| Поурочное планирование 5 класс (Меркин) |
| № урока | Тема урока |
| I ЧЕТВЕРТЬ |
| 1 | Книга в духовной жизни человека. |
| 2 | ИЗ МИФОЛОГИИ (2 часа)Античный миф. «Рождение Зевса» |
| 3 | Античный миф. «Олимп». |
| 4 | ИЗ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА (9 часов Гомеровский эпос.«Одиссей на острове циклопов. Полифем» |
| 5 | Основные виды устного народного творчества. Малые жанры фольклора. Загадки. |
| 6 | Пословицы и поговорки. |
| 7 | «Варяг» - русская народная песня литературного происхождения. |
| 8 | Литературная игра. |
| 9 | Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. Волшебная сказка «Царевна – лягушка». |
| 10 | «Иван царевич и Серый волк». Нравственная проблематика сказки. |
| 11 | Сказки народов России. «Падчерица». «Шесть лебедей». Гуманистическое звучание сказки. |
| 12 | «Аника - воин». Русская народная баллада. Тема смысла человеческой жизни и смерти. |
| 13 | ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 часа)Из «Повести временных лет»: «Расселение славян» |
| 14 | «Кий, Щек, Хорив», «Хазары» |
| 15 | ИЗ БАСЕН НАРОДОВ МИРА. (1 час)Жанр басни в мировой литературе. Эзоп.«Ворон и лисица». Своеобразие басен Лафонтена. |
| 16 | РУССКИЕ БАСНИ (5 часов)М. В. Ломоносов. Басня «Случились вместе два Астронома в пиру...». |
| 17 | Басни И. А. Крылова. «Волк и ягненок». Нравственное звучание басни. |
| 18 | «Волк на псарне». Патриотическое звучание басни |
| 19 | Р. Р. «В литературной гостиной». Инсценировка басен И. А. Крылова. |
| 20 | Русская басня XX века. Вч С.В. Михалков«Слон-живописец», «Две подруги». |
| 21 | ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (35 часов)Вч П.П. Ершов «Конек-Горбунок». Нравственная и социальная проблематика сказки. |
| 22 | А. С. Пушкин. Детство поэта. Стихотворение «Няне». «Зимняя дорога» |
| 23 | А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Основные образы сказки. |
| 24 | Вч А. Н. Толстой «Иван да Марья». Фольклорные основы сказки. Значение присказки. |
| 25 | Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок). |
| 26 | Поэма «Руслан и Людмила» |
| 27 | В.А. Жуковский«Лесной царь». |
| | За 1 четверть Уроков развития речи Внеклассного чтения |
| II ЧЕТВЕРТЬ |
| 28 | М. Ю. Лермонтов. Детство поэта. |
| 29 | Вч М.Ю. Лермонтов. «Перчатка». |
| 30 | М. Ю. Лермонтов «Бородино». История создания стихотворения. |
| 31 | Средства художественной выразительности в стихотворении «Бородино» |
| 32 | Кр Р. Р. Сочинение «Защитники Родины в изображении М. Ю. Лермонтова». |
| 33 | Р. Р. Чтение наизусть отрывка из стихотворения «Бородино». |
| 34 | Н. В. Гоголь.Повесть «Ночь перед Рождеством». Картины народной жизни в повести . |
| 35 | Фантастика и реальность в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». |
| 36 | И. С. Тургенев. История создания рассказа «Муму». Знакомство с героями. |
| 37 | «Из…всей…челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим». |
| 38 | Герасим и Муму. Два решения. |
| 39 | Р. Р. Сочинение - анализ эпизода. |
| 40 | Красота и богатство русского языка, образ человека и природы в цикле «Стихотворений в прозе» И. С. Тургенева. |
| 41 | Р. Р. Чтение стихотворения И. Тургенева «Русский язык» наизусть. |
| 42 | Н. А. Некрасов. Детские впечатления поэта. «Крестьянские дети». Особенности композиции произведения |
| 43 | Основная тема стихотворения Н. А. Некрасова «Крестьянские дети» и способы её раскрытия. |
| 44 | «Есть женщины в русских селениях». Стихотворение Н. А. Некрасова «Тройка». |
| 45 | Р. Р. Чтение наизусть отрывка из стихотворения Н.А. Некрасова «Крестьянские дети». |
| 46 | Л. Н. Толстой в Ясной Поляне. Творческая история рассказа «Кавказский пленник».Героический пафос новеллы. |
| 47 | Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы. |
| 48 | Две жизненные позиции в рассказе Л. Н. Толстого «Кавказский пленник». Художественная идея рассказа. |
| | За 2 четверть Уроков развития речи Внеклассного чтения |
| III ЧЕТВЕРТЬ |
| 49 | Р. Р. Устное сочинение-рассуждение «Над чем заставил меня задуматься рассказ Л. Н. Толстого?». |
| 50 | Б.С. Житков «Механик Салерно». Тема человеческой ответственности за свои поступки. |
| 51 | Б.С. Житков «Механик Салерно».Героическое в новелле. |
| 52 | Э.А. По «Лягушонок». Тема человеческого достоинства в новелле. |
| 53 | Детские и юношеские годы А. П. Чехова. Семья. Книги. |
| 54 | Отношение писателя к персонажам рассказа «Пересолил» |
