|                     9       |          М.В.Ломоносов .Слово о поэте и ученом. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на престол…Елисаветы». Мысли автора о Родине, русской науке и её творцах. Призыв к миру. Понятие о жанре оды       |                      1       |          Обучение выразительному чтению и устному рассказу       |    Знать факты биографии и творческого пути М.В. Ломоносова, «теорию трёх штилей»; уметь выразительно читать и анализировать поэтический текст   |               |          |  
  |                10       |          Г.Р.Державин – поэт и гражданин, его философские размышления о смысле жизни и свободе творчества       |                 1       |          Рассказ учителя, беседа       |    Знать биографию поэта, содержание стихотворений; смысл стихотворений; уметь определять идею стихотворений   |               |          |  
  |         Из русской литературы 19 века (23 часа)           |  
  |                     11       |          А.С.Пушкин. В творческой лаборатории поэта. Интерес Пушкина к истории России.»Полтава»(отрывок)   |                      1       |          Беседа, обучение выразительному чтению       |         |         |         |  
  |                12       |          А.С.Пушкин «Медный всадник»(отрывок) Выражение чувства любви к Родине, Прославление деяний Петра 1.       |                 1       |          Рассказ учителя, аналитическая беседа       |    Знать историческую основу произведения, особенности содержания   |         |         |  
 
          |                13       |          А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Смысл сопоставления Олега и волхва. Понятие о балладе. Особенности композиции       |                 1       |          Беседа, практикум       |    Знать историческую основу «Песни…», особенности содержания, формы и композиции, своеобразие языка; уметь давать сравнительную характеристику героев   |               |          |  
  |                     14       |          А.С.Пушкин. «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена. Подготовка к домашнему сочинению «История России в произведениях А.С.Пушкина»       |                      1       |          РР       |    Понимать идейный замысел произведения; уметь анализировать прочитанное   |               |          |  
  |                          15       |          А.С.Пушкин «Станционный смотритель» произведение из цикла «Повести Белкина» Изображение» Маленького человека», его положение в обществе. Призыв к уважению человеческого достоинства. Гуманизм повести       |                           1       |          Рассказ учителя, беседа, обучение устному рассказу       |    Понимать идейный замысел повести; уметь анализировать художественный текст   |               |         |  
  |                16       |          Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского». Развитие понятия о повести       |                 1       |          Аналитическая беседа, обучение выразительному чтению       |    Уметь передавать содержание прослушанного текста, выделять микротемы; понимать смысл текста   |               |          |  
 
          |                     19       |          М.Ю. Лермонтов» Когда волнуется желтеющая нива…» Проблема гармонии человека и природы. Обучение анализу одного стихотворения.» Молитва», «Ангел».         |                      1       |          Беседа, обучение выразительному чтению       |    Понимать тему стихотворения; уметь анализировать лирическое произведение   |                      |                  |  
  |           20       |          Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова       |            1       |          Беседа, комментированное чтение       |         |               |          |  
  |                          21       |          Н.В.Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев       |                           1       |          Рассказ учителя, Беседа       |    Знать биографию писателя; место повести в творчестве Н.В. Гоголя; понимать роль исторического фона в повествовании; уметь составлять план, выделять главное   |               |          |  
  |                22       |          Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести. Особенности изображения природы и людей в повести       |                 1       |          Обучение устному рассказу       |    Знать содержание повести; понимать мотивы поведения героев; уметь отбирать материал для сравнительной характеристики героев   |         |         |  
  |         23       |          Подготовка к сочинению по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»       |          1       |          РР       |    Знать особенности композиции сочинения-рассуждения; уметь выбрать жанр сочинения, составить план, определить идею, подобрать цитаты   |               |          |  
  |                     24       |          И.С.Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных.       |                      1       |          Беседа, рассказ учителя       |    Знать историю появления сборника «Записки охотника», содержание рассказа «Бирюк»; уметь определять основную тему, идею рассказа, его конфликт, составлять план   |         |         |  
  |                25       |          С.Тургенев. «Стихотворения в прозе» Русский язык», Близнецы», «Два богача». Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе. Особенности жанра            |                 1       |          РР       |    Знать жанровые особенности стихотворения в прозе; понимать нравственный смысл; уметь анализировать стихотворение в прозе   |               |         |  
 
