Из города Букв в страну Литературию
  
- Дети и дорогие наши гости, сегодня у нас необычный урок чтения. Мы прощаемся с Азбукой.
  Прапрадедовской порой  
  Встали буквы в четкий строй.
  Строй как строй, да не простой,  
  Он зовется азбукой.
  Урок одновременно и радостный и грустный. Почему? Многое изменилось в нашей жизни за это короткое время. Сколько разных событий произошло.
  1 ученик: 
- Мы помним тот звонок весёлый, 
Что прозвенел нам в первый раз,       
Когда вошли с цветами в школу 
В свой самый лучший первый класс! 
2 ученик: 
- Садясь за парту осторожно, 
Чтоб школьной формы не измять, 
Мы Азбуки свои открыли, 
Раскрыли школьную тетрадь. 
3 ученик:
- Теперь мы знаем буквы, слоги.
Умеем говорить, считать. 
И постепенно, понемногу 
Мы научились все читать. 
4 ученик: 
- Изменились наши игры.
Стал серьёзным первый класс 
Икс и игрек, икс и игрек 
В голове у нас сейчас! 
5 ученик:  
  Ну а в третьих, я Лариске
  Сам уже пишу записки!
  И бабуля говорит:
  Мой внучонок – вундеркинд!
  6 ученик
- Сто загадок, сто вопросов 
Нам покоя не дают. 
Почему мигают звёзды? 
Может в гости нас зовут ?
  Вед. - Вопросов много и не только у нас первоклассников, но и у взрослых людей. Где искать ответы на многие из них, чтобы знать всё больше и больше? Народная мудрость об этом говорит:  
  
 -Первого сентября мы отправились в плаванье по стране Знаний, делали открытие  за открытием. Путешествие по стране Азбуки мы завершили, а значит мы должны отправится в более долгое путешествие в страну Литературию. Много новых героев вы встретите в этой стране. И сказочные герои, которых вы уже знаете, интересуются, а все ли смогут войти в страну Литературию. Они приготовили для вас испытания. Готовы к испытаниям?
  1. Угадайте сказочного героя
  Внучка к бабушке пошла,
  Пироги к ней понесла.
  Серый волк за ней следил,  
  Обманул и проглотил! (Красная шапочка)
  Она живет возле леса, прислушивается к разным звукам. Вопросы у нее звуковые.
  Звуковую сторону речи изучает ФОНЕТИКА. Фонетика нужна врачам, логопедам, музыкантам, учителям и, конечно, детям. Не случайно обучение по Азбуке мы начали именно со звуков.  
  7 ученик
  - Мы - не буквы, мы - звуки речи. 
Изучает фонетика нас. 
Мы - не буквы, мы - звуки речи. 
Произносят и слышат нас!   
  Послушайте сказку
  . В Стране звуков
  Жили в одной волшебной стране звуки. Страна эта была совсем крохотная. И жителей в ней было всего 31. Никто их не видел, так как они были невидимками.
  А вот слушать их было можно. Шесть звуков были певцами: А, У, Ы, И, Э, О. За певучесть и голосистость прозвали их гласными. Им подпевали Я, Ё, Ю, Е.
  8 ученик
  - Гласные тянутся в песенке звонкой, 
Могут заплакать и закричать,  
Могут в кроватке баюкать ребёнка,  
Но не желают свистеть и ворчать.  
  Остальные 21 тоже были добрыми, хорошими звуками, но петь не умели. Вот послушайте: Б, В, Д, Ж, З, Й, К, Л, М, Н, Р, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ. Они очень дружили, во всем соглашались с гласными, любили с ними стоять рядышком. И назывались они согласными.
  
 
  
