Учитель Баранова Г. А.
  Планирование составлено на основе Программы по литературе для общеобразовательных учреждений (5-11 классы) под редакцией Т. Ф.Курдюмовой. – М.: Дрофа, 2012;
  Учебник: Литература. 7 класс: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений /автор-составитель Т.Ф.Курдюмова. – М.: Дрофа, 2012. Рабочая программа по литературе для 7 класса разработана на основе примерной программы основного общего образования по литературе и соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по литературе
  Предмет литература входит в образовательную область - филология. Главная цель школы – подготовка каждого ученика к жизни в обществе, к практической деятельности, которая может быть плодотворной тогда, когда ее реализует человек, осознающий свою роль в окружающем мире.
  Цель литературного образования – способствует духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью, а также определяет характер определенных задач, которые решаются на уроках литературы.
  Обучающиеся должны сформировать представление о художественной литературе, как искусстве слова, освоить теоретические понятия, которые способствуют глубокому постижению художественных произведений; воспитывать культуру чтения; сформировать потребность в чтении; совершенствовать устную и письменную речь.  
  Обучающийся, овладевая читательской деятельностью, осваивает определенные умения, знания, навыки. Логика данного процесса определяется структурой программы. Данная программа предусматривает как формирование умений аналитического характера, так и умений, связанных с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельности самого ученика.
  Курс литературы для 7 класса рассчитан на 68 часов (2 часа в неделю).
  В 7 классе особое внимание уделяется проблеме рода и жанра. Модель курса помогает увидеть сложную жизнь искусства слова. Два момента определяют логику работы в этом классе: наблюдение за конкретными жанрами и их особенностями и наблюдение за неразрывной связью между временем и формами искусства слова.
  Первую задачу решает анализ каждого конкретного произведения, вторую – специальные разделы, посвященные истории некоторых жанров.
  Большое значение имеет межпредметная связь, возможное обращение к другим учебным предметам. Особое внимание следует уделять осуществлению связей предметов эстетического цикла. Опираясь на имеющиеся у учащихся знания и представления, надо устанавливать взаимосвязь произведений искусства, на основе общности их тематики, проблематики, идейно эстетических позиций авторов. (Русский язык – прямое и переносное значение слова. Изобразительное искусство – А. Опекушин. Памятник А.С. Пушкину; В. Тропинин. Портрет А.С. Пушкина; О. Кипренский Портрет А.С. Пушкина. Музыка «Украинские народные песни и танцы». Русский язык – подробное и выборочное изложение текста публицистического характера, сочинения-рассуждения на морально-эстетическую тему).
  Используется учебник – хрестоматия «Литература», автор Т. Ф. Курдюмова. Книга направлена на воспитание ученика как образованного и вдумчивого читателя, способного понять художественную ценность произведений, определить их место в историко-литературном процессе. В хрестоматии раскрывается жанровая структура литературных произведений, приводятся сведения об истории развития некоторых жанров. Данная хрестоматия соответствует ныне действующей программе по литературе (5-9 классы) под редакцией Т. Ф. Курдюмовой.
  Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
  Развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.  
  – формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
  – формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
  – формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.
  На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют  
  - приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
   - овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
   - устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
  - научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
  - отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;
  - освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.
  Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
  Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
  Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
  Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.
  Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.
  Программа ориентирована на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.
  Программа предусматривает овладения знаниями и умениями, которые формируют культурного, подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова читателя.
