|   Деятельность учителя   |   Деятельность учащихся   |   Формируемые УУД   |  
   1. Мотивация к учебной деятельности. (Организационный момент) (1 мин)   |   Проверяет готовность обучающихся к уроку, создает эмоциональный настрой на изучение нового материала.  -Здравствуйте, ребята! Уважаемые гости и ребята! Если день начинать с улыбки, (слайд 2) то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте наш урок проведем с улыбкой. Улыбнитесь друг другу и нашим гостям. Желаю вам быть внимательными, активными, находчивыми.  - Ребята, верите ли вы:  • что нас ждёт увлекательный урок?  • что можно научиться плавать, держась за коровий хвост?  • что можно научиться понимать животное по его мимике и жестам?  • что маленькое безобидное животное может быть хищником?  • что мы сегодня познакомимся с интересным произведением?  -Девизом нашего урока будут слова: «Входи в мир природы! Будь внимательным и пытливым, добрым и смелым. Больше узнавай, больше умей, чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной!» (слайд 3)   -А почему я выбрала такой девиз, вы узнаете в течение урока.   |   Настраиваются на работу;  Проверяют готовность рабочего места.                           |   Личностные: Уметь выделять нравственные аспекты поведения.  Регулятивные:Уметь соотнести известное и усвоенное с еще неизвестным.       |  
   2.Проверка домашнего задания. (3 мин)   |   Обеспечивает мотивацию выполнения задания.  Организует проверку домашнего задания.  Осуществляет проверку знаний предыдущего урока (ответы на вопросы).  - С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке, кто его автор?   - Кто шёл на озеро?    - Что хотели сделать ребята с уткой?   - Кто подошёл к ребятам?    - О чём спросил он ребят?   - Как вела себя утка-мать в это время?        - Когда ребята отпустили утят, что делала утка?    - Что велел автор сделать детям, провожая утят?    - Что вы можете сказать о ребятах, какие они: весёлые, глупые, безрассудные, жестокие, несмышлёные.  - Что полезного вы взяли из этого рассказа?   |   Оценивают свою работу с помощью карточки.  Отвечают на вопросы учителя по прочитанному тексту.          - М. Пришвин «Ребята и утята».      - Утка с утятами.  - Поймать.  - Автор, М. Пришвин.  - Что они будут делать с утятами?  - Сидела на холмике с раскрытым от волнения ртом.  - Бросилась спасать своих детей.      - Снять шапки и кричать «до свидания».      Ответы детей      Нельзя обижать животных.   |   Познавательное УУД:  осуществлять поиск и выделение информации.      Коммуникативные УУД:  проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания.  Регулятивные УУД:  Оценивать результаты своих действий по итогам выполнения задания.  Личностные УУД: Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников       |  
   3.Актуализация опорных знаний, постановка целей урока, определение темы. (2 мин)                                                                          (1 мин)   |   1.Актуализация знаний  - Сегодня мы продолжим чтение произведений по разделу…? (о братьях наших меньших)   - Чему мы учимся в этом разделе? (слайд 4)  - Перед вами таблица. В правом столбике названия литературных произведений, в левом – фамилии авторов. У вас на столах лежат такие же таблички, соедините линией фамилию автора с произведением.         Л.Н. Толстой     |   “Филипок”   |      М.М. Пришвин   |        |      И.Пивоварова   |   “Ребята и утята”   |      Е.И. Чарушин   |   “Жила-была со  ака...”   |      - Что вы успели заметить?    - Какому автору? (Е. Чарушину)  - Название рассказа вы узнаете на стр. 136  - Прочитайте, как называется этот рассказ.    - Запишите в свои таблицы название этого произведения.    2. Постановка темы и цели урока. (слайд 5)  - Значит, тема нашего урока будет...        Цель урока:      - Какие задачи мы для себя определим?   |   Дети отвечают на предложенные вопросы.  Слушают  Отвечают  Рассуждают  Высказывают предположения                                                      - Не хватает одного произведения.          Страшный рассказ          - Страшный рассказ” Евгений Иванович Чарушин  - познакомиться с произведением Е.Чарушина «Страшный рассказ»   Познакомиться… (со сведениями из биографии Е. И. Чарушина).  - Учиться правильно... (и выразительно читать его произведение “Страшный рассказ”).  -Проанализировать...  (новое произведение).   |   Познавательные УУД:  Уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.    Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме.    Регулятивные УУД: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. Личностные УУД: Уметь устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.       |  
