Согласовано». «Согласовано». «Утверждаю».
  _____________/Ковругина О.Н./ по УВР МОУ Лицея №8 г. Будённовска
  Протокол №_____от г. Будённовска __________/Герман М.А. «___» ___________ 2012 г. ____________/Бессонова И.В./ Приказ №_____от
  «_____» __________ 2012 г. «___» ____________ 2012 г.  
  «____»__________2012 г.
  Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования (утверждён приказом Минобразования РФ № 1089  
  от 5 марта 2004 года), Федерального базисного учебного плана (утверждён приказом Минобразования РФ № 1312 от 9 марта 2004 года), программы по литературе для общеобразовательных учреждений 5 - 11 классы под редакцией В. Я. Коровиной (М.: Просвещение, 2008 ) и учебника для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я. Коровиной ( Литература. В 2ч. М.: Просвещение, 2008).  
  из них 70 уроков на изучение программного материала ( в том числе: внеклассное чтение- 9 ч., развитие речи- 10ч.) и 35 уроков – на изучение регионального компонента.  
  Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, список литературы.
  Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
  Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
  -воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  -освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  -овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
  Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
  Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
  Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
  Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.  
  Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.
  Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
  Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
  Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.
  Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 5 класс.
  Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.
  В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
  Программа рассчитана на 3 часа в неделю.
  -наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
  -определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  -выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  -участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою.
               |   № п/п   |    Дата   |          ТЕМА РАЗДЕЛА, УРОКА   |          ЧАСОВ   |    Основные термины и понятия   |     Материалы   и оборудование   |    Тип урока, формы контроля   |     Домашнее задание   |  
  |    План   |     Факт   |  
  |   1   |          |          |     Введение.   Писатели о роли книг в жизни человека и общества.   |     1   |    Структура учебника   |    Таблица   |    Вводный уок, слово учителя   |     Стр. 3-4, отв. на вопр.   |  
  |   2   |          |          |     Мифы и мифология. Славянские мифы о сотворении Земли.   Р/К. Народные мифы, легенды, поверья, собранные на территории Ставропольского края. «Каменное кольцо»   |     1   |    Мифы, легенды, поверья   |    Презентация   |    Сообщение, беседа, игра,чтение статьи учебника. Контрольные вопросы.   |     Стр.8-9 Пересказ мифов, ответы на вопросы   |  
  |   3   |          |          |     Устное народное творчество. Что такое фольклор. Фольклорные жанры.   Р/К. Старинные казачьи поверья.   |     1   |    Фольклор, жанр, поверья   |    Таблица   |    Слово учителя, беседа, работа по учебнику   |     Стр.11-12        |  
  |   4   |          |          |     Сказка – вид народной прозы. Виды сказок. Сказители. Русские народные сказки.   Р/К. Сказки народов Северного Кавказа.   |     1   |    Волшебные, бытовые сказки, сказки о животных   |         |    Слово учителя, беседа, работа по учебнику   |     Стр.12-15   |  
  |   5   |          |          |     Волшебная сказка «Царевна – лягушка». Сюжет и художественный мир сказки.   |     1   |    Сюжет   |    Иллюстрации   |    Беседа, работа по тексту   |     Пересказ эпизодов   |  
