приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
   овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
   устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
   научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
   отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;
   освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.
  Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
  Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.
  Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.
  Используют приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
             |   №ур   |    Тема урока   |    Форма деятельности учащихся на уроке   |    Вид контроля   |    Домашнее задание   |    Дата планируемая   |    Дата фактическая   |  
  |        |    Введение (1 час)   |         |         |         |         |         |  
  |   1   |    Литература и история   |     Лекция учителя. Беседа.   |    Тестирование   |    Стр. 6-8 (пересказ)   |         |         |  
  |        |    Фольклор (2 часа)   |         |         |         |         |         |  
  |   2   |    Отражение жизни народа в народных песнях   |    Рассказ учителя. Беседа. Анализ песен.   |         |    Выучить песню «Пугачёв в темнице»   |         |         |  
  |   3   |    Предания как исторический жанр народной прозы   |    Беседа.   |         |    Стр. 17, вопрос 1, стр. 19-27(чтение, вопросы)   |         |         |  
  |        |    Древнерусская литература (4 часа)   |         |         |         |         |         |  
  |   4   |    «Житие Александра Невского»   |    Лекция учителя. Беседа. Работа с текстом. Художественный пересказ.   |         |    Зайцев «Житие Сергия Радонежского» (прочитать)   |         |         |  
  |   5   |    «Житие Сергия Радонежского»   |    Беседа, пересказ.   |         |    Стр. 32-36(чтение, вопросы)   |         |         |  
  |   6   |    Подготовка к домашнему сочинению-описанию по картине Нестерова «Видение отроку Варфоломею»   |    Беседа. Слово учителя. Составление плана.     |    Домашнее сочинение.   |    Написать сочинение   |         |         |  
  |   7   |    «Шемякин суд как сатирическое произведение»   |    Пересказ. Беседа.   |         |    Фонвизин «Недоросль»(прочитать)   |         |         |  
  |        |    Русская литература 18 века (4 часа)   |         |         |         |         |         |  
  |   8   |    Фонвизин «Недоросль». Сатирическая направленность комедии   |    Лекция учителя. Беседа. Чтение по ролям. Заполнение таблицы.   |    Тестирование   |    Стр. 74-79 (читать, вопросы)   |         |         |  
  |   9   |    Анализ эпизода комедии Фонвизина «Недоросль»   |    Чтение текста. Ответы на проблемные вопросы. Словарная работа.   |         |    Стр. 80-87 (читать, вопросы)   |         |         |  
  |   10   |    И. А. Крылов. «Лягушки», «Обоз»   |    Рассказ учителя. Беседа.   |    Тестирование по басням Крылова   |    Стр. 88-94 (читать, вопросы),сообщение   |         |         |  
  |   11   |    К. Ф. Рылеев «Смерь Ермака»   |    Сообщение. Чтение текста произведения. Беседа.   |         |    Стр. 95-105 (чтение, вопросы)   |         |         |  
  |        |         |         |         |         |         |         |  
  |        |    Творчество А.С.Пушкина (11 часов)   |         |         |         |         |         |  
  |   12   |    А. С. Пушкин «Туча», «Я помню чудное мгновенье…», «19 октября»   |    Рассказ учителя. Беседа. Чтение стихотворений и их анализ.   |         |    Наизусть «Я помню чудное мгновенье»   |         |         |  
  |   13   |    А. С. Пушкин «История Пугачёва»   |    Рассказ учителя. Беседа. Чтение стихотворений.   |    Чтение стихотворений наизусть.   |    Читать повесть Пушкина «Капитанская дочка».   |         |         |  
  |   14   |    А. С. Пушкин «Капитанская дочка». История создания   |    Лекция учителя, конспект лекции, составление плана.   |         |    Стр. 105-128 (чтение) стр. 216 (вопросы)   |         |         |  
  |   15   |    Анализ сцены бурана. Первая встреча с Пугачёвым   |    Беседа, анализ эпизода, заполнение таблицы.   |         |    Стр. 128-144 (читать) стр. 216-217 (вопросы)   |         |         |  
  |   16   |    «Старинные люди»   |    Беседа.   |         |    Стр. 144-166 (читать) стр. 217 (вопросы)   |         |         |  
  |   17   |    Вторая и третья встреча с Пугачёвым. Путём милосердия   |    Беседа, заполнение таблицы.   |         |    Стр. 167-202 (читать) стр. 217-218 (вопросы)     |         |         |  
  |   18   |    Швабрин и Гринёв. Сравнительная характеристика   |    Беседа, составление плана сравнительной характеристики.   |         |    Стр. 202-215 (читать) стр. 218 (вопросы)   |         |         |  
