|   № урока   |    Название разделов и тем   |    Дата   |  
  |   Введение - 2 часа   |  
  |   1   |    Вводный урок   |         |  
  |   2   |    Книга в жизни человека.   |         |  
  |   Устное народное творчество - 9 часов   |  
  |   3   |    Фольклор. Малые жанры фольклора. Детский фольклор.   |         |  
  |   4   |    Загадки. Пословицы. Поговорки.   |         |  
  |   5   |    Сказка как вид народной прозы. Виды сказок.   |         |  
  |   6   |    «Царевна-лягушка». Высокий нравственный облик волшебницы Василисы Премудрой   |         |  
  |   7   |    Художественный мир сказки «Царевна-лягушка». Иван Царевич, его помощники и противники.   |         |  
  |   8   |    «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»-- волшебная сказка героического содержания.   |         |  
  |   9   |    Особенности сюжета сказки. Герои сказки в оценке автора-народа.   |         |  
  |   10   |    Сказки о животных. «Журавль и цапля». Народное представление о справедливости.   |         |  
  |   11   |    Бытовые сказки. «Солдатская шинель» Народные представления о добре и зле в бытовых сказках.   |         |  
  |   Древнерусская литература - 2 часа   |  
  |   12   |    Возникновение древнерусской литературы. Сюжеты русских летописей. «Повесть временных лет» как литературный памятник.   |         |  
  |   13   |    «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания. Фольклор и летописи.   |         |  
  |   Из русской литературы XVIII века - 2 часа   |  
  |   14   |    М.В.Ломоносов «Случились вместе два астронома в пиру…» как юмористическое нравоучение.   |         |  
  |   15   |    Роды и жанры литературы.   |         |  
  |   Басни - 5 часов   |  
  |   16   |    Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра   |         |  
  |   17   |    И.А. Крылов Слово о баснописце. Басня «Волк и ягненок»   |         |  
  |   18   |    «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом». Понятие об аллегории и морали.   |         |  
  |   19   |    Аллегорическое отражение исторических событий в басне. «Волк на псарне» как басня о войне 1812 года.   |         |  
  |   20   |    Конкурс инсценированной басни.   |         |  
  |   Литературная сказка - 14 часов   |  
  |   21   |    В. А. Жуковский Слово о поэте. «Кубок». Понятие о балладе.   |         |  
  |   22   |    Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна». Сюжет и герои.   |         |  
  |   23   |    «Спящая царевна». Черты литературной и народной сказки.   |         |  
  |   24   |    А.С.Пушкин Детские и лицейские годы жизни поэта. Стихотворение «Няне»   |         |  
  |   25   |    Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок   |         |  
  |   26   |    Поэма «Руслан и Людмила» (1 Песнь) Нравственная красота героев   |         |  
  |   27   |    Поэма «Руслан и Людмила» (2 Песнь). Сюжет и герои.   |         |  
  |   28   |    Поэма «Руслан и Людмила» (3 Песнь). Художественные особенности поэмы.   |         |  
  |   29   |    А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».   |         |  
  |   30   |    Сходство и различие литературной и народной сказки. «Бродячие сюжеты».   |         |  
  |   31   |    Контрольная тестовая работа по творчеству И.А.Крылова, В.А. Жуковского, А.С.Пушкина   |         |  
  |   32   |    В.М.Гаршин «Attalea Princeps» Героическое и обыденное в сказке. Пафос произведения.   |         |  
  |   33   |    Антоний Погорельский. «Черная курица или Подземные жители» как литературная сказка.   |         |  
  |   34   |    Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в сказке.   |         |  
  |   Из русской литературы 19 века - 23 часа   |  
  |   35   |    М.Ю.Лермонтов Слово о поэте. «Парус», «Из Гете». Своеобразие лирики Лермонтова   |         |  
  |   36   |    Патриотическая тема в стихотворении о войне 1812 г. «Бородино».   |         |  
  |   37   |    Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения «Бородино».   |         |  
  |   38   |    Н.В. Гоголь Слово о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки»   |         |  
  |   39   |    «Заколдованное место». Понятие о фантастике. Юмор.   |         |  
  |   40   |    «Майская ночь или утопленница», реальное и фантастическое в повести.   |         |  
  |   41   |    Н.А.Некрасов Слово о поэте «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа. Понятие об эпитете.   |         |  
  |   42   |    Н.А.Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…» Поэтический образ русской женщины.   |         |  
  |   43   |    Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети». Речевая характеристика персонажей.   |         |  
  |   44   |    И.С.Тургенев Слово о писателе. История создания рассказа «Муму»   |         |  
  |   45   |    «Муму». Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня. Герасим и Татьяна.   |         |  
  |   46   |    Нравственный облик Герасима. Его протест против барыни и ее челяди.   |         |  
  |   47   |    Осуждение крепостничества в рассказе «Муму»   |         |  
  |   48   |    Тургенев — мастер портрета и пейзажа.   |         |  
  |   49   |     Сочинению по рассказу Тургенева «Муму»   |         |  
  |   50   |    А.А.Фет. Слово о поэте. «Весенний дождь». Природа и человек в стихотворении.   |         |  
  |   51   |    Контрольная тестовая работа по творчеству М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева.   |         |  