  |   6   |          |         |    Народная мораль в сказке «Царевна - лягушка»: добро побеждает зло. Образ невесты-волшебницы, ее духовный облик. Смелость, упорство Ивана-царевича. Преодоление героем трудностей.     |    1   |    Характеристика, образ   |    Иллюстрации   |    Беседа, работа по тексту   |    Ответы на вопросы стр.29-30   |  
  |   7   |          |         |    Герои сказки « Иван – крестьянский сын и чудо - юдо» в оценке народа. Особенности сюжета. Волшебная сказка героического содержания.   |    1   |    Волшебная сказка, образ   |    Аудиозапись фрагмента сказки   |    Беседа, чтение, пересказ   |    Художественный пересказ эпизодов   |  
  |   8   |          |          |     Тема мирного труда и защиты родной земли в сказке «Иван - крестьянский сын и чудо - юдо».   Р/К. Сказки писателей Ставрополья.   |     1   |    Волшебная сказка   |    Иллюстрации   |    Беседа, чтение, пересказ   |     Стр.41-42, ответы на вопр.   |  
  |   9   |          |         |     Р.р. Рассказ - характеристика сказочного героя.   «Иван - крестьянский сын - защитник родной земли».       |    1   |    Характеристика героя   |    Иллюстрации   |    Составление характеристики   |    Письм. отв. на вопр.   |  
  |   10   |          |         |     Вн./чт. Народные представления о справедливости, добре зле в сказках о животных и бытовых сказках.  Р/К. Черный К.Г. «Путешествие в страну запрещенных улыбок»     |    1   |    Жанры сказок   |    Презентация   |    Беседа , отв. на вопр.   |    Стр. 43, отв. на вопр.   |  
  |    11   |          |         |    Древнерусская литература . Общее представление о древнерусской литературе. (Обзор).   |    1   |    Летописи, памятники древнерус.лит.   |         |    Слово учителя, чтение, беседа   |    Стр.45-48 пересказ, отв.на вопр.   |  
  |   12   |          |         |    Подвиги героев во имя мира на родной земле в летописном рассказе «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».   |    1   |    Летописи   |    Иллюстрации   |    Слово учителя, чтение, беседа, тестирование   |    Отв. на вопр.   |  
  |   13   |          |          |     Из литературы 18 века.  Научные истины в поэтической форме в стихотворении . М. В. Ломоносова «Случились вместе два Астронома в пиру...».   |    1   |    Биография поэта, стихотворение   |    Портрет   |    Слово учите-ля, чтение и обсуждение стихотворения   |    Отв. на вопросы по стихотв.   |  
  |   14   |          |          |     Из литературы 19 века.   Осмеяние пороков — лести, глупости, жадности, неблагодарности в баснях И.А.Крылова «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом».    Р/Р. Выразительное чтение басни по ролям.   |    1   |    Басня, мораль, аллегория, олицетворение     |    Иллястрации   |    Рассказ учителя, беседа, работа по учебнику   |     «Свинья под дубом». Наизусть   |  
  |   15   |          |          |     Отражение исторических событий Отечественной войны 1812 года в басне «Волк на псарне».   Чтение и анализ басен.   |    1   |    Басня, аллегория   |    Презентация   |    Беседа, работа по учебнику   |     Анализ басни по вопросам   |  
  |   16   |          |          |     Жанр басни в мировой литературе.   Р/К. Басни писателей Ставрополья . И. Романов, С.Сирота.   |    1   |    Басня, жанр   |    Иллюстрации   |    Слово учителя, беседа, выразительное чт.   |     «Ворона и Лисица». Наизусть   |  
  |   17   |          |         |    Вн./чт. Баснописцы 18 века.   |    1   |    Баснописец   |    Портреты   |    Слово учителя, выразительное чт.   |     Выразит-ое чт басни по выбору   |  
  |   18   |          |         |    В.А.Жуковский. Начало литературного творчества. Жанр баллады.     |    1   |    Баллада   |    Портрет   |    Чтение, пересказ, анализ   |     Биография Жуковского   |  
  |   19   |          |         |    Особенности сюжета, языка сказки В.А. Жуковского. «Спящая царевна». Герои литературной сказки.   |    1   |    Сюжет скази, язык сказки   |    Иллюстрации   |    Чтение, обсуждение   |     Отрывок наизусть   |  