| 55 | Чеховские приёмы создания характеров и ситуаций в рассказе «Злоумышленник». |
| 56 | ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (33 часа)Победа красоты над смертью в стихотворении И. Бунина«Густой зелёный ельник у дороги…». |
| 57 | Р. Р. Чтение стихотворения И. Бунина наизусть. |
| 58 | Детское восприятие родной природы в рассказе И. А. Бунина «В деревне». |
| 59 | Слияние с природой и нравственно-эмоциональное состояние персонажей в рассказе И. Бунина «Подснежник» |
| 60 | К.Г. Паустовский «Мещерская сторона» («Обыкновенная земля», «Бескорыстие»). Патриотизм очерков. Изображение природы. |
| 61 | Вч Дж. Конрад «Тремолино». Тема человеческой ответственности. Идейно -эстетическое звучание очерка. |
| 62 | Р.Р. Творческая мастерская «Пишем очерк об Уральской земле». |
| 63 | Л. Н. Андреев. Краткие сведения о писателе. Мир города в рассказе «Петька на даче». |
| 64 | Л. Н. Андреев. «Петька на даче». Тематика и нравственная проблематика рассказа. |
| 65 | А.И. Куприн. Краткие сведения о писателе. Тема, особенности создания образа в рассказе «Золотой петух». |
| 66 | Р.Р. Удивительное в мире природы. (По рассказу А. Куприна «Золотой петух») |
| 67 | Вч. Тема сострадания в рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор». |
| 68 | Красота русской природы в стихотворениях А. А. Блока.«Летний вечер», «Полный месяц встал над лугом...» |
| 69 | Детские годы С. Есенина. Малая и большая родина в стихотворении С. Есенина «Ты запой мне ту песню, что прежде...» |
| 70 | Единство человека и природы в стихотворениях С. Есенина «Поет зима — аукает...», «Нивы сжаты, рощи голы...» |
| 71 | Р.Р. Чтение стихотворений И. Бунина и С. Есенина наизусть. |
| 72 | А. П. Платонов. Мир глазами ребенка в рассказе «Никита» (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире) |
| 73 | Образы главных героев и своеобразие языка в рассказе А. П. Платонова «Цветок на земле». |
| 74 | Детские годы П. П. Бажова. Жанр литературного сказа. |
| 75 | Творческий поиск и вечные сомнения подлинного мастера в сказе П. П. Бажова «Каменный цветок». |
| 76 | П. П. Бажова «Каменный цветок». Приемы создания художественного образа. |
| 77 | Вч. Сказы Бажова |
| 78 | Е. И. Носов. Добро и доброта в рассказе «Как патефон петуха от смерти спас». |
| 79 | Н. Н. Носов. Краткие сведения о писателе. Весёлый вымысел рассказа «Три охотника». |
| 80 | В. П. Астафьев. Краткие сведения о писателе. |
| 81 | Резервный урок |
| | За 3 четверть Уроков развития речи Внеклассного чтения |
| IV ЧЕТВЕРТЬ |
| 82 | В. П. Астафьев. «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу. |
| 83 | Человек и природа в рассказе В. П. Астафьева «Васюткино озеро». |
| 84 | Кр Р. Р. Сочинение по рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро» «Как Васютка выжил в тайге». |
| 85 | ВчЧеловек и природа в рассказе В.П. Астафьева «Зачем я убил коростеля?» |
| 86 | Вч. Поэзия и проза XX века о родной природе. |
| 87 | В. Г. Распутин«Век живи – век люби». |
| 88 | Р. Р. Чтение стихотворений о родной природе наизусть. |
| 89 | ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (16 часов)Путешествия и приключения в литературе. Д. Дефо«Жизнь …Робинзона Крузо». |
| 90 | Характеристика персонажей романа Д. Дефо. |
| 91 | Х. К. Андерсен. Противопоставление внешней красоты внутренней в сказке Х. К. Андерсена «Соловей». |
| 92 | Вч Х.К. Андерсен. «Дикие лебеди». Христианская основа в сказке. Тема любви и красоты в сказке. |
| 93 | М. Твен. Автобиография и автобиографические мотивы в произведениях М. Твена |
| 94 | Мир детства и мир взрослых в романе М. Твена «Приключения Тома Сойера». |
| 95 | Жизнерадостность, неутомимый интерес к жизни, бурная энергия Тома Сойера (анализ глав VII и VIII) |
| 96 | Роман Ж. А. Бёкса (Рони–старшего)«Борьба за огонь» как историческое и фантастическое произведение. |
| 97 | Гуманистическое изображение древнего человека в повести «Борьба за огонь». |
| 98 | Период раннего взросления в связи с обстоятельствами жизни в рассказе Дж. Лондона«Сказание о Кише». |
| 99 | А. Линдгрен и её роман «Приключения Эмиля из Лённеберги». |
| 100 | Вч Т.Г. Габбе «Город мастеров, или Сказка о двух горбунах». Пьеса-сказка. Особенности драматического воплощения сказочного сюжета. |
| 101 | Вч Т.Г. Габбе «Город мастеров, или Сказка о двух горбунах». Тема красоты в пьесе. |
| 102 | Подведение итогов года. Литературная игра. |
| 103 | Рекомендации по самостоятельному чтению во время летних каникул. |
| 104-105 | Резервные уроки. |