Муниципальное общеобразовательное учреждение 
       |        |         |         |         |         |  
  |   № п/п   |     № урока в разделе (теме)   |    дата    план              5   |    дата  факт   |    Тема урока   |  
  |   I   |         |         |         |     Введение   |  
  |   1   |    1   |         |         |    Введение. Роль книги в жизни человека. Книга и ее компоненты. Учебник литературы. Выявление уровня литературного развития учащихся в начальной школе.   |  
  |   II   |         |         |         |     Устное народное творчество (10 ч.)   |  
  |   2   |    1   |         |         |     Понятие о фольклоре. Детский фольклор. Обучение сочинению загадки, частушки, колыбельной песни   |  
  |   3   |    2   |         |         |     Малые жанры фольклора   |  
  |   4   |    3   |         |         |     Сказка как вид народной прозы. «Царевна-лягушка» как волшебная сказка. Нравственное и эстетическое содержание сказок   |  
  |   5   |    4   |         |         |     «Царевна-лягушка». Образ Василисы Премудрой и Ивана-царевича. Образ невесты-волшебницы. Воплощение в образе Василисы Премудрой лучших человеческих качеств. Иван-царевич как победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Воплощение светлых и тёмных сил в образах Бабы-Яги и Кощея Бессмертного. Народная мораль в характере и поступках героев.     |  
  |   6   |    5   |         |         |     «Царевна-лягушка». Поэтика волшебной сказки. Народная мораль в сказке: добро побеждает зло. Связь сказочных формул с древними мифами.     |  
  |   7   |    6   |         |         |    «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» как волшебная сказка героического содержания. Особенности сюжета и героев сказки. Тема мирного труда и защиты родной земли   |  
  |   8   |    7   |         |         |     Образ главного героя сказки. Его моральные качества. Герои сказки в оценке автора-народа   |  
  |   9   |    8   |         |         |     Сказки о животных. «Журавль и цапля». Народное представление о справедливости в сказках о животных. Просмотр мультфильма   |  
  |   10   |    9   |         |         |     Бытовые сказки. «Солдатская шинель». Народные представления о справедливости в сказках о животных.     |  
  |   11   |    10   |         |         |    Р.Р. Русские народные сказки. Обучение сочинению по теме «Сказки». Подготовка к домашнему письменному ответу на проблемный вопрос   |  
  |   III   |         |         |         |    Древнерусская литература (2 ч.)   |  
  |   12   |    1   |         |         |    Летопись. «Повесть временных лет» как литературный памятник. Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси   |  
  |   13   |    2   |         |         |    Из «Повести временных лет»: «Подвиг отрока -киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои летописного сказания и их подвиги во имя мира на родной земле   |  
  |   IV   |         |         |         |    Русская литература XVIII века (2 ч.)   |  
  |   14   |    1   |         |         |    Вн. чт. М.В. Ломоносов – учёный, поэт, художник, гражданин. Краткий рассказ о жизни писателя (детство, годы учения, начало литературной, научной и общественной деятельности) Видеоматериал   |  
  |   15   |    2   |         |         |     М.В. Ломоносов. «Случились вместе два Астронома в пиру…» как юмористическое нравоучение. Изложение научных истин в поэтической форме. Юмор стихотворения и его нравоучительный характер   |  
  |   V   |         |         |         |    Русская литература XIX века (42 ч.)   |  
  |   16   |    1   |         |         |     Вн. чт. Жанровые особенности басни. Истоки басенного жанра Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы 18 века: А.П. Сумароков, И.И. Дмитриев   |  
  |   17   |    2   |         |         |     И. А. Крылов. Рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности). Обличение человеческих пороков в баснях («Волк и ягненок», «Ворона и лисица», «Свинья под дубом») Видеоматериал   |  
  |   18   |    3   |         |         |    Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. («Волк на псарне»). Патриотическая позиция автора. Своеобразие языка басен   |  
  |   19   |    4   |         |         |     Р.р. И.А. Крылов. Басни. Обобщение изученного. Конкурс инсценированной басни «Мои любимые басни Крылова». Литературная викторина   |  
  |   20   |    5   |         |         |     В.А. Жуковский. Рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник). «Спящая царевна» как литературная сказка. Сходные и     |  
  |        |         |         |         |     различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Особенности сюжета. Различие героев литературной и фольклорной сказки. Видеоматериал   |  
  |   21   |    6   |         |         |     В.А. Жуковский. «Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады. Понятие о балладе   |  
  |   22   |    7   |         |         |     А.С. Пушкин. «Няне». Рассказ и детских и лицейских годах жизни. Поэтизация образа няни поэта Арины Родионовны. Мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями. Видеоматериал   |  
  |   23   |    8   |         |         |     А.С. Пушкин. «Руслан и Людмила» (пролог) как собирательная картина народных сказок. Обучение выразительному чтению   |  