  |   20   |          |         |    Благородство и жестокость в балладе В.А. Жуковского «Кубок».   |    1   |    Баллада   |    Иллюстрация   |    Обсуждение, беседа   |     Выразит. чт. ответы на вопр.   |  
  |   21   |          |         |    А.С.Пушкин. Детство и начало творческого пути.   |    1   |    Биография поэта   |    Презентация   |    Рассказ учителя, беседа   |     Пересказ биографии   |  
  |   22   |          |          |     Сюжеты и образы народных сказок в Прологе к поэме «Руслан и Людмила». Собирательная картина сюжетов.   |    1   |    Поэма, пролог   |    Иллюстрации   |    Слово учителя, чтение, беседа   |     Наизусть   |  
  |   23   |          |          |      «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».     Истоки рождения сюжета. Знакомство с содержанием.   |    1   |     Литератер. сказка, система образов   |    Иллюстрации   |    Чтение и обсуждение   |     Чтение, ответы на вопр.   |  
  |    24   |          |          |     Основные образы сказки.   |    1   |     Система образов   |    Презентация   |    Беседа, обсуждение   |     Вопр. Стр. 106   |  
  |    25   |          |          |     Нравоучительный смысл сказки   |    1   |    Герои сказки   |    Иллюстрации   |    Сл.учителя, беседа   |     Письм. отв. на вопр.   |  
  |   26   |          |          |     Р/р.Классное сочинение « Сопоставление сказки А.С.Пушкина с народными сказками, сказкой В.А. Жуковского «Спящая царевна».   |    1   |    Сравнительный анализ   |    Иллюстрации   |    Урок р/р. Сочинение   |     Художественный пересказ   |  
  |   27   |          |          |      А. Погорельский «Чёрная курица». Сюжет и герои сказки.   |    1   |    Сюжет, герои   |    Портрет   |    Слово учителя, беседа   |    Прочитать сказку   |  
  |   28   |          |          |     Приключения героя сказки   |    1   |    Сюжет   |    Иллюстрации   |    Чтение, обсуждение   |    Письм. отв. на вопр.   |  
  |    29   |          |          |     Нравоучительное содержание сказки.   Р/К. Сказки писателей Ставропольского края.   |    1   |    Сюжет   |    Иллюстрации   |    Обсуждение   |    Пересказ эпизода по выбору   |  
  |    30       |          |          |     Стихи и проза. Ритм, рифма, стопа.   |    1   |    Рифма, ритм, стихи, проза   |         |    Урок - практикум   |    Выуч.термины: рифма, ритм, стопа   |  
  |   31   |          |          |     М. Ю. Лермонтов.     «Бородино» (1837) — отклик на 25-ленюю годовщину Бородинского сражения.     |     1       |    Рассказчик, поэтическое повествование   |    Портрет   |    Слово учителя, беседа, чтение   |    Биография, отрывок из стихотворения наизусть   |  
  |   32   |          |          |     Историческая основа стихотворения. «Бородино». Значение рассказчика - солдата в поэтическом повествовании.   Р/К. Герои Отечественной войны 1812 года на Ставрополье.        |    1   |         |         |         |         |  
  |    33   |          |          |     Н.В.Гоголь. Рассказ о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки».Общее знакомство со сборником и чтение одной из повестей   |    1   |    Повести, сборник   |    Портрет     |    Чтение и обсуждение   |    Биография, чтение повести   |  
  |   34   |          |          |     Н. В. Гоголь. Поэтизация народной жизни, народных преданий в повести Н.В. Гоголя «Заколдованное место».   |     1            |    Народные предания   |    Иллюстрации   |    Беседа, выразительное чтение   |    Художественный пересказ   |  
  |   35   |          |          |     Сюжет и герои повести.   |    1   |     Фантастическое    и реальное в пов.   |    Иллюстрации   |    Чт. и обсуждение, викторина. Тест   |    Стр.182. Отв. на вопр.   |  
  |   36   |          |          |     Сочетание комического и трагического, реального и фантастического в повести Н.В. Гоголя. «Заколдованное место». Особенности языка повести.   |     1            |    Особенности языка произведения   |    Презентация   |    Чтение и обсуждение.   |    Отв. на вопр.   |  
