Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:  
       - федеральный компонент Государственного стандарта общего образования, утверждённым приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
       - приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
      - примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по литературе (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. № 03-1263);
      - письмо Министерства образования и науки Новосибирской области «О преподавании учебного «Литература» в образовательных учреждениях Новосибирской области.
     Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
 литературного образования определены его целью и связаны как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы:
 - формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы, отличающиеся от произведения русской литературы, отличающиеся от произведений родной литературы особенностями образно-эстетической системы;
 - обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их, наряду с изучением родной литературы, к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы, к вершинным произведениям зарубежной классики, к отдельным произведениям литературы народов России;
 - формирование умений сопоставлять произведения русской и родной литературы, находить в них сходные темы, проблемы, идеи, выявлять национально- и культурно-обусловленные различия;
 - формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико-эстетический компонент искусства;
 - формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
 - формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству;
 - формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
 - формирование основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.
 Изучение литературы сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления обучающихся об историческом развитии литературы, позволяет обучающимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
 Программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение школьников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности обучающихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.
 Средством достижения цели и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, эмоциональной и интеллектуальной сфер мышления юного читателя, поэтому особое место в программе отводится теории литературы. Теоретико-литературные знания должны быть функциональными, т. е. помогать постижению произведения искусства. Именно поэтому базовые теоретико-литературные понятия одновременно являются структурообразующими составляющими программы. В каждом классе выделяется ведущая теоретико-литературная проблема – базовое понятие.
 Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
 - осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
 - выразительное чтение.
 - различные виды пересказа.
 - заучивание наизусть стихотворных текстов.
 - определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.
 - анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
 - выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
 - участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
 - подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
 Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации
             |   №   |    Тема урока   |     Кол-во часов   |    Тип урока   |    Элементы содержания   |    Требования к уровню подготовки   |    Вид контроля. Измерители   |    Домашнее задание   |    Дата проведения       |  
  |   П   |    Ф   |  
  |   Введение (1 ч.)   |  
  |   1.   |    Литература  как искусство  слова.     |    1   |    Урок изучения нового материала           |    Введение в курс литературы 5 класса; актуализация знаний, повторение изученного; формирование интереса к изучению литературы в 5 классе и чтению.       |    Знать роль литературы в духовной жизни России.  Уметь использовать формы диалога в процессе обсуждения, стилистически грамотно и точно отвечать на вопросы, самостоятельно формулировать их   |    Самооценка         |    Прочитать статью с. 4-6   |         |         |  
  |   Мифы (4 ч.)   |  
  |   2.   |    Мифы и мифология   |    1   |    Урок изучения нового материала       |    Миф как форма познания и эстетического освоения окружающего мира   |    Знать о верованиях древних славян, понятие «миф», тематику мифов, их связь с историей народа, религией, календарём.           |    Беседа по вопросам   |    Вопросы 1-2,    с. 13   |         |         |  
