РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ Литература 8 класс 
 – М.: « Русское слово», 2015 год.
 - умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;
 - осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно произведения;
 - умение определять принадлежность произведения к одному из литературных родов ( эпос, лирика, драма ), к одному из жанров;
 - умение обосновывать своё суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;
 -умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;
 - грамотно строить развернутые аргументированные высказывания различных форм и жанров, владеть всеми видами пересказов; 
 - выполнять письменные работы различного характера, писать сочинения разных жанров; 
  - промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, составление простого или сложного плана по произведению, в том числе и цитатного, комментирование, характеристика литературного героя, инсценирование, составление сравнительной характеристики; сочинение;
 - итоговый (за полугодие): анализ эпизода, тест, включающий задания с выбором ответа, проверяющие начитанность учащихся, знание теоретико-литературных понятий  
  Расписание учебного времени.
             |   №  п/п   |    Календарный    срок   |    Тема занятия   |    Количество    часов   |    Информационное обеспечение, в том числе ресурсы школьного технопарка   |  
  |        |     план   |     факт   |     теория   |     практика   |     контроль   |  
  |   Тема (раздел) Введение (1)   |  
  |   1   |         |         |    Введение     |    1   |         |         |         |  
  |   Тема (раздел) Из устного народного творчества (3)   |  
  |   2   |         |         |    Исторические песни: « Иван Грозный молится по сыне». Нравственная проблематика в исторической песне   |    1   |         |         |    Мультимедийное приложение к учебнику   |  
  |   3   |         |         |    Исторические песни 17 века. « Возвращение Филарета», «Плач Ксении». Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне   |    1   |         |         |         |  
  |   4   |         |         |    Песни о Степане Разине. Солдатские песни 18 – 19 веков. Проблематика песен.     |    1   |         |         |         |  
  |   Вид контроля: (по данному разделу): выразительное чтение, письменная работа.   |  
  |   Требования к уровню подготовки обучающих (на основе требований стандарта) - по разделу: определять и характеризовать образы УНТ; выявлять основные мотивы песни.   |  
  |   Тема (раздел) Из древнерусской литературы (4)   |  
  |   5   |         |         |    «Житие Сергия Радонежского». Глубина и сила нравственных представлений о человеке   |    1   |         |         |    Презентация «Древнерусская литература»   |  
  |   6   |         |         |    «Слово о погибели Русской земли». Тема добра и зла в произведениях   |    1   |         |         |         |  
  |   7   |         |         |    «Житие Александра Невского». Благочестие, доброта, открытость, святость, служение Богу - основные проблемы житийной литературы   |    1   |         |         |         |  
  |   8   |         |         |    Р/р Конкурс рефератов   |         |    1   |         |         |  
  |   Вид контроля: (по данному разделу): различные виды чтения и пересказ, сопоставительный анализ   |  
  |   Требования к уровню подготовки обучающих (на основе требований стандарта) - по разделу: характеризовать тематику и жанровые особенности произведений древнерусской литературы   |  
  |   Тема (раздел) Из русской литературы 18 века (5)   |  
  |   9,10   |         |         |    Державин Г.Р. Поэт и государственный чиновник. Стихотворение «Памятник», «Вельможа». Тема поэта и поэзии   |    2   |         |         |    Презентация   |  
  |   11   |         |         |    Основные вехи биографии Н. М. Карамзина. Н. М. Карамзин и А. С. Пушкин   |    1   |         |         |         |  
  |   12   |         |         |    Карамзин Н.М. «Бедная Лиза»- новая эстетическая реальность   |    1   |         |         |         |  
  |   13   |         |         |    Карамзин Н.М. «Бедная Лиза». Основная проблематика и тематика, новый тип героя . Образ Лизы   |    1   |         |         |    Презентация   |  
