Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей – разбойник». Черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору). Для внеклассного чтения
 Стихотворения русских поэтов ХIХ о родной природе.
 Лирические размышления о жизни, времени и вечности в песнях на слова русских поэтов ХХ века
  в 2-х частях. М. Просвещение 2014.
  • владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
• формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы, их оценка; 
• понимать авторскую позицию и выражать свое отношение к ней;
• воспринимать на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; 
• пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
 • писать изложения и сочинения на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
• понимать образную природу литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимать русское слово в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений
  Промежуточная аттестация проводится в виде тестирования. КИМы представлены в приложении 1.
                    |   №  п/п   |    Название темы   |    Тип урока   |    Содержание учебного материала   |    Планируемые предметные результаты обучения   |    Планируемые метапредметные результаты обучения   |    Планируемые личностные результаты обучения   |    Характеристика деятельности обучающихся   |    Виды  контроля   |  
  |   научится   |    получит возможность научиться   |  
  |   Ведение ( 1 ч)   |  
    -  
    |    Введение. Книга в жизни человека   |    Первичного предъявления новых знаний   |    Метафорическая природа художественного образа, его обобщающее и оценочное значения, разные виды художественных образов.   |    Понимать цели и задачи предмета, структуру учебника-хрестоматии     |    Создавать связный текст на необходимую тему     |    Работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности   |    проявлять любознательность и интерес к изучению литературных произведений.   |    Готовить устный ответ. Передавать личное отношение, размышлять.   |    Фронтальный опрос   |  
  |   Устное народное творчество ( 6 ч)   |  
  |    2       |    Предания   |    Первичного предъявления новых знаний.           |    Понятие «предание», практика использования этого жанра фольклора в произведениях писателей, герои преданий – государственные деятели.   |    Владеть знаниями о жанре, его отличительных особенностях; причины возникновения и цель создания     |    Создавать письменное оригинальное произведение   |    Самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов   |    Развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувств других людей   |    Выявлять характерные для устного народного творчества художественные приёмы.   |    Устный опрос   |  
  |   3   |    Пословицы и поговорки   |    Первичного предъявления новых знаний   |    Произведения устного народного творчества – пословицы и поговорки.   |    Владеть знаниями о данном жанре УНТ, отличительных особенностях   |    Использовать пословицы и поговорки в устных и письменных высказываниях   |    Понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал   |    Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками   |    Различать пословицы и поговорки. Использовать загадки, пословицы и поговорки в устных и пись менных высказываниях.   |    Устный опрос   |  
  |   4   |    Былины и их исполнители. Былина «Вольга и Микула Селянинович».       |    Формирование первоначальных предметных умений     |    Главные герои былины, композиция, художественные особенности, собирание и исполнение былины, темы былин, их циклы.   |    Владеть знаниями о жанровых особенностях былины; охарактеризовывать героев былин   |    Характеризовать героя былины как воплощение национального характера   |    Подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции   |    Развивать мотивы учебной деятельности и формирование личностного смысла учения       |    Выявлять характерные для былин художественные приемы   |    Фронтальный опрос   |  
  |   5   |    Былина «Садко».   |    Применение предметных умений   |    Главные герои былины, композиция, художественные особенности.   |    Пересказывать узловые сцены и эпизоды   |    Строить рассказ о герое, видеть отличие былины от мифа и сказки   |    Выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы   |    Принимать и осваивать социальную роль обучающегося   |    Выявлять характерные для былин художественные приемы   |    Устный опрос   |  
  |   6   |    «Калевала» - карело-финский мифологичес-кий эпос.   |    Применение предметных умений   |    «Калевала» - карело-финский мифологичес-кий эпос.   |    Пересказывать узловые сцены и эпизоды   |    Сопоставлять сюжеты и героев эпоса народов мира   |    Анализировать и использовать информацию в самостоятельной деятельности   |    Использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
      |     Пересказывать , отвечать на вопросы.       |    Устный опрос   |  
  |   7   |    Поэма «Песнь о Роланде» - вершина французского эпоса.   |    Применение предметных умений   |    Произведение средневекового французского военного эпоса   |    Владеть знаниями о жанровых особенностях поэмы; охарактеризовывать героев ,владеть знаниями, умениями и навыками по изученному разделу   |    Сопоставлять сюжеты и героев эпоса народов мира   |    Уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов   |    Совершенствовать духовно-нравственные качества личности     |    Выразительно читать фрагменты , давать устные ответы на вопросы.   |    Письменный опрос   |  
  |   Из древнерусской литературы (2 ч)   |  