  |   3.   |    Календарные мифы. Масленица   |    1   |    Урок изучения нового материала       |    Связь мифов с историей народа, религией, жизненным циклом человека, календарём   |    Знать связь мифов с историей народа, религией, жизненным циклом человека, календарём   |    Беседа по вопросам   |    Вопросы    № 1-3, с. 13-14   |         |         |  
  |   4.   |    Мифы о сотворении мира   |    1   |    Урок изучения нового материала       |    История возникновения  мифов; мифы разных народов о сотворении мира: древнегреческих, китайских   |    Знать мифы разных народов: чем миф отличается  от сказки, легенды и былины;  как он связан с историей народа   |    Беседа по вопросам   |    Подготовить сообщение о Геракле и его подвигах   |         |         |  
  |   5.   |    Древнегреческие мифы. «Золотые яблоки Гесперид»   |    1   |    Урок изучения нового материала       |    Особенности мифов Древней Греции, их роль в истории мировой цивилизации   |    Дать понятие о древнегреческих мифах, их героях, особенностях   |    Анализ мифа   |    Нарисовать иллюстрации к мифу   |         |         |  
  |   Фольклор (15 ч.)   |  
  |   6.   |    Фольклор -  устное народное творчество.   |    1   |    Урок изучения нового материала       |    Малые жанры фольклора.  Детский фольклор       |    Обобщить знания об известных фольклорных жанрах, показать их жанровые особенности     |    Беседа по вопросам   |    Вопросы    № 1-3, с.21   |         |         |  
  |   7.   |    Былины   |    1   |    Урок изучения нового материала       |    Своеобразие былин как фольклорного жанра   |    Знать жанровые особенности былины; уметь охарактеризовать героев былины   |    Самооценка   |    Вопросы    № 1-3, с. 24   |         |         |  
  |   8.   |    Герои былины «Три поездки Ильи Муромца».   |    1   |    Урок изучения нового материала       |    Повторение понятия были-  на. Знакомство с особенностями композиции, выразительное чтение, беседа по содержанию   |    Познакомить с любимым героем былин- Ильёй Муромцем; показать художественные особенности былины   |    Художественный пересказ и выразительное чтение былины.   |    Подготовить выразительное чтение отрывка былины   |         |         |  
  |   9-  10-  11.   |    Русские народные сказки.  «Царевна-  лягушка»   |    3   |    Уроки изучения и закрепления нового материала       |    Расширение представлений о мире сказок, сказочных жанрах и элементах.  Способы построения народной сказки   |    Знать жанровые особенности сказки; схему построения  волшебной сказки.  Уметь отличать виды сказок; охарактеризовать героев сказки; составлять рассказ о герое   |    Художественный пересказ и выразительное чтение сказки.   |    Вопросы с.33.  Подготовить пересказ эпизода сказки.  Написать небольшое сочинение о любимом герое сказки   |         |         |  
  |   12.   |    Р./р    Творческая работа   «Сочиняем сказку».       |    1   |    Урок развития речи   |    Способы построения народной сказки   |    Уметь составить и рассказать сказку   |    Сочинение     |    Сочинить сказку   |         |         |  
  |   13.   |    Сказки народов мира. Арабские народные сказки. «Рассказ о первом путешествии Синдбада-морехода»   |    1   |    Урок изучения нового материала       |    Единство нравственных идеалов в сказках разных народов   |    Знать жанровые особенности сказки; схему построения волшебной сказки. Уметь отличать виды сказок; охарактеризовать героев сказки; строить рассказ о герое   |    Беседа по вопросам   |    Вопросы    № 1-3, с.54-55   |         |         |  
  |   14.   |    Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки   |    1   |    Урок изучения нового материала       |    Обобщение знаний об известных фольклорных жанрах, жанровых особенностях пословиц и поговорок   |    Знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора. Уметь создавать письменное оригинальное произведение   |    Беседа по вопросам   |    Подобрать пословицы и поговорки по темам   |         |         |  
  |   15.   |    Загадки   |    1   |    Урок изучения нового материала       |    Способы происхождения загадок.   |    Познакомить учеников с природой загадок; показать способы их происхождения   |    Самооценка     |    Сочинить загадку   |         |         |  