  |   37   |          |          |     Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте. Начало литературной деятельности.   |    1   |    Биография   |    Портрет   |    Слово учителя, работа с учебником   |    Биография   |  
  |   38   |          |          |     Картины природы и судьба народа в стихотворении Н.А.Некрасова «На Волге». Особенности    композиции. Авторские рассуждения о судьбе народа. Образы бурлаков. Изменение отношения рассказчика к родной реке.   |     1       |    Композиция, образы героев   |    Иллюстрации   |    Рассказ учителя, обучение выразительному чтению   |     Выразительное чтение, ответы на вопросы       |  
  |   39   |          |          |     «Есть женщины в русских селеньях…»   |    1   |     Образ крестьянки   |    Иллюстрации   |    Чтение и изучение   |    Отрывок наиз.   |  
  |   40   |          |          |     Вн./чт. Н.А. Некрасов. «Крестьянские дети». Мир детства в стихотворении.     |     1       |    Образы детей   |    Презентация   |    Чтение и обсуждение   |    Письм. ответы на вопросы   |  
  |    41           |          |          |     И. С. Тургенев. Детство писателя. Начало деятельности. « Муму». История создания рассказа. Знакомство с героями.   |    1   |    Герои рассказа, история создания   |    Портрет   |    Рассказ учителя, обучение чтению   |    Биография   |  
  |   42   |          |          |     Герасим и его окружение.   |    1   |    Сопоставительный анализ   |    Иллюстрации   |    Беседа   |    Сообщения   |  
  |   43   |          |          |     Духовные и нравственные качества Герасима.   |    1   |    Характеристика героя   |    Иллюстрации   |    Урок-беседа   |    Письм. ответы на вопросы   |  
  |   44   |          |          |     Герасим и Муму. Счастливый год.   |    1   |    Сравнение, гипербола   |    Презентация   |    Беседа, ответы на вопросы     |     Стр.227-228, ответы на вопр.   |  
  |   45   |          |          |     Р/р. Сочинение по повести И.С. Тургенева «Муму».   |    1   |         |         |    Урок р/р. Сочинение   |    Ответы на вопросы   |  
  |    46   |          |          |     Л. Н. Толстой. Слово о писателе « Кавказский пленник». Быль как литературный жанр   |     1       |    Творческий путь писателя, быль, рассказ     |    Портрет   |    Рассказ учителя, обучение чтению   |    Биография, чтение рассказа   |  
  |    47   |          |          |      Мысль писателя о дружбе народов. Жилин и горцы.   |     1       |     Сопоставителн.  анализ героев   |    Иллюстрации   |    Урок – анализ   |    Сообщения   |  
  |    48   |          |          |     Жилин и Костылин. Сравнительная характеристика героев.   Р/К. И.В.Кузнецов «Казаки Ставрополья».   |    1   |    Главная мысль произведения, сюжет   |    Иллюстрации   |    Беседа, обсуждение   |    Стр.258-259, ответы на вопросы   |  
  |    49   |          |          |     Р.Р. Подготовка к классному сочинению.        |    2   |         |         |    Урок р/р. Сочинение   |    Ответы на вопросы   |  
  |   50   |          |          |     Р/Р. Классное сочинение «Жилин и Костылин: разные судьбы».   |         |         |         |  
  |   51   |         |         |    А. П. Чехов.  Юмористический и сатирический талант Чехова. Рассказ «Хирургия».     |    1   |    Юмор, сатира   |    Портрет   |    Рассказ учителя, практикум   |    Художественный пересказ   |  
  |   52   |          |         |    Вн./чт. Рассказы Антоши Чехонте.   |    1   |    Проблематика рассказа   |    Иллюстрации   |    Обсуждение, тестирование   |    Стр.266, ответы на вопр   |  
  |   53   |          |         |    Р/Р. Сочинение «О чем меня заставили задуматься юмористические рассказы Чехова.»   |    1   |         |         |         |         |  
  |   54   |          |          |     Русские позты 19 века о Родине, родной природе и о себе.     Р/К. Поэзия. И.Кашпуров. Сборник «Синий край России»   |    1   |    Образы природы поэзии   |    Портреты, иллюстрации   |    Слово учителя   |    Стр.269-270   |  
