|   № п/п план   |    № п/п факт   |    Тема урока   |    Дата план   |    Дата факт   |    Наизусть   |  
  |   Тема 1. Введение. Древнерусская литература. ( 5 ч. + 1 ч. ЛРК)   |  
  |   1   |         |    Художественная литература как искусство слова, её место среди других видов искусств. Общая характеристика исторического развития мировой литературы. Соотношение мировой и русской литератур. Познание мира и своего «Я» сквозь призму художественной литературы. Литература и ее роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.   |         |         |         |  
  |   2   |         |     Литература Киевской Руси как средневековое искусство слова и ветвь мирового литературного развития. Самобытный характер и высокий уровень культуры Древней Руси. Значение введения христианства на Руси для развития образования и искусства. Переводная церковная литература.  Переводная светская литература: сборники афоризмов («Пчела»), естественно-научные произведения («Шестоднев»), исторические хроники и повести («Александрия»).   |         |         |         |  
  |   3   |         |     Оригинальная светская литература. Выдающиеся памятники древнерусской письменности: «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве», «Слово о Законе и Благодати», Иллариона, «Житие Сергия Радонежского», «Житие протопопа Аввакума», «Поучение Владимира Мономаха» и другие. Основные периоды развития древнерусской литературы.       |         |         |         |  
  |   4   |         |    «Слово о полку Игореве» – крупнейший памятник мирового средневековья. Историческая основа «Слова…». Эпичность и лиризм в изображении судеб главных героев – Игоря, Ярославны, Всеволода и др. Голос автора, патриота и гражданина. Построение, поэтический язык «Слова…».   |         |         |    Отрывок из «Слова о полку Игореве»       |  
  |   5   |         |    Связь поэмы с устным народным творчеством. Мотивы «Слова…» в поэзии, музыке, изобразительном искусстве. Художественные переводы «Слова о полку Игореве». Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.   |         |         |         |  
  |   6   |         |    Литература родного края. Д.П.Кравец «Тайна похода князя Игоря в Донецкие степи»   |         |         |         |  
  |   Тема 2. Русская литература XVIII ВЕКА ( 11 ч. +1 КС + 1 ВЧ + 1 РР + 1 КТР )   |  
  |   7   |         |     Характеристика русской литературы XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма. Общие сведения о литературе классицизма (следование культу разума, основные черты классицистической системы, выдающиеся представители во французской литературе).    Особенности русского классицизма (культ просвещения, гражданская направленность, патриотический пафос, назидательность, интерес к исторической тематике). Реформа литературного языка и стихосложения. Выдающиеся писатели - классицисты и основные жанры их творчества (ода (М.В.Ломоносов, Р.Г.Державин), комедия (Д.И.Фонвизин), сатира (А.Д.Кантемир), трагедия, басня (М.В.Сумароков)).   |         |         |         |  
  |   8   |         |    Михаил Васильевич ЛОМОНОСОВ    (1711-1765)     Жизнь и творчество. (Обзор.) Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.  «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».     |         |         |    Отрывок из оды (по выбору учителя).       |  
  |   9   |         |    Особенности содержания и формы оды «Вечернее размышление...». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова. Содержание оды и особенности русского классицизма.   |         |         |         |  
  |   10   |         |    Гавриил Романович ДЕРЖАВИН    (1743-1816)   Жизнь и творчество. (Обзор.) Идеи Просвещения и гуманизма в его лирике.  «Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.   |         |         |    Одно стихотворение (по выбору обучающихся).       |  
  |   11   |         |    «Памятник». Тема поэта и поэзии в творчестве Г.Р.Державина. Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.   |         |         |         |  
  |   12   |         |    Александр Николаевич РАДИЩЕВ  (1749-1802)  Слово о писателе.  «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.)   |         |         |         |  
  |   13   |         |    Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества.   |         |         |         |  
  |   14   |         |    Автор и путешественник. Особенности повествования.   |         |         |         |  
  |   15   |         |    Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении.   |         |         |         |  
  |   16   |         |    Контрольное сочинение № 1. «Мечта Радищева о будущем Отечества».   |         |         |         |  