  |   16.   |    Анекдоты. Сказка-анекдот   |    1   |    Урок изучения нового материала       |    Происхождение терминов , причины их возникновения   |    Познакомить учеников с происхождением и особенностями жанра анекдота   |    Самооценка     |    Вопросы    № 1-3, с. 67-68   |         |         |  
  |   17.   |    Песни. Частушки   |    1   |    Урок изучения нового материала       |    Жанровые особенности народных песен и частушек   |    Обобщить знания об известных фольклорных жанрах, показать жанровые особенности народных песен и частушек   |         |    Сочинить частушку   |         |         |  
  |   18.   |    Народная драма «Озорник Петрушка»   |    1   |    Урок изучения нового материала       |    Жанровые особенности народной драмы   |    Познакомить с особенностями драматических произведений, с текстом народной драмы.   |    Беседа по вопросам   |    Подготовиться к инсценировке   |         |         |  
  |   19.   |    Исполнение народной драмы «Озорник Петрушка» в лицах   |    1   |    Урок изучения нового материала       |    Развитие творческих способностей учеников   |    Подготовиться к итоговому уроку   |         |         |  
  |   20.   |    Итоговый урок по теме «Фольклор»   |    1   |    Урок обобщения и систематизации знаний   |    Проверка и оценка качества знаний, полученных при изучении темы «Русский фольклор»   |    Владеть знаниями, умениями и навыками по изученному разделу   |    Тест     |         |         |         |  
  |   Литература XIX века (34 ч.)   |  
  |   21.   |    Русская классическая литература XIX века   |    1   |    Урок изучения нового материала       |    Понятие о классической литературе   |    Подготовить учеников к восприятию классической литературы XIX века; показать её непреходящую ценность и значение для современного читателя     |    Беседа по вопросам   |    Вопросы   № 1-5, с. 87   |         |         |  
  |   22.   |    И А.Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова   |    1   |    Урок изучения нового материала       |    История жанра басни, признаки басни   |    Познакомить с историей жанра басни; с биографией Крылова; выявить жанровые признаки басни   |         |    Вопросы   № 1-5, с. 87-88   |         |         |  
  |   23.   |    Басни И. Крылова «Свинья под дубом»,  «Осел и мужик»   |    1   |    Урок изучения нового материала       |    Языковое своеобразие басен И.А.Крылова   |    Раскрыть мораль басен, показать их злободневность   |    Анализ басни   |    Выучить басню наизусть   |         |         |  
  |   24-  25.   |    Внеклассное чтение. Жанр басни в мировой литературе   |    2   |    Уроки изучения и закрепления нового материала       |    Особенности басен предшественников Крылова   |    Углубить представление о жанре басни; познакомить с предшественниками Крылова   |         |    Сочинить басню   |         |         |  
  |   26.   |    А. С.Пушкин - великий русский поэт. Поэма «Руслан и Людмила».     |    1   |    Урок изучения нового материала       |    Пополнение, уточнение знаний о биографии писателя. Совершенствование навыков выразительного чтения   |    Знать о лицейских и детских годах жизни писателя; поэтические средства художественной выразительности, содержание; понимать идею поэмы «Руслан и Людмила». Уметь определять роль пролога в поэме «Руслан и Людмила»   |    Анализ пролога   |    Вопросы с.97   |         |         |  
  |   27.   |    Поэма «Руслан и Людмила». Песнь первая   |    1   |    Урок изучения нового материала       |    Сюжет и герои поэмы   |    Познакомить сюжетом и героями поэмы; обучить элементам анализа текста   |    Анализ эпизода   |    Вопросы    № 1-3 с.108   |         |         |  
  |   28.   |    Поэма «Руслан и Людмила». Песнь вторая   |    1   |    Урок изучения нового материала       |    Роль автора - рассказчика   |    Помочь понять роль автора-рассказчика в поэме   |    Беседа по вопросам, анализ эпизода   |    Вопросы    № 1-4, с. 123   |         |         |  
  |   29.   |    Поэма «Руслан и Людмила». Песнь третья   |    1   |    Урок изучения нового материала       |    Сюжет и герои поэмы   |    Развивать навыки выразительного чтения, пересказа, анализа текста   |    Беседа по вопросам, анализ эпизода   |    Вопросы    № 1-3, с. 137   |         |         |  