  |   52   |    Л.Н.Толстой Слово о писателе. «Кавказский пленник»   |         |  
  |   53   |    «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы.   |         |  
  |   54   |    Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристике героев   |         |  
  |   55   |    А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» как юмористический рассказ.   |         |  
  |   56   |    Русские поэты XIX века о Родине и родной природе. Лирика Ф.И.Тютчева.   |         |  
  |   57   |    Лирика И.С. Никитина, А.Н.Плещеева, А.Н. Майкова, И.З.Сурикова   |         |  
  |   Из русской литературы 20 века - 29 часов   |  
  |   58   |    И.А.Бунин Слово о писателе «Косцы». Восприятие прекрасного героями рассказа.   |         |  
  |   59   |    В.Г.Короленко Слово о писателе «В дурном обществе» Вася и его отец. Развитие их отношений.   |         |  
  |   60   |    Жизнь семьи Тыбурция. Портрет как средство изображения героев.   |         |  
  |   61   |    Изображение города и его обитателей в повести Короленко «В дурном обществе».   |         |  
  |   62   |    Понятие о композиции литературного произведения.   |         |  
  |   63   |    Обучение домашнему сочинению по повести Короленко «В дурном обществе»   |         |  
  |   64   |    С.А.Есенин Слово о писателе.   |         |  
  |   65   |    Поэтическое изображение родной природы в стихотворениях С. Есенина.   |         |  
  |   66   |    П.П.Бажов Слово о писателе. Понятие о сказе. Сказ и сказка.   |         |  
  |   67   |    «Медной горы хозяйка». Трудолюбие и талант Данилы-мастера.   |         |  
  |   68   |    Образ хозяйки Медной горы в сказе П.П.Бажова.   |         |  
  |   69   |    К.Г. Паустовский. Слово о писателе. Герои и поступки в сказке «Теплый хлеб»   |         |  
  |   70   |    Роль пейзажа в сказке Паустовского «Теплый хлеб». Нравственные проблемы произведения.   |         |  
  |   71   |    К.Г.Паустовский «Заячьи лапы». Природа и человек в произведении Паустовского.   |         |  
  |   72   |    С.Я.Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Драма как род литературы   |         |  
  |   73   |    Положительные и отрицательные герои пьесы «Двенадцать месяцев». Столкновение добра и зла.   |         |  
  |   74   |    Художественные особенности пьесы-сказки. Юмор в сказке. Традиции народных сказок в пьесе Маршака.   |         |  
  |   75   |    А.П. Платонов Слово о писателе. «Никита». Быль и фантастика   |         |  
  |   76   |    Душевный мир героя рассказа Платонова «Никита».   |         |  
  |   77   |    Контрольная работа по произведениям С.Маршака, А.Платонова, К.Паустовского   |         |  
  |   78   |    В.П.Астафьев Слово о писателе. «Васюткино озеро» . Автобиографичность произведения.   |         |  
  |   79   |    Черты характера героя и его поведение в лесу.   |         |  
  |   80   |    «Открытие» Васюткой нового озера. Обучение комментированному чтению эпизода.   |         |  
  |   81   |    Русские поэты XX века о Родине и родной природе: И.А.Бунин, Дон Аминадо.   |         |  
  |   82   |    Саша Черный Слово о писателе. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон»   |         |  
  |   83   |    Образы и сюжеты литературной классики в произведениях Саши Черного. Юмор в его рассказах.   |         |  
  |   84   |    К.М. Симонов Слово о поэте. «Майор привез мальчишку на лафете…» Война и дети.   |         |  
  |   85   |    А.Т. Твардовский Слово о поэте. Дети и война. «Рассказ танкиста».   |         |  
  |   86   |    Внеклассное чтение. Стихотворения о Великой Отечественной войне.   |         |  
  |   Из зарубежной литературы - 16 часов   |  
  |   87   |    Р Стивенсон Слово о писателе. «Вересковый мед»   |         |  
  |   88   |    Д.Дефо. Слово о писателе «Робинзон Крузо»-произведение о силе человеческого духа.   |         |  
  |   89   |    Характер главного героя романа Д.Дефо. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.   |         |  
  |   90   |    Г.Х Андерсен Слово о писателе. «Снежная Королева» Реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда.   |         |  
  |   91   |    В поисках Кая. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини.   |         |  
  |   92   |    Внеклассное чтение. Наши любимые сказки Андерсена. Литературная игра.   |         |  
  |   93   |    Подготовка к домашнему сочинению по сказкам Андерсена   |         |  
  |   94   |    Ж.Санд «О чем говорят цветы» Спор героев о прекрасном   |         |  
  |   95   |    Внеклассное чтение. Зарубежная литературная сказка.   |         |  
  |   96   |    М.Твен Слово о писателе «Приключения Тома Сойера» Том Сойер и его друзья. Черты характера героев.   |         |  
  |   97   |    Том и Гек в романе М.Твена «Приключения Тома Сойера»   |         |  
  |   98   |    Внутренний мир героев М. Твена   |         |  
  |   99   |    Дж. Лондон Слово о писателе. «Сказание о Кише».   |         |  
  |   100   |    Нравственное взросление героя рассказа. Становление его характера.   |         |  
  |   Повторение в конце года - 2 часа   |  
  |   101   |    М.И.Цветаева «Книги в красном переплете». Задания для летнего чтения   |         |  
  |   102   |    Итоговое повторение   |         |  
  |   103   |    Итоговое повторение   |         |  
  |   104   |    Итоговое повторение   |         |  
  |   105   |    Итоговое повторение   |         |  
  |        |    Итого: 105 часов   |         |