  |   17   |         |    Николай Михайлович КАРАМЗИН  (1766-1826)  Слово о писателе.   Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень».  Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза».   |         |         |         |  
  |   18   |         |    Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.   |         |         |         |  
  |   19   |         |     Внеклассное чтение. Н.М. Карамзин. «Наталья, боярская дочь».     |         |         |         |  
  |   20   |         |     Развитие речи. Устный ответ на проблемный вопрос, раскрывающий знание и понимание текста произведения   |         |         |         |  
  |   21   |         |    КТР № 1   |         |         |         |  
  |   ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА   |  
  |   Тема № 3. В.А.Жуковский, А.С.Грибоедов. ( 7 ч. ).   |  
  |   22   |         |    Россия в первой половине XIX века. «Дней Александровых прекрасное начало». Отечественная война 1812 года. Движение декабристов. Воцарение Николая I. Расцвет и упадок монархии. Оживление вольнолюбивых настроений. Литература первой половины XIX века. Отголоски классицизма. Сентиментализм. Возникновение романтизма. Жуковский. Батюшков. Рылеев. Баратынский. Тютчев. Романтизм Пушкина, Лермонтова и Гоголя. Зарождение реализма (Крылов, Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, «натуральная школа») и профессиональной русской критической мысли. Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.   |         |         |         |  
  |   23   |         |    Василий Андреевич ЖУКОВСКИЙ    (1783-1852)    Жизнь и творчество. (Обзор.) Основные этапы его творчества. «Море». Романтический образ моря. Образы моря и неба: единство и борьба. Особенности языка и стиля стихотворения. Черты элегии в стихотворении. «Невыразимое». Отношение поэта-романтика к слову. Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.   |         |         |    Одно стихотворение (по выбору учителя).   |  
  |   24   |         |    «Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние   сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.       |         |         |         |  
  |   25   |         |    Александр Сергеевич ГРИБОЕДОВ    (1795-1829)   Жизнь и творчество. (Обзор.) Многогранный талант, блестящее образование и дипломатическая карьера А.С.Грибоедова. Связи с декабристами. Отношения с правительством. Любовь и смерть писателя.    «Горе от ума». История создания, публикации и первых постановок комедии. Герои и прототипы.   |         |         |    «Горе от ума» (один из монологов Фамусова: «Петруша, вечно ты с обновкой…», «Вот то-то, все вы гордецы!..»,   |  
  |   26   |         |     Обзор содержания комедии. Смысл названия и проблема ума. Особенности развития интриги. Своеобразие общественного и личного конфликта. Образ фамусовской Москвы. Система образов комедии. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира.   |         |         |    «Вкус, батюшка, отменная манера…»;     |  
  |   27   |         |     Чацкий как необычный резонёр, предшественник «странного человека» в русской литературе. Чацкий и фамусовская Москва. Особенности любовной интриги. Художественная функция внесценических персонажей.   |         |         |         |  
  |   28   |         |    Необычность развязки, смысл финала комедии. Широкий обобщающий смысл образов комедии. Черты классицизма и реализма в комедии. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И.А. Гончаров, «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.   |         |         |    «В той комнате незначащая встреча…», «Не образумлюсь…») (по выбору учащихся).   |  
  |   Тема № 4. А.С.Пушкин. (15 ч. + 1 КС + 1 ВЧ + 1 РР + 1 КТР)   |  
  |   29   |         |    Александр Сергеевич ПУШКИН   (1799-1837)   Обзор жизни и творчества поэта с повторением и обобщением ранее изученного.    Ведущие темы и мотивы лирики: вольнолюбивые мотивы, тема поэта и поэзии ("Пророк", "Поэту", "Я памятник себе воздвиг нерукотворный…"), тема любви), философские мотивы "), тема природы ("Осень" и другие ранее изученные произведения). Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии…   |         |         |    3 стихотворения   |  
  |   30   |         |     Дружба и друзья в лирике А.С. Пушкина. Тема любви к родному дому. "Два чувства дивно близки нам…".   |         |         |         |  
  |   31   |         |    Вольнолюбивая лирика А.С.Пушкина. "Деревня", "К Чаадаеву", "Арион"   |         |         |         |  
  |   32   |         |    Тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина. "Пророк", "Поэту", "Я памятник себе воздвиг нерукотворный….   |         |         |         |  
  |   33   |         |     Любовная лирика А.С.Пушкина. Адресаты любовной лирики. "На холмах Грузии…", «К***» , "Я помню чудное мгновенье…", "Я вас любил…"   |         |         |         |  