  |   Вид контроля: (по данному разделу): чтение наизусть, сочинение по личным впечатлениям   |  
  |   Требования к уровню подготовки обучающих (на основе требований стандарта) - по разделу: составление тезисного плана, выразительное чтение; определять мотивы стихотворения и его художественную идею   |  
  |   Тема (раздел) Из русской литературы 19 века (33)   |  
  |   14   |         |         |    Жуковский В.А. «Лесной царь», «Море», «Невыразимое», «Сельское кладбище». Основные темы, мотивы   |    1   |         |         |    Мультимедийное приложение к учебнику   |  
  |   15,16   |         |         |    Рылеев К.Ф. «Иван Сусанин». Образ автора, поэта и гражданина. Романтический герой   |    2   |         |         |         |  
  |   17   |         |         |    А.С.Пушкин. Тематическое богатство поэзии поэта. « И.И. Пущину»,    « 19 октября 1825 года», «Песни о Стеньке Разине»   |    1   |         |         |         |  
  |   18   |         |         |    Пушкин А.С. «Маленькие трагедии». (обзор, содержание одного произведения по выбору). Тематика и система образов   |    1   |         |         |         |  
  |   19   |         |         |    А.С.Пушкин «Пиковая дама» (обзор). Основная проблематика произведения   |    1   |         |         |    Фильм « Пиковая дама»   |  
  |   20   |         |         |    А.С.Пушкин. Роман «Капитанская дочка». Творческая история романа, проблематика. Тема семейной чести в романе   |    1   |         |         |    Фильм « Капитанская дочка»   |  
  |   21   |         |         |    Порядки в Белогорской крепости. Пётр Гринёв в испытании любовью   |    1   |         |         |         |  
  |   22   |         |         |    Тема человека и истории, народа и власти   |    1   |         |         |         |  
  |   23,24   |         |         |    Р/Р Сочинение   |         |    2   |         |         |  
  |   25   |         |         |    М.Ю.Лермонтов. Кавказ в жизни и в творчестве. «Мцыри». Особенности композиции   |    1   |         |         |    Презентация   |  
  |   26,27   |         |         |    Художественная идея поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри»   |    2   |         |         |         |  
  |   28   |         |         |    Н.В.Гоголь. Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В.Гоголь   |    1   |         |         |    Мультимедийное приложение к учебнику   |  
  |   29   |         |         |    Н.В.Гоголь. Пьеса «Ревизор». Творческая и сценическая история комедии   |    1   |         |         |    Просмотр спектакля   |  
  |   30,31   |         |         |    Н.В.Гоголь. «Ревизор». Русское чиновничество в сатирическом изображении Гоголя   |    2   |         |         |         |  
  |   32   |         |         |    Н.В.Гоголь. «Ревизор». Основной конфликт и способы его разрешения   |    1   |         |         |         |  
  |   33,34   |         |         |    Р/Р Инсценирование   |         |    2   |         |         |  
  |   35,36   |         |         |    И.С.Тургенев. Повесть «Ася»: возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев   |    2   |         |         |    Презентация   |  
  |   37   |         |         |    Н.А.Некрасов. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны»   |    1   |         |         |    Презентация   |  
  |   38   |         |         |    «Зелёный шум». Человек и природа в стихотворениях Некрасова   |    1   |         |         |         |  
  |   39   |         |         |    А.А.Фет. Мир природы и духовности в поэзии поэта «Учись у них: у дуба, у берёзы», «Целый мир красоты»   |    1   |         |         |    Мультимедийное приложение к учебнику   |  
  |   40   |         |         |    Гармония чувств, единство с миром природы, духовность – основные мотивы лирики Фета. «Зреет рожь гад жаркой нивой»   |    1   |         |         |         |  
  |   41   |         |         |    А.Н.Островский. Пьеса «Снегурочка». Своеобразие сюжета. Образ Снегурочки   |    1   |         |         |    Просмотр спектакля   |  
  |   42,43   |         |         |    Р/Р Инсценирование   |         |    2   |         |         |  