   5. Изучение нового материала.  (3 мин)                                                                                                                                                                                                                                                               |   Биография Е.И. Чарушина (Слайд 6)  - Ребята, как называют человека, который пишет книги?  - А как называют человека, который пишет картины?  - Как вы думаете, это может быть один и тот же человек?  - Евгений Иванович Чарушин был именно таким человеком он писал и иллюстрировал книги. Был писателем анималистом.  Учитель рассказывает о биографии Е.И. Чарушина. Побуждает к высказываниям.  Отмечает степень вовлеченности в работу.  Формулирует задание для работы в парах.  Биография Е. Чарушина.  - В 1901г. в старинном городе Вятке, а по-нынешнему Кирове, родился мальчик Женя. Он очень любил животных. В доме Чарушиных водились кошки, собаки, кролики, козлята, 20 певчих птиц. Мальчик любил выхаживать раненых животных, дружил с трёхногим псом Бобкой. На день рождения отец подарил ему книги о природе “Атлас птиц в картинках”, “Приключения юного натуралиста в Южной Америке”. Эти книги Женя читал запоем. Рассказывают, что, будучи 6-летним мальчиком Женя решил подражать птицам и есть то же, что и они. Так, он наелся «невообразимой гадости» – каши из грязного куриного корыта и заболел брюшным тифом.  Плавать научился Женя в 11 лет, когда вместе со стадом коров переплыл широкую реку Вятку, держась за коровий хвост. Ни одного дня мальчик не проводил без своих четвероногих и пернатых друзей.    Став взрослым Чарушин поступил в Ленинградскую Академию художеств. Тогда же он познакомился с С. Маршаком, В. Бианки, Б. Житковым, и стал иллюстрировать их книги. Вскоре вышел первый его рассказ, который назывался “Щур”. Большая часть произведений, созданных писателем, объединяются в циклы - “Про Томку”, “Никита и его друзья” и т.д. Юмор, доброта, нежность всегда присутствуют в его изображениях зверей. Евгений Иванович с равным искусством владел словом, карандашом и кистью.    - Ребята, на переменке вы можете подойти к выставке и познакомиться с книгами Е. Чарушина. (Показываю книги с рисунками Е. Чарушина,)  - Ребята, каким должен быть человек, который умеет точно передать повадки животного, его характер?    - А вы умеете наблюдать? Кто из вас наблюдал за каким-нибудь животным дома или в зоопарке, в лесу? Закройте глаза, вспомните, как выглядит это животное?  - Кто попробует описать животное, не называя его, а мы послушаем и постараемся узнать о ком был рассказ.   - Да, ребята, вы много описали животных, но лишь один из них является героем нашего произведения (назвали много животных, но одного забыли), а кто он вы узнаете, когда разгадаете ребус.(слайд 10)   |   Слушают учителя, работают в парах.  Совместно с учителем проговаривают правила работы в парах.  - Писатель.  - Художник.      Ответы детей.                                                                                                                                                                                                          (Наблюдательным)                                               |   Познавательные УУД:  Извлекать информацию, представленную в различных формах (рассказ учителя, опорные слова, слайды).  Коммуникативные УУД:  Оформлять свои мысли в устной форме на уровне предложения или небольшого текста.  Формулировать ответы на вопросы.  Принимать участие общей беседе, выполняя правила речевого поведения.  Формулировать собственное мнение и аргументировать его.  Работать в парах, учитывать мнение партнера, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.                                                                                                                  Предметные умения:  Формировать интерес к чтению как к средству получения информации  Коммуникативные УУД:  Уметь воспринимать на слух художественное произведение.  Познавательные УУД:  Извлекать информацию, представленную в различных формах (текст).  Анализировать поступки героев.  Коммуникативные УУД:  Формулировать ответы на вопросы.  Формулировать собственное мнение и аргументировать его.  Принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения.   |  
   Физминутка. (2 мин)   |   - Перед вами чистоговорка, давайте прочтём её сначала медленно, потом быстрее, а теперь представьте себя маленькими ёжиками, присядьте на корточки и ползите ко мне.(слайд 11)  Жи – жи – жи, живут в лесу ежи.  Жа – жа – жа, я нашла ежа.  Жу – жу – жу, молока налью ежу.       |        |        |  