  |   34   |         |     Философская лирика А.С..Пушкина. "К морю", "Брожу ли я вдоль улиц шумных…", "Элегия", "Вновь я посети…".   |         |         |         |  
  |   35   |         |     Развитие речи № 2. Урок-концерт «Поговорим о Пушкине». Чтение наизусть стихотворений об А.С.Пушкине.   |         |         |         |  
  |   36   |         |     «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери».     |         |         |         |  
  |   37   |         |    Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.   |         |         |         |  
  |   38   |         |     «Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления. Онегинская строфа. Структура текста.   |         |         |    Отрывок из романа "Евгений Онегин"     |  
  |   39   |         |     Герои романа. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина.   |         |         |    (по выбору учащихся).   |  
  |   40   |         |     Татьяна — нравственный идеал Пушкина.     |         |         |         |  
  |   41   |         |     Татьяна и Ольга.   |         |         |         |  
  |   42   |         |     Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина.   |         |         |         |  
  |   43   |         |     «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа.   |         |         |         |  
  |   44   |         |     Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В.Г. Белинский, Д.И. Писарев; «органическая» критика — А.А. Григорьев; «почвенники» — Ф.М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).   |         |         |         |  
  |   45   |         |     Контрольное сочинение № 2. «Является ли Евгений Онегин «Лишним человеком» ?.   |         |         |         |  
  |   46   |         |     Внеклассное чтение № 2. А.С. Пушкин. «Бахчисарайский фонтан»,   |         |         |         |  
  |   47   |         |    КТР № 2   |         |         |         |  
  |   Тема № 5. М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь ( 17ч. + 1 КС + 1 ВЧ) )   |  
  |   48   |         |     Михаил Юрьевич ЛЕРМОНТОВ  (1814-1841)  Обзор жизни и творчества поэта с обобщением изученного в предыдущих классах.     |         |         |    Два стихотворения (по выбору учащихся).   |  
  |   49   |         |     Тема одиночества, мотив скитаний, гармония мира природы и счастья на небесах, интерес поэта к отечественной истории. Мотивы вольности и одиночества в лирике поэта: «Парус». Тема трагического одиночества в зрелой лирике поэта.   |         |         |         |  
  |   50   |         |     Философские размышления о быстротечности жизни, иллюзорности любви и предназначении человека: «И скучно и грустно».   |         |         |         |  
  |   51   |         |     Своеобразие воплощения темы поэта и поэзии в лирике М.Ю.Лермонтова: «Нет, я не Байрон, я другой...», «Я жить хочу! Хочу печали...». Поэтический дар как символ избранности и как источник страдания: «Молитва». Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире: «Смерть Поэта», «Поэт», «Пророк».   |         |         |         |  
  |   52   |         |     Любовь как страсть, приносящая страдания. Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова и послания к ним («Нищий», «Расстались мы, но твой портрет...», «Нет, не тебя так пылко я люблю...»).  Эпоха безвременья в лирике поэта: «Предсказание», «Дума». Тема России и её своеобразие: «Родина». Характер лирического героя поэзии Лермонтова. Поэзия М.Ю.Лермонтова в критике В.Г.Белинского.   |         |         |         |  
  |   53   |         |     «Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои. Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В.Г. Белинский).   |         |         |         |  
  |   54   |         |     Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина».   |         |         |         |  
  |   55   |         |     Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение.   |         |         |         |  
  |   56   |         |    Споры о романтизме и реализме романа. «Герой нашего времени» в критике В.Г. Белинского   |         |         |         |  
  |   57   |         |     Николай Васильевич ГОГОЛЬ    (1809-1852)  Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.   |         |         |         |  
  |   58   |         |     Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов.     |         |         |         |  
  |   59   |         |    Мертвые и живые души.   |         |         |         |  
  |   60   |         |     Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.   |         |         |         |  