  |   55   |          |          |     А.А. Фет., Ф.И.Тютчев, А.И.Плещеев.     Природа в стихотворениях поэтов. Воплощение красоты жизни.   Р/К. Стихи о природе поэтов Ставрополья и Северного Кавказа.   |    1   |    Художественные изобраразительные средства   |    Портреты   |    Выразительное чтение, анализ   |     Стихи наизусть по выбору   |  
  |   56   |          |          |     Природа в стихотворениях А.М.Жемчужникова, А.В.Кольцова, И.С.Никитина     Р/К. Стихи из сборника «Поэтическая радуга Ставрополья».          |    1   |    Средства передачи настроения   |    Иллюстрации   |    Выразительное чтение, анализ   |     Стихи наизусть по выбору   |  
  |   57   |          |          |     Картины осени в стихотворениях А.Н.Майкова,     А.С. Пушкина.   Р/К Поэтические картины природы в произведениях писателей Ставрополья. Проза Усова: «Рассказы о птицах», «Погляди вокруг».   |    1   |    Картины природы   |    Презентация   |    Беседа, обсуждение   |     Выразительное чтение   |  
  |   58   |          |          |     Р/р. Сочинение.   Обучение анализу лирического произведения   (на материале стихотворений русских поэтов 19 века).   |    1   |         |         |    Урок р/р. Обучение анализу   |     Анализ стихотворения   |  
  |   59   |          |          |     И. Бунин. «Косцы». Человек и природа в рассказе.   Р/К. М.В.Усов «Листья на снегу»   |    1   |    Сведения о писателе   |    Портрет   |    Слово учителя, работа с учебником   |    Биография, чтение рас-за   |  
  |   60   |          |         |    В.Г.Короленко. «В дурном обществе». Вася и его отец.   |    1   |    Повесть   |    Иллюстрации   |     Слово учтеля, чт.   и обсуждение   |    Биография, чт.рассказа   |  
  |   61   |          |         |    Жизнь среди серых камней. Общение Васи с Валеком и Марусей.   |    1   |    Сюжет и композиция овести   |    Презентация   |    Рассказ учителя, обучение чтению   |    Пересказ эпизодов   |  
  |   62   |          |         |    Васина дорога к правде и добру.   |    1   |    Сюжет   |         |         |         |  
  |   63   |          |         |    Р/Р. Обучение работе над сочиненим «Чему научило Васю общение с детьми подземелья»   |    1   |         |    Иллюстрации   |    Урок р/р. Сочинение   |     Ответы на вопр. по повести   |  
  |   64   |          |         |     Труд и талант в рассказе А.И.Куприна «Тапёр».       |    1   |    Сведения о писателе   |    Портрет   |    Рассказ учителя, обучение чтению, беседа   |    Чт.рассказа, ответы на вопросы   |  
  |   65   |          |         |    Необычайная встреча признанного музыканта с талантливым мальчиком-пианистом.   |    1   |    Идея, сюжет   |    Иллюстрации   |    Чтение и обсуждение   |    Письм. ответы на вопросы   |  
  |   66   |          |         |    А.И.Куприн. «Скворцы». Жизнь природы в рассказе.   |    1   |    Природа в рассказе   |    Презентация   |    Слово учителя, работа с книгой   |    Ответы на вопр. на стр. 72   |  
  |    67   |          |          |     П.П. Бажов. «Медной горы хозяйка». Народное представление о положительном герое.     |    1   |    Сведения о писателе, сказ   |    Портрет   |    Рассказ учителя, обучение чтению, беседа   |     Чтение, пересказ   |  
  |    68   |          |          |     Образ Степана. Образ Хозяйки Медной горы.   |    1   |    Сказ, образ героя   |    Иллюстрации   |    Работа с книгой, обсуждение   |     Вопр. на стр.87   |  
  |    69   |          |          |     В/чт. П.П.Бажов «Малахитовая шкатулка». Судьба Танюшки.          |         1   |    Сказы   |    Презентация   |    Беседа, тесты   |    Пересказ по выбору   |  
  |   70   |          |          |     К.Г. Паустовский. «Тёплый хлеб» — сказка о труде и взаимной выручке.   |    1   |    Сведения о писателе   |    Портрет   |    Рассказ учителя, обучение чтению, беседа   |    Чтение, ответы на вопр.   |  
  |   71   |          |          |     К.Г. Паустовский. «Заячьи лапы».   |    1   |    Идея рассказа   |    Иллюстрации   |    Слово учителя, беседа   |    Стр.204. Ответы на вопр   |  
