|   Этапы урока   |    Действия учителя   |    Действия учащихся  УУД (учебно-универсальные действия)   |    Планируемые  Результаты    (личностные, метапредметные, предметные)   |    Время   |  
  |   1.Организационный момент.       |    Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на уроке «Основы православной культуры» здоровыми и жизнерадостными. Желаю вам успешной работы!   |    Подготовка класса к работе. Включение в деловой ритм.  Личностно универсальные действия   |    Личностные   |    2 мин.   |  
  |   2.Сообщение темы занятия.       |     -Посмотрите видеофильм, который поможет определить тему урока             -Просмотр видеоролика(о храме)                                                                                                                                    -О чем мы будем сегодня говорить  На уроке?(Слайд)  -Приходилось ли вам бывать в храме?    -А в нашем храме вы были?      -Какие чувства вы испытывали, находясь в нём?      -Что больше всего запомнилось?         Что такое храм?  -Цели и задачи. (Слайд)              -Ребята, сегодня на уроке вы узнаете, как устроен православный храм.      - Можно ли представить себе современный русский город или крупное село без храма?       Где бы не расселялся русский народ, на том месте сразу же возводился православный храм. Человек всегда стремится к прекрасному, надеется на лучшее, и его душа находит покой только в Боге, поэтому люди всегда тянутся в храм.       |    Учащиеся слушают стихотворение А.Толстого «Благовест»  Коммуникативные действия                                                                                                  -О храме                                                                          -Нет   |    Предметные и матапредметные   |    2 мин   |  
  |       3.Актуализация знаний учащихся  Постановка учебной задачи       |     Попробуйте дать определение слову «храм».       Иллюстрации помогут вам в этом.(Слайд)  (учащиеся дают определения слову «храм»)        Храм — сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов.      -Храм – источник живительной благодати, где люди обращаются к Богу и получают просимое.      -А вот что ответили ваши односельчане, что такое храм?(Видеоролик)      Мы с вами, приходя в храм, становимся прихожанами, цель нашего прихода -помолиться, поставить свечку.                      Зачем люди посещают храмы?                   |    Словарная работа  Действия познавательной направленности, регулятивные действия      Ставят цели, формируют, уточняют тему урока      - Храм - это здание, в котором люди молятся Богу, ставят свечки.  - В храме происходят обряды венчания, крещения, отпевания.  - В храме много икон.      - В храме человек приближается к Богу, благодарит его или просит о чём-то.       |        Личностные, метапредметные   |    5 мин   |  
  |   4.Изучение нового материала  Построение проекта выхода из затруднения       |     Все ваши ответы абсолютно правильные. Но на уроке мы подробно разберем с вами устройство православного храма. А потом вы сами составите памятку: «Как правильно себя вести в храме».        |    Составляют план достижения цели и определяют средства(алгоритм, модель)  Регулятивные :планирование, прогнозирование,  Познавательные:моделирование   |    Личностные   |    15 мин   |  
  |   4.1.Беседа с учащимися.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        |         На Руси всегда было много храмов и сейчас православные традиции возрождаются. Восстанавливаются, реставрируются, строятся новые церкви, и вместе с тем врачуются души людей.      В нашем селе еще в 18 веке тоже была церковь.во имя Казанской Божьей Матери,  Построили ее наши односельчане, потом она сгорела.  (Слайд)  Перед вами картина Васнецова «Основание Москвы.»Построение первых стен Кремля Юрием Долгоруким в 1156 году» - немного наивно простодушное изображение строительства деревянных стен крепости, где какие-то указания дает толпе простого люда сам князь.       Издавна храмы строили в самых красивых местах, но перед строительством обычно молились, чтобы Господь указал необходимое место. Узнав волю Божию, строители приступали к работе.  -Каким образом храм отличается от всех остальных зданий?      Слайд          .       - А наш храм построен в виде чего?  (В виде прямоугольника)      Слайды храмов)               Как вы думаете, что по своей форме напоминает купол?   Слайд   Купол заканчивается вверху главой, на которой ставится крест во славу Главы Церкви – Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав.   Слайд  -Предлагаю вашему вниманию посмотреть видеоролик «Установка купола» на нашем храме           Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола.   (Слайд)   Как вы думаете, зачем нужны колокола?       Верно. Сейчас звонят колокола для того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению, и чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы.       -А раньше звонили колокола для чего?  Слайд        Звон в один колокол называется «благовест» (благостная, радостная весть о богослужении).    Звон во все колокола, выражающий христианскую радость по поводу торжественного праздника и т.п., называется «трезвон».    Звон колоколов по поводу печального события называется «перезвон»        К колоколам на Руси относились как к живым существам, давали им имена и прозвища: Гавриил, Широкий, Лебедь, Медведь, Ревун - в зависимости от звучания.      -Посмотрите видеоролик и определите название колокольного звона   «Звон колокол»   Эта работа проводится в группах       |                                                                                                                - У него есть купол, на котором находится крест.                                                      -Купол напоминает пламя свечи, форму луковицы.        (предположения детей)                                                                      -Раньше колокольным звоном созывали народ на собрание. Колокола звонили во время пожаров, набегов врагов, чтобы собрать всех.       |         |         |  