  |   24   |    9   |         |         |     А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»: события и герои. Истоки рождения сюжета. Противостояние добрых и злых сил. Фольклорная основа сказки. Иллюстраторы сказки. Видеоматериал   |  
  |   25   |    10   |         |         |     «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»: сравнительная характеристика героев. Центральные образы сказки. Система образов     |  
  |   26   |    11   |         |         |     «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»: истоки сюжета, поэтика сказки. Сходство и различия литературной и народной сказок. Сказка А. С. Пушкина и сказка В. А. Жуковского   |  
  |   27   |    12   |         |         |     Р.р. Подготовка к сочинению по сказкам А. С. Пушкина. (Письменная классная или домашняя работа). Подготовка к домашнему письменному ответу на один из проблемных вопросов   |  
  |   28   |    13   |         |         |     Вн. чт. А.С. Пушкин. Сказки. Художественный мир пушкинских сказок. Их поэтичность и высокая нравственность. Сюжеты и герои пушкинских сказок. Иллюстраторы сказок Пушкина   |  
  |   29   |    14   |         |         |     Р.р. Контрольное сочинение №1 по творчеству И.А. Крылова, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина   |  
  |   30   |    15   |         |         |    Р.р.Контрольное сочинение №1 по творчеству И.А. Крылова, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина   |  
  |   31   |    16   |         |         |     А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители» как литературная сказка. Краткий рассказ о писателе и прототипе главного героя сказки. Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Видеоматериал   |  
  |   32   |    17   |         |         |     Вн. чт. П.П. Ершов. «Конёк горбунок». Краткий рассказ о писателе и прототипе главного героя сказки. Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Видеоматериал   |  
  |   33   |    18   |         |         |     Вн. чт. В.М. Гаршин. «AttaleaPrinceps». Краткий рассказ о писателе и прототипе главного героя сказки. Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке   |  
  |   34   |    19   |         |         |     М. Ю. Лермонтов. Рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России). «Бородино». Патриотический пафос стихотворения. Историческая основа стихотворения. Видеоматериал   |  
  |   35   |    20   |         |         |     «Бородино»: проблематика и поэтика. Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения. Обучение выразительному чтению. «Два великана»   |  
  |   36   |    21   |         |         |     Вн. чт. «Ашик-Кериб» как литературная сказка. Добро и зло в сказке. Мотивы любви и коварства. Близость сказки к восточному фольклору   |  
  |   37   |    22   |         |         |     Н. В. Гоголь. Рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной деятельности). «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического. Фольклорные традиции в создании образов. Видеоматериал   |  
  |   38   |    23   |         |         |     «Заколдованное место»: реальность и фантастика в повести. Сказочный характер фантастики в повести.   |  
  |   39   |    24   |         |         |     Вн. чт. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Майская ночь, или Утопленница», «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть». Поэтизация картин народной жизни. Герои повестей. Фольклорные мотивы в создании образов. Изображение конфликта тёмных и светлых сил. Видеоматериал   |  
  |   40   |    25   |         |         |     Н.А. Некрасов. Рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности). «Есть женщины в русских селеньях…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины. Понятие об эпитете. Обучение выразительному чтению. Видеоматериал   |  
  |   41   |    26   |         |         |     «Крестьянские дети». Труд и забавы крестьянских детей. Язык стихотворения. Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы. Приобщение к труду взрослых. Речевые характеристики персонажей. Анализ языка стихотворения. Авторская речь   |  
  |   42   |    27   |         |         |     Вн. чт. Н.А. Некрасов. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа   |  
  |   43   |    28   |         |         |     И.С. Тургенев. Рассказ о писателе. «Муму» как повесть о крепостном праве. Реальная основа повести. Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня. Мультиматериал   |  
  |   44   |    29   |         |         |    Превосходство Герасима над челядью барыни. Герасим и Муму. Протест против крепостничества в рассказе. Смысл названия повести. Немота главного героя как символ немого протеста крепостного против рабства   |  
  |   45   |    30   |         |         |     Р.р. Тургенев – мастер портрета и пейзажа (по рассказу «Муму»). Анализ портретных и пейзажных фрагментов повести   |  
  |   46   |    31   |         |         |    Р.р. Классное контрольное сочинение №2 по рассказу «Муму»   |  
  |   47   |    32   |         |         |    А.А. Фет. Лирика. Краткий рассказ о поэте. «Весенний дождь»: радостная, яркая, полная движения картина весенний природы. «Чудная    |  