  |   72   |          |          |     С.Я.Маршак Пьеса –сказка «Двенадцать Месяцев»        |    1   |    Пьеса   |    Портрет   |    Рассказ учителя, обучение чтению, беседа   |    Чтение пьесы   |  
  |   73   |          |          |     С.Я. Маршак. Художественные особенности пьесы-сказки «Двенадцать месяцев». Традиции народной сказки.   Р/К. Сказки писателей Ставрополья. С. Бойко «Красная шапочка.   |    1   |    Особенности языка, традиции   |    Иллюстрации   |    Обсуждение   |    Письм. отв. на вопросы   |  
  |   74   |          |          |     Положительные и отрицательные герои в пьесе-сказке «Двенадцать месяцев».   Р/К. Н.Пухальская «Бабушкины сказки».   |    1   |    Положительный герой, отрицательный герой   |    Презентация   |    Беседа   |    Стр.118. Ответы на вопросы   |  
  |   75   |          |          |     А.П.Платонов «Никита». Комментированное чтение.   Р/К. Рассказы писателей Ставрополья. М.Усов «Перед дальней дорогой».   |    1   |    Сведения о писателе   |    Портрет   |    Рассказ учителя, обучение чтению, беседа   |    Пересказ эпизодов   |  
  |   76   |          |          |     А.П. Платонов. «Никита». Быль и фантастика. Душевный мир главного героя.   |    1   |    Фантастика, быль   |    Иллюстрации   |    Обсуждение, тест   |    Стр.129. Ответы на вопр   |  
  |   77   |          |          |     В.П. Астафьев. Автобиографический рассказ «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу.   |    1   |    Автобиографический рассказ   |    Портрет   |    Рассказ учителя, обучение чтению, беседа   |    Чтение, ответы на вопросы   |  
  |   78   |          |          |     Приключения Васютки в лесу.   |    1   |    Характер героя   |    Иллюстрации   |    Беседа, обсужден.   |    Сообщения   |  
  |   79   |          |          |     Человек и природа в рассказе В. П. Астафьева «Васюткино озеро».   |    1   |    Сюжет   |    Презентация   |    Беседа, тест   |    Стор.159-160. Ответы на вопросы   |  
  |   80   |          |          |     Р/Р Сочинение «Как человек должен относиться к природе»   |    1   |         |         |    Урок р/р. Сочинение   |    Ответы на вопр.   |  
  |   81   |          |         |     А. Твардовский « Рассказ танкиста».     Война и дети.       |    1   |    Тема войны в поэзии   |    Портрет   |    Рассказ учителя, беседа   |    Отрывок наизусть   |  
  |   82   |          |         |     К. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете…»  Р/К. Рассказы М.Усова о войне.(«Сто дней, сто ночей»)   |    1   |    Тема, идея   |    Портрет   |    Рассказ учителя, обучение выраз.чт   |    Отрывок наизусть   |  
  |   83   |         |         |     Вн./чт. Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны.  Р/К. Родина, война, человек в произведениях ставропольских авторо.   |    1   |    Тема войны   |    Иллюстрации   |    Рассказ учителя, обсуждение   |    Пересказ произведения по выбору   |  
  |    84   |          |          |     Русские поэты 20 века о Родине и о родной природе.(И.А. Бунин, Н.М. Рубцов, Дон-Аминадо).   Р/К. Поэты Буденновска о родине и родной природе.   |    1   |    Художественные изобразительные средства   |         |    Рассказ учителя   |    Наизусть стихи Бунина   |  
  |   85   |          |         |    Р/р. Сопоставительный анализ стихотворений. Д. Кедрин «Алёнушка» и А. А. Прокофьева «Алёнушка».   |     1   |    Анализ стихотворений   |    Таблица   |    Обучение анализу   |    Наизусть стихи по выбору   |  
  |    86   |          |          |     Вн./чт. Поэтическое восприятие окружающего мира природы и своего места в жизни в  стихотворениях русских поэтов 20 века.  Р/К А.Е.Екимцев о родной природе   |    1   |    Природа и человек   |         |    Урок-концерт, исследование   |         |  
  |   87   |          |          |     Р/р. Сочинение. Обучение анализу лирического произведения (на материале стихотворений русских поэтов 20 века).   |    1   |         |         |    Урок р/р. Сочинение.   |    Выразительное чтение стихотв. о природе   |  