 
  9 ученик
  - А согласные... согласны. 
Шелестеть, шептать, скрипеть, 
Даже фыркать и шипеть, 
Но не хочется им петь. 
 Звуки и теперь живут вместе, распевают волшебные песни. Вы тоже можете петь вместе с ними, но для этого нужно уметь узнавать все звуки и правильно их произносить.  
   2. Угадайте следующего героя.
  У отца есть мальчик странный, 
Необычный, деревянный, 
На земле и под водой 
Ищет ключик золотой, 
Всюду нос сует свой длинный... 
Кто же это?.. (Буратино)
  -А сколько букв в русском алфавите? Известно также, что звуков в русском языке 42, а букв 33. Это значит, что отношения между звуками и буквами не такие простые. В каком из этих слов звуков больше, чем букв. ЕЛЬ МЕЛ
  Как звуки научились превращаться в буквы
  Много времени прошло с тех пор, как поселились в одной волшебной стране звуки. Были они невидимками, но зато любили петь. Однажды в той стране появился волшебник из другого королевства. Ему так понравилось, что он хотел поближе познакомиться с ее жителями. А когда узнал, что все жители – невидимки, то очень огорчился. Но он все-таки был волшебником, причем очень добрым. И решил он каждому жителю подарить по волшебному платью. Каждый звук получил платье, не похожее на другие. Стоило его надеть, как сразу звук становился видимым и превращался в букву. Букву можно было видеть, изобразить, нарисовать, написать. Волшебник был очень доволен.
  Что за буква?
   Из дощечек букву сбил.
  Сколько здесь дощечек?
  Три. Получилась буква? (И)
   Вот и готовы очки для лягушки (В)
   Она совсем как цифра 3 (З)
   Оттого она кругла.
  До того она кругла,
  Покатиться бы могла. (О)
   Не правда ль, буква хороша?
  И хоть она проста на вид,
  А начинает алфавит. (А)
   И при этом точно жук издает жужжащий звук (Ж)
  -Молодцы! Я думаю, что вы прекрасно знаете и все остальные буквы алфавита.
  Но почему то все они у нас перепутались. Давайте попробуем навести порядок!
  Песня «Русский алфавит»
  3. Угадайте героя.
  Толстяк живет на крыше, 
Летает он всех выше.(Карлсон)
  10 ученик
  - Дружат гласные с согласной, 
Составляя вместе слог. 
МА и ША (а вместе Маша) 
МИ и ША ( а вместе Миша) 
К нам явились на урок.  
  11 ученик
  Если слоги встанут рядом,
  Получаются слова.
  ТЫ и КВА, а вместе ТЫКВА,
  СО и ВА, читай СОВА.
  12 ученик 
  - Сколько в слове гласных-. 
Столько и слогов. 
Это знает каждый из учеников.  
  Расположите слоги по цветам и прочитайте фразу.
  
 
  

 
  

 
   


  
 
  






 
  
 
  
 
  (Мы читаем по слогам)
  
 
  
 
  4. Угадайте героя.
  Он, конечно, самый главный
Озорник-шалун забавный.
Он в огромной синей шляпе
Неумеха и растяпа. (Незнайка)
  
 
  13 ученик  
  Мы в слове слог ударный  
  Найдем эле-мен-тар-но.
  А когда его найдем,
  Громче всех произнесем!
  
 
  
 
  Ударение (сценка)
    
  Комната. В постели лежит мальчик.
  - Так хочется поскорее в школу. Нужно лекарство принять.
  Берет бутылочку с лекарством. Читает: «Три раза в день по одной столовой ложке. После приема пищи».
  Пьет лекарство и начинает пищать.
  Вбегает мама.
  - Что случилось, сынок? Почему ты пищишь?
  - А я лекарство принял. А здесь написано… (читает).
  - Ах ты, глупышка. Ведь ты неверно прочел. Три раза после приема пищи, а не пищи.  
  - Ой, мамочка. Нам и в школе учительница говорила, что от перестановки ударения может меняться смысл слова.
   Поставьте знак ударения в выделенных словах.
  Все пили ключевую воду. Возьми пилу и пили. Я мою руки. Мою руку взял доктор. Ребенок стоит на ногах. Стоит посмотреть этот фильм. Солнце село за село. Замок был закрыт на замок. Огородное пугало всех пугало.
    5. Угадайте героя.  
  С голубыми волосами  
     И с огромными глазами.  
     "Зубы чистить! Руки мыть!"  
     Любит поруководить! (Мальвина)  
  - Мальвина приготовила задания связанные с орфографией. ОРФОГРАФИЯ – нормы и правила письменной речи. Вам придется подружиться с ней, чтобы не допускать на письме ошибок.
  1 ученик: 
- Мягкий знак – хитрый знак. 
Не назвать его никак. 
Он не произносится, 
Но в слово часто просится.  
  2 ученик: 
- Твёрдый знак нам нужен тоже, 
Без него сказать не сможем: 
Съезд, съедобный, объясненье, 
И подъезд, и объявленье.  
  Игра «Камень-вата».
  Если учитель читает слово с Ъ - ребята топают, если с Ь – хлопают.
  (Лось, конь, подъезд, листья, объявление, въезд, пень, семья, съел.)
  Исправьте ошибку.
  Догадайтесь-ка, ребята,
  Отчего ежи, ерши,
  Щуки, чайки и волчата
  Рассмеялись от души?
  ЕЖЫ ЕРШЫ ЩЮКИ ЧЯЙКИ ВОЛЧЯТА
  Все
  В сочетаниях ЖИ-ШИ
  Только И всегда пиши!
  В сочетаниях ЧА-ЩА
  Пишем только букву А!
  В сочетаниях ЧУ-ЩУ
  Пишут только букву У!
  