  – основные принципы создания художественного мира и системы характеров в литературном произведении;
 должны уметь:
  – назвать основные художественные приемы и средства создания художественного мира и характеров в литературном произведении и лирического героя;
  – написать отзыв о литературном произведении и реферат небольшой критической статьи;
            |   Дата   |    № урока   |    тема урока   |     Кол-во часов   |    тип урока   |    характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности   |    виды контроля измерители   |    планируемые результаты освоения темы   |    домашнее задание   |  
  |         |     1.   |    Роды и жанры художественной литературы. Жанры фольклора   |    1   |    повторение и обобщение изученного в 6 классе    |    беседа, викторина    |    ответы на вопросы кроссворда   |    кратко повторить изученное в 6 классе, проверить, что прочитано за лето; определить основную тему курса на год; познакомить со структурой учебника.   |    составить кроссворд или м/м презентацию «Жанры литературы», «Жанры фольклора»   |  
  |         |     2.   |    Знакомство с былиной «Садко-купец, богатый гость» и ее анализ   |    1   |    усвоение новых знаний   |    рассказ учителя, беседа, составление таблицы, работа с презентацией, выразительное чтение, элементы анализа текста   |    составление плана былины   |    актуализировать знания учеников о жанрах устного народного творчества; дать представление об отличиях былины от сказки; познакомить с былиной «Садко-купец, богатый гость»   |    вспомнить былины об Илье Муромце, подготовиться к викторине   |  
  |         |     3.   |    Художественные особенности сатирической драмы «Барин»   |    1   |    усвоение новых знаний   |    викторина, выразительное чтение, беседа по вопросам, игра-импровизация, комментарии учителя   |    ответы на вопросы викторины   |    показать особенности жанра сатирической драмы, развивать творческие способности учеников   |    подумать, какие события школьной жизни могли бы стать предметом сатирической драмы   |  
  |         |     4.   |    В/чтение. Детский фольклор   |    1   |    усвоение новых знаний   |    рассказ учителя, работа с дидактическим материалом, словарная работа, творческие задания   |    устный ответ по теме урока   |    углубление понятия о жанрах детского фольклора, развитие навыков устной речи   |    толкование одной пословицы (мини-сочинение), индивидуальное сообщение   |  
  |         |     5.   |    Обзор жанров классической литературы 19 века. История басни   |    1   |    усвоение новых знаний   |    выразительное чтение, комментарии учителя, элементы сопоставительного анализа текста   |    ----   |    дать определение жанра басни; познакомить с историей жанра, развивать навыки анализа текста   |    по группам – инсценирование неизученных басен; всем – перечитать сборник басен Крылова    |  
  |         |     6.   |    Р/речи. Инсценирование басен И.А.Крылова (викторина по басням Крылова)   |    1   |    выработка навыков и умений, проверка и оценка знаний   |    инсценирование, рецензия на выступление, комментарии учителя, викторина-игра   |    ответы на вопросы викторины   |    Проверить знания учеников, укрепить интерес к творчеству И.А.Крылова   |    ответить на вопрос: почему басне суждена долгая жизнь?   |  
  |         |     7.   |    Из истории баллады. В.А.Жуковский. Баллады «Рыбак». «Перчатка»   |    1   |    усвоение новых знаний   |    рассказ учителя, беседа по вопросам, выразительное чтение   |    сопоставление-анализ двух переводов   |    углубить представление о балладе как литературном жанре; развивать знания по теории стихосложения; навыки выразительного чтения поэтических текстов   |    прочитать балладу «Перчатка» в переводе Лермонтова, сопоставить два перевода        |  
  |         |     8.   |    Дж. Г.Байрон. Жизнь поэта- властителя дум и его творчество.   |    1   |    усвоение новых знаний   |    рассказ учителя или подготовленного учащегося, беседа по вопросам   |    выразительное чтение стихотворений Пушкина, Лермонтова, посвященных Байрону   |    знакомство с личностью Байрона; введение русской поэзии в контекст мировой (Пушкин, Лермонтов)   |    найти стихотворения Пушкина и Лермонтова, посвященные Байрону   |  
  |         |     9.   |    Романтический герой в лирике Байрона   |    1   |    усвоение новых знаний   |    заполнение таблицы примерами из стихотворений Байрона, беседа по вопросам, выразительное чтение   |    развернутый ответ на вопрос   |    знакомство с понятием «романтический герой» на примере стихотворений Байрона   |    выучить одно из стихотворений Байрона   |  