  |   8   |    «Повесть временных лет». «Поучение» Владимира Мономаха.   |    Первичного предъявления новых знаний       |    Понятия «летопись», «житие», «поучение»   |    Владеть знаниями о жанрах древнерусской литературы, уметь охарактеризовать стиль произведения древнерусской литературы   |    Владеть знаниями об особенностях связи в летописном тексте отдельных предложений   |    Сопоставлять произведения древнерусской литературы с фольклором   |    Воспитывать чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов   |    Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актеров   |     Фронтальный опрос       |  
  |   9   |    «Повесть о Петре и Февронии Муромских».   |    Применение предметных умений   |    Главные герои произведения, композиция, художественные особенности   |    Владеть знаниями, умениями и навыками по изученному разделу   |    Владеть знаниями об особенностях связи в летописном тексте отдельных предложений   |    Сопоставлять произведения древнерусской литературы с фольклором   |    Воспитывать чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов   |    Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актеров   |         |  
  |   Из русской литературы XVIII века (2 ч)   |  
  |    10       |     М. В. Ломоносов. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия…»   |    Первичного предъявления новых знаний       |    Понятие «ода», композиция произведения, художественные особенности.   |    Владеть знаниями, умениями и навыками по изученному разделу   |    Владеть понятием о родах и жанрах литературы   |    Анализировать и использовать информацию в самостоятельной деятельности   |    Развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностного смысла учения       |    Читать, отвечать на вопросы по прочитанному.   |     Устный опрос  Проверка д/з       |  
  |   11   |    Г.Р. Державин «Река времен в своем стремленьи..», «На птичку»   |    Применение предметных умений   |    Жизнь и деятельность Г.Р. Державина, его сатирические произведения.   |    Владеть знаниями с о русской поэзии 19 века   |    Сопоставлять каноны классицизма и национальной самобытности русской поэзии 19 в.   |    Анализировать и использовать информацию в самостоятельной деятельности   |    Принимать и осваивать социальную роли обучающегося   |    Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актеров   |    Устный опрос   |  
  |   Из русской литературы XIX века (28 ч)   |  
  |   12   |    А.С. Пушкин. Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории России. «Полтава».   |    Применение предметных умений   |    Поэма А.С. Пушкина «Полтава».   |    Владеть знаниями о  специфике жанра поэмы.   |    Владеть навыком сопоставления образов ведущих персонажей поэмы   |    Подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции   |    Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками   |    Готовить развёрнутый письменный ответ,     |    Фронтальный опрос   |  
  |   13   |    А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник   |    Применение предметных умений   |    Понятие «баллада», главные герои произведения, композиция, художественные особенности   |    Владеть знаниями о  специфике жанра баллады   |    Устанавливать ассоциативные связи с произ- ведениями живописи, со- поставлять балладу с другими лирическими произведениями 
      |    Работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности   |    Использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
      |    Выразительно читать фрагменты произведений. Воспринимать древнерусский текст в современном переводе и и его фрагменты в оригинале.   |    Устный опрос   |  
  |   14   |    А.С. Пушкин «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена. Значение труда летописца в истории культуры.   |    Применение предметных умений   |    Произведения А.С. Пушкина, главные герои, композиция, художественные особенности.   |    Владеть знаниями о художественных особенностях трагедии   |    Устанавливать ассоциативные связи с другими произведениями русской литературы   |     Понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал   |    Совершенствовать духовно-нравственные качества личности   |    Характеризовать героя древнерусской литературы.   |    Устный опрос   |  
  |   15   |    А.С. Пушкин «Станционный смотритель»: Изображение «маленького человека», его положения в обществе.   |    Первичного предъявления новых знаний     |    Произведение А.С. Пушкина, главные герои, композиция, художественные особенности.   |    Владеть знаниями об различении образов рассказчика и автора-повествователя   |    Сопоставлять сюжет повести с другими произведениями   |    Самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов   |    Воспитывать уважительное отношение к русской литературе, к культурам других народов   |    Определять родовую принадлежность литературного произведения, давать жанровую характеристику изучаемого произведения.     |    Проверка д/з   |  
  |   16     |    Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского»   |    Применение предметных умений   |    Анализ эпизода   |    Владеть знаниями о приемах анализа литературного произведения   |    Анализировать различные формы авторской позиции   |    Понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал   |    Совершенствовать духовно-нравственные качества личности   |    Характеризовать героя русской литературы.   |    Устный опрос   |  
  |   17   |    М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».   |    Формирование первоначальных предметных умений       |    Произведение М.Ю. Лермонтова, главные герои, композиция, художественные особенности.   |    Владеть знаниями об особенности жанра.   |     Устанавливать ассоциативные связи с другими произведениями русской литературы   |    Подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции   |    Совершенствовать духовно-нравственные качества личности   |    Читать осознанно художественное произведение, эмоционально откликаться на прочитанное, выражать личное читательское отношение к прочитанному.   |    Фронтальный опрос   |  