   Знакомство с произведением. (2 мин)                                                                      Словарная работа. (1 мин)                                  Первичное чтение (5 мин)          Анализ рассказа (10 мин)                                                                               |   -Ребята, вспомните, как называется рассказ, с которым мы будем знакомиться?    -Попробуйте предположить, о чём может идти речь в тексте?    -Скажите, когда и почему бывает страшно?   -Какими близкими по значению словами мы можем заменить слово страх? (паника, испуг, тревога, боязнь, ужас) Как эти слова называются? Где мы можем найти эти слова?  -Покажите мимикой и жестами страх и испуг.  -А вас когда-нибудь охватывало чувство страха?  -Что вас напугало?  Хотите узнать, что напугало героев этого произведения?      В произведении Е. Чарушина “Страшный рассказ” вам встретятся два слова, значение которых следует уточнить.(слайд 12, 13)  Это слова “чулан” и “сени”.    - Объясните лексическое значение слов. Толкование этих слов можно прочитать в словарях. (Показать словарь)      - Ребята, давайте прочтём произведение. (комбинированное чтение)  Обмен впечатлениями.  -Понравился рассказ?    - Почему автор назвал рассказ страшным?  - В какой момент вы волновались?  - Кто главные герои этого рассказа?  - Кого испугались мальчики?  - Как вы думаете, прочитанное произведение сказка или рассказ?  – Прочитайте, с чего начинается рассказ.    - Почему мальчики были одни дома?  - Что сказано про мальчиков в начале рассказа? Зачитайте.  - Подберите слова для описания их характера.  - Что напугало детей? Найдите эти строки.  - Как Шура и Петя уговаривали себя не бояться?   Давайте войдем в этот рассказ. Вы теперь Шура и Петя. Как бы вы себя повели? Какие чувства испытывали мальчики, когда слышали звуки за дверью? Расположите эти слова в порядке возрастания чувств.(слайд 14)  Страх  Ужас  Испуг  Беспокойство  - Какое из этих чувств испытывали мальчики в самый напряженный момент?  - Мальчикам было страшно? Они показывали друг другу, что они боятся?  - Представьте, что вы боитесь, но говорите, что вам не страшно. Попробуем прочитать диалог без слов автора, интонационно показывая свои ощущения.  - Сколько участников нам понадобится, чтобы прочитать его?    - Подготовьте чтение в паре, но прочитать надо так, чтобы мы поняли, что их начинает охватывать ужас.  - Какая пара читающих вам понравилась больше всего?  -Давайте снова вернемся в рассказ. Изменилось ли настроение мальчиков, когда пришли родители?  - Посмотрите на иллюстрацию в ваших книгах. Ее выполнил Е. Чарушин.  - Кого изобразил художник на рисунке?  - Найдите в тексте строки, которые ты мог бы соотнести с рисунком.   |   Отвечают на вопросы, слушают ответы одноклассников. Выполняют задание.      Ответы детей:  -помощь учителя;  -обратиться к толковому словарю;  -посмотреть в энциклопедии;                                                          Сени –помещение между жилой частью дома и крыльцом.    Чулан – помещение в доме, служащее кладовой.            Обучающиеся читают рассказ.      Дети делятся своими впечатлениями      Мальчики Шура и Петя.      - Рассказ. Написан в прозе, описываются реальные события, нет волшебства, магии, животные не обладают голосом, характером  Дети остались одни дома.  Родители ушли.  Аккуратные, послушные, самостоятельные, дружные.                              Беспокойство  Испуг  Страх  Ужас                                      - Два мальчика.                                              Рассматривают иллюстрацию  Слушают    Строят суждения   |   Личностные УУД: Уметь самостоятельно выполнять учебные задания.  Познавательные УУД: Уметь находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.    Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.    Регулятивные УУД: Уметь действовать с учетом выделенных учителем ориентиров действия.       |  
   Физминутка   |   (Слайд 15)   |        |        |  