  |         |     10   |    Богатство и разнообразие жанров лирики и прозы А.С.Пушкина. Лирика.   |    1   |    усвоение новых знаний   |    рассказ учителя или подготовленного учащегося, беседа по вопросам, выразительное чтение   |    блиц-опрос по биографии Пушкина   |    углубить знания учеников о жизни и творчестве Пушкина, совершенствовать навыки монологической речи, навыки анализа поэтического текста   |    выучить наизусть понравившееся стихотворение Пушкина   |  
  |         |     11   |    Р/речи. Выразительное чтение стихотворений Пушкина наизусть.   |    1   |    выработка навыков и умений   |    Выразительное чтение наизусть стихотворений, обсуждение    |    чтение наизусть   |    Понять настроения, чувства поэта и выразить их в чтении   |    прочитать повесть «Барышня-крестьянка»   |  
  |         |     12   |    Особенности жанра и композиции повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка»   |    1   |    усвоение новых знаний   |    объяснение учителя, беседа по вопросам, комментированное чтение   |    развернутый ответ на вопрос   |    выявить особенности жанра и композиции повести «Барышня-крестьянка»   |    вспомнить прочитанные летом «Повести Белкина»   |  
  |         |     13   |    В/чтение. «Повести Белкина» в оценке критики и литературоведения   |    1   |    закрепление новых понятий   |    объяснение учителя, беседа по вопросам, пересказы учащихся   |    написание отзыва   |    показать роль автора и рассказчика в «Повестях Белкина», оценку критики и литературоведения   |    написать отзыв на одну из повестей Пушкина   |  
  |         |     14   |    История создания романа А.С.Пушкина «Дубровский». Сюжет, композиция, герои романа   |    1   |    усвоение новых знаний   |    объяснение учителя, беседа по вопросам, пересказ учащихся, анализ текста   |    письменная работа по плану характеристики героя   |    познакомить учеников с историей создания романа, показать особенности сюжета, дать характеристику некоторых героев   |    подготовить характеристику Владимира Дубровского   |  
  |         |     15   |    Главный герой романа А.С.Пушкина «Дубровский».   |    1   |    усвоение новых знаний   |    составление плана, характеристика героев, комментарии учителя, работа над эпизодом «Пожар в Кистеневке»   |    анализ эпизода «Пожар в Кистеневке»   |    помочь учащимся осмыслить образ Владимира Дубровского, показать, как изображаются автором чувства, переживания героя; выяснить мотивировку поступков героя; помочь понять авторское отношение к героям   |    пересказ эпизода «Обед в Покровском» от лица Дефоржа, Маши, Троекурова   |  
  |         |     16   |    Дубровский и Маша Троекурова. Судьбы героев романа.  Рубежная работа   |    1   |    усвоение новых знаний   |    пересказ текста, беседа по вопросам, комментарии учителя, анализ эпизода с кольцом, характеристика героев, выводы   |                             Тест 15 мин.   |    углубить характеристики героев, совершенствовать навыки анализа текста, помочь ученикам сделать вывод об авторском отношении к героям, об идее романа   |    подготовиться к сочинению в классе   |  
  |         |     17-18   |    Р/речи. Классное сочинение по роману А.С.Пушкина «Дубровский».   |    2   |    проверка и оценка знаний   |    темы: «Какие обстоятельства заставили Дубровского стать разбойником?»  «Какова дальнейшая судьба героев незаконченного романа?»   |    написание сочинения   |    развивать творческие способности учеников, умение выражать свои мысли, навыки письменной речи, высказывать собственное мнение   |    выполнить итоговые задания на стр.98   |  
  |         |     19   |    М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Смерть поэта» и его история. Жанры лирики   |    1   |    усвоение новых знаний   |    рассказ учителя, выразительное чтение, элементы анализа текста   |    анализ одного стихотворения   |    показать богатство жанров лирики Лермонтова, роль стихотворения «Смерть поэта» в судьбе автора, совершенствовать навыки анализа поэтического текста   |    выучить наизусть одно из стихотворений Лермонтова, определить его жанровую принадлежность   |  