  |   18   |    Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов.   |    Применение предметных умений   |    Герои произведения, особенности их речи, поступки, отношение к людям.   |    Описывать и характеризовать центральные образы; уметь определять ритм     |    Владеть начальными навыками литературоведческого анализа   |    Выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы   |    Использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
      |     Определять к какому роду литературы относится басня, находить жанровые особенности басни, объяснять отличия басни от сказки.   |    Фронтальный опрос   |  
  |   19   |    М. Ю. Лермонтов. Проблема гармонии человека и природы. «Когда волнуется желтеющая нива...». Мастерство поэта в создании художественных образов. «Молитва», «Ангел».   |    Применение предметных умений   |    Лирика поэта, роль художественных средств.   |    Описывать и характеризовать центральные образы; уметь определять ритм     |    Выявлять художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка поэта   |    Понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал   |    Принимать и осваивать социальную роль обучающегося   |    Составлять план и языковсопоставлять литературный текст с     |    Проверка д/з   |  
  |   20   |    Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова   |    Контрольный   |    Тестирование   |    Анализировать содержание     |    Владеть знаниями о художественных особенностях произведений   |    Работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности   |    Развивать мотивы учебной деятельности и формирование личностного смысла учения   |     Находить аллегорию, мораль и объяснять их, использовать поговорки, пословицы, афоризмы из басен Крылова в речи.   |    Тестирование   |  
  |   21   |    Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба». Историческая основа повести.   |    Первичного предъявления новых знаний     |    Повести Н.В. Гоголя, главные герои, быт казаков, их взгляды на жизнь.   |    Знать особенности сюжета,; уметь охарактеризовать повествовательную манеру писателя   |    Владеть начальными навыками литературоведческого анализа   |    Подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции   |    Развивать этические чувства, доброжелательносьи и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей   |    Выявлять темы,образы и приёмы изображения человека.   |    Проверка д/з   |  
  |   22   |    Смысл противопоставления Остала и Андрия. Патриотический пафос повести. Особенности изображения природы и людей в повести Гоголя.   |    Применение предметных умений   |    Психологический облик героев на основе анализа текста, значение товарищества и братства запорожцев.   |     Владеть навыком письменного развернутого ответа на проблемный вопрос   |    Владеть начальными навыками литературоведческого анализа   |    Выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы   |    Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками   |    Выразительно читать наизусть произведения, передавать личное отношение к произведению в процессе выразительного чтения.   |    Проверка д/з Устный опрос   |  
  |   23   |    Урок развития речи. Подготовка к сочинению по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»   |    Контрольный   |    Сочинение     |    Анализировать содержание   |    Владеть начальными навыками литературоведческого анализа   |    Самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов   |    Развивать мотивы учебной деятельности и формирование личностного смысла учения       |    Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику,идейно-эмоциональное содержание.   |    Фронтальный опрос   |  
  |   24   |    И. С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк».   |    Первичного предъявления новых знаний       |    Рассказ И.С. Тургенева, мастерство писателя в описании природы, создании портретной характеристики.   |    Владеть понятием о жанре рассказа , развивать навыки пересказа текста, выразительного чтения     |    Владеть начальными навыками литературоведческого анализа   |    Понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал   |    Принимать и осваивать социальной роли обучающегося   |    Давать устный ответ на вопрос по тексту призведения, в том числе с использование цитирования.   |     Проверка д/з  Фронтальный опрос   |  
  |   25   |     И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе. «Русский язык». «Близнецы». «Два богача».   |    Применение предметных умений   |    Особенности стихотворений в прозе, их темы, роль в нравственном воспитании.   |    Владеть понятием о жанре стихотворения в прозе, ритмико-метрическом строе   |    Владеть начальными навыками литературоведческого анализа   |    Подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции   |    Использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
      |    Формулировать вопросы по тексту произведения.   |    Устный опрос   |  
  |   26   |    Н. А. Некрасов. Слово о поэте. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Развитие понятия о поэме.   |    Первичного предъявления новых знаний   |    Поэма Н.А. Некрасова, исторические события, описанные в литературном тексте.   |    Владеть определениями и уметь композицию произведения, давать характеристику его героев   |    Показывать и понимать патриотический пафос произведения   |    Работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности   |    Совершенствовать духовно-нравственные качеств личности   |    Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии А,С.Пушкина.   |    Проверка д/з   |  
