|   Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Анкетирование.  Устное народное творчество (7 ч.)  Предания как поэтическая автобиография народа.      Былина. Понятие о былине. «Вольга и Микула Селянинович».        Нравственные идеалы русского народа.  Прославление мирного труда.      В/Ч Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей разбойник». Черты характера Ильи Муромца.      В/Ч Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность языка.      Р/Р Сочинение по картине В.М. Васнецова «Богатыри».      Пословицы и поговорки. Сборники пословиц. Собиратели пословиц.      Древнерусская литература (5 часов)      Древнерусская литература. «Поучение» Владимира Мономаха.      Отрывок из «Повести временных лет» «О пользе книг».      «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси.      Высокий моральный облик главной героини. Прославление любви и верности.      Контрольная работа по теме «Русский фольклор и древнерусская литература».      Русская литература 18 века (3 часа)  М. В. Ломоносов. Слово о поэте и учёном. «К статуе Петра Великого».      М. В. Ломоносов «Ода на день восшествия» (отрывок).      Г. Р. Державин. «Река времён в своём течении», «На птичку», «Признание».      Творчество А. С. Пушкина (8ч)  А. С. Пушкин. Слово о поэте. Пушкин и Кавказ. Интерес Пушкина к истории.      А. С. Пушкин. «Полтава» (отрывок) Мастерство в изображении Полтавской битвы. Петр I и Карл XII.      А. С. Пушкин «Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к родине. Образ автора в отрывке из поэмы.      А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Развитие понятия о балладе. Особенности содержания и формы баллады.      Смысл сопоставление Олега и волхва.      А. С. Пушкин «Борис Годунов». Сцена в Чудовом монастыре.      А.С. Пушкин «Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Гуманизм повести.      Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского». Развитие понятия о повести.  Творчество М. Ю. Лермонтова (7 часов)  М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Песня про купца Калашникова».    Картины быта 16 века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы.      Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным.      Фольклорные начала в «Песне про купца Калашникова». Образ гусляров и автора.      Алена Дмитриевна как идеал русской женщины. Особенности сюжета и художественной формы поэмы.      М. Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива». Проблема гармонии человека и природы.      М. Ю. Лермонтов «Молитва», «Ангел».      Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.      Творчество Н. В. Гоголя (5ч)  Н.В. Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба». Историческая основа повести.      Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев.      Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести.      Трагедия Тараса Бульбы.      Р/Р Подготовка к сочинению «Смысл противопоставления образов Остапа и Андрия в повести Гоголя».      Творчество И. С. Тургенева (4 часа)      И. С. Тургенев. История создания «Записок охотника».      «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных.      И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе.      Урок выразительного чтения стихотворения в прозе Тургенева «Русский язык».      Творчество Н. А. Некрасова (3 часа)      Н. А. Некрасов. «Русские женщины». Историческая основа поэмы. Величие духа русской женщины.      Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска».      Н. А. Некрасов «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа.      В/Ч А.К.Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин».      Творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина (4 часа)  М. Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества.      Смысл противопоставления генералов и мужика.      М. Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик». Смысл названия сказки. Понятие о гротеске.  Тестирование по произведениям Гоголя, Тургенева, Некрасова и Салтыкова-Щедрина.      Творчество писателей 2-ой половины 19 века (7 часов)      Л. Н. Толстой. Слово о писателе. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести.      Главный герой повести Л. Н. Толстого «Детство», его чувства, поступки, духовный мир.      И. А. Бунин «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых.      И. А. Бунин «Лапти». Нравственный смыл рассказа.      Р/Р Подготовка к сочинению «Золотая пора детства в произведениях Л.Н.Толстого и И.А.Бунина».      А. П. Чехов «Хамелеон». Живая картина нравов.      Средства создания комического в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон».      Два лица России в рассказе А.П.Чехова «Злоумышленник».      В/Ч Смех и слёзы в рассказах А.П.Чехова «Тоска», «Размазня».      Р/р Стихи русских поэтов 19 века о родной природе.      Творчество А. М. Горького (6 ч)  М. Горький. Биография писателя. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести.      Изображение «свинцовых мерзостей жизни».      Дед Каширин. Изображение быта и характеров.      «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Цыганок, Хорошее Дело.      Р/р Обучение анализу эпизода повести.      В/Ч «Легенда о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды.      Творчество писателей первой половины 20 века (13 ч).      В. В. Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».      Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Юмор автора.      В/Ч В. В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям».      Л. Н. Андреев. Слово о писателе. «Кусака».        Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека.      А. П. Платонов «Юшка». Друзья и враги главного героя.      В/Ч А. П. Платонов «В прекрасном и яростном мире».      Труд как основа нравственности. Своеобразие языка прозы А.Платонова.      Р/р Классное сочинение «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»      Б. Л. Пастернак. «Июль», «Никого не будет дома…»      Своеобразие картин природы в лирике Б.Пастернака.      Контрольная работа. Анализ стихотворения.      Интервью с поэтом-участником Великой Отечественной войны.      Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях Ахматовой, Симонова, Суркова, Твардовского, Тихонова.      Ф. Абрамов «О чём плачут лошади».      Понятие о литературной традиции. Литературные традиции в рассказе.      Е.И.Носов «Кукла». Нравственные проблемы рассказа.      Е.И. Носов «Живое пламя». Обучение целостному анализу эпического произведения.      В/Ч Ю.П. Казаков. Слово о писателе. «Тихое утро».      В/Ч Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка как мерило нравственности человека.      В/Ч  «Тихая моя родина…». Стихи поэтов 20 века о родине, родной природе.  Философские проблемы в лирике А. Т. Твардовского. Развитие понятия о лирическом герое.      Д.С. Лихачев «Земля родная ». Главы из книги.      М. Зощенко «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.      Песни на слова русских поэтов 20 века.      Расул Гамзатов. Рассказ о поэте. Размышления поэта об истоках и основах жизни.      Зарубежная литература (7 часов)  Р. Бернс «Честная бедность».      Дж.Г.Байрон. Слово о поэте. «Ты кончил жизни путь, герой…» как прославление подвига во имя свободы Родины.      Японские хокку. Особенности жанра.      О. Генри «Дары волхвов» Преданность и жертвенность во имя любви.      В/Ч Брэдбери. Слово о писателе. «Каникулы».      В/Ч Д. Олдридж «Отец и сын».      Подведение итогов. Тестирование.      Рекомендации на лето.   |