  |   30.   |    Поэма «Руслан и Людмила». Обобщение   |    1   |    Урок систематизации и обобщения материала       |    Сюжет и герои поэмы   |    Знать содержание прочитанного произведения. Уметь воспринимать и анализировать текст; определять жанр литературного произведения; формулировать идею, проблематику произведения; давать характеристику герою   |    Беседа по вопросам, анализ эпизода   |    Выучит отрывок из поэмы наизусть   |         |         |  
  |   31.   |    Повествование. Описание. Рассуждение   |    1   |    Урок изучения нового материала       |    Типы речи. Повествование, описание, рассуждение в литературном произведении   |     Знать основные теоретические понятия, связанные с сюжетом.  Уметь воспринимать и анализировать текст; определять жанр литературного произведения и тип речи.   |    Беседа по вопросам   |    Выучить в тетради лекцию   |         |         |  
  |   32.   |    А. С. Пушкин. Лирика. «Няне», «Зимний вечер», «Зимняя дорога»   |    1   |    Урок изучения нового материала       |    Совершенствование навыков выразительного чтения   |    Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы   |    Беседа по вопросам   |    Выучить наизусть стихотворение   |         |         |  
  |   33.     |    Стихи и проза   |    1   |    Урок изучения нового материала       |    Различия между стихотворной и прозаической речью   |    Показать различия между стихотворной и прозаической речью   |    Беседа по вопросам   |    Выучить лекцию в тетради   |         |         |  
  |   34.   |    Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Парус»   |    1   |    Урок изучения нового материала       |    Своеобразие лирики М.Ю.Лермонтова   |    Познакомить учащихся с биографией поэта. Дать представление о своеобразии лирики Лермонтова.   |    Анализ стихотворения   |    Выучить стихотворение наизусть   |         |         |  
  |   35.   |    Стихотворения М.Ю.Лермонтова «Листок», «Из Гёте»   |    1   |    Урок изучения нового материала       |    Средств художественной выразительности лирики М. Ю. Лермонтова   |    Уметь находить средств художественной выразительности   |    Анализ стихотворений   |    Вопросы  № 1-2, с. 152   |         |         |  
  |   36  37.   |    Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество. «Пропавшая грамота»   |    2   |    Уроки изучения и обобщения нового материала       |    Особенности организации описания и повествования, сочетание реального и фантастического.   |    Познакомить с героями повести, особенностями организации описания и повествования, сочетанием реального и фантастического.   |    Беседа по вопросам   |    Вопрос    № 2, с. 171   |         |         |  
  |   38.   |    История создания рассказа И. С. Тургенева «Муму».   |    1   |    Урок изучения нового материала       |    Отражение в рассказе социального, бытового и культурного уклада русской жизни начала XIX века   |    Кратко познакомить учеников с детскими годами И.С.Тургенева, с началом его литературной деятельности; познакомить с историей создания рассказа   |         |    Прочитать рассказ   |         |         |  
  |   39.   |    Герасим в доме барыни   |    1   |    Урок изучения нового материала       |    Роль портретной характеристики и других видов характеристик. Авторская позиция и способы ее проявления   |    Показать роль портретной характеристики и других видов характеристик в рассказе   |    Беседа по вопросам, анализ эпизода   |    Задание по группам: подготовить характеристики Татьяны, Гаврилы, Капитона   |         |         |  
  |   40.   |    Герасим и Татьяна   |    1   |    Урок изучения нового материала       |    Нравственное преображение Герасима. Сострадание и жестокость.   |    Показать, как раскрывается характер героя в отношении с другими людьми   |    Беседа по вопросам, анализ эпизода   |    Подготовить пересказ эпизода «Герасим находит щенка»   |         |         |  
  |   41.   |    Герасим и Муму   |    1   |    Урок изучения нового материала       |    Раскрытие духовных и нравственных качеств главного героя в отношениях с Муму   |    Показать, как раскрываются духовные и нравственные качества главного героя в отношениях с Муму   |    Беседа по вопросам, анализ эпизода, пересказ   |    Вопросы   с.197-198   |         |         |  