  |   27   |    Урок внеклассного чтения. А. Некрасов. « Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа.   |    Применение предметных умений   |    Произведение Н.А. Некрасова, его социальная направленность.   |    Владеть определениями и находить в тексте метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения; определять композицию произведения, давать характеристику его героев     |    Показывать и понимать патриотический пафос стихотворения   |    Понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал   |    Воспитывать уважительное отношение к русской литературе, к культурам других народов   |    Знать поэтические средства художественной выразительности, уметь определять роль пролога в поэме “Руслан и Людмила   |    Письменный опрос   |  
  |   28   |    А.  К. Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин».   |    Первичного предъявления новых знаний   |    Исторические баллады А.К. Толстого, главные герои, композиция, художественные особенности.   |    Владеть определениями и находить в тексте метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения; определять композицию произведения, давать характеристику его героев   |    Показывать и понимать патриотический пафос   |    Выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы   |    Развивать мотивы учебной деятельности и формирование личностного смысла учения       |    Готовить развёрнутый письменный ответ,составлять план ответа.   |    Проверка д/з   |  
  |   29   |    М. Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. «Сказки для детей изрядного возраста». «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».   |    Формирование первоначальных предметных умений       |    Сатирические сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина, главные герои, композиция, художественные особенности.   |    Владеть особенностими сюжета, охарактеризовать повествовательную манеру писателя   |    Доказывать, что “повесть ” – это повесть одновременно и фантастическая, и комическая, и бытовая, приводить примеры из текста, подтверждающие эту мысль   |    Подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции   |    Развивать мотивы учебной деятельности и формирование личностного смысла учения   |    Уметь характеризовать идейно-эмоциональное содержание произведения, определять , что утверждается , а что отрицается писателем.   |    Устный опрос  Письменный опрос   |  
  |   30       |    Урок внеклассного чтения. М. Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик». Подготовка к домашнему сочинению     |    Первичного предъявления новых знаний   |    Сатирические сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина, главные герои, композиция, художественные особенности.   |    Охарактеризовать особенность поэтики Некрасова; знать и уметь находить эпитеты, сравнения   |     Сопоставлять стихотворение Н. А. Некрасова “На Волге” с картиной художника И. Е. Репина “Бурлаки на Волге”; объяснить смысл названия поэмы Н. А. Некрасова “Мороз, Красный  нос”, его символическое значение   |    Самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов   |    Развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувств других людей   |    Характеризовать отдельный персонаж и средства создания его образа, а также владеть навыками сопоставительной характеристики персонажей.   |    Проверка д/з   |  
  |   31   |    Контрольная работа по произведениям Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина   |    Контрольный     |    Тестирование   |    Анализировать содержание   |    Владеть начальными навыками литературоведческого анализа   |     Понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал   |    Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками   |    Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных и народных произведений.   |    Фронтальный опрос   |  
  |   32   |    Л. Н.Толстой. Слово о писателе. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести.   |    Первичного предъявления новых знаний       |    Трилогия, главные герои по вести «Детство», композиция, художественные особенности.   |     Узнавать содержание рассказа Толстого, определять тему произведения       |    Выделять проблемы   |    Работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности   |    Развивать мотивы учебной деятельности и формирование личностного смысла учения       |    Давать письменный ответ на вопрос по тексту произведения с использованием цитирования.   |     Проверка д/з  Устный опрос   |  
  |   33   |    Главный герой повести Л. Н. Толстого «Детство». Его чувства, поступки и духовный мир.   |    Формирование первоначальных предметных умений       |    Глава из повести «Детство», выявление мотивов и причин поступков героев.   |    Охарактеризовывать героев повести, давать оценку их поступкам   |    Определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию повести   |    Подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции   |    Принимать и осваивать социальной роли обучающегося   |    Передавать личное отношение к произведению, характеризовать образ персонажа через чтение его монологов, реплик.описаний внешности, действий.   |    Фронтальный опрос     |  
  |   34   |    А.П. Чехов. «Хамелеон». Живая картина нравов.   |    Применение предметных умений   |    Рассказы А.П. Чехова, главные герои, художественные особенности (краткость, простота, точность авторского языка).   |     Охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам.       |    Определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию повести   |    Выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы   |    Использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