  |        |         |         |  
  |   4.2.Прослушивание фрагментов колокольных звонов.       |    -Какие чувства вызывает у вас звон колоколов?      Многие художники изображали на своих полотнах храмы, поэты писали стихи, а композиторы музыку  (Слайд)  -Посмотрите картину Левитана «Вечерний звон» и послушайте песню «Вечерний звон»  -О чем вы думали во время прослушивания?       |    - Мысли о храме, церкви, России…  Познавательные учебные действия                   |    Личностные матапредметные   |         |  
  |   4.3.Изучение устройства храма.  Виртуальная экскурсия в храм       |     Давайте перенесёмся внутрь храма на некоторое время.   Может быть, кто-то назовёт, из каких частей состоит храм? (Слайд)  (предположения детей)   Мы поднимаемся по ступенькам и останавливаемся на площадке, которая называется папертью.   (Слайд)   Православный храм делится на три части: притвор, сам храм (средняя часть) и алтарь.       Слайд  В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных. В настоящее время притвор сравнительно небольшой. Здесь продаются свечи, можно написать записки о здравии и об упокоении.               Вторая самая большая часть - место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. В центре стоит аналой с иконой праздника.  (Слайд)       Здесь и у других икон мы можем поставить свечи о здравии наших близких и родных. С левой же стороны стоит панихидный столик – каннуник,  здесь обычно ставятся свечи за упокой, служатся панихиды, т. е. заупокойные богослужения.      (Слайд)  Иконостас- сплошная стена, составленная из икон, отделяющая алтарь от главного помещения Здесь же находятся царские ворота-это вход в алтарь  (Слайд)   Главнейшая часть храма — это алтарь, место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным. Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм — землю.        Самое важное место в алтаре — престол - особо освященный четырехугольный стол, украшенный двумя материями: нижней - белою из полотна и верхней - из парчи. Считается, что на престоле невидимо присутствует сам Христос и потому касаться его могут только священники.   (Слайд)  В храме имеются иконы  (Слайд)       |    Познавательные действия учеников   |         |         |  
  |   5.Творческие работы учащихся.  Проверка домашнего задания   |    Ребята,а что вам известно о нашем храме?   |    Регулятивные действия: контроль, коррекция,  Личностные: самоопределение      На Православный праздник Крещенье 19 января 2013 года в нашем селе проходило торжественное открытие и освящение храма.    Теперь в самом центре села распахнул свои двери пусть такой маленький ,зато уже свой православный домик-храм.После торжественного открытия он был сразу же буквально переполнен людьми. Всем хотелось прикоснуться к святыням. Стены храма украшают вновь написанные образа.  На подсвечники православные ставили первые свечки, свой дар Богу.    Слайд  Иконы, имеющиеся в храме, самые разнообразные.          Храм назван во имя царицы Елены  Святая царица Елена причислена к лику равноапостольных за ее неоценимые заслуги в открытии в Иерусалиме святых мест . Святая царица Елена была матерью святого Константина Великого. Благодаря ей и ее сыну христианство стало одной из основных религией в мире. К ней прибегают с просьбой о помощи в исцелениях.   Когда царица Елена изображается вместе со своим сыном, царем Константином, к ним в молитве обращаются за помощью в делах политики, бизнесмены, руководители различного уровня, а также те, кто испытывает материальные трудности.  Икона Святой Елены считается главной иконой в нашем храме.  Теперь каждый житель нашего села имеет право прийти в храм, помолиться, поставить свечи.                   |    Метапредметные   |    8 мин   |  
  |       6.Коллективная работа.       |    - Часто ли вы бываете в храме?   -Знаете ли вы, что в храме существуют особые правила поведения, называющиеся церковный этикет?    Сейчас вы услышите стихотворения, которые помогут вывести правила для мальчиков и девочек, посещающих храм: (Слайд)                                                                                              Учитель:     И скажу я от души:   Выйти с храма не спеши,    Стой на службе до конца,    Слушай проповедь отца.        Приложись потом к кресту,   Обещание дай Христу,   Что исправиться намерен,   Слову своему будь верен.   Даром время не губи,   Службу Божию полюби.   Воскресенья подожди,   На молитву приходи.        -О чём необходимо помнить мальчику, заходя в храм?    -Как должны выглядеть девочки, приходящие на службу в церковь?    -Как мы заходим в храм?    -Как мы стоим во время богослужения?    -Как оканчивается божественная литургия?      -Все запомнили,ребята,  Проверим!   |    Коммуникативные учебные действия   (Учащиеся читают стихотворение по ролям)   Памятка мальчику:   Прежде чем зайти в собор,   Головной сними убор, Злые мысли отгони  Не нужны тебе они...  Памятка девочке:   Скромную надень одежду,  В брюках в храм идёт невежда Голову платком покрой   И тихонько в храме стой.  Мальчику и девочке:   Никого не осуждай,  Помощь нищему подай,    Поставь свечку и потом    Осени себя крестом.  Богомыслие храни,  Лень подальше прогони,   Душой с Богом примирись,   И со всеми ты молись.   Богомольцев не толкай,   К чину в храме привыкай.    Не гляди по сторонам —   Неполезно это нам...   Хоть старушка, хоть девица   Не посматривай на лица,   Глазки в землю опусти,   О грехах своих грусти.                                                                               |    Предметные   |    8 мин   |  
  |   7.Итог занятия.       |     Скажите, почему православные христиане с такой любовью и заботой относятся к храмам?  -А сейчас мы посетим наш православный храм   |    Личностно универсальные действмя, регулятивные, познавательные   |    Личностные, предметные   |    3 мин   |  
  |   8.Домашнее задание.       |     Общее:   - рассказать родителям о том, что запомнили на уроке       |         |         |    2 мин   |