быть использована в программах дополнительного профессионального образования
  входит в общеобразовательный цикл базовых дисциплин.
  основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.; основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
  основные теоретико-литературные понятия.
  анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
  соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
  выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
  писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
  создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
  самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
  1)знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;
  2)сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского и родного языка;
  3)сформированность потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, диалога людей друг с другом; понимание важности процесса чтения для своего дальнейшего нравственного и интеллектуального развития;
  4)сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
  5)способность выявлять в художественных текстах личностно значимые образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
  6)владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
        |   Наименование разделов и тем   |    Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа студентов.   |    Объем часов   |    Уровень освоения   |  
  |   1   |    2   |    3   |    4   |  
  |   Раздел 1. Литература первой половины XIX века.   |         |    14   |         |  
  |    Тема 1.1.  Литературный процесс в России 1-й половины XIX века.   |    Содержание учебного материала   |    2   |  
  |   1.Литература первой половины XIX века (обзор).Литературная борьба. Романтизм - ведущее направление русской литературы 1-й половины XIX века.   |    2   |  
  |   Лабораторные работы   |    -   |         |  
  |   Практические занятия   |    -   |  
  |   Контрольные работы   |    -   |  
  |   Самостоятельная работа студентов:   |         |  
  |   1.Составление синхронной историко-культурной таблицы.   |    2   |  
  |    Тема 1.2.  А.С.Пушкин.   |    Содержание учебного материала   |     2       |  
  |   1       |    1.А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы лирики поэта. Стихотворения: «Погасло дневное светило», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» («И путник усталый на Бога роптал…»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...»   |    2   |  
  |   Лабораторные работы   |    -   |         |  
  |   Практические занятия:   |         |  
  |   1.Комплексный анализ поэмы «Медный всадник»: « Проблема личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина».   |    2   |  
  |   Контрольные работы   |    -   |  
  |   Самостоятельная работа студентов   |    -   |  
  |    Тема 1.3.  М.Ю.Лермонтов   |    Содержание учебного материала   |    2   |  
  |   1.   |    1. М.Ю.Лермонтов. Основные факты жизни и творчества. Стихотворения: « Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»), «Дума», «Как часто пестрою толпою…», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу…», «Сон». Глубина философской проблематики и драматизм звучания лирики М.Ю.Лермонтова. Мотивы одиночества. Глубина и проникновенность духовной и патриотической лирики поэта.   |         |  
  |   Лабораторные работы   |    -   |         |  
  |   Практические занятия   |    -   |  
  |   Контрольные работы   |    -   |  
  |   Самостоятельная работа студентов   |    -   |  
  |    Тема 1.4.  Н.В.Гоголь   |    Содержание учебного материала   |    2   |  
  |   1   |    Н.В.Гоголь.Сведения из биографии.«Петербургские повести»: «Портрет». Композиция. Сюжет. Герои. Идейный замысел. Мотивы личного и социального разочарования. Приемы комического в повести. Авторская позиция.   |    3   |  
  |   Лабораторные работы   |    -   |         |  
  |   Практические занятия   |    -   |  
  |   Контрольные работы:   |    -   |  
  |   Самостоятельная работа студентов   |    -   |  
  |    Тема 1.5.  Итоговая контрольная работа по литературе1-й половины XIX века   |    Содержание учебного материала   |         |  
  |   Лабораторные работы   |         |  