      |    Находить отличительные особенности произведения   |    Фронтальный опрос   |  
  |   35   |    Средства создания комического в рассказе Чехова «Хамелеон». Развитие понятий о юморе и сатире.   |    Комбинированный   |    главные герои, художественные особенности (краткость, простота, точность авторского языка).   |     Охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам.        |     Охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам.       |    Выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы   |    Принимать и осваивать социальной роли обучающегося   |    Находить отличительные особенности произведения   |    Фронтальный опрос   |  
  |   36   |    Два лица России в рассказе А.П. Чехова «Злоумышленник».   |    Применение предметных умений   |    Творческая манера писателя, психологизм его рассказов, средства раскрытия характеров персонажей   |    Анализировать содержание     |    Оперировать понятиями при анализе произведения   |    Анализировать и использовать информацию в самостоятельной деятельности   |    Совершенствовать духовно-нравственных качеств личности   |    Выявлять черты фольклорной традиции в литературном произведении.   |    Контрольная работа   |  
  |   37   |    Урок внеклассного чтения. Смех и слёзы в рассказах А.П. Чехова «Тоска», «Размазня» и др.   |    Первичного предъявления новых знаний   |    Творческая манера писателя, психологизм его рассказов, средства раскрытия характеров персонажей   |     Анализировать содержание   |     Оперировать понятиями при анализе произведения   |    Понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал   |    Уважительно относиться к русской литературе, к культурам других народов   |    Формулировать вопросы по тексту произведения.   |    Фронтальный опрос   |  
  |   38   |    Стихи русских поэтов XIX века о родной природе. В.А. Жуковский «Приход весны», А.К. Толстой «Край ты мой, родимый край…», И.А. Бунин «Родина»   |    Первичного предъявления новых знаний   |    Стихотворения поэтов, поэтичность языка, эпитеты, сравнения, метафоры.   |     Узнавать особенности построения поэтического произведения, уметь выделять средства передачи настроения.       |     Узнать понятие параллелизма, сравнивать стихи разных поэтов.   |    Самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов   |    Развиватьт мотивы учебной деятельности и формирование личностного смысла учения       |    Определять тему и идею произведения, пересказывать сюжет, характеризовать своеобразие языка писателя.   |    Фронтальный опрос   |  
  |   39   |    Контрольная работа   |    Контрольный       |    Ответ на проблемный вопрос   |     Узнавать особенности построения поэтического произведения, уметь выделять средства передачи настроения.       |     Узнать понятие параллелизма, сравнивать стихи разных поэтов.   |    Работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности   |    Развивать мотивы учебной деятельности и формирование личностного смысла учения   |    Выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка писателя.   |    Письменный опрос   |  
  |   Из русской литературы XX века (22 ч)   |  
  |   40   |    И. А. Бунин Слово о писателе. «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых.   |    Первичного предъявления новых знаний       |    Детство писателя, влияние природы и общения с крестьянами на становление личности писателя   |    Составлять рассказ о писателе на основе прочитанного; передавать содержание рассказа, акцентируя 6 внимание на речи героя, на его действиях   |    Понимать, на чем основан рассказ, определять, какими средствами писа тель достигает задуманного       |    Подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции   |    Развивать этические чувства, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувств других людей   |    Воспринимать текст литературного произведения. Давать общую характеристику художественного мира писателя.   |    Проверка д/з Устный опрос   |  
  |   41   |    Развитие речи. И. А. Бунин. «Лапти». Подготовка к сочинению «Золотая пора детства»   |    Контрольный   |    Сочинение   |    Анализировать содержание   |    Владеть навыками литературоведческого анализа   |    Выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы   |    Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками   |    Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме.   |    Фронтальный опрос   |  
  |   42   |    М. Горький. Слово о писателе. «Детство»(главы).Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни».   |    Первичного предъявления новых знаний       |    Повесть М. Горького, главные герои, композиция, художественные особенности.   |    Владеть навыками анализа произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка   |    Понимать, на чем основан рассказ, определять, какими средствами писа тель достигает задуманного        |    Анализировать и использовать информацию в самостоятельной деятельности   |    Развивать мотивы учебной деятельности и формирование личностного смысла учения       |    Пересказывать содержание художественного произведения подробно, максимально используя характерные для стиля писателя слова и выражения.     |    Устный опрос   |  
  |   43   |    Обучение анализу эпизода из повести М. Горького «Детство».   |    Применение предметных умений   |    Обучение анализу эпизода   |    Владеть навыками анализа эпизода   |    Определять настроение, которым проникнуто произведение   |    Самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов   |    Использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).   |    Подбирать цитаты из текста по заданной теме.   |    Сочинение   |  