  |        |         |         |         |    картина…»: полный загадочности и очарования зимний пейзаж. «Задрожали листы, облетая…»: противостояние осенней «шумящей мглы» и «тёплого гнёздышка». Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни   |  
  |   48   |    33   |         |         |     Л.Н. Толстой. Рассказ о писателе. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы. Историческая основа и сюжет рассказа   |  
  |   49   |    34   |         |         |     Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристике героев. Смысл названия рассказа   |  
  |   50   |    35   |         |         |     Р.р. Контрольное сочинение №3 по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого   |  
  |   51   |    36   |         |         |     Р.Р. Контрольное сочинение №3 по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого   |  
  |   52   |    37   |         |         |    А.П. Чехов. Рассказ о писателе. «Хирургия». Юмористический рассказ. Краткий рассказ о писателе. Осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики и способ создания комической ситуации. Обучение составлению киносценарию   |  
  |   53   |    38   |         |         |     Р.р. «Хирургия». Аудиоматериал. Составление киносценария по рассказу   |  
  |   54   |    39   |         |         |     Вн. чт. Рассказы Антоши Чехонте. Ранние юмористические рассказы Антоши Чехонте. Юмор в рассказах Чехова   |  
  |   55   |    40   |         |         |     Ф.И. Тютчев. «Зима недаром злится…», «Весенние воды», «Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной…». Краткий рассказ о поэте. Образ родины в пейзажной лирике поэта.     |  
  |   56   |    41   |         |         |     Русские поэты о Родине и о родной природе (обзор) ( А. С. Пушкин, А.Н. Майков «Ласточки», И. С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок), И.Суриков «Зима» (отрывок), А.Н. Плещеев «Весна» (отрывок), А.В. Кольцов «В степи» и др). Анализ лирического произведения. Обсуждение стихотворений.     |  
  |   57   |    42   |         |         |     Русские поэты о Родине и о родной природе (обзор) ( А. С. Пушкин, А.Н. Майков «Ласточки», И. С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок), И.Суриков «Зима» (отрывок), А.Н. Плещеев «Весна» (отрывок), А.В. Кольцов «В степи» и др). Стихотворения в актёрском исполнении. Урок – концерт   |  
  |   VI   |         |         |         |    Русская литература XX века (28 ч.)   |  
  |   58   |    1   |         |         |     И. А. Бунин. Рассказ о писателе. «Косцы». Человек и природа в рассказе   |  
  |   59   |    2   |         |         |     Вн. чт. И.А. Бунин. «Подснежник». Тема исторического прошлого России. Смысл названия рассказа   |  
  |   60   |    3   |         |         |     В.Г. Короленко. Рассказ о писателе. «В дурном обществе». Вася и его отец   |  
  |   61   |    4   |         |         |     «В дурном обществе». Жизнь семьи Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей   |  
  |   62   |    5   |         |         |     «В дурном обществе»: «дурное общество» и «дурные дела». Изображение города и его     |  
  |        |         |         |         |     обитателей в рассказе. Сравнение как способ изображения героев. Обучение сочинению   |  
  |   63   |    6   |         |         |     Р.р. «В дурном обществе». Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос   |  
  |   64   |    7   |         |         |     С.А. Есенин. «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…». Краткий рассказ о поэте (детство, юность, начало творческого пути). Поэтизация картин малой родины как источник художественного образа. Особенности поэтического языка Есенина. Аудио и видеоматериал   |  
  |   65   |    8   |         |         |    П.П. Бажов. Рассказ о писателе. «Медной горы Хозяйка»: образы Степана и Хозяйки Медной горы. Реальность и фантастика в сказе   |  
  |   66   |    9   |         |         |     «Медной горы Хозяйка»: сказ как жанр литературы. Своеобразие языка, интонации     |  
  |        |         |         |         |     сказа. Сказ и сказка. Иллюстраторы сказов Бажова   |  
  |   67   |    10   |         |         |     К.Г. Паустовский. «Тёплый хлеб»: герои сказки и их поступки. Краткий рассказ о писателе. Герои сказки и их поступки. Нравственные проблемы сказки. Тема коллективного труда   |  
  |   68   |    11   |         |         |     «Тёплый хлеб»: язык сказки. Реальное и фантастическое в сказке. Фольклорные образы. Роль пейзажных картин в сказке. Языковое мастерство писателя   |  
  |   69   |    12   |         |         |     Вн. чт. «Заячьи лапы» и другие рассказы. Природа и человек в сказках К.Г. Паустовского. Нравственные проблемы произведений о природе и о животных   |  
  |   70   |    13   |         |         |     Вн. чт. Я. Маршак. Рассказ о писателе. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Пьесы-сказки. Их герои и нравственный смысл   |  
  |   71   |    14   |         |         |     Положительные и отрицательные герои. Традиции народных сказок в пьесе-сказке «Двенадцать месяцев». Нравственные проблемы сказки   |  
  |   72   |    15   |         |         |     «Двенадцать месяцев»: пьеса-сказка и её народная основа   |  