  |   42.   |    Богатырский поступок   |    1   |    Урок изучения нового материала       |    Авторская позиция и способы ее проявления   |    Выявить авторскую позицию в рассказе   |    Беседа по вопросам, анализ эпизода   |         |         |         |  
  |   43-  44.   |    Р.р  Сочинение по рассказу И.С.Тургенева «Муму»   |    2   |    Уроки развития речи   |    Обучить написанию сочинения по плану; развивать умение высказывать свою точку зрения, навыки письменной речи учащихся   |    Дописать сочинение   |         |         |  
  |   45.   |    Резервный урок       |    1   |         |         |         |         |         |         |         |  
  |   46.  47.   |    Поэтический образ Родины в лирике поэтов XIX века   |    2   |    Уроки изучения нового материала       |    Обобщение знаний по поэзии XIX в. Поэтическая красота русской природы   |    Научить  анализировать поэтическое произведение (определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение)   |    Анализ стихотворений   |    Выучить стихотворение наизусть   |         |         |  
  |   48.   |    Стихотворные размеры   |    1   |    Урок изучения нового материала       |    Стихотворные размеры   |    Помочь ученикам понять, как организована стихотворная речь, показать особенности двусложных размеров   |         |    Выучить в тетради   |         |         |  
  |   49.   |    М.Ю.Лермонтов «Бородино». История создания, особенности повествования   |    1   |    Урок изучения нового материала       |    История создания стихотворения   |    Познакомить с историей создания, особенностями повествования стихотворения   |    Беседа по вопросам   |    Выучить отрывок   |         |         |  
  |   50.   |    Композиция и идейное содержание стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино»   |    1   |    Урок закрепления изученного материала       |    Композиции и идея стихотворения   |    Показать, как композиция помогает понять идею произведения   |    Беседа по вопросам, анализ эпизода   |    Написать сочинение     |         |         |  
  |   51.  52.   |    Л.Н.Толстой. «Петя Ростов» Отрывки из романа «Война и мир»   |    2   |    Уроки изучения и закрепления нового материала       |    Факты биографии Л.Н.Толстого, события Отечественной войны 1812 г.   |    Кратко познакомить учеников с фактами биографии Л.Н.Толстого, напомнить о событиях партизанской войны 1812 г., выявить тему и идею произведения   |    Беседа по вопросам   |    Прочитать эпизоды «Спор о раненых», «Долохов и Петя в разведке»; инд. задание: рассказ о герое Венсане Боссе, ответить на вопрос «Как к нему относились в партизанском отряде?»           |         |         |  
  |   53.   |    М. А. Булгаков «Петя Ростов» (отрывок). Сопоставление инсценировки и фрагмента романа   |    1   |    Урок изучения нового материала       |    Знакомство с творчеством писателя. Нравственное содержание инсценировки, душевные качества героя.     |    Показать воплощение героической темы в драматическом произведении, связь литературы 19 и 20 веков.   |    Беседа по вопросам, анализ эпизода   |    Вопросы    № 1-4, с. 244   |         |         |  
  |   54.   |    Итоговый урок по литературе XIX века   |    1   |    Урок обобщения и систематизации знаний   |    Проверить знание текстов произведений, умение определять автора по отрывку, ориентироваться в опорных теоретических понятиях   |    Тест   |         |         |         |  
  |   Литература XX века (32 ч.)   |  
  |   55.   |    Связь веков в поэзии XX века   |    1   |    Урок изучения нового материала       |    Преемственность литературы XIX и XX веков   |    Познакомить с лирикой Бунина, Ахматовой, Рождественского. Проследить, как отображена связь веков в их стихах. Обучение выразительному чтению и анализу.   |    Анализ стихотворений   |    Вопросы  № 1-2, с. 8   |         |         |  
  |   56.   |    К.Г.Паустовский «Рождение сказки»   |    1   |    Урок изучения нового материала       |    Литературная сказка Знакомство с творчеством писателя. Романтическая настроенность произведений писателя   |    Дать понятие о литературной сказке   |    Беседа по вопросам, анализ эпизода   |    Вопросы с.9   |         |         |  
  |   57-58.   |    Внеклассное чтение.  К.Г.Паустовский «Тёплый хлеб»   |    2   |    Уроки изучения и закрепления нового материала       |    Нравственное содержание рассказа, речевая характеристика героя   |    Показать нравственное значение рассказа, научить определять тему и идею произведения   |    Тест     |         |         |         |  
  |   59.   |    Ханс Кристиан Андерсен. «Снежная королева». Силы добра и зла   |    1   |    Урок изучения нового материала       |    Своеобразие языка и стилистической манеры писателя. Значение пролога в композиции сказки   |    Показать своеобразие языка и стилистической манеры писателя, значение пролога в композиции сказки   |    Беседа по вопросам, анализ эпизода   |    Вопросы    № 1-4, с. 35  № 1-5, с. 30   |         |         |  
  |   60.   |    Герда отправляется на поиски Кая   |    1   |    Урок изучения нового материала       |    Изображение различных обличий зла   |    Показать, как автор изображает различные обличия зла   |    Беседа по вопросам, анализ эпизода   |    Вопрос    № 2 с. 30  № 1-4 с.35  № 1-3 с.38   |         |         |  
  |   61.   |    Испытания продолжаются   |    1   |    Урок изучения нового материала       |    Идея, тема произведения, речевая характеристика героев   |    Развивать навыки характеристики героев   |    Беседа по вопросам, анализ эпизода   |    Вопросы с. 42   |         |         |  
  |   62.   |    Победа добра и любви   |    1   |    Урок обобщения и систематизации изученного материала       |    Помочь ученикам понять идею и тему сказки   |    Беседа по вопросам, анализ эпизода   |    Вопросы    № 1-3, с. 42   |         |         |  
  |   63.   |    А. Платонов. Жизнь и творчество. «Волшебное кольцо»   |    1   |    Урок изучения нового материала       |    Знакомство с особым миром платоновских героев -с былью и фантастикой,   |    Помочь ученикам определить фольклорные черты литературной сказки   |    Беседа по вопросам, анализ эпизода   |    Вопрос    № 2 с. 58   |         |         |  
  |   64.   |     Б. Шергин. Сказка     «Волшебное  кольцо»   |    1   |    Урок изучения нового материала       |    Знакомство с главными героями сказки, ролью портретов, пейзажа, сравнений в композиции повести   |    Помочь ученикам определить фольклорные черты литературной сказки   |    Беседа по вопросам, анализ эпизода   |         |         |         |  
  |   65-  66.   |     Джанни Родари.   «Сказки по телефону»       |    2   |    Уроки изучения нового материала       |    Знакомство с биографией и своеобразием творчества писателя.   |    Показать своеобразие сказок Джанни Родари   |    Беседа по вопросам, анализ эпизода   |    Вопросы    № 1-2, с.62  Иллюстрации к сказкам  Вопросы с.66   |         |         |  
  |   67.   |    В.В.Набоков «Аня в Стране чудес»   |    1   |    Урок изучения нового материала       |    История создания перевода книги Л.Кэрролла «Алиса в стране чудес»   |    Познакомить с историей создания перевода книги Л.Кэрролла «Алиса в стране чудес»   |    Беседа по вопросам, анализ эпизода   |    Вопросы    № 1-3, с. 75   |         |         |  
  |   68.   |    Игра со слова в сказке «Аня в Стране чудес»   |    1   |    Урок закрепления изученного материала   |    Роль игры со словами в сказке, работа с понятием «парадокс»   |    Показать роль игры со словами в сказке, познакомить учеников с понятием «парадокс»   |    Беседа по вопросам, анализ эпизода   |    Вопрос   № 3, с. 82   |         |         |  
  |   69.   |    Дж. Р. Толкин «Хоббит, или Туда и обратно»   |    1   |    Урок изучения нового материала       |    История написания трилогии «Властелин Колец»   |    Познакомить с историей написания трилогии «Властелин Колец»   |    Беседа по вопросам, анализ эпизода   |    Вопросы    с.103-104   |         |         |  
  |   70.   |    Особенности жанра повести Дж. Р. Толкина «Хоббит, или Туда и обратно»   |    1   |    Урок закрепления изученного материала   |    Особенности жанра повести   |    Познакомить с особенностями жанра повести   |    Беседа по вопросам, анализ эпизода   |    Подготовиться к итоговому уроку   |         |         |  
  |   71.   |    Заключительный урок по теме «Литературные сказки XX века»   |    1   |    Урок обобщения и систематизации изученного материала   |    Закрепить изученное по теме; развивать творческие способности, познавательную активность детей   |    Проверочная работа   |         |         |         |  
  |   72.   |    И. Шмелев «Как я встречался с Чеховым. За карасями»   |    1   |    Урок изучения нового материала       |    Знакомство с творчеством писателей XX века. Характер главного героя, главная мысль произведения   |    Кратко познакомить с биографией И.С.Шмелева. Проанализировать образа Чехова в рассказе. Развивать навыки анализа стиля писателя. Совершенствовать навык анализа художественного произведения.   |    Беседа по вопросам, анализ эпизода   |    Вопросы  № 1-3, с.113   |         |         |  
  |   73.   |    Е. Замятин «Огненное А»   |    1   |    Урок изучения нового материала       |    Знакомство с основными этапами жизненного и творческого пути Е. Замятина. Характер главного героя, главная мысль произведения   |    Кратко познакомить с творчеством Е.Замятина. Развивать навыки комментированного чтения   |    Беседа по вопросам, анализ эпизода   |    Вопросы с. 115   |         |         |  
  |   74.     |    А. И. Куприн. Очерк «Мой полет»   |    1   |    Урок изучения нового материала       |    Очерк как жанр литературы   |    Познакомить с жанром очерка. Обучать аналитическому пересказу   |    Беседа по вопросам, анализ эпизода   |    Вопросы с.120   |         |         |  
  |   75  76.   |    Поэтический образ Родины в лирике поэтов XX века   |    2   |    Уроки изучения и закрепления нового материала   |    Знакомство с творчеством поэтов XX века; средства художественной выразительности   |    Показать, как создаётся поэтический образ Родины в лирике поэтов XX века   |    Беседа по вопросам, анализ лирических произведений   |    Выучить стихотворение наизусть   |         |         |  
  |   78.   |    М.М.Пришвин «Времена года»   |    2   |    Урок изучения нового материала       |    Особенности лирической прозы   |    Показать особенности лирической прозы М.М.Пришвина   |    Беседа по вопросам, анализ эпизода   |    Описать (устно) одну из репродукций картин А.А.Пластова (вклейки учебника)   |         |         |  
  |   79.   |    Мир братьев наших меньших в лирике С.А.Есенина, В.В.Маяковского.   |    1   |    Урок изучения нового материала       |    Изображение животных в стихотворениях   |    Воспитывать любовь к братьям нашим меньшим через поэзию. Развивать навык выразительного чтения стихов. Обучение сопоставительному анализу стихов   |    Беседа по вопросам, анализ лирических произведений   |    Вопрос    № 1, с. 141   |         |         |  
  |   80  81.   |    Героическое прошлое России в лирике поэтов XX века   |    2   |    Уроки изучения и закрепления нового материала       |    Значение поэзии в годы ВОВ   |    Рассказать о значении поэзии в годы ВОВ; развивать патриотические чувства учеников     |    Беседа по вопросам, анализ лирических произведений   |    Выучить стихотворение наизусть   |         |         |  
  |   82.   |    В.П.Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро»   |    1   |    Урок изучения нового материала       |    Знакомство с личностью писателя и своеобразием его творчества. Значение картин природы в рассказе. Характеристика героя, его поступков   |    Кратко познакомить учеников с биографией писателя; повторить элементы композиции произведения   |    Беседа по вопросам, анализ эпизода   |    Составить план рассказа  Вопросы  № 1-3 с. 174   |         |         |  
  |   83.   |    Герой рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро»   |    1   |    Урок изучения нового материала       |    Смысл названия рассказа   |    Помочь понять смысл названия рассказа; развивать навыки самостоятельной работы с текстом   |    Беседа по вопросам, анализ эпизода  Тест     |    Вопросы  № 3-8, с. 174   |         |         |  
  |   84.   |    Р.р.  Сочинение по рассказу В.П.Астафьева  «Васюткино озеро»   |    1   |    Урок развития речи   |    Развивать навыки самостоятельной творческой работы, характеристики героя   |    Сочинение     |    Дописать работу   |         |         |  
  |   85.   |    Туве Янссон «Последний в мире дракон»   |    1   |    Урок изучения нового материала       |    Знакомство с творчеством писателя. Характер главного героя. Главная мысль произведения;  работа с понятием «подтекст»   |    Познакомить с биографией писательницы; развивать навыки аналитического и углубленного чтения; учить видеть «подтекст» в произведении   |    Беседа по вопросам, анализ эпизода       |    Подготовиться к итоговому уроку   |         |         |  