  |   44   |    Урок внеклассного чтения. «Легенда о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды.   |    Первичного предъявления новых знаний   |    Мастерство писателя в создании портретных характеристик, определение роли деталей в них.   |    Охарактеризовывать героев, давать оценку их поступкам.   |    Определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию повести   |    Работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности   |    Совершенствовать духовно-нравственных качеств личности   |    Характеризовать отдельный персонаж и средства создания его образа.   |    Проверка д/з   |  
  |   45   |    Урок внеклассного чтения. М. Горький. Рассказ «Челкаш»   |    Первичного предъявления новых знаний   |    Мастерство писателя в создании портретных характеристик, определение роли деталей в них.   |     Охарактеризовывать героев повести, давать оценку их поступкам.       |    Определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию повести   |    Подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции   |    Воспитывать уважительное отношение к русской литературе, к культурам других народов   |    Соотносить содержание произведений русской литературы второй половины 19 века с романтическим и реалистическим принципами изображения жизни и человека.   |    Фронтальный опрос   |  
  |   46   |    В. В. Маяковский. Слово о поэте «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества.   |    Первичного предъявления новых знаний   |    Особенности творчества поэта, главные герои, композиция, художественные особенности стихотворения «Необычайное приключение…»   |     Владеть навыками анализа произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка   |    Определять настроение, которым проникнуто произведение   |    Анализировать и использовать информацию в самостоятельной деятельности   |    Развивать мотивы учебной деятельности и формирование личностного смысла учения       |    Характеризовать отдельный персонаж и средства создания его образа.   |    Проверка д/з   |  
  |   47   |    В. В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир.   |    Формирование предметных умений   |    Тема, основная идея произведения, точность и образность языка, емкость эпитетов и сравнений.   |     Владеть навыками анализа произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка   |    Определять настроение, которым проникнуто произведение   |    Анализировать и использовать информацию в самостоятельной деятельности   |    Развивать мотивы учебной деятельности и формирование личностного смысла учения       |    Характеризовать отдельный персонаж и средства создания его образа.   |    Проверка д/з   |  
  |   48   |    Л.Н. Андреев. Слово о писателе .«Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека.   |    Первичного предъявления новых знаний   |    Биография Л.Н. Андреева, главные герои, композиция, художественные особенности рассказа «Кусака».   |     Владеть навыками анализа произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка   |    Понимать, на чем основан рассказ, определять, какими средствами писа тель достигает задуманного       |    Работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности   |    Совершенствовать духовно-нравственных качеств личности   |    Подбирать цитаты из текста по заданной теме.   |    Проверка д/з   |  
  |   49   |    А. П. Платонов. «Юшка». Друзья и враги главного героя.   |    Первичного предъявления новых знаний   |    Герои произведения А.П. Платонова, композиция, художественные особенности.   |     Охарактеризовывать героев повести, давать оценку их поступкам.       |    Определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию повести   |    Подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции   |    Воспитывать уважительное отношение к русской литературе, к культурам других народов   |    Соотносить содержание произведений русской литературы второй половины 19 века с романтическим и реалистическим принципами изображения жизни и человека.   |    Фронтальный опрос   |  
  |   50   |    Контрольная работа по творчеству писателей 20 в.   |    Контрольный     |    Сочинение     |    Анализировать содержание   |    Владеть навыками литературоведческого анализа   |    Выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы   |    Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками   |    Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме.   |    Тест     |  
  |   51   |    Б.Л. Пастернак. Слово о поэте «Июль», «Никого не будет в доме…». Своеобразие картин природы в лирике Пастернака. Обучение анализу стихотворения.   |    Первичного предъявления новых знаний   |    Произведения Б.Л. Пастернака, их художественные особенности.   |     Узнавать особенности построения поэтического произведения, уметь выделять средства передачи настроения.       |     Узнать понятие параллелизма, сравнивать стихи разных поэтов.   |    Самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов   |    Развиватьт мотивы учебной деятельности и формирование личностного смысла учения       |    Определять тему и идею произведения, пересказывать сюжет, характеризовать своеобразие языка писателя.   |    Фронтальный опрос   |  
  |   52   |    На дорогах войны. Стихотворения о войне А.А. Ахматовой, К.М. Симонова, А.Т. Твардовского и др.   |    Первичного предъявления новых знаний   |    Стихотворения периода ВОВ   |     Узнавать особенности построения поэтического произведения, уметь выделять средства передачи настроения.       |     Узнать понятие параллелизма, сравнивать стихи разных поэтов.   |    Самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов   |    Развиватьт мотивы учебной деятельности и формирование личностного смысла учения       |    Определять тему и идею произведения, пересказывать сюжет, характеризовать своеобразие языка писателя.   |    Фронтальный опрос   |  