  |         |          20   |        Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри». История создания   |         1   |         усвоение новых знаний   |        рассказ учителя, комментированное чтение, элементы анализа текста   |         составление плана поэмы   |        показать особенности образа романтического героя и романтического конфликта в поэме Лермонтова   |        пересказ эпизода «Бой с барсом» (можно выучить), подобрать материалы для характеристики Мцыри   |  
  |         |     21   |    Сюжет, композиция, герои поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри»   |    1   |    усвоение новых знаний   |    выразительное и комментированное чтение, элементы анализа текста, словарная работа, составление цитатного плана, беседа   |    развернутый ответ на вопрос   |    показать своеобразие сюжета и композиции поэмы Лермонтова, дать характеристику главного героя; совершенствовать навыки анализа поэтического текста   |    ответить на вопросы и выполнить задания учебника (стр.140)   |  
  |         |     22   |    Н.В.Гоголь. «Ревизор». История создания комедии. Знакомство с комедией.   |    1   |    усвоение новых знаний   |    рассказ учителя, выразительное и комментированное чтение, элементы анализа текста, беседа   |    выразительное чтение сцен по ролям   |    углубить знания учеников о творческой биографии писателя; развивать навыки выразительного чтения, навыки анализа текста драматического произведения   |    по группам – характеристики действующих лиц, подготовить выразительное чтение сцен по ролям   |  
  |         |     23-24   |    Характеристика героев комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»   |    2   |    усвоение новых знаний   |    комментированное чтение комедии, характеристика персонажей, элементы анализа текста, беседа   |    характеристика персонажей   |    совершенствовать навыки анализа текста, навыки выразительного чтения, развивать творческие способности учеников   |    стр. 231, №№7-10   ответить на вопросы   |  
  |         |     25   |    Анализ отдельных сцен   |    1   |    выработка навыков и умений   |    элементы анализа текста, беседа, просмотр и обсуждение видеофрагментов   |    письменная работа   |    совершенствовать навыки анализа текста драматического произведения   |    индивидуальные сообщения: «Двойники в комедии», «Роль авторских ремарок в комедии» и др.   |  
  |         |     26   |    Р/речи. Инсценирование эпизодов комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»   |    1   |    выработка навыков и умений   |    сообщения учащихся, инсценирование и чтение по ролям, викторина   |    выразительное чтение по ролям   |    развивать навыки монологической речи, творческие способности учеников   |    прочитать статью учебника «Тургенев и его «стихотворения в прозе»   |  
  |         |     27-28   |    И.С.Тургенев. «Стихотворения в прозе». Общая характеристика жанра   |    2   |    усвоение новых знаний   |    объяснение учителя, чтение и анализ тексов   |    анализ одного стихотворения   |    показать особенности жанра стихотворений в прозе; помочь понять философский смысл стихотворений; развивать навыки выразительного чтения   |    срт.234-237 (ответы на вопросы и выполнение заданий)   |  
  |         |     29-30   |    Н.А.Некрасов. Жанры лирики. Сюжет и герои стихотворения       Рубежная работа   |    2   |    усвоение новых знаний   |    составление тезисного плана статьи учебника, сообщение ученика о творческом замысле стихотворения, чтение и анализ текста   |     чтение наизусть, ответы на вопросы       тест 15 мин.   |    расширить знания учеников о личной и творческой биографии Некрасова, познакомить с реальной основой стихотворения «Размышления у парадного подъезда», выявить идею, определить пафос стихотворения, особенности лирического героя    |    выучить фрагмент стихотворения   |  
  |         |     31   |    Творчество Н.С.Лескова. Сказ «Левша», особенности жанра сказа   |    1   |    усвоение новых знаний   |    рассказ учителя, объяснение теоретических вопросов, чтение и анализ текста, словарная работа   |    блиц-опрос по содержанию сказа   |    кратко познакомить с биографией Лескова, дать представление о жанре сказа, заинтересовать учеников необычностью повествования   |    подготовить характеристики героев сказа   |  
  |         |     32   |    Характеристика героев сказа «Левша»   |    1   |    усвоение новых знаний   |    выборочная характеристика, беседа по вопросам, комментарий учителя   |    устный ответ – характеристика Левши   |    совершенствовать навыки анализа текста, характеристики героев произведения   |    прочитать «Человека на часах»   |  