  |   86.   |    Итоговый урок по темам «Современная литература», «Литература XX века»   |    1   |    Урок обобщения и систематизации изученных знаний   |    Развивать навыки самостоятельной работы с произведениями, выразительного чтения, монологической речи   |         |         |         |         |  
  |   Путешествия и приключения (19 ч.)   |  
  |   87  88  89.   |    Д. Дефо. Роман «Робинзон Крузо»   |    3   |    Уроки изучения и закрепления нового материала       |    Знакомство с творчеством писателя. Главная мысль произведения. Поведение и характер главного героя, его душевные и нравственные качества, которые помогли выжить на острове   |    Познакомить с историей создания романа;   |    Беседа по вопросам, анализ эпизода       |    Вопросы с.200  Написать мини-сочинение   |         |         |  
  |   90  91.   |     Рудольф Эрих Распе «Приключения барона Мюнхгаузена»         |    2   |    Уроки изучения и закрепления нового материала       |    Знакомство с творчеством писателя. Главная мысль произведения. Поведение и характер главного героя, его душевные и нравственные качества   |    Познакомить с историей создания книги   |    Беседа по вопросам, анализ эпизода       |    Подготовить выразительное чтение отрывка из книги (на выбор)   |         |         |  
  |   92  93  94.   |    М. Твен «Приключения Тома Сойера»   |    3   |    Уроки изучения и закрепления нового материала       |    Знакомство с творчеством писателя. Главная мысль произведения. Поведение и характер главного героя, его душевные и нравственные качества   |    Кратко познакомить учеников с биографией и творчеством М.Твена; развивать навыки характеристики героя   |    Беседа по вопросам, анализ эпизода       |    Вопросы с.214       |         |         |  
  |   95  96.   |    Детективный сюжет повести А.Линдгрен «Приключения Калле Блюмквиста».   |    2   |    Уроки изучения и закрепления нового материала       |    Знакомство с творчеством писателя. Главная мысль произведения. Поведение и характер главного героя, его душевные и нравственные качества   |    Кратко познакомить учеников с жизнью и творчеством А.Линдгрен; развивать навыки анализа текста   |    Беседа по вопросам, анализ эпизода       |    Вопросы    № 1-4, с. 224   |         |         |  
  |   97.   |    Сюжет и композиция художественного произведения   |    1   |    Урок изучения нового материала       |    Систематизирование понятий сюжет и композиция художественного произведения, обобщение изученного в 5 классе   |    Закрепить понятия о сюжете и композиции; учить применять теоретические понятия на практике   |         |    Прочитать статью    с. 226-240   |         |         |  
  |   98  99.   |    Синдбад-мореход в произведениях Н.С.Гумилёва и Б.Лесьмяна   |    2   |    Уроки изучения и закрепления нового материала       |    Трактовка фольклорных сюжетов и героев в произведениях писателей XX века   |    Показать трактовку фольклорных сюжетов и героев в произведениях Н.С.Гумилёва и Б.Лесьмяна   |    Беседа по вопросам, анализ эпизода       |    Вопросы    № 1-3, с.241   |         |         |  
  |   100.   |    Итоговый урок по теме «Путешествия и приключения»   |    1   |    Урок обобщения и систематизации изученных знаний   |    Повторить и закрепить изученное; развивать навыки пересказа текста   |    Проверочная работа   |         |         |         |  
  |   101.   |    М.И.Цветаева «Книги в красном переплёте»   |    1   |    Урок изучения нового материала       |         |    Кратко познакомить с биографией поэтессы; развивать навыки выразительного чтения, анализа поэтического текста   |    Беседа по вопросам   |         |         |         |  
  |   102.   |    Подготовка к итоговой контрольной работе     |    1   |         |         |         |         |         |         |         |  
  |   103.   |    Итоговая контрольная работа за курс 5 класса   |    1   |         |         |         |         |         |         |         |  
  |   104.   |    Подведение итогов года. Книги на лето   |    1   |         |         |         |         |         |         |         |  
  |   105.   |    Резервный урок   |    1   |         |         |         |         |         |         |         |