 
  -Определи на слух слова, одинаковые по звучанию, но разные по написанию.
  Собирала Маргарита, маргаритки на горе.
  Растеряла Маргарита, маргаритки во дворе.
  3 ученик
  Ставится буква у строчки в начале,
  Чтобы начало все замечали.
  Имя, фамилия пишутся с нею,  
  Чтобы заметнее быть и виднее,
  Чтобы звучали громко и гордо Имя твое, имя улицы, города.
  Буква большая – совсем не пустяк:
  В букве большой уважения знак!
    6. Угадайте героя.  
  Она красива и мила, 
Имя ее от слова "зола". (Золушка)  
  
 
  - Золушка хотела бы узнать, знаете ли вы героев литературных книг. 
  -А – в Африке лечит зверей (Айболит).
  -Б – нашёл золотой ключик (Буратино).
  -В – гонится за зайцем (волк).
  -Г – с Белоснежкой дружит (гном). 
  -Д – в нём мы живём (дом).
  -Ё – в клубок колючки прячет (ёж).
  -Ж – по болоту скачет (жаба).
  -З – туфлю потеряла, плачет (Золушка).
  -К – круглый, песенку поёт (Колобок).
  -Л – рыжим хвостиком метёт (лиса).
  -М – первое слово ребёнка (мама).
  -Н – у Буратино он длинный (нос).
  -О – по небу скользит (облако).
  -П – в нём ручка и карандаши (пенал).
  -Р – золотая, в сеть попала (рыбка). 
  -С – прыгнула через костёр и растаяла (Снегурочка).
  -Т – дом для маленьких зверей (теремок).
  -У – птица, которая крякает (утка).
  -Ф – за посудой вдогонку помчалась скорей (Федора).
  -Х – бывает пшеничный, бывает ржаной (хлеб).
  -Ц – стоит на одной ноге (цапля).
  -Ч – друг крокодила Гены (Чебурашка).
  -Ш – старуха с крысой (Шапокляк).
  -Щ – чистит одежду (щётка).
  -Э – лестница в метро (эскалатор).
  -Ю – игрушка – волчок (юла).
  -Я – плод на дереве (яблоко). 
  УМНИЧКИ!
  Вед. В середине февраля
  В школе праздник букваря.
  Вы прочли букварь до корки,
  Вам по чтению пятёрки!
  Позади нелёгкий путь
  Слогового чтения:
  Вам сегодня выдают удостоверения.
  1.Книгу, что знакомит с буквой,
Букварем назвали встарь.
В честь славянских "аз" и "буки"
Назван Азбукой букварь.
  2.Букварем букварь назвали,
Потому что учит он
Записать звук-невидимку
Буквой – видимым значком.
  3.«Азбука» верным другом была для нас.
Прощаясь с ней, грустит наш класс.
Но долго нам грустить нельзя –
Нас ждут открытия, друзья!
  4.Самый первый свой учебник
  Класс с волненьем открывал…
  Видно, сказочный волшебник
  Эту книгу написал.
  5.Оказалось, что крючочки
  Населяют буквари,
  Загогулинки, значочки,
  А всего их – 33!
  6.Так чудесно буквы эти
  Могут слоги составлять,
  И про всё на белом свете
  Нам словами рассказать.
  7.Знаем мы не понаслышке:
  Чудеса и вправду есть.
  Мы теперь любые книжки
  Можем запросто прочесть!
  8.Букв сначала мы не знали,
  Мамы сказки нам читали,
  А теперь читаем сами,
  Подружились сказки с нами.
  9.До свиданья! До свиданья!
А на следующий год
  Азбука читать научит
Тех, кто в первый класс пойдет! Песня Азбука
  Песенка «Если с книгой дружишь ты»
  (на мотив песни «Если с другом вышел в путь»)
  Если с книгой дружишь ты,
  Если с книгой дружишь ты –
  Веселей живется.
  А без книги, ты пойми,
  А без книги, ты пойми,
  Все трудней дается.
  Припев:
  Что мне А, что мне Б,
  Что мне А, Б, В, Г, Д,
  Когда я знаю буквы все!
  На уроках я всегда,
  На уроках я всегда
  Отвечаю четко.
  Книга верная моя,
  Книга верная моя,  
  Мне во всем подмога.
  Припев.
  И скажу я вам, друзья,
  И скажу я вам, друзья, -
  С книгой вы дружите,
  Книги – верные друзья,
  Книги – верные друзья.
  Книги вы любите!