          |                     26       |          Н.А.Некрасов. Слово о поэте . Поэма «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Развитие понятия о поэме. Историческая основа поэмы. Величие духа русской женщины Величие духа русской женщины       |                      1       |          Беседа, рассказ учителя. Практикум       |    Знать историческую основу поэмы, её содержание; уметь определять тему и идею поэмы   |         |         |  
  |                27       |          Н.А.Некрасов. «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Образ Родины       |         |          обучение выразительному чтению       |    Знать рождение замысла произведения, его содержание; уметь находить художественные приёмы фольклора   |               |          |  
  |                28       |          А.К.Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов», «Михайло Репнин». Правда и вымысел. Конфликт «рыцарства» и самовластья       |                 1       |          Беседа, обучение выразительному чтению       |    Знать/понимать жанровое своеобразие исторических баллад; уметь анализировать поэтический текст   |               |         |  
  |                     29       |          М.Салтыков-Щедрин. Слово о писателе.»Сказки для детей изрядного возраста»«Повесть о том. Как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества.       |                      1       |          Беседа, рассказ учителя       |    Знать биографию и творчество писателя, содержание произведения; уметь анализировать текст с учётом специфики жанра   |               |          |  
  |                     30       |          М.Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик». Смысл названия сказки. Понятие о гротеске       |                      1       |          ВЧ       |    Знать содержание сказки и полноценное её восприятие;  понимать идейно-тематическое содержание сказки       |               |         |  
  |        |  
  |         31       |          Литературный ринг по произведениям «Проблемы и герои произведений Гоголя, Тургенева, Некрасова, Салтыкова- Щедрина»            |          1       |          Урок контроля       |         |               |          |  
 
          |                32       |          Л.Н.Толстой. Слово о писателе «Детство» (главы).Автобиографический характер повести. Сложность взаимоотношений взрослых и детей       |                 1       |          Рассказ учителя, беседа       |    Знать биографию и творчество писателя; понимать тему; уметь анализировать   |               |          |  
  |                33       |          Главный герой повести Л.Толстого. Его чувства и поступки, духовный мир       |                 1       |          Беседа, обучение устному рассказу       |    Уметь самостоятельно делать выводы о роли внутреннего монолога в раскрытии характера   |               |          |  
  |         Из русской литературы 20 века (28 часов)       |  
  |                34       |          И.А.Бунин. «Цифры». Слово о писателе. Сложность взаимоотношений детей и взрослых       |                 1       |          Рассказ учителя, беседа       |    Знать/понимать сведения о жизни И.А.Бунина, его литературной судьбе; содержание рассказа   |         |         |  
  |                     35       |          И.Бунин. «Лапти». Нравственный смысл рассказа . Мастерство Бунина – прозаика и поэта.       |                      1       |          ВЧ       |    Знать понятие «деталь произведения»;уметь выделять смысловые части художественного текста, давать оценку поступкам героев, строить рассуждения на нравственно- этические темы   |               |          |  
  |                36       |          А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние душевных пороков Смысл названия рассказа       |                 1       |          Рассказ учителя, беседа       |    Знать оценки творчества А.П.Чехова современниками, сюжет и образную систему рассказа;  понимать тему и идею произведения;         |               |          |  
  |                37       |          Два лица России в рассказе А.Чехова «Злоумышленник        |                 1       |          Практикум       |    Понимать и уметь объяснять особенности композиции рассказа и её смысл анализировать произведение   |         |         |  
  |         38       |          Смех и слезы в рассказах А.П.Чехова «Тоска», «Размазня»        |          1       |          ВЧ   |    Знать содержание рассказов,  позицию автора;  уметь видеть смешное и грустное в произведении, оценивать творческую манеру писателя   |         |         |  
 