  |   19   |    Образ Марьи Ивановны   |    Беседа, составление плана характеристики.   |         |    Подбор материалов к сочинению.   |         |         |  
  |   20   |    Гуманизм и историзм Пушкина в романе «Капитанская дочка»   |    Беседа. Составление плана сочинения.   |    Тестирование   |    Подготовка к сочинению   |         |         |  
  |   21   |    Сочинение по роману Пушкина «Капитанская дочка»   |    Написание сочинения.   |    Сочинение   |    Пушкин «Пиковая дама» (читать)   |         |         |  
  |   22   |    А. С. Пушкин «Пиковая дама»   |    Беседа. Рассказ учителя.   |         |    Стр. 230-259 (чтение, вопросы)   |         |         |  
  |        |     Творчество М.Ю.Лермонтова    (3 часа)   |         |         |         |         |         |  
  |   23   |    М. Ю. Лермонтов «Мцыри». Мцыри как романтический герой   |    Слово учителя. Беседа.   |         |    Отрывок «Бой с барсом» (наизусть)   |         |         |  
  |   24   |    Особенности композиции поэмы «Мцыри»   |    Чтение текста. Словарная работа. Беседа. Чтение наизусть.   |    Чтение отрывка наизусть.   |    Лермонтов «Демон» (прочитать)   |         |         |  
  |   25   |    М. Ю. Лермонтов «Демон»   |    Слово учителя, беседа, художественный пересказ.   |         |    Гоголь «Ревизор» (читать)   |         |         |  
  |        |    Творчество Н.В.Гоголя (8 часов)   |         |         |         |         |         |  
  |   26   |    Н. В. Гоголь «Ревизор». История создания и её первой постановки   |    Лекция учителя. Составление конспекта статьи учебника.   |         |    Ответы на проблемные вопросы.   |         |         |  
  |   27   |    Разоблачение пороков чиновничества в пьесе   |    Беседа. Работа с текстом. Чтение по ролям.   |         |    Заполнение обобщающих таблиц   |         |         |  
  |   28   |    Хлестаков и хлестаковщина   |    Работа с текстом. Составление плана характеристики.   |         |    Заполнение обобщающих таблиц   |         |         |  
  |   29   |    Речевая характеристика городничего   |    Работа с текстом. Выразительное чтение по ролям.   |         |    Заполнение обобщающих таблиц   |         |         |  
  |   30   |    Подготовка к домашнему сочинению «Обобщающая характеристика чиновников»   |    Рассказ учителя. Составление плана сочинения.   |    Домашнее сочинение.   |    Написать сочинение. Сообщения.   |         |         |  
  |   31   |    Н. В. Гоголь «Шинель». Образ «маленького человека»   |    Рассказ учителя. Беседа. Сообщения.   |         |    Сообщения. Гоголь «Невский проспект» (прочитать)   |         |         |  
  |   32   |    Образ Петербурга у Пушкина и Гоголя («Невский проспект» и «Шинель»)   |    Сообщения. Работа с текстом.   |         |    Гоголь «Портрет»(читать)   |         |         |  
  |   33   |    Н. В. Гоголь «Портрет»   |    Художественный пересказ. Беседа.   |         |    Стр. 3-16 (читать, вопросы)   |         |         |  
  |        |    Русская литература второй половины 19 века (7 часов)   |         |         |         |         |         |  
  |   34   |    М. Е. Салтыков-Щедрин «История одного города»   |    Рассказ учителя. Беседа.   |         |    Стр. 15-26 (читать, вопросы)   |         |         |  
  |   35   |    Н. С. Лесков «Старый гений»   |    Рассказ учителя. Беседа.   |         |    Стр. 27-41 (читать, вопросы)   |         |         |  
  |   36   |    Л. Н. Толстой «После бала»   |    Рассказ учителя. Беседа   |         |    Тютчев «Осенний вечер» (наизусть)   |         |         |  
  |   37   |    Мастерство Толстого в рассказе «После бала»   |    Работа с текстом. Составление плана сочинения.   |         |    Сочинение-миниатюра   |         |         |  
  |   38   |    Поэзия родной природы в творчестве Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета, Майкова   |    Практикум. Чтение стихотворения наизусть.   |    Чтение наизусть   |    Тургенев «Ася» (прочитать)   |         |         |  
  |   39   |    И. С. Тургенев «Ася»   |    Художественный пересказ. Беседа.   |         |    Тургенев «Первая любовь», «Вешние воды»   |         |         |  
  |   40   |    Повести Тургенева о первой любви   |    Художественный пересказ. Беседа.   |         |    Чехов. «О любви» (читать)   |         |         |  
  |        |                   А Ф ЬТворчество А.П.Чехова (4 часа)   |         |         |         |         |         |  
  |   41   |    А. П. Чехов «О любви»   |    Рассказ учителя. Беседа   |         |    Чехов «Человек в футляре» (читать)   |         |         |  
  |   42   |    А. П. Чехов «Человек в футляре»   |    Беседа. Работа с текстом.   |         |    Чехов «Крыжовник» (читать)   |         |         |  
  |   43   |    А. П. Чехов «Крыжовник»   |    Работа с текстом. Ответы на проблемные вопросы.   |    Ответ на проблемный вопрос   |    Чехов «Ионыч» (читать)   |         |         |  
  |   44   |    А. П. Чехов «Ионыч»   |    Художественный пересказ. Беседа.   |         |    Блок «Россия» (наизусть)   |         |         |  
  |        |    Русская литература 20 века (6 часов)   |         |         |         |         |         |  
  |   45   |    А. А. Блок. Образ России и её истории   |    Рассказ учителя. Беседа. Чтение наизусть.   |    Чтение наизусть   |    Стр. 88-95 (чтение, вопросы), сообщения.   |         |         |  
  |   46   |    С. А. Есенин «Пугачёв» - поэма на историческую тему   |    Рассказ учителя. Беседа. Сообщения.   |         |    Сообщения   |         |         |  
  |   47-48   |    Семинар. Образ Пугачёва в произведениях фольклора, у Пушкина и Есенина   |    Ответы на семинаре.   |         |    Стр. 96-107 (чтение, вопросы)   |         |         |  
  |   49   |    И. С. Шмелёв. «Как я стал писателем» - воспоминания о пути к творчеству   |    Рассказ учителя. Беседа.   |         |    Стр. 108- 114 (чтение, вопросы)   |         |         |  
  |   50   |    М. А. Осоргин «Пенсне»       |    Рассказ учителя. Беседа.   |         |    Подготовиться к контрольной работе   |         |         |  
  |   51   |    Контрольная работа по творчеству Толстого, Чехова, Блока, Есенина   |    Написание контрольной работы.   |    Контрольная работа.   |    Стр. 136-163 (чтение, вопросы)   |         |         |  
  |        |    Русская литература второй половины 20 века (7 часов)   |         |         |         |         |         |  
  |   52   |    А. Т. Твардовский «Василий Тёркин»   |    Рассказ учителя. Беседа   |         |    Подготовить устный рассказ с цитированием   |         |         |  
  |   53   |    Василий Тёркин – защитник родной страны   |    Обучение устному рассказу.   |         |    Отрывок наизусть   |         |         |  
  |   54   |    Композиция и язык поэмы «Василий Тёркин»   |    Чтение текста. Работа со словом. Беседа. Чтение наизусть.   |    Чтение наизусть.   |    Стр. 164-189 (чтение, вопросы)   |         |         |  
  |   55   |    А. П. Платонов. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение»   |    Ответы на проблемные вопросы. Пересказ.   |         |    Подготовиться к уроку-концерту   |         |         |  
  |   56   |    Урок-концерт «Стихи и песни о Вов»   |    Прослушивание и чтение стихов и песен о Вов.   |    Чтение наизусть   |    Стр. 202-220 (чтение, вопросы)   |         |         |  
  |   57   |    В. П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет»   |    Рассказ учителя. Беседа.   |         |    Подготовиться к сочинению   |         |         |  
  |   58   |    Сочинение «Вов в литературе 20 века»   |    Беседа. Составление плана сочинения.   |    Домашнее сочинение.   |    Стр. 235-254 (чтение, вопросы)   |         |         |  
  |        |    Зарубежная литература (12 часов)   |         |         |         |         |         |  
  |   59   |    У. Шекспир. Слово о писателе. Театр Шекспира   |    Лекция учителя.   |         |    Шекспир «Ромео и Джульетта» (читать)   |         |         |  
  |   60   |    У. Шекспир «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви       |    Беседа   |    Проверочная работа по содержанию   |    Проблемные вопросы.   |         |         |  
  |   61   |    У. Шекспир «Ромео и Джульетта». «Вечные проблемы»   |    Беседа. Работа с текстом. Выразительное чтение.   |         |    Шекспир. «Укрощение строптивой», «Двенадцатая ночь» (сообщения)   |         |         |  
  |   62   |    У. Шекспир. Комедии   |    Сообщения. Пересказ. Беседа.   |    Тестирование   |    Подготовиться к композиции   |         |         |  
  |   63   |    У. Шекспир. Сонеты   |    Выразительное чтение сонетов. Прослушивание аудиозаписей.   |         |    Мольер «Мещанин во дворянстве» (читать)   |         |         |  
  |   64   |    Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве»   |    Беседа. Слово учителя. Чтение по ролям   |         |    Экзюпери «Маленький принц» (читать)   |         |         |  
  |   65   |    Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве»   |    Чтение эпизодов, их анализ.   |         |         |         |         |  
  |   66   |    Экзюпери «Маленький принц»   |    Урок внеклассного чтения. Обсуждение произведения.   |         |         |         |         |  
  |   67   |    Экзюпери «Маленький принц»   |    Пересказ эпизодов.   |         |         |         |         |  
  |   68   |    Подведение итогов. Рекомендации на лето   |    Урок-игра   |         |         |         |         |