  |   61   |         |     Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы.   |         |         |         |  
  |   62   |         |     Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику.   |         |         |         |  
  |   63   |         |     Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.   |         |         |         |  
  |   64   |         |    Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы   |         |         |         |  
  |   65   |         |     Контрольное сочинение № 3. «Души «мёртвые» и «живые» в поэме Н.В.Гоголя».   |         |         |         |  
  |   66   |         |     Внеклассное чтение  № 3.     |         |         |         |  
  |   Тема № 6. Произведения писателей ХІХ века ( 6ч. + 1 ч. РР)   |  
  |   67   |         |     Александр Николаевич ОСТРОВСКИЙ  (1823-1886)  Слово о писателе.«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире.   |         |         |         |  
  |   68   |         |     Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви – воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.   |         |         |         |  
  |   69   |         |     Федор Михайлович ДОСТОЕВСКИЙ  (1821-1881)    Слово о писателе. «Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям.   |         |         |         |  
  |   70   |         |    Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.   |         |         |         |  
  |   71   |         |    Антон Павлович ЧЕХОВ    (1860-1904)  Слово о писателе. «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа, «Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века.   |         |         |         |  
  |   72   |         |     Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.   |         |         |         |  
  |   73   |         |     Развитие речи № 3. Устное сочинение-рассуждение по изученному произведению   |         |         |         |  
  |   74   |         |    КТР № 3   |         |         |         |  
  |   ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА   |  
  |   Тема № 7. Произведения писателей ХХ века ( 17 ч. + 1 КС + 1 ЛРК ТКР)   |  
  |   75   |         |     Богатство и разнообразие жанров и направлений в русской литературе ХХ века. Ведущие писатели ХХ века   |         |         |         |  
  |   76   |         |     Иван Алексеевич БУНИН  (1870-1953)  Слово о писателе.Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.   |         |         |         |  
  |   77   |         |     Александр Александрович БЛОК  (1880-1921)  Слово о поэте.«Ветер принес издалека...», «О, весна без конца и без краю...», «О, я хочу безумно жить...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта. И поэтов    |         |         |         |  
  |   78   |         |     Сергей Александрович ЕСЕНИН  (1895-1925)  Слово о поэте. «Вот уж вечер...», «Гой ты, Русь, моя родная», «Край ты мой заброшенный», «Разбуди меня завтра рано», «Отговорила роща золотая», «Письмо к женщине», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!», «Не жалею, не зову, не плачу» Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.    |         |         |         |  
  |   79   |         |     Владимир Владимирович МАЯКОВСКИЙ    (1893-1930)     Слово о поэте.«Послушайте!», «А вы могли бы?», «Прощанье», «Люблю» (отрывок) и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся.    Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.   |         |         |         |  
  |   80   |         |     Михаил Афанасьевич БУЛГАКОВ  (1891-1940)  Слово о писателе. Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия.   |         |         |         |  
  |   81   |         |     Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика, Прием гротеска в повести   |         |         |         |  
  |   82   |         |     Контрольное сочинение № 4. «Смысл названия повести «Собачье сердце».   |         |         |         |  
  |   83   |         |     Марина Ивановна ЦВЕТАЕВА  (1892-1941)  Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?..», «Родина», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.   |         |         |         |  
  |   84   |         |    Анна Андреевна АХМАТОВА  (1889-1966)   Слово о поэте. «Стихи о Петербурге», «Молитва», «Сразу стало тихо в доме», «Я спросила у кукушки...», «Сказал, что у меня соперниц нет», «Не с теми я, кто бросил землю», «Что ты бродишь неприкаянный...», «Муза», «И упало каменное слово», «Пушкин», «Клятва»  Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.   |         |         |         |  
  |   85   |         |    Николай Алексеевич ЗАБОЛОЦКИЙ  (1903-1958)   Слово о поэте. «Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание».    Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.   |         |         |         |  