   Проверка усвоения смысла и содержания рассказа.  (3 мин)       |   - Ребята, давайте разделимся на группы и следующее задание выполним в группах. Перед вами карточки розового цвета с фразеологизмами. Давайте с ними познакомимся (устанавливают лексическое значение)    У страха глаза велики (преувеличивать)  Остаться в четырёх стенах. (родители ушли)  Брать под своё крылышко. (окружить заботой)  Сердце в пятки ушло. (испугались)  В мгновение ока. (быстро)  Не верить своим глазам. (удивление).  - Возьмите в руки карандаши и расположите их в той последовательности, в которой развиваются события рассказа.  - Проверим, что у вас получилось.   |   Работа в группах                          1.Остаться в четырёх стенах.  (остались одни)  2.У страха глаза велики (преувеличивать)  3.Сердце в пятки ушло. (испугались)  4.В мгновение ока. (быстро)  5.Не верить своим глазам. (удивление).  6.Брать под своё крылышко. (окружить заботой)       |   Предметные умения:  Формировать осознанное, правильное, выразительное чтение и рассказывание;  Развивать умение работать с текстом.  Познавательные УУД:  Пользоваться знаками, символами, таблицами для решения различных задач.  Регулятивные УУД:  Осуществлять самоконтроль в индивидуальной работе.  Оценивать результаты своих действий по итогам выполнения задания.   |  
   Итог урока. Рефлексия деятельности на уроке.  (2 мин)                                                                                                                                                                   |   Игра «Завершите фразу» (слайд 16)  - Ребята, я говорю вам, начало фразы, а вы её продолжаете:    Будущий писатель полюбил природу, потому что …   Е. Чарушин правдиво изображал животных, потому что...   Из его книг можно узнать о …   Художник, который рисует животных, называется…   Пса, который жил у Чарушиных дома звали...    -Как называется рассказ, который мы сегодня прочитали?  - Соответствует ли название рассказа его содержанию? Вот если бы вы были писателем, то, как бы вы озаглавили рассказ? (“Случай на даче”, “Ежик”)  - Почему ежик не ушел, а остался жить с ребятами все лето?  - Какими мальчики показаны в конце рассказа?    - Докажите словами из текста.   - Почему рассказ, где главные герои мальчики помещен в разделе “О братьях наших меньших”?    -Чему учит рассказ?  - Вернемся к началу урока. Ребята, вы уже догадались, кому принадлежат эти слова? (слайд 17)  “Входи в мир природы! Будь внимательным, добрым и смелым. Больше узнавай, больше умей, чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной. Растения и животные - это наша родная природа. Оберегать и любить их - это значит любить и беречь свою Родину”.  Ведь в природе всё взаимосвязано. Одну из связей в природе мы с вами сейчас себе представим.(слайд 18)      Чем питаются ежи? (мышками). А чем питаются мыши? (зёрнышками).  - Что произойдёт, если истребить ежей? (мышей станет больше, и они поедят зерновые культуры).  - Вот какую важную роль играют животные!  Оценивание учащихся с помощью слов-. помощников. (слайд 19)  -У каждого из вас на столе конверты с сюрпризом, откройте их. Что вы там видите? (слайд 20)  (У каждого ученика на столе шаблоны ежиков трех цветов: красный - мне было не интересно на уроке, и я ничего не понял; синий - мне было интересно, но у меня возникло очень много вопросов; зеленый - мне урок понравился, хочется прочитать другие произведения Е.И. Чарушина).  -Приклейте к доске ежика, который соответствует вашему мнению.   |   Дети отвечают, выражают свои мысли.                                                                              - Любят животных, добрыми.  “Дали молока… и кусок мяса).  - Ещё одним героем рассказа был ёж.      Вывод (чему учит рассказ): не бояться, взаимоподдержке                                      - Е. И. Чарушину.                              Отвечают на вопросы учителя.     |   Личностные УУД:  формирование ценностного отношения к полученным знаниям (бережное отношение к природе). Развивать навык сотрудничества со сверстниками, формировать осознанную мотивацию к выполнению задания  Регулятивные УУД:  Фиксировать в конце урока удовлетворенность/ неудовлетворенность своей работой на уроке.  Познавательные УУД: Уметь структурировать знания, выбирать  наиболее эффективные способы решения задания, уметь осознанно и произвольно строить высказывания.  КоммуникативныеУУД: Уметь управлять поведением партнера, контролировать, корректировать действия партнера.      Коммуникативные УУД:  Уметь оформлять свои мысли в устной форме.  Регулятивные УУД: Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.    Личностные УУД: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности    Познавательные УУД: Рефлексия способов и условий действия, оценка процесса и результатов деятельности.   |  
   Домашнее задание.  (1 мин)   |   Д/з: перечитать рассказ стр. 136-138, подготовить подробный пересказ по плану. (слайд 21)  1 в.- Составить 3-4 вопроса к прочитанному тексту.    2 в.– Подобрать к прочитанному тексту пословицы, загадки.  3 в.– Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся фрагменту рассказа.         |        |        |