  |    88   |         |         |     Рассказы о детях С. Черного «Кавказский пленник» . Юмористический сюжет рассказа.  Р/К. С.Хатуев «На рассвете».   |         1   |    Сведения о писателе   |    Портрет   |    Рассказ учителя, беседа   |    Биография, чтение   |  
  |    89   |         |         |     С.Черный «Игорь – Робинзон».  Р/К. Жизнь детей в произведениях писателей Ставрополья.М. Усов. Из книги «Горячие степи» глава «Как Федя стал Федотом Никандрычем».   |    1   |    Юмор   |    Иллюстрации   |    Чтение, обсуждение   |    Стр.192-193. Ответы на вопр.   |  
  |   90   |          |          |     Из зарубежной литературы. Р. Стивенсон     « Вересковый мед».  Подвиг героя баллады во имя сохранения традиций предков.     |    1   |    Фольклорные традиции, баллада   |    Портрет   |    Рассказ учителя, беседа   |    Выразительное чтение, ответы на вопр.   |  
  |   91   |          |          |     Д. Дефо. «Робинзон Крузо». Герой на острове.     Р/К Беликов «Мои друзья и зеленый рюкзак».   |    1   |    Приключения   |    Иллюстрации   |    Рассказ учителя, чтение, обсужден   |    Чтение глав   |  
  |   92   |          |          |     «Робинзон Крузо». Борьба за жизнь. Тема путешествия в литературе.   Р/К. Современная «робинзонада писателя – натуралиста Гаустова «Лесная поляна».   |    1   |    Сюжет и идея   |         |    Беседа по содержанию   |    Ответы на вопросы   |  
  |   93   |          |          |     Х.К. Андерсен. Слово о сказочнике. Сказки Андерсена.   |    1   |    Мир сказочных героев   |    Портрет   |    Рассказ учителя, беседа   |    Чтение, ответы на вопр.   |  
  |   94   |          |         |    Г. X. Андерсен. «Снежная королева». Кай и Герда. Мастер снов и сказок.   |    1   |    Сопоставительный анализ   |    Иллюстрации   |    Беседа     |    Пересказ эпизодов   |  
  |   95   |          |         |    Приключения Герды в поисках Кая.   |    1   |    Приключения   |    Иллюстрации   |    Раб.с книгой,беседа   |    Сообщения   |  
  |   96   |          |         |    Добрые и злые герои сказки.   |    1   |    Полож.и отриц.герои   |    Иллюстрации   |    Обсуждение сказки   |    Письменный ответ на вопрос   |  
  |   97   |          |         |    Всепобеждающая сила любви в сказке.   |    1   |    Идея и сюжет   |    Презентация   |    Беседа по содержанию   |    Стр.245-246. Ответы на вопр   |  
  |   98   |          |         |    В/чт. Моя любимая сказка Андерсена. Литературная игра.   |    1   |         |         |    Обсуждение сказок   |    Подготовка пересказа по выбору   |  
  |   99   |          |         |    Ж.Санд. Слово о писательнице. «О чем говорят цветы».   |     1       |    Идея сказки   |    Иллюстрации   |    Слово учителя, раб.с учебником   |    Чтен, пересказ эпизодов   |  
  |   100   |          |         |    М. Твен. « Приключения Тома Сойера». Том и Гек.     |    1   |    Сведения о писат   |    Портрет   |    Чтение и обсужден   |    Чтение глав   |  
  |   101   |          |         |    «Приключения Тома Сойера». Система воспитания и обучения. Гимн детству.   |    1   |    Приключения   |    Иллюстрации   |    Слово учителя, работа с книгой   |    Чтение глав   |  
  |   102   |          |         |    В/чт. Марк Твен «Приключения Тома Сойера».   |    1   |         |    Иллюстрации   |    Обсужд.глав, тест   |    С.278 От.на воп   |  
  |   103   |          |         |     Д. Лондон. «Сказания о Кише». Повествование о мужестве, смелости, благородстве.  Р/К. Путешествия, приключения, фантастика. А.Киселева «Тайна черных гор».   |    1   |    Сведения о писателе   |    Портрет   |    Слово учителя, работа с учебником, беседа   |    Ответы на вопросы. Стр.290   |  
  |   104   |         |         |    Подведение итогов года. Задание для летнего чтения.  Р/К Фантастика. Орлов Л.С. «Тим, Тим, Тим».   |    1   |         |         |         |         |  
  |    105      |         |         |    Резервный урок.  Р/К. Мир игры и мир литературы.   |     1       |         |         |         |         |