  |         |     33   |    В/чтение. Н.С.Лесков «Человек на часах»   |    1   |    закрепление новых понятий, знаний   |    рассказ учителя, чтение и анализ текста   |    сочинение-размышление   |    заинтересовать учащихся творчеством Лескова   |    сочинение-размышление   |  
  |         |     34-35   |    М.Е.Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»   |    2   |    усвоение новых знаний   |    рассказ учителя, чтение и анализ текста, словарная работа с терминами: гротеск, ирония, сатира, эзопов язык, иносказание, сарказм, гипербола   |    составление цитатного плана   |    кратко познакомить с биографией Салтыкова-Щедрина, показать особенности жанра сказки в творчестве писателя, сатирический пафос сказок;  помочь понять иносказательный смысл произведения, его идею, показать значение и роль художественных приемов   |    составить цитатный план повести, вопросы №№6,8 стр.273;  к изученным терминам подобрать примеры из сказки «Дикий помещик»   |  
  |         |     36   |    М.Твен. «Как я редактировал сельскохозяйственную газету»   |    1   |    усвоение новых знаний   |    сообщение ученика с опорой на мультимедийную презентацию, беседа по вопросам, чтение и анализ текста   |    терминологический диктант   |    заинтересовать творчеством М.Твена, познакомить с особенностями жанра, признаками сатиры, сатирическими приемами в творчестве М.Твена   |    выразительное чтение диалогов (по ролям) и монологов рассказа   |  
  |         |     37   |    А.П.Чехов. Ранние юмористические рассказы.   |    1   |    повторение и обобщение изученного в 6 классе усвоение новых знаний   |    беседа по вопросам, чтение и анализ текста   |    сочинение-миниатюра «Мой Чехов»   |    углубление знаний учеников о личной и творческой биографии Чехова, дать представление о комическом в литературе, проанализировать сюжетно-композиционные особенности рассказов «Жалобная книга», «Хирургия»   |    сочинение-миниатюра «Мой Чехов»   |  
  |         |     38   |    Э. По – родоначальник детективного жанра.   |    1   |    усвоение новых знаний   |    слово учителя, сообщение ученика, анализ произведения, беседа, дискуссия.   |    развернутый ответ на вопрос«Почему писатель считал, что новеллу следует прочитывать «за один присест», т. е. ее нужно прочесть сразу, целиком».   |    познакомить ребят с основными фактами биографии и творчества Эдгара Аллана По; научить ребят элементам анализа произведения   |    Прочитайте любую новеллу Э. По. Попытайтесь ответить на вопрос: «Почему писатель считал, что новеллу следует прочитывать «за один присест», т. е. ее нужно прочесть сразу, целиком».   |  
  |         |     39   |    А.К.Дойл. Рассказы о Шерлоке Холмсе   |    1   |    усвоение новых знаний   |    путешествие по местам литературного героя, сообщения, «исследование» дела о бриллиантовом полумесяце, слово учителя, работа по группам   |    защита мультимедийной презентации, посвященной одному рассказу К.Дойла   |    познакомить ребят с известными фактами биографии писателя; пройтись по местам литературного героя – Шерлока Холмса; попробовать разобраться в вопросе, кто же был прототипом героя произведений писателя.    |    подготовить м/м презентацию рассказа о Шерлоке Холмсе   |  
  |         |     40   |    Новелла А.К.Дойла «Пляшущие человечки»   |    1   |    усвоение новых знаний   |    работа с терминами «портрет», «образ»  сообщение «холмсоведа»   |    беседа на понимание   |    заинтересовать учащихся творчеством Артура Конан Дойла   |    Изучить дело о «бриллиантовом полумесяце» и подготовиться к написанию своего детектива.   |  
  |         |     41   |    Р/речи. Написание детективного рассказа   |    1   |    выработка навыков и умений   |    обсуждение черновых работ, редактирование, письменная работа   |    написание детективного рассказа   |    развивать творческие способности учеников, умение выражать свои мысли, навыки письменной речи (детективный жанр), развивать фантазию детей и умение мыслить логически   |    дописать рассказ   |  
  |         |     42   |    Жанры эроса, лирики и драмы в произведениях 20 века. Творчество В.Я.Брюсова   |    1   |    усвоение новых знаний   |    рассказ учителя, выразительное чтение стихотворений, элементы анализа текста   |    выразительное чтение стихотворения   |    показать особенности жанров эпоса, лирики и драмы в 20 веке, показать роль Брюсова в поэзии начала 20 века   |    наизусть понравившееся стихотворение  (1 ряд)   |  