  |   53   |    Урок внеклассного чтения. Интервью с поэтом – участником ВОВ. Интервью как жанр публицистики.   |    Формирование предметных умений   |    Интервью как жанр публицистики   |    Владеть умениями определять композицию     |    Владеть умениями составлять интервью   |    Работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности   |    Совершенствовать духовно-нравственные качеств личности   |    Подбирать и обобщать дополнительный материал.   |    Проверка д/з   |  
  |   54   |    Ф.А. Абрамов. Слово о писателе. «О чём плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа.   |    Первичного предъявления новых знаний   |    Произведения Ф.А. Абрамова, его художественные особенности.   |    Понимать, на чем основан рассказ, определять, какими средствами писа тель достигает задуманного       |    Составлять рассказ о писателе на основе прочитанного; передавать содержание рассказа, акцентируя 6 внимание на речи героя, на его действиях   |    Самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов   |    Развиватьт мотивы учебной деятельности и формирование личностного смысла учения       |    Определять тему и идею произведения, пересказывать сюжет, характеризовать своеобразие языка писателя.   |    Фронтальный опрос   |  
  |   55   |    Е.И. Носов. «Кукла». Нравственные проблемы рассказа. «Живое пламя».   |    Первичного предъявления новых знаний   |    Рассказы Е.И. Носова, которые напоминают о заботливом отношении к природе, о губительности пошлости в жизни, об истинных и мнимых ценностях.   |    Охарактеризовывать героев, давать оценку их поступкам.   |    Определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию повести   |    Работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности   |    Совершенствовать духовно-нравственных качеств личности   |    Характеризовать отдельный персонаж и средства создания его образа.   |    Проверка д/з   |  
  |   56   |    Ю. П. Казаков. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки.   |    Первичного предъявления новых знаний   |    Биография автора, мастерство писателя в изображении природы, в раскрытии психологических портретов персонажей.   |    Охарактеризовывать героев, давать оценку их поступкам.   |    Определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию повести   |    Работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности   |    Совершенствовать духовно-нравственных качеств личности   |    Характеризовать отдельный персонаж и средства создания его образа.   |    Проверка д/з   |  
  |   57   |    Стихи поэтов XX века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Рубцов).   |    Первичного предъявления новых знаний   |    Стихотворения поэтов, поэтичность языка, эпитеты, сравнения, метафоры.   |     Узнавать особенности построения поэтического произведения, уметь выделять средства передачи настроения.       |     Узнать понятие параллелизма, сравнивать стихи разных поэтов.   |    Самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов   |    Развиватьт мотивы учебной деятельности и формирование личностного смысла учения       |    Определять тему и идею произведения, пересказывать сюжет, характеризовать своеобразие языка писателя.   |    Фронтальный опрос   |  
  |   58   |    А. Т. Твардовский. «Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...».Философские проблемы в лирике Твардовского.   |    Первичного предъявления новых знаний   |    Произведения А.Т. Твардовского, их художественные особенности.   |     Узнавать особенности построения поэтического произведения, уметь выделять средства передачи настроения.       |     Узнать понятие параллелизма, сравнивать стихи разных поэтов.   |    Самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов   |    Развиватьт мотивы учебной деятельности и формирование личностного смысла учения       |    Определять тему и идею произведения, пересказывать сюжет, характеризовать своеобразие языка писателя.   |    Фронтальный опрос   |  
  |   59   |    Д. С.Лихачев. «Земля родная» (главы)     |    Первичного предъявления новых знаний   |    Произведение Д.С. Лихачева, композиция, художественные особенности.   |     Владеть содержанием произведений   |    Находить средства художественной выразительности, понимать их роль   |    Понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал   |    Принимать и осваивать социальной роли обучающегося   |    Ориентироваться в информационном образовательном пространстве, использовать специальную лит-ру.   |    Устный опрос     |  
  |   60   |    М. М. Зощенко. Слово о писателе. «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.   |    Первичного предъявления новых знаний   |    Творчество писателя, сатирическая направленность рассказа, главные герои, художественные особенности.     |     Иметь представление о личности и творческой деятельностиМ.М. Зощенко; уметь составлять словесный портрет героев (словесное рисование)   |    Оценивать и анализировать поступки героев   |    Выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы   |    Развивать этические чувства, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости   |    Характеризовать отдельный персонаж и средства создания его его образа.   |    Устный опрос   |  