          |                     39       |          Стихи русских поэтов 19 века о родной природе В.А.Жуковский»Приход весны», А.К.Толстой «Край ты мой, родимый…» «Благовест» И.А.Бунин «Родина»       |                      1       |          Практикум Обучение анализу лирического текста       |    Знать план анализа лирического произведения, основные поэтические тропы;  уметь анализировать небольшое стихотворение   |               |          |  
  |                     40       |          М.Горький. Слово о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести, »Изображение свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Изображение быта и характеров       |                      1       |          РР   Рассказ учителя, беседа       |    Знать/понимать автобиографический характер повести, её содержание, причины поступков героев;  уметь делать художественный пересказ частей сюжета   |               |          |  
 
          |                     41       |          «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алеша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа. Понятие о теме и идее произведения       |                      1       |          Беседа, обучение пересказу эпизода       |    Знать специфические черты характера, присущие отдельным героям повести; уметь видеть авторскую позицию   |               |          |  
  |                42       |          Обучение анализу эпизода « Пожар» из повести М.Горького «Детство» Портрет как средство речевой характеристики       |                 1       |          РР Практикум       |    Уметь делать художественный пересказ частей сюжета, анализировать эпизод   |               |          |  
  |           43       |          М.Горький. «Легенда о Данко». Романтический характер легенды       |            1       |         |    Знать содержание легенды, жанровое своеобразие произведения;  уметь оценивать сюжет несовпадений легенд.   |               |          |  
  |                     44       |          В.Маяковский. Слово о поэте «Необычное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».              |                      1       |          Беседа, обучение выразительному чтению       |    Уметь определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; обосновывать свое мнение   |               |          |  
 
          |                     45       |          В.Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. Понятие о лирическом герое. Сложность и тонкость внутреннего мира лирического героя. Его гуманизм и сочувствие ко всему живому       |                      1       |         |    Понимать тонкости внутреннего    мира лирического героя, главную тему стихотворения; уметь видеть позицию автора   |               |          |  
  |                46       |          Л.Андреев. Слово о писателе.«Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека Гуманистический пафос произведения       |                 1       |          Рассказ учителя, беседа       |    Знать сведения о жизни и творческом пути писателя, содержание произведения, нравственную проблематику   |               |          |  
  |                     47       |          А.Платонов. Слово о писателе. «Юшка»Друзья и враги главного героя. Его непохожесть на окружающих людей. Внешняя и внутренняя красота человека .Призыв к состраданию и уважению к человеку       |                      1       |          Рассказ учителя, беседа       |    Уметь анализировать текст по вопросам, давать оценку действиям героев   |               |          |  
  |                48       |          А.Платонов. «В прекрасном и яростном мире».Труд как основа нравственности. Вечные нравственные ценности       |                 1       |         |    Знать особенности языка писателя; понимать идейное своеобразие прозы Платоноваи   |               |          |  
  |                49       |          Подготовка к домашнему сочинению «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»       |                 1       |          РР Подготовка к сочинению       |    Знать содержание прочитанных произведений, уметь определять основную мысль сочинения   |               |          |  
  |                50       |          Б.Л.Пастернак. Слово о поэте»Июль», «Никого не будет в доме». Своеобразие картин природы в лирике Пастернака. Способы создания поэтических образов       |                 1       |          Рассказ учителя, практикум       |    Уметь находить примеры художественных средств в поэтических произведениях   |         |         |  
 