  |   73   |    16   |         |         |     А.П. Платонов. Рассказ о писателе. «Никита»: человек и природа. Душевный мир главного героя.   |  
  |   74   |    17   |         |         |     «Никита»: быль и фантастика. Особенность мировосприятия главного героя   |  
  |   75   |    18   |         |         |     В.П. Астафьев. Рассказ о писателе. «Васюткино озеро»: юный герой в экстремальной ситуации. Черты характера героя и его поведение в лесу. Картины сибирской природы     |  
  |   76   |    19   |         |         |     «Открытие» Васюткой нового озера. Автобиографичность произведения. Становление характера главного героя   |  
  |   77   |    20   |         |         |     Р.р. Классное контрольное сочинение №4. Сочинение «Мой сверстник в русской литературе 19-20 вв»   |  
  |   78   |    21   |         |         |     Р.р. Классное контрольное сочинение №4. Сочинение «Мой сверстник в русской литературе 19-20 вв»   |  
  |   79   |    22   |         |         |     Русские поэты 20 в. о Родине и родной природе (И.А. Бунин, А. Блок, С. Есенин и др.). Стихотворные лирические произведения о родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения   |  
  |   80   |    23   |         |         |     Д. Кедрин «Алёнушка», А. Прокофьев «Алёнушка», Н. Рубцов «Родная деревня». Образ родины в стихотворениях о природе. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщённый образ России. Анализ лирического произведения. Обучение выразительному чтению   |  
  |   81   |    24   |         |         |     К.М. Симонов. Рассказ о писателе. «Майор привез мальчишку на лафете..». Дети и война. Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне   |  
  |   82   |    25   |         |         |     А.Т. Твардовский. Рассказ о поэте. «Рассказ танкиста». Дети и война. Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны   |  
  |   83   |    26   |         |         |     Саша Чёрный. «Кавказский пленник». Краткий рассказ о поэте. Образы детей в     |  
  |        |         |         |         |     рассказе. Образы и сюжеты литературной классики в рассказе   |  
  |   84   |    27   |         |         |     Саша Чёрный. «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики. Юмор и его роль в рассказе   |  
  |   85   |    28   |         |         |     Ю.Ч. Ким. Песня «Рыба-кит» как юмористическое произведение. Краткий рассказ о поэте.     |  
  |   VII   |         |         |         |    Зарубежная литература (15 ч.)   |  
  |   86   |    1   |         |         |     Р.Л. Стивенсон. Рассказ о писателе. «Вересковый мед»: верность традициям предков. Развитие понятия о балладе. Бережное отношение к традициям предков. Драматический характер баллады   |  
  |   87   |    2   |         |         |     Д. Дефо. Рассказ о писателе. «Робинзон Крузо»: необычайные приключения героя   |  
  |   88   |    3   |         |         |     Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: характер героя   |  
  |   89   |    4   |         |         |     Д. Дефо. «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа, гимн     неисчерпаемым возможностям человека   |  
  |        |         |         |         |          |  
  |   90   |    5   |         |         |     Г.Х. Андерсен. Рассказ о писателе. «Снежная королева»: реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда. Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке   |  
  |   91   |    6   |         |         |     «Снежная королева»: сказка о великой силе любви. Друзья и враги Герды. Внутренняя     красота героини. Символический образ Снежной королевы   |  
  |   92   |    7   |         |         |     «Снежная королева»: «что есть красота?». Снежная королева и Герда – противопоставление красоты внутренней и внешней   |  
  |   93   |    8   |         |         |     Вн. чт. Сказки Андерсена. Победа добра, любви, дружбы над злом. Подготовка к сочинению   |  
  |   94   |    9   |         |         |     Р.р. Сказки Х.-К. Андерсена. Устный и письменный ответ на один из проблемных вопросов   |  
  |   95   |    10   |         |         |     Р.р. Сказки Х.-К. Андерсена. Устный и письменный ответ на один из проблемных вопросов   |  
  |   96   |    11   |         |         |     М. Твен. Рассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том Сойер и его друзья. Внутренний мир героев   |  
  |   97   |    12   |         |         |     М. Твен. Рассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера»: неповторимый мир детства   |  
  |   98   |    13   |         |         |     Р.р. «Приключения Тома Сойера» - любимая книга многих поколений читателей. Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов.   |  
  |        |         |         |         |          |  
  |   99   |    14   |         |         |     Д. Лондон. Рассказ о писателе. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя     |  
  |   100   |    15   |         |         |    Вн. чт. Ж. Санд. «О чем говорят цветы»   |  
  |   VIII   |         |         |         |         |  
  |       |         |         |         |    Итоговый контроль (2 ч.)   |  
  |   101   |    1   |         |         |    Итоговая контрольная работа №5. Выявление уровня литературного развития учащихся.   |  
  |   102   |    2   |         |         |    Анализ письменных работ       |