  |         |     43   |    Жанры лирики Бальмонта   |    1   |    усвоение новых знаний   |    рассказ учителя, выразительное чтение стихотворений, элементы анализа текста   |    выразительное чтение стихотворения   |    продолжить знакомство с лирикой Серебряного века (творчество К.Бальмонта), совершенствовать навыки анализа поэтического текста   |    наизусть понравившееся стихотворение  (2 ряд)   |  
  |         |     44   |    Активность поисков новых жанров в лирике И.Северянина   |    1   |    усвоение новых знаний   |    сообщение ученика, выразительное чтение стихотворений, элементы анализа текста   |    выразительное чтение стихотворения   |    показать богатство творческих поисков Серебряного века (лирика И.Северянина), совершенствовать навыки выразительного чтения и анализа поэтического текста   |    наизусть понравившееся стихотворение   (3 ряд)   |  
  |         |     45   |    Два перевода стихотворения Р.Киплинга «Если…»   |    1   |    усвоение новых знаний выработка навыков и умений   |    выразительное чтение, элементы анализа поэтического текста, в том числе и сопоставительного   |    сопоставление переводов (письменная работа)   |    показать особенности разных переводов одного стихотворения, выявить идею стихотворения Киплинга   |    индивидуальные задания по теме «Сонет»   |  
  |         |     46   |    Р/речи. Из истории сонета   |    1   |    усвоение новых знаний   |    лекция, сообщения учащихся   |    конспект, устные сообщения   |    дать понятие об особенностях жанра сонета, познакомить с развитием жанра, показать взаимодействие западноевропейской и русской литератур   |    выучить понравившийся сонет   |  
  |         |     47   |    М.Горький. «Старуха Изергиль»: сюжет и герой легенды о Данко   |    1   |    усвоение новых знаний   |    объяснение учителя, беседа, анализ текста, работа с иллюстрациями   |    написание эссе   |    познакомить учеников с понятием «романтизм», «романтический герой», развивать навыки анализа текста, работы с иллюстрациями   |    эссе «Стоили ли люди, которых Данко вывел на свет, вырванного из груди сердца?»   |  
  |         |     48   |    М.Горький. «Старый год»   |    1   |    усвоение новых знаний   |    выразительное чтение по ролям.  Беседа по вопросам   |    развернутый ответ на вопрос   |    помочь ученикам выявить основную идею произведения, продолжить работу над анализом текста   |    стр. 351, № 8 (письменно)   |  
  |         |     49   |    В.Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с В.Маяковским летом на даче»   |    1   |    усвоение новых знаний   |    рассказ и объяснение учителя, беседа, анализ текста, работа с иллюстрациями   |    выразительное чтение наизусть   |    начать знакомство учеников с личностью Маяковского, попытаться осмыслить своеобразие, оригинальность, значение личности поэта; дать предварительное понятие о футуризме   |    стр. 356, №№1,3   |  
  |         |     50   |    М.Булгаков «Ревизор с вышибанием»   |    1   |    усвоение новых знаний   |    чтение по ролям, беседа по вопросам, комментарии учителя   |    -------   |    познакомить с ранним произведением Булгакова; определить, какую роль в сценке играет текст Гоголя   |    прочитать статью «К.Паустовский»   |  
  |         |     51   |    К.Г.Паустовский. «Рождение рассказа»      Рубежная работа   |    1   |    усвоение новых знаний   |    комментированное чтение, составление плана, беседа по вопросам   |                        Тест 15 мин.   |    показать, как и почему описание процесса творчества воплощено Паустовским в жанре рассказа; помочь выявить главную мысль – длительность и непредсказуемость пути к творчеству   |    стр. 371-372, прочитать, ответить на вопросы   |  
  |         |     52   |    Р/речи. Рецензирование одного из изученных произведений   |    1   |    выработка навыков и умений, проверка и оценка знаний   |    работа со схемой рецензии, пояснения учителя, беседа, самостоятельная письменная работа   |    написание рецензии   |    закрепить понятие о жанрах и их подвижности; развивать творческие способности, углубить представление о жанре рецензии   |    закончить рецензию   |  
  |         |     53-54   |    М.Шолохов «Они сражались за Родину»   |         2   |    усвоение новых знаний   |    рассказ учителя, комментированное чтение, беседа по вопросам, просмотр и обсуждение кинофильма   |    презентация произведения о Великой Отечественной войне   |    познакомить учеников с фрагментами неоконченного романа Шолохова, показать значение этого произведения, развивать интерес к произведениям о героическом прошлом страны   |    на основе собранных воспоминаний фронтовиков написать рассказ (отрывок)   |  