  |   61   |    Песни на слова русских поэтов XX века. А. Вертинский. «Доченьки»; И. Гофф. «Русское поле»; Б.Ш. Окуджава «По смоленской дороге…». Лирические размышления о жизни, времени и вечности.   |    Первичного предъявления новых знаний   |    Творчество И. Гоффа, Б. Окуджавы, А. Вертинского, художественные особенности произведений.   |     Узнавать особенности построения поэтического произведения, уметь выделять средства передачи настроения.       |     Узнать понятие параллелизма, сравнивать стихи разных поэтов.   |    Самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов   |    Развиватьт мотивы учебной деятельности и формирование личностного смысла учения       |    Определять тему и идею произведения, пересказывать сюжет, характеризовать своеобразие языка писателя.   |    Фронтальный опрос   |  
  |   Из литературы народов России (1 ч)   |  
  |   62   |    Р. Гамзатов. «Земля как будто стала шире…», «Опять за спиною родная земля…»   |    Первичного предъявления новых знаний   |    Лирика дагестанского поэта Р. Гамзатова, особенности его творчества.   |     Узнавать особенности построения поэтического произведения, уметь выделять средства передачи настроения.       |     Узнать понятие параллелизма, сравнивать стихи разных поэтов.   |    Самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов   |    Развиватьт мотивы учебной деятельности и формирование личностного смысла учения       |    Определять тему и идею произведения, пересказывать сюжет, характеризовать своеобразие языка писателя.   |    Фронтальный опрос   |  
  |   Из зарубежной литературы (6 ч)   |  
  |   63   |    Урок внеклассного чтения. Р. Бернс. Слово о поэте. «Честная бедность». Представления поэта о справедливости и честности.   |    Первичного предъявления новых знаний   |    Творчество одного из лучших шотландских поэтов, основные темы его произведений   |     Выразительно читать стихотворения, зрительно представлять картины, которые воссоздают поэты,     |    Находить художественные средства, помогающие авторам передать свое настроение, уметь определить их роль       |    Выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы   |    Использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
      |    Характеризовать отдельный персонаж и средства создания его образа.   |     Поверка д/з       |  
  |   64   |    Дж.Г. Байрон. Слово о поэте «Душа моя мрачна..»   |    Первичного предъявления новых знаний   |    Биография писателя, его произведения, их художественные особенности.   |     Узнавать особенности построения поэтического произведения, уметь выделять средства передачи настроения.       |     Узнать понятие параллелизма, сравнивать стихи разных поэтов.   |    Самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов   |    Развиватьт мотивы учебной деятельности и формирование личностного смысла учения       |    Определять тему и идею произведения, пересказывать сюжет, характеризовать своеобразие языка писателя.   |    Фронтальный опрос   |  
  |   65   |    Японские хокку. Особенности жанра.   |    Первичного предъявления новых знаний   |    Народное творчество Японии, использование трехстиший в речи, их особенности.   |     Выразительно читать стихотворения, зрительно представлять картины, которые воссоздают поэты,     |    Находить художественные средства, помогающие авторам передать свое настроение, уметь определить их роль       |    Выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы   |    Использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
      |    Характеризовать отдельный персонаж и средства создания его образа.   |    Тест     |  
  |   66   |    О. Генри. Рассказ «Дары волхвов».   |    Первичного предъявления новых знаний   |    Биография писателя, его произведения, их художественные особенности.   |     Охарактеризовывать героев повести, давать оценку их поступкам.       |    Определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию повести   |    Подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции   |    Воспитывать уважительное отношение к русской литературе, к культурам других народов   |    Соотносить содержание произведений русской литературы второй с романтическим и реалистическим принципами изображения жизни и человека.   |    Устный опрос   |  
  |   67   |    Урок внеклассного чтения. Р. Д. Брэдбери «Каникулы».   |    Комбинированный   |    Произведения научно-фантастической литературы, основная идея рассказа Р. Брэдбери   |     Знать биографию Р. Брэдбери,, особенность его произведений, уметь объяснить смысл рассказа; понимать и объяснять специфику жанра “сказание”, уметь охарактеризовать образ героя (   |     Понимать и доказывать как реальность и миф сочетаются в рассказе   |    Самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов   |    Развивать этические чувства, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувств других людей   |    Выявлять художественные средства создания образов, пересказывать содержание произведения.   |    Проверка д/з   |  
  |   68   |    Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии 7 класса»   |    Контрольный   |    Итоговый урок-праздник. «Путешествие по стране Литературии 7 класса». Выявление уровня литературного развития учащихся. Задания для летнего чтения   |     Понимать и доказывать как реальность и миф сочетаются в рассказе, определять роды и жанры произведений;   |    Владеть теоретико-литературными понятиями из программы, которые помогают анализировать художественное произведение; уметь объяснять свою точку зрения по понравившимся произведениям   |    Работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности   |    Развивать мотивы учебной деятельности и формирование личностного смысла учения   |    Определять тему и идею произведения, передавать личное отношение в процессе выразительного чтения.   |         |