          |                51       |         Час мужества. Стихотворения о Великой Отечественной войне.   |                 1       |          ВЧ       |    Уметь читать выразительно поэтический текст   |               |          |  
  |    52   |          Ф.Абрамов. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа       |                 1       |          Рассказ учителя, беседа       |    Знать факты жизни и творческой биографии писателя, сюжет и проблематику рассказа   |               |          |  
  |                53       |          Е.Н.Носов . Слово о писателе. «Кукла». Нравственные проблемы рассказа«Не дать погаснуть живому огню…»( по рассказу «Живое пламя» Е.Носова)       |                 1       |          Рассказ учителя, беседа       |    Сведения о писателе, содержание рассказа, понятия «тема» и «идея»,  план анализа эпического произведения; уметь сравнивать тексты,     |               |          |  
  |                54       |          Ю.П.Казаков Слово о писателе. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка как мерило нравственности человека       |                 1       |         |    Знать сведения из жизни писателя, план характеристики героев; понимать нравственную проблематику рассказа; уметь давать характеристику героям,   |               |          |  
  |                55       |          Стихотворения русских поэтов 20 века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира. Единство человека и природы       |                 1       |         |    Знать автора, биографические сведения о нём; уметь выстраивать устный и письменный ответы (рассуждать) на поставленные вопросы   |               |         |  
  |                     56       |          А.Т.Твардовский. Слово о поэте .»Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета…», «На дне моей жизни…»Философские   проблемы в лирике. Развитие понятия о лирическом герое       |                      1       |          Рассказ учителя, беседа       |    Уметь находить примеры художественных средств в поэтических произведениях   |               |          |  
  |                     57       |          Д.С.Лихачев. Слово о писателе, ученом, гражданине «Земля родная»(главы) как духовное напутствие молодежи. Публицистика, мемуары как жанр литературы       |                      1       |          РР       |    Знать автора, биографические сведения о нём; уметь выстраивать устный и письменный ответы (рассуждать) на поставленные вопросы   |               |          |  
  |         58       |          Смех М.Зощенко. Слово о писателе «Беда». Смешное и грустное в рассказах       |          1       |          Рассказ учителя, беседа       |    Знать/ понимать автора и сведения о его биографии, творчестве, содержание рассказа;  Уметь видеть смешное и грустное   |               |          |  
  |                59-60       |          Песни на слова русских поэтов 20 века. А.Вертинский «Доченьки»,И.Гофф «Русское поле»,Б.Ш.Окуджава »По смоленской дороге…». Лирические размышления о жизни, времени и вечности            |                 1       |          ВЧ       |    Уметь определять принадлежность произведения к одному из литературных родов   |         |         |  
 
          |         Из зарубежной литературы(7 часов)       |  
  |                     62       |          Р.Бернс «Честная бедность». Представления поэта о справедливости и честности       |                      1       |          Рассказ учителя, беседа       |    Знать автора, сведения о его жизни и творческой деятельности, темы его творчества; уметь выразительно читать стихотворение   |               |          |  
  |                63       |          Дж. Байрон. Слово о поэте. «Ты кончил жизни путь, герой…» как прославление подвига во имя свободы Родины       |                 1       |          РР   Рассказ учителя, практикум       |    Знать/понимать автора, факты его жизненного и творческого    пути; уметь анализировать текст   |               |          |  
  |           64       |          Японские хокку (хайку) Особенности жанра       |            1       |          Практикум       |    Знать особенности жанра, уметь анализировать   |         |         |  
  |                65       |          Нравственные проблемы в произведениях зарубежной литературы О.Генри «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви       |                 1       |          Семинар       |    Знать/понимать автора, факты его жизненного и творческого пути;  Уметь видеть гуманизм и лёгкий юмор в рассказах писателя         |               |          |  
  |                     66       |          Р.Д.Брэдбери. Слово о писателе .«Каникулы».Фантастический рассказ-предупреждение Мечта о чудесной победе добра       |                      1       |          ВЧ       |    Знать биографические сведения о Р.Брэдбери, понятие «фантастический рассказ- предупреждение»; уметь объяснять смысл названия рассказа   |               |          |  
  |                67-68       |          Выявление уровня литературного развития учащихся 7 класса. Контрольное тестирование.       |                 1       |          Беседа, комментированное чтение       |         |         |         |