  |         |     55-56   |    Жанры лирики А.Т.Твардовского   |    2   |    усвоение новых знаний проверка и оценка знаний   |    выразительное чтение, элементы анализа поэтического текста   |    анализ одного стихотворения Твардовского   |    знакомство с биографией и творчеством Твардовского, расширить представление о жанрах лирики А.Т.Твардовского   |    разбор одного из стихотворений Твардовского   |  
  |         |     57-58   |    «Уроки французского» В.Г.Распутина   |    2   |    усвоение новых знаний проверка и оценка знаний   |    рассказ учителя, комментированное чтение, беседа по вопросам   |    развернутый ответ на вопрос   |    познакомить с главными темами творчества Распутина, раскрыть содержание понятий «духовные ценности», «духовная память»    |    прочитать эссе Паустовского, ответить на вопрос «Что такое эссе?»   |  
  |         |     59   |    Ф.А.Абрамов «О чем плачут лошади»   |    1   |    усвоение новых знаний   |    рассказ учителя, комментированное чтение, беседа по вопросам, обсуждение текста рассказа, работа с планом, словарная работа   |    размышление «Зачем нам нужны животные?»   |    кратко познакомить учеников с биографией и творчеством Ф.Абрамова, развивать навыки анализа текста; показать важность и актуальность проблемы, поставленной писателем   |    написать размышление «Зачем нам нужны животные?»   |  
  |         |     60   |    А.В.Вампилов «Несравненный Наконечников»   |    1   |    усвоение новых знаний   |    выразительное чтение, чтение по ролям, беседа по вопросам, комментарий учителя   |    -----   |    познакомить учеников с особенностями жанра водевиля и его историей, продолжить работу над анализом текста   |    прочитать статью о Шекли и его «Запах мысли»   |  
  |         |     61   |    Р.Шекли «Запах мысли»   |    1   |    усвоение новых знаний   |    беседа по вопросам, комментарий учителя, выразительное чтение, просмотр отрывка    |    ответы на вопросы учителя   |    углубить представления учащихся о жанре научной фантастики, побудить их к чтению лучших образцов жанра, помочь понять проблематику рассказа Шекли   |    стр.463, ответить на вопросы   |  
  |         |     62-63   |    В/чтение. Фантастический мир Р.Бредбери   |    2   |    усвоение новых знаний   |    вступительное слово учителя, сообщение ученика, работа в группах, сочинение-миниатюра, беседа по вопросам, работа с иллюстрациями, работа с терминами.   |    защита м/м презентации, посвященной творчеству Р.Бредбери   |    познакомить со страницами жизни и творчества писателя; рассмотреть основную проблему – как фантастика о будущем помогает жить в настоящем.      |    подготовить мультимедийную презентацию по творчеству Р.Бредбери   |  
  |         |     64   |    В/чтение. Г.Уэллс «Война миров»   |    1   |    выработка навыков и умений,    |    беседа по вопросам, комментарий учителя, выразительное чтение   |    ответы на вопросы учителя   |    углубить представления учащихся о жанре научной фантастики, побудить их к чтению лучших образцов жанра, помочь понять проблематику произведений Г.Уэллса   |    _______   |  
  |         |     65   |    Из истории пародии.      Годовая контрольная работа   |    1   |    усвоение новых знаний   |    объяснение учителя, выразительное чтение, сопоставительный анализ оригинала и его пародии   |     сопоставление оригинала и пародии            тест 25 мин.   |    дать представление о жанре пародии и его истории, развивать навыки анализа текста, творческие способности учеников   |    попробовать свои силы в жанре пародии   |  
  |         |     66-67   |    Японские трехстишия (хокку)   |    2   |    усвоение новых знаний выработка навыков и умений,   |    рассказ учителя, выразительное чтение, реализация межпредметных связей с ИЗО, словарная работа, элементы анализа текста   |    написание хокку о природе   |    познакомить учеников с образцами японской лирической поэзии, показать ее особенности и своеобразие, вызвать творческий отклик на произведения   |    попытаться написать свои хокку   |  
  |         |     68   |    Подведем итоги   |    1   |    повторение и обобщение изученного в 7 классе   |    беседа, запись книг для летнего чтения   |    защита читательских дневников   |    систематизировать знания, полученные в течение года   |    список для летнего чтения   |