  |   44   |         |         |    Л.Н.Толстой. «Отрочество». Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения   |    1   |         |         |    Презентация   |  
  |   45,46   |         |         |    Л.Н.Толстой. «После бала». Историческая и философская основа рассказа   |    2   |         |         |         |  
  |        |  
  |        |  
  |        |  
  |   47,48   |         |         |    М.Горький. Свобода и сила духа в изображении Горького. «Макар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности   |    2   |         |         |    Мультимедийное приложение к учебнику   |  
  |   49   |         |         |    Художественное своеобразие ранней прозы Горького. «Мой спутник»   |    1   |         |         |         |  
  |   50,51   |         |         |    В.В.Маяковский. Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа. «Хорошее отношение к лошадям»   |    2   |         |         |    Мультимедийное приложение к учебнику   |  
  |   52   |         |         |    О серьёзном с улыбкой. Сатира начала 20 века. Н.А.Тэффи. «Свои и чужие».     |    1   |         |         |    Презентация   |  
  |   53   |         |         |    М.М. Зощенко. «Обезьяний язык». Человек и государство. Художественное своеобразие рассказа   |    1   |         |         |         |  
  |   54   |         |         |    Н.А.Заболоцкий. «Я не ищу гармонии в природе». Тема творчества в лирике поэта   |    1   |         |         |    Мультимедийное приложение к учебнику   |  
  |   55   |         |         |    Н.А.Заболоцкий. «Старая актриса», «Некрасивая девочка». Тема красоты в лирике поэта   |    1   |         |         |         |  
  |   56,57   |         |         |    М. В. Исаковский. Лирика. Стихи и музыка   |    2   |         |         |         |  
  |   58   |         |         |    Астафьев В.П. Человек и война, литература и история в творчестве писателя   |    1   |         |         |    Мультимедийное приложение к учебнику   |  
  |   59,60   |         |         |    Астафьев В.П. Рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти   |    2   |         |         |         |  
  |   61   |         |         |    Р/Р «Музы не молчали». Литературный вечер   |         |    1   |         |    Презентация   |  
  |   62,63   |         |         |    Твардовский А.Т. Судьба страны в поэзии поэта. «За далью – даль»   |    2   |         |         |         |  
  |   64,65   |         |         |    Распутин В.Г. Уроки доброты. Нравственная проблематика повести «Уроки французского»   |    2   |         |         |    Фильм « Уроки французского»   |  
  |   66   |         |         |    Р/Р Сочинение   |         |    1   |         |         |  
  |   Вид контроля: (по данному разделу): сочинение, чтение наизусть, отзыв, пересказ, анализ прозаического и поэтического текста     |  
  |   Требования к уровню подготовки обучающих (на основе требований стандарта) - по разделу: выявление идеи произведения, характеристика выразительных средств лирических произведений, умение выявлять конфликт в произведении, характеризовать образ героя и рассказчика   |  
  |   Тема (раздел) Из зарубежной литературы (4)   |  
  |   67   |         |         |    Шекспир У. Пьеса «Ромео и Джульетта». Певец великих чувств и вечных тем   |    1   |         |         |    Фильм « Ромео и Джульетта»   |  
  |   68   |         |         |    Сервантес М. Роман «Дон Кихот»: основная проблематика и художественная идея романа. Образ Дон Кихота   |    1   |         |         |    Презентация   |  
  |   69   |         |         |    Тема Дон Кихота в русской литературе   |    1   |         |         |         |  
  |   70   |         |         |    Р.р. Праздник Славянской Письменности   |         |    1   |         |         |  
  |   Вид контроля: (по данному разделу): чтение наизусть, отзыв, пересказ, анализ прозаического и поэтического текста, комментарии к рисункам и иллюстрациям, пообразный анализ   |  
  |   Требования к уровню подготовки обучающих (на основе требований стандарта) - по разделу: комментирование эпизодов романа, подготовка сообщение о биографии писателей и поэтов, выразительное чтение, формулирование выводов по теме, умение устанавливать связи между литературным источником и произведениями других видов искусств.   |