  |   86   |         |     Михаил Александрович ШОЛОХОВ  (1905-1984)   Краткие сведения о жизни и творчестве М.А. Шолохова – русского писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе.  «Судьба человека». Осмысление войны как всеобщей человеческой трагедии (судьбы Андрея Соколова, Ванюшки). Война как суровое испытание человеческого характера   |         |         |         |  
  |   87   |         |     Воплощение в образе Андрея Соколова мужественности, ответственности за судьбу Родины, победы доброты и человечности как источников несгибаемой силы народа. Особенности композиции рассказа. Мастерство портретных и пейзажных зарисовок.   |         |         |         |  
  |   88   |         |     Борис Леонидович ПАСТЕРНАК  (1890-1960)  Слово о поэте. «Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Во всем мне хочется дойти...», «Быть знаменитым некрасиво...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.   |         |         |         |  
  |   89   |         |     Александр Трифонович ТВАРДОВСКИЙ    (1910-1971)   Слово о поэте. «Я убит подо Ржевом», «Когда кремлевскими стенами...», «Кому другому...», «Я убит подо Ржевом...», «Я знаю, никакой моей вины...», «О сущем». Стихотворения о Родине,   |         |         |         |  
  |   90   |         |    «Урожай», «Весенние строчки Стихотворения о природе. Интонация и стиль стихотворений.   |         |         |         |  
  |   91   |         |     Александр Исаевич СОЛЖЕНИЦЫН  (1918-2008)  Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.   |         |         |         |  
  |   92   |         |     РОМАНСЫ И ПЕСНИ  НА СЛОВА РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XIX-XX ВЕКОВ   А.С. Пушкин «Певец»; Е.А. Баратынский «Разуверение»; Ф.И. Тютчев «К.Б.» («Я встретил вас — и все былое...»); М.Ю. Лермонтов «Отчего»; А.К. Толстой «Средь шумного бала...»; А.А. Фет «Я тебе ничего не скажу...»; А.А. Сурков «Бьется в тесной печурке огонь»; К.М. Симонов «Жди меня, и я вернусь»; Н.А. Заболоцкий «Признание»; М.Л. Матусовский «Подмосковные вечера»; Б.Ш. Окуджава «Пожелание друзьям»; В.С. Высоцкий «Песня о друге»; К.Я. Ваншенкин «Я люблю тебя, жизнь» и др.  Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.   |         |         |         |  
  |   93   |         |    Литература родного края № 2   |         |         |         |  
  |   ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ   |  
  |   Тема № 8. Произведения зарубежных писателей ( 7 ч. + ВЧ + 1 РР+ 1 ТКР)   |  
  |   94   |         |     Гай Валерий КАТУЛЛ    (около 87-54 гг. до Рождества Христова)   Слово о поэте. «Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом, Пушкин как переводчик Катулла («Мальчику»).   |         |         |         |  
  |   95   |         |     КВИНТ ГОРАЦИЙ ФЛАКК    (65-8 гг. до Рождества Христова)   Слово о поэте. «К Мельпомене» («Создал памятник я...»). Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками.   Традиции горацианской оды в творчестве Державина и  Пушкина.   |         |         |         |  
  |   96   |         |     ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ    (1265-1321)  Жизнь и творчество Данте. «Божественная комедия». Новый, гуманистический взгляд поэта на человека и его ценности. Композиция и стих поэмы. Всемирная слава «Божественной комедии».   |         |         |         |  
  |   97   |         |     Уильям ШЕКСПИР  (1564-1616)  Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристика гуманизма эпохи Возрождения. «Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой (4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира.     |         |         |         |  
  |   98   |         |     Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.   |         |         |         |  
  |   99   |         |     Иоганн Вольфганг ГЕТЕ    (1749-1832)   Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.   «Фауст». (Обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).  «Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.   |         |         |         |  
  |   100   |         |     Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.   |         |         |         |  
  |   101   |         |     Внеклассное чтение № 4. Э.Гофман «Крошка Цахес по прозванию Циннобер   |         |         |         |  
  |   102   |         |     Урок развития речи № 4. Составление тезисов, конспектов литературно-критических статей   |         |         |         |  
  |   103   |         |    ТКР № 4   |         |         |         |  
  |   104   |         |    Повторение и обобщение изученного   |         |         |         |  
  |   105   |         |    Итоговый урок   |         |         |         |