  |   Практические занятия   |         |  
  |   Контрольные работы   |    2   |  
  |   Итоговая контрольная работа по литературе1-й половины XIX века.   |         |  
  |   Самостоятельная работа студентов   |         |  
  |   Раздел 2. Литература 2-й половины XIX века.   |         |    61   |  
  |   Тема 2.1. Русская литература 2-й половины XIX века.   |    Содержание учебного материала   |    2   |  
  |   1   |    1.Культурно-историческое развитие России середины XIX века, отражение его в литературном процессе. Расцвет реализма в русской литературе. Литература как выражение духовных исканий русского общества. Нравственные поиски героев.   |    2   |  
  |   Лабораторные работы   |    -   |         |  
  |   Практические занятия   |    -   |  
  |   Контрольные работы   |    -   |  
  |   Самостоятельная работа студентов:   |         |  
  |   1.Работа со справочной и дополнительной литературой (конспектирование).   |    2   |         |  
  |   Тема 2.2. А.Н.Островский   |    Содержание учебного материала   |    2   |    3   |  
  |   1   |    А.Н. Островский. «Гроза». Самобытность замысла, оригинальность основного характера, сила трагической развязки в судьбе героев драмы. Символика грозы.   |  
  |   2   |    Роль персонажей второго ряда в пьесе.   |         |         |  
  |   Лабораторные работы   |    -   |         |  
  |   Практические занятия   |         |  
  |   Контрольные работы   |    -   |  
  |   Самостоятельная работа студентов:   |         |  
  |   1.Работа с критическими статьями.     |    2   |  
  |   Тема 2.3.И.А.Гончаров   |    Содержание учебного материала   |    2   |  
  |   1   |    Сведения из биографии. Роман «Обломов». Творческая история романа. Сон Ильи Ильича как художественно- философский центр романа. Штольц и Обломов. Решение автором проблемы любви в романе.   |    3   |  
  |   2.   |    Штольц и Обломов. Анализ эпизода «Сон Обломова».   |    2   |  
  |   Лабораторные работы   |    -   |         |  
  |   Практические занятия   |         |  
  |   Контрольные работы   |    -   |  
  |   Самостоятельная работа студентов   |    -   |  
  |    Тема 2.4.  И.С.Тургенев   |    Содержание учебного материала   |    2   |  
  |   1   |    1. Очерк жизни и творчества И.С.Тургенева. Роман «Отцы и дети». Временной и всечеловеческий смысл названия и основной конфликт романа.   |    3   |  
  |   2.   |    2.Нигилизм Базарова. Базаров и Аркадий. Тема любви в романе. Роль пейзажа в раскрытии идейно-художественного замысла писателя».   |    2   |  
  |   Лабораторные работы   |    -   |         |  
  |   Практические занятия   |         |  
  |   Контрольные работы:   |         |  
  |   1.Контрольное сочинение по роману «Отцы и дети».   |    2   |  
  |   Самостоятельная работа студентов   |    -   |  
  |   Тема 2.5. Ф.И.Тютчев, А.А.Фет   |    Содержание учебного материала   |    2   |  
  |   1   |     1.Ф.И.Тютчев. Сведения из биографии. Судьба России в лирике Тютчева. Стихотворения: «С поляны коршун поднялся…», «Полдень», «Видение», «Тени сизые смесились…», «Не то, что мните вы, природа…», «29-е января 1837», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим», «Последняя любовь».   А.А. Фет. Художественное своеобразие лирики Фета. Поэзия Фета как выражение идеала и красоты. Гармоничность и мелодичность лирики Фета.   Стихотворения: «Шепот, робкое дыханье…», ««Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Еще майская ночь...», «Это утро, радость эта».   |    3   |  
  |   Лабораторные работы   |    -   |         |  
  |   Практические занятия   |    -   |  
  |   Контрольные работы   |    -   |  
  |   Самостоятельная работа студентов:   |         |  
  |   Выразительное чтение стихотворений поэта наизусть (по выбору обучающегося). Составление устного отзыва о стихотворении. Сопоставительный анализ стихотворений Ф.И.Тютчева и А.А.Фета.   |    2   |  
  |    Тема 2.6.  А.К.Толстой.   |    Содержание учебного материала   |    2   |  
  |   1   |    1.А.К.Толстой. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Стихотворения: «Меня во мраке и в пыли…», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Против течения», «Колокольчики мои…».   |    3   |  
  |   Лабораторные работы   |    -   |         |  
  |   Практические занятия   |    -   |  
  |   Контрольные работы   |         |  
  |   Самостоятельная работа студентов:   |         |  
  |    Тема 2.7.  Н.А.Некрасов.   |    Содержание учебного материала   |    2   |    3   |  
  |   1.   |     Н.А.Некрасов. Лирика поэта. Гражданский пафос лирики. Народная поэзия как источник своеобразия поэзии Некрасова. Интимная лирика. Стихотворения: «Мы с тобой бестолковые люди», «Поэт и гражданин», «Элегия», «О Муза, я у двери гроба..».       |  
  |   2.   |    Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел поэмы. Жанр. Композиция. Народные образы в поэме. Проблема счастья в поэме.   |    2   |  
  |   Лабораторные работы   |    -   |         |  
  |   Практические занятия   |         |  
  |   Контрольные работы   |    -   |  
  |   Самостоятельная работа студентов:   |         |  
  |   Конспект на тему: « Образ «народного заступника» Гриши Добросклонова в раскрытии идейного замысла поэмы».   |    2   |  
  |    Тема 2.8.  Н.С.Лесков.   |    Содержание учебного материала   |    2   |  
  |   1   |     Н.С.Лесков. Сведения из биографии. Повесть «Очарованный странник».Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести.   |    3   |  
  |   Лабораторные работы   |    -   |         |  
  |   Практические занятия   |    -   |  
  |   Контрольные работы   |    -   |  
  |   Самостоятельная работа студентов:   |         |  
  |   1.Составление сюжетно-композиционного плана. Образ Ивана Флягина.   |    2   |  
  |    Тема 2.9.  М.Е.Салтыков-Щедрин   |    Содержание учебного материала   |    2   |  
  |   1   |     М.Е. Салтыков-Щедрин. Сведения из биографии«История одного города» (обзор). Объекты сатиры и сатирические приемы. Гипербола и гротеск как способы изображения действительности.   |    3   |  
  |   Лабораторные работы   |    -   |         |  
  |   Практические занятия   |    -   |  
  |   Контрольные работы   |    -   |  
  |   Самостоятельная работа студентов:   |         |  
  |   1.Составление таблицы на тему: «Сказки Салтыкова-Щедрина и сказки русского народа, общие черты и отличия».   |    2   |         |  
  |    Тема 2.10.  Ф.М.Достоевский   |    Содержание учебного материала   |    2   |         |  
  |   1   |     1.Ф.М. Достоевский. Сведения из биографии. Роман «Преступление и наказание». Петербург Достоевского.   |    3   |  
  |   2   |    2. Идея Раскольникова о праве сильной личности. Правда Сони Мармеладовой. Двойники Раскольникова. Воскрешение Раскольникова через любовь.   |    2   |         |  
  |   Лабораторные работы   |    -   |         |  
  |   Практические занятия   |         |  
  |   Контрольные работы   |         |         |  
  |   Самостоятельная работа студентов:   |         |  
  |   Домашнее сочинение по роману «Преступление и наказание»   |    2   |  
  |    Тема 2.11.  Л.Н.Толстой   |    Содержание учебного материала   |    2   |  
  |   1   |     Жизненный и творческий путь. Духовные искания писателя. Роман-эпопея «Война и мир». История создания. Жанровое своеобразие романа. Особенности композиционной структуры романа.   |    3   |  
  |   2   |    Анализ эпизодов: « Салон А.П.Шерер», « Именины у Ростовых». А.Болконский и Пьер Безухов. Образ Наташи Ростовой.   |    2   |         |  
  |   Лабораторные работы   |    -   |         |  
  |   Практические занятия   |    2   |  
  |   1. Составление сравнительной характеристики героев.. Кутузов и Наполеон.   |         |  
  |   Контрольные работы:   |    -   |  
  |   Контрольная работа по итогам 1 семестра.   |    1   |  
  |   Самостоятельная работа студентов:   |         |  
  |   1.Домашнее сочинение по роману «Война и мир».   |    4   |  
  |    Тема 2.12.  А.П.Чехов   |    Самостоятельная работа студентов   |    2   |  
  |   1   |     А.П.Чехов. Жизнь и творчество. Проблематика рассказов « Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Студент».   |    3   |  
  |   2.   |    Пьеса «Вишневый сад». Судьбы и характеры героев пьесы. Конфликт в пьесе. Итоговое тестирование по русской литературе второй половины 19 века.   |    2   |         |  
  |   Лабораторные работы   |    -   |         |  
  |   Практические занятия   |         |  
  |   Контрольные работы   |         |  
  |   Самостоятельная работа студентов:   |         |  
  |   1.Чтение и анализ рассказов писателя.   |    2   |  
  |    Раздел 3.  Литература концаXIX- начала XX века.   |         |    24   |  
  |    Тема 3.1.  Модернистские течения в литературе.   |    Содержание учебного материала   |    2   |  
  |   1   |    Общая характеристика культурно-исторического процесса рубежа XIX и XX веков и его отражение в литературе. Традиции русской классической литературы XIX века и их развитие в литературе XX века. Многообразие литературных течений (символизм, акмеизм, футуризм), отражение в них идейно-политической борьбы первых послереволюционных лет.   |    2   |  
  |   Лабораторные работы   |    -   |         |  
  |   Практические занятия   |    -   |  
  |   Контрольные работы   |    -   |  
  |   Самостоятельная работа студентов   |    -   |  
  |    Тема 3.2.  И.А.Бунин   |    Содержание учебного материала   |    2   |         |  
  |   1   |    И.А. Бунин. Сведения из биографии. Лирика. Философичность лирики Бунина. Стихотворения: «Вечер», «Не устану повторять вас, звезды!…», «Ковыль».   |    3   |  
  |   2   |    Идейно-тематический анализ рассказов писателя («Антоновские яблоки», «Чаша жизни», «Легкое дыхание», «Чистый понедельник», «Господин из Сан-Франциско»).   |    2   |         |  
  |   Лабораторные работы   |    -   |         |  
  |   Практические занятия   |    -   |  
  |   Контрольные работы   |    -   |  
  |   Самостоятельная работа студентов:   |         |  
  |   1. Выразительное чтение стихотворений поэта наизусть (по выбору обучающегося). Составление устного отзыва о стихотворении.   |    2   |  
  |    Тема3.3.  А.И.Куприн   |    Содержание учебного материала   |    2   |  
  |   1   |     А.И. Куприн. Сведения из биографии. Повесть «Гранатовый браслет». Смысл названия повести, спор о сильной, бескорыстной любви, тема неравенства в повести.   |    3   |  
  |   Лабораторные работы   |    -   |         |  
  |   Практические занятия   |    -   |  
  |   Контрольные работы   |    -   |  
  |   Самостоятельная работа студентов:   |         |  
  |   1.Составление аннотации на повесть.   |    2   |  
  |    Тема 3.4.  Поэзия «серебряного века».   |    Содержание учебного материала   |    2   |  
  |   1   |    Серебряный век как поэтическая эпоха. Символизм. В.Я.Брюсов. Чтение и осмысление стихотворений: «Юному поэту», «Сонет к форме», «Грядущие гунны». Акмеизм. Н.С.Гумилев. Чтение и осмысление стихотворений: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай». Футуризм. И.Северянин. Чтение и осмысление стихотворений: «Интродукция», «Двусмысленная слава», «Эпилог».   |    3   |  
  |   Лабораторные работы   |    -   |         |  
  |   Практические занятия   |    -   |  
  |   Контрольные работы   |    -   |  
  |   Самостоятельная работа студентов:   |         |  
  |   1.Выразительное чтение и анализ стихотворений поэтических индивидуальностей «серебряного века».   |    2   |         |  
  |    Тема 3.5.  А.А.Ахматова   |    Содержание учебного материала   |    2   |         |  
  |   1   |    Жизненный и творческий путь. Ранняя лирика Ахматовой: глубина, яркость переживаний поэта, его радость, скорбь, тревога. Революция в судьбе поэтессы. Любовная лирика Ахматовой. Стихотворения: », «Мне ни к чему одические рати», «Сжала руки под темной вуалью…», «Не с теми я, кто бросил земли..», «Родная земля», «Мне голос был».   |    3   |  
  |   2.   |    Сюжетно-композиционный анализ поэмы «Реквием». Поэма «Реквием». История создания и публикация поэмы. Трагизм жизни и судьбы лирической героини и поэтессы   |    2   |         |  
  |   Лабораторные работы   |    -   |         |  
  |   Практические занятия   |    -   |  
  |   Контрольные работы   |    -   |         |  
  |   Самостоятельная работа студентов:   |         |  
  |   1.Выразительное чтение стихотворений наизусть.   |    2   |  
  |    Тема 3.6.  М.Цветаева   |    Содержание учебного материала   |    2   |  
  |   1   |    Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Исповедальность, внутренняя самоотдача, максимальное напряжение духовных сил как отличительная черта цветаевской лирики. Чтение и анализ стихотворений: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…».   |    3   |  
  |   Лабораторные работы   |    -   |         |  
  |   Практические занятия   |    -   |  
  |   Контрольные работы   |    -   |  
  |   Самостоятельная работа студентов   |    -   |  
  |   Раздел 4. Литература 1-й половины XX века.   |         |     43   |  
  |    Тема 4.1.  М.Горький   |    Содержание учебного материала   |    2   |  
  |   1   |    М. Горький. Сведения из биографии. Типы персонажей в романтических рассказах писателя. Тематика и проблематика романтического творчества Горького. Поэтизация гордых и сильных людей. Ранние рассказы: «Челкаш», «Старуха Изергиль».   |    3   |  
  |   Лабораторные работы   |    -   |         |  
  |   Практические занятия   |    2   |  
  |   Составление сравнительной характеристики героев пьесы. Изображение правды жизни в пьесе и ее философский смысл. Герои пьесы. Спор о назначении человека. Авторская позиция и способы ее выражения.   |         |  
  |   Контрольные работы   |    -   |  
  |   Самостоятельная работа студентов   |    -   |  
  |    Тема 4.2.  А.А.Блок.   |    Содержание учебного материала   |    2   |  
  |   1   |     А.А. Блок. Сведения из биографии. Природа социальных противоречий в изображении поэта. Тема исторического прошлого в лирике Блока. Тема родины, тревога за судьбу России. Стихотворения: «Незнакомка», « «Россия», «В ресторане», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «На железной дороге», «Река раскинулась. Течет…». Поэма «Двенадцать»: Сложность восприятия Блоком социального характера революции. Сюжет поэмы и ее герои.   |    3   |  
  |   Лабораторные работы   |    -   |         |  
  |   Практические занятия   |    -   |  
  |   Контрольные работы   |    -   |  
  |   Самостоятельная работа студентов:   |         |  
  |   1.Подготовка презентации по творчеству А.Блока.   |    4   |  
  |    Тема 4.3.  С.Есенин   |    Содержание учебного материала   |    2   |  
  |   1   |    С.Есенин. Биография поэта. Тема Родины в поэзии Есенина. Революция в судьбе поэта. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!...», «Русь Советская», «Спит ковыль. Равнина дорогая…». Художественно-философские основы лирики С.Есенина. Стихи Есенина о любви. Стихотворения: «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Шаганэ, ты моя, Шаганэ…».   |    3   |  
  |   Лабораторные работы   |    -   |         |  
  |   Практические занятия   |    -   |  
  |   Контрольные работы   |    -   |  
  |   Самостоятельная работа студентов:   |         |  
  |   1.Выразительное чтение стихотворения наизусть   |    2   |  
  |    Тема 4.4.  В.В.Маяковский   |    Содержание учебного материала   |    2   |  
  |   1   |     В.В.Маяковский .Жизнь и творчество. Поэтическая новизна ранней лирики: необычное содержание, гиперболичность и пластика образов, яркость метафор, контрасты и противоречия. Тема несоответствия мечты и действительности, несовершенства мира в лирике поэта. Стихотворения: «А вы могли бы?», « «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно…», «Юбилейное», «Лиличка!», «Прозаседавшееся».       |    3   |  
  |   Лабораторные работы   |    -   |         |  
  |   Практические занятия   |    -   |  
  |   Контрольные работы   |    -   |  
  |   Самостоятельная работа студентов   |         |  
  |   1.Выразительное чтение стихотворения. Любовная лирика В.Маяковского   |    1   |         |  
  |    Тема 4.5.  Б.Л.Пастернак   |    Содержание учебного материала   |    2   |    3   |  
  |   1   |    Б.Л.Пастернак. Жизнь и творчество. Философичность лирики. Тема пути – ведущая в поэзии Пастернака. Чтение и осмысление стихотворений: «Февраль. Достать чернил и плакать...», «Про эти стихи», «Определение поэзии», «Гамлет», «Быть знаменитым некрасиво», «Во всем мне хочется дойти до самой сути…», «Зимняя ночь», роман «Доктор Живаго» (обзор).   |  
  |   Лабораторные работы   |    -   |         |  
  |   Практические занятия   |    -   |  
  |   Контрольные работы   |    -   |  
  |   Самостоятельная работа студентов:   |    2   |  
  |   1. Выразительное чтение стихотворения.   |         |  
  |    Тема4.6.  М.А.Булгаков.   |    Содержание учебного материала   |    2   |  
  |   1   |    Жизнь и творчество. Роман «Мастер и Маргарита». История создания и публикации романа. Библейские мотивы и образы в романе. Сатирические страницы романа.   |    3   |  
  |   2   |    Мастер и Маргарита в романе Булгакова. Любовь и творчество в романе. Идейно-композиционная роль Воланда.   |    2   |         |  
  |   Лабораторные работы   |    -   |         |  
  |   Практические занятия   |         |  
  |   Контрольные работы   |    -   |  
  |   Самостоятельная работа студентов:   |         |  
  |   1.Домашнее сочинение по роману «Мастер и Маргарита».   |    4   |  
  |    Тема 4.7.  А.А.Платонов.   |    Содержание учебного материала   |    2   |  
  |   1   |    Жизнь и творчество. Повесть «Сокровенный человек». Оригинальность, самобытность художественного мира писателя. Поиски положительного героя писателем. Труд как основа нравственности человека.   |    3   |  
  |   Лабораторные работы   |    -   |         |  
  |   Практические занятия   |    -   |  
  |   Контрольные работы   |    -   |  
  |   Самостоятельная работа студентов   |    -   |  
  |    Тема 4.8  М.А.Шолохов   |    Содержание учебного материала   |    2   |  
  |   1   |     Жизнь и творчество. Роман «Тихий Дон». Картины жизни донского казачества в романе. Чудовищная нелепица войны» в изображении М,А.Шолохова   |    3   |  
  |   2   |    Судьба Григория Мелехова. Григорий и Аксинья. Исторически –конкретное и вневременное в проблематике шолоховского романа-эпопеи».   |    2   |         |  
  |   Лабораторные работы   |    -   |         |  
  |   Практические занятия:   |    2   |  
  |   Роль и значение женских образов в художественной системе романа. Мысль семейная в романе.   |    2   |  
  |   Контрольные работы   |    -   |  
  |   Самостоятельная работа студентов:   |         |  
  |   1.Домашнее сочинение по роману «Тихий Дон».   |    4   |  
  |    Раздел 5.     Литература второй половины XX века.   |         |    16   |  
  |         Тема 5.1.   Общая характеристика поэзии середины XX века.   А.Т.Твардовский            |    Содержание учебного материала:   |         |  
  |    1. Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков: О.Бергольц, , К. Симонов, М. Алигер, Ю. Друнина и др.А.Т.Твардовский.Жизнь и творчество. Лирика Твардовского. Тема войны и памяти в лирике А. Твардовского. Утверждение нравственных ценностей. Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете», «Памяти матери», «Я знаю: никакой моей вины…», «В тот день, когда кончилась война…».       |    2   |  
  |   Лабораторные работы   |    -   |  
  |   Практические занятия   |    -   |  
  |   Контрольные работы   |    -   |  
  |   Самостоятельная работа студентов   |    -   |  
  |    Тема 5.2.   Общая характеристика. Основные тенденции развития литературы II половины XX века..  Военная проза.   |    Содержание учебного материала   |    2   |  
  |   1   |    Основные тенденции развития литературы в 60-е годы. Роль «оттепели» в развитии литературы 70-90-х годов. Реалистическое и романтическое изображение войны в прозе: рассказы Л. Соболева, В. Кожевникова, К. Паустовского, М. Шолохова и др. Повести и романы Б. Горбатова, А. Бека, А. Фадеева. Пьесы: «Русские люди» К. Симонова, «Фронт» А. Корнейчука и др.   |    2   |  
  |   Лабораторные работы   |    -   |         |  
  |   Практические занятия   |    -   |  
  |   Контрольные работы   |    -   |  
  |   Самостоятельная работа студентов   |    -   |  
  |    Тема 5.3.  В.Т.Шаламов   |    Содержание учебного материала   |    2   |  
  |   1   |    Жизнь и творчество. История создания «Колымских рассказов». Своеобразие раскрытия «лагерной»темы в рассказах писателя (два рассказа по выбору обучающегося).   |    3   |  
  |   Лабораторные работы   |    -   |         |  
  |   Практические занятия   |    -   |  
  |   Контрольные работы   |    -   |  
  |   Самостоятельная работа студентов:   |         |  
  |   1.Подготовка доклада.   |    2   |  
  |    Тема 5.4.  А.И.Солженицын   |    Содержание учебного материала   |    2   |  
  |   1   |    Жизнь и творчество. Повесть «Один день Ивана Денисовича».Изображение русского национального характера в контексте трагической эпохи.   |    3   |  
  |   Лабораторные работы   |    -   |         |  
  |   Практические занятия   |    -   |  
  |   Контрольные работы   |    -   |  
  |   Самостоятельная работа студентов:   |    2   |  
  |   1.Конспект на тему: « «Деревенская» проза А.И.Солженицына».   |         |         |  
  |    Тема 5.5   «Деревенская» проза   |    Содержание учебного материала   |    2   |    3   |  
  |   1   |    «Деревенская» проза .В.Г.Распутин. Изображение жизни советской деревни. Глубина, цельность духовного мира человека, связанного жизнью своей с землей, в произведениях Ф. Абрамова, М. Алексеева, С. Белова, С. Залыгина, В. Крупина, П. Проскурина, Б. Можаева, В. Шукшина, и др. Рассказы Е.Носова, К.Воробьева.   |  
  |   Лабораторные работы   |    -   |         |  
  |   Практические занятия   |    -   |  
  |   Контрольные работы   |    -   |  
  |   Самостоятельная работа студентов:   |         |  
  |   1.Чтение и анализ рассказов.   |    2   |  
  |    Раздел 6.  Литература конца XX-начала XXI века.   |         |    18   |  
  |    Тема 6.1.  Поэзия конца XX-начала XXI века.   |    Содержание учебного материала   |    2   |  
  |   1   |    Время «поэтического бума». В.С.Высоцкий, Б.Окуджава, Н.Рубцов. Авторская песня как особое поэтическое явление.   |    3   |  
  |   Лабораторные работы   |    -   |         |  
  |   Практические занятия:   |    -   |  
  |   Выразительное чтение стихотворений.   |         |  
  |   Контрольные работы   |    -   |  
  |   Самостоятельная работа студентов:   |         |  
  |   1.Комплексный анализ стихотворения (по выбору обучающегося).   |    2   |         |  
  |    Тема 6.2.  Драматургия.   |    Содержание учебного материала   |    2   |    3   |  
  |   1   |    Жизнь и творчество А.В.Вампилова. Пьеса «Провинциальные анекдоты». Образ вечного, неистребимого бюрократа. Утверждение добра, любви и милосердия. Гоголевские традиции в драматургии Вампилова.   |  
  |   Лабораторные работы   |    -   |         |  
  |   Практические занятия   |    -   |  
  |   Контрольные работы   |    -   |  
  |   Самостоятельная работа студентов   |    -   |  
  |    Тема 6.3.    Литература последнего десятилетия   |    Содержание учебного материала   |    2   |  
  |   1   |    Поэзия последнего десятилетия (обзор).Обзор произведений, опубликованных в последние годы в журналах и отдельными изданиями . Споры о путях развития культуры. Позиция современных журналов   |    3   |  
  |   Лабораторные работы   |    -   |         |  
  |   Практические занятия   |    -   |  
  |   Контрольные работы   |    -   |  
  |   Самостоятельная работа студентов   |    -   |  
  |    Тема 6.4.  Литература народов России.   |    Содержание учебного материала   |    2   |  
  |   1   |    Литература народов России. М.Джалиль «Варварство».   |    3   |  
  |   Лабораторные работы   |    -   |         |  
  |   Практические занятия   |    -   |  
  |   Контрольные работы   |    -   |  
  |   Самостоятельная работа студентов   |    -   |  
  |    Тема 6.5.  Зарубежная литература   |    Содержание учебного материала   |    2   |  
  |   1   |    Зарубежная литература . Поэзия: Г.Гейне, Д.Байрон, П.Верлен. Проза: О.Бальзак, О.Генри, Э.Ремарк. Итоговое контрольное тестирование в форме дифференцированного зачета.   |    3   |  
  |   Лабораторные работы   |    -   |         |  
  |   Практические занятия   |    -   |  
  |   Контрольные работы:   |    -   |  
  |   Самостоятельная работа студентов:   |    -   |  
  |   1.Составление рефератов.   |    4   |  
  |   Всего:   |     176       |  
 
  Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
  2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
  3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
  Реализация учебного предмета требует наличия учебного кабинета литературы; мастерских  – ; лабораторий  – .
  - учебно-методическое обеспечение (учебно-методические комплексы по литературе (2);
  - классная доска.
  - средства мультимедиа (проектор, экран).
  результатов